Главнейшие признаки Настоящей литературы
Вот уже более двух лет я разрабатываю статью об отличительных признаках Настоящей литературы от графомании. Давно бы уже завершил, но статья, пополняясь всё новыми и новыми пунктами этих самых отличительных признаков, всё более и более напоминает научное исследование. Однако же, в последнее время, я начал приходить к выводу, что отличительных признака всего два, а все остальные признаки являются составными частями этих двух. Каковы же два признака, которые отличают Истинного художника слова от обычного ремесленника или, того хуже – графомана? Думаю, пришло время их назвать:
1. ПАССИОНАРНОСТЬ. Настоящий Поэт или Писатель (как и любая другая "творческая Личность") – это всегда бунтарь; всегда преобразователь, выводящий сознание человечества на новый виток эволюционного развития; всегда элемент антисистемы (по Гумилёву). В любую историческую эпоху Настоящее искусство – это, прежде всего, бунт. "Против чего?" – можете спросить вы. – Против существующей системы, против довлеющих стереотипов и шаблонов. Русский рок 80-х гг. прошлого столетия можно охарактеризовать одним словом: БУНТ! "Серебряный век" русской поэзии можно охарактеризовать одним словом: БУНТ! Творчество таких величайших художников, как Пикассо, Дали, Матисс – объединяло одно: БУНТ!.. И даже европейский ренессанс 14-16 вв. – о чудо! – но это тоже БУНТ… очень старый, но очень большой БУНТ… Любой нынешний классик являлся бунтарём своего времени. Абсолютно ЛЮБОЙ!
Если литературой занялся обыватель, максимум, что ему светит – это членство в Союзе Писателей, среди тысяч, таких же, как он, серых и безликих ремесленников. И только зародившись в голове пассионария, мысль способна обратиться нетленным произведением мирового искусства, смело крушащим шаблоны и переворачивающим представление о мире, в котором мы живём.
2. ИСКУССТВО – КАК ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ. Бывает и такое, что пассионарии пишут стихи и прозу, но при этом всё-таки сложно назвать их "Поэтами" и "Писателями" с большой буквы. Например, Эрнесто Че Гевара или Хо Ши Мин: оба писали стихи, но оба вошли в историю вовсе не как Поэты. Дело в том, что поэзия не являлась для них жизненным смыслом, они воспринимали её, скорее, как сопутствующее хобби, нежели своё предназначение. Отсюда правило: для любого "Истинного художника слова" литература – есть жизненный путь! Не больше и не меньше…
Когда я знакомлюсь с начинающими авторами, я, прежде всего, смотрю на наличие у них пассионарных задатков. Выясняю, чем для них является литература – смыслом жизни, или же просто так – баловством (хобби). Эти два пункта для меня намного более важны, чем знание поэтических размеров и умение хорошо сплетать рифмы. Техника – дело наживное, а вот пассионарность – нет… и никого никогда не заставишь заняться литературой всерьёз, пока она не является его ГЛАВНЫМ жизненным устремлением.
Итог всего вышесказанного:
Только когда искусство становится смыслом жизни пассионария, мир являет нам ещё одного Гения.
Касательно же поэзии здесь можно сказать следующее:
Настоящий Поэт – это БУНТАРЬ, который выбрал своим оружием самое грозное из всех – СЛОВО!
Владимир Ордовский
(18.10.2016 г.)
Свидетельство о публикации №116101804708
Так же как ветер, который может использоваться во благо совершенствования Человечества, или превратиться в разрушительное торнадо - бунт может быть прогрессивным, или нигилистическим. Пример прогрессивности - стремление человека покорить космическое пространство, познав и преодолев ограничения человеческого организма, заложенные законами природы и Вселенной. Это созидательный бунт.
Пример нигилистического бунта - продвижение той самой толерантной повесточки на Западе, который отрицает традиционные ценности человеческой личности и навязывает новые модели существования в рамках общественных и государственных формаций.
На этом основании смею утверждать, что не всякий бунт одухотворяет человека и позволяет раскрывать грани истинного таланта. Более того, вставая на путь разрушительного бунтарства человек выхолащивает в себе творческую силу, которая - по сути - может быть только созидающей. Да, это очень большая тема для обсуждения, для поиска и приведения различного рода исторических и современных примеров, для обращения к взгляду специалистов различных профилей, поэтому не стану даже пытаться сейчас искать ещё какие-то аргументы и аллегории.
Хочу только отметить, что по моему мнению, в самые важные смыслы современного поэтического творчества входят такие побуждения и итоги, как самопознание, самообразование, преобразование и адаптация восприятия действительности. В силу массовости - не сравнимой с вовлечённостью в это явление поэтов серебряного века - вполне естественно, что средний уровень качества современной поэзии невозможно сравнивать с вышеназванным периодом. По тем же причинам, яркость отдельных талантливых авторов представляется куда как менее заметной, особенно учитывая пресыщенность последних поколений обилием самых различных проявлений масс-медиа.
Так же, хотелось бы отметить, что поэтическая конкуренция настолько виртуализировалась, что отсутствие такого вызова, или напротив, формы сподвижничества - как личное общение, глаза в глаза, так же оказывает влияние на качество современной поэзии. Объяснять это достаточно долго и сложно, надеюсь вы поймёте, что я под этим подразумеваю.
P.S: насчёт Союза Писателей... Многие авторы на Стихире не забывают упомянуть о своём членстве в этой организации, как и о количестве юбилейных медалей, которыми их там наградили... Но почитав стихи некоторых таких авторов, порой просто поражаешься: за какие успехи и заслуги они были приняты в РСП? Причём некоторые авторы настолько болезненно относятся к критическим замечаниям, что тут же отправляют - посмевших - в ЧС. И возникают сомнения в том, что эта организация осталась престижной и объективной в своей деятельности. Иногда даже думается, что авторов принимают туда ради увеличения объёмов членских взносов. Но это конечно, ерунда, разве такое может быть?
P.P.S: почитал некоторые ваши стихи. Вы бунтуете ради бунта, не пытаясь осмыслить, что истоки явлений, против которых вы восстаёте, исходят, в большинстве своём, из предыдущей эпохи. А то что происходит в данный момент - попытка преодолеть эти последствия путём эволюционного развития. Как по мне, то революций в стране уже предостаточно было. Необходимо искать менее жертвенные пути развития.
Амир Гайнутдинов 13.08.2024 18:13 Заявить о нарушении