О вневременном видении... 1834
музыкально-исторического процесса
(с точки зрения понимания музыки как
идеальной вневременной гармонии всего мироздания)
...Время не подобно прямой линии, безгранично продолжающейся в обоих направлениях. Оно ограничено и описывает окружность. Движение времени соединяет конец с началом, и это происходит бесконечное число раз...
Прокл [6, С. 24-25].
В центре внимания стоит общий вопрос о вневременном, мгновенном, одномоментном, таблично-графическом, формульном видении музыкально-исторических (шире – художественно-исторических и, наконец, общеисторических) процессов.
Потребность осмыслить мировой музыкально-исторический процесс как категорию музыкального мышления высшего порядка в настоящее время воистину велика. Ведь речь идёт об осмыслении развития важнейшего элемента культуры человечества – то есть того, что составляет смысл его существования, того, во имя чего оно живёт, во имя чего оно развивает материальные аспекты своего существования. Для здорового общества важно в первую очередь развитие его культуры. Если цели общества резко смещаются в сторону средств построения этой надстройки, т.е. в область материально-прагматическую, то это есть верный сигнал к тому, что оно идёт к своей гибели.
Музыкальное искусство определённого общества есть, пожалуй, самый нематериальный элемент его культуры. Даже исполнительское воссоздание музыкального произведения по однозначно закреплённой нотной записи не есть буквальное восстановление этого сочинения. В звуках зашифрована энергетическая информация о творце, его творении, эпохе, её духовном содержании и т.д. Каждое произведение на своём высшем – художественно-энергетическом уровне – имеет образную – фабульную, сюжетно-драматургическую или динамико-драматургическую – информацию, т.е. то, что составляет его содержание и чему подчинены использованные средства музыкальной выразительности.
В оценке образного энергетико-психологического содержания музыки огромную роль кроме интуитивных способностей играют передовые методологии крупного плана, способные с разных сторон восстановить эмоционально-ментальный строй эпохи и музыкального произведения как её живой клетки-субсистемы (или – в другой системе сравнений – как её репрезентирующего голографического элемента).
Итак рассмотрим вневременной аспект музыкально-исторического процесса.
Всё процессуально-историческое способно сворачиваться в некую вневременную систему при условии, если мы изменим своё сознание и удалим из него смутную, необъяснимую во многих отношениях категорию времени, а значит и категории движения, материи и грубой энергии. Строго говоря, понятие «процесс», фигурирующее в названии статьи уже устарело, поскольку не соответствуют современному – пространственно-многомерному (минимум четырёхмерному) – представлению о неподвижном чисто математическом Целом как идеальной реальности. Согласно этому представлению любое время, в том числе и историческое время (как и время индивидуальное) попросту отсутствует и ему соответствует минимум четвёртое измерение пространства. При этом мы, обладающие новым сознанием, вместо более или менее смутного историко-временного или слушательско-временного переживания музыкальной (соответственно: макро- и микро-) реальности ясно видим целостную неподвижную картину бытия музыкального мышления, которую мы можем восприниять как систему многообразнейших гармонических пропорций. При широком рассмотрениии будет включатья вся музыка: звучавшая, звучащая и та, которая будет звучать. Данные три модуса времени в условиях нового сознания уже становятся излишними, устаревшими понятиями, соответствующими прошлой эпохе позитивистского – пространственно-трёхмерного-плюс-временного – взгляда на Целое. Действительно, гениально-предвосхищающий, но уже устаревший эйнштейновский (пред)«четырёхмерный континуум» (трёхмерное пространство плюс время) есть лишь переходный понятийный комплекс для современного четырёхмерно-пространственного вневременного видения, представления и познания.
В рамках нового – «теоретического», постисторического, целостного – представления имеется внепроцессуальное пропорционально-гармоническое Единство-Целое и «музыка» многообразнейших соразмерно-гармоничных пропорций этого Целого. Это Целое может быть сравнимо со струной, которую умозрительно и в конце концов физически слышит через нас универсум («Бог») – со струной, порождающей через обертоновый принцип её деления весь мир неслышимой (musica mundana, musica humana) и слышимой (musiсa instrumentalis) Музыки. Не трудно понять, что под данным, предельно расширенным пониманием Музыки подразумевается Гармония Целого, которая первоначально базируется на божественной многомерной симметрично-гармонической математической идеальной конструкции. Последняя являетяся одновременно и предельно изящной, и предельно устойчивой. Таинство этой конструкции – в непостижимом нами числе её мерности.
Множественные музыкологические проявления универсального принципа иерархического пропорционирования, связанные с конкретизацией по параметрам музыкально-исторической эпохально-временной (по традиционным представлениям) позиции, культурно-географической координаты, индивидуального, жанрового, музыкально-выразительного, интерпретационного и прочих разнообразных функционально-исследовательских срезов – есть лишь бесконечные ракурсы в рассмотрении явления «Музыка». Музыкальное мышление как таковое возникает в момент создания музыки и далее при соединении звучания музыки с её восприятием. Через модус индивидуального музыкального мышления Целое, состоя из многомиллиардных музыкальных сознаний, расщепляясь-и-не-расщепляясь на них, живёт Единой Музыкой мироздания. Музыкальное мышление имеет как процессуально-временной (сукцессивный, адаптивный, аккомодативный, сенсуальный), так и теоретико-вневременной (синхронный, идеальный, предзаданный, алгоритмический) модусы.
Последний модус, коренясь в области математико-идеальной реальности, является первичным. С другой стороны, первичное, причинное теоретическое музыкальное мышление (то есть музыкальная реальность), пройдя через антитезисную фазу композиторского и слушательского индивидуального инобытия, а также хронолого-исторического макроинобытия, возвращается в синтетическом модусе (на третьей, объединительной фазе) в качестве вторичного теоретического музыкального мышления. Гегелевская идеалистическая триада «тезис-антитезис-синтез» здесь прекрасно работает. Остаётся только отметить, что эту триаду более правильно следовало бы понимать не сукцессивно (как последовательность во времени), но одномоментно, синхронно. В этом замечании содержится намёк на прогрессивную тенденцию просветления нашего сознания от временного (а значит и материалистического) в сторону четырёхмерно-вневременного (идеального). Никому нельзя поставить в упрёк, что он мыслит в категориях времени и, соответственно, пользуется этими категориями. Переход на вневременную ступень мышления – дело эволюции нашего сознания. К примеру, говоря сейчас об этой более высокой ступени сознания, здесь в силу традиций неизбежно приходится пользоваться временными понятиями, поскольку других ещё и нет. Скажем выделенные здесь курсивом понятия уже не соответствуют новой картине мира просветлённого человечества, но мы вынуждены их употреблять, ибо другие – адекватные – ещё не наработаны. Важно чувствовать, где располагается сфера идеально-вневременной реальности, а где мы впадаем в иллюзию материально-временного чувственного «ширпотреба». Скажем просвещённая (точнее – просветлённая) индийская «история» музыкального мышления только потому плохо вяжется с датировками и процессами, что «она» уже изначально на уровне древнего ведического миросозерцания мыслилась вне времени. Важно понять, что ничто не «формируется и не появляется вследствие эволюции», но лишь сигнализирует о другом параллельно существующем качественном уровне, на который наше сознание перескакивает и который пытается всё ещё объяснить – не побоимся этого выражения – в варварско-временных, процессуальных категориях.
Язык мифа в конечном счёте стремится развенчать иллюзию времени и объяснить сознание-мир минимум пространственно-четырёхмерно. Однако, порой язык мифа, напротив, прибегает к нарочитому временному артикулированию своего содержания, чтобы затемнить или вовсе сокрыть его от непосвящённых.
Стилевая, жанровая и музыкально-полипараметровая артикуляция и интерпретация первозвука Музыки уже есть акты конкретизации Единого музыкального действа. По сути дела не так важно, в какой последовательности протекает музыкальное выражение души человечества или, допустим, звучание данного произведения, если мы изначально слышим-охватываем целостное пространство Музыки. Такое восприятие имел Моцарт, подтвердивший его в известном своём высказывании. Музыка в своей высшей жизни есть уже вневременное явление.
То, что, например, важно обыденному слушателю (последовательность воприятия) или эволюционно мыслящему музыковеду (исследование процесса стилевого развития), уже не столь важно для Единого мира Музыки, в котором созидающий, исполняющий и воспринимающий слились в одномоментное Целое. Срезовая – временная – развёртка этого Целого и его многостороннее слушательское познание – уже явление следствия нашего относительно сниженного уровня сознания, но не сущность Единой Музыки – Музыки как причинной первоосновы всего, рождающейся из «бесконечного мгновения». А вот даже традиционное научно-музыковедческое исследование уже несёт в себе черты вневременного ощущения Музыки, оперируя целостным видением музыкального произведения, музыкальной эпохи и т.д.
Тезисно выстроим дальнейшее развитие основной концепции доклада: «Музыка как идеальная, вневременная гармония всего мироздания».
1.Музыку-гармонию мы постигаем не только через наше узкое чувственное звуко-временное музыкальное восприятие, но и через всё наше существо и через весь универсум, который отражается в этом существе. Звёзды, галактики, цветы, стихи, сонаты, симфонии, Бог, любовь – всё это проявление Музыки в её трёх ипостясях (musica mundana, musica humana, musiсa instrumentalis).
2.Современные научные представления о мире как о всепроникающей живой информации, выраженной через грандиозную по масштабам пропорций иерархическую систему энергетико-волновых «колебаний», раскрывают мир уже не столько в материально-физическом, сколько в музыкально-математическом ключе. Сами «колебания» при этом «застывают» в идеальные формулы.
3.Музыка по древней традиции, идущей из глубин мифологического сознания (мифологии народов мира, пифагорейская школа, Боэций, И. С. Эриугена, Адам из Фульда, Кеплер...) мыслилась как система пропорциональных гармонических отношений в космосе (musica mundana), в душе и теле человека (musica humana) и в собственно звучащей музыке (musica instrumentalis). Такое расширенное понимание музыки есть глубочайшая традиция человечества, основывающаяся на древнейших универсальных знаниях о мире.
4.Возвышенный строй древних знаний даёт о себе знать, например, и в начальном, «пусковом» элементе «Евангелия от Иоанна»: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...». Именно восторженно-ясное ощущение гармонической целостности и неразрывности Всего есть основа древнего Знания, соединённого с Любовью (Богом). Чтобы познавать Вселенную и Человека, нужно быть возвышенно настроенным на соответствующую – возвышенную – частоту восприятия космического Знания. Такова основная идея религиозного – базисного – понимания. «Слово-евангелие» по Иоанну есть ничто иное как всепроникающая вселенская Музыка-Гармония-Соразмерность, одухотворённая Любовью. Трагедийный аспект этого «Слова» (страданий, «страстей» Христовых) есть лишь сюжетно-временная, затемняющая, антиномическая форма подачи великого Откровения о гармонии и красоте Мироздания.
5.„Слово“ есть ничто иное как живая информация, неразрывно слитая со своим носителем – энергетикой. Живая информация („Слово“) есть первооснова мира.
6.Таким образом универсум – это ничто иное как безграничный аккорд пропорциональных отношений, имеющий бесконечное число уровней.
7.Шкала вселенских пропорциональных „колебаний“ поражает своим размахом и простирается от внутриядерных до периодико-метагалактических. По сути дела мир есть лишь многообразнейшая игра математически выверенных пропорций („периодических колебаний“) на всех уровнях. Единое („Первоструна“) мира это и есть Бог-Целое. Оно порождает бесконечное количество пропорций („обертонов“), сложнейшее взаимодействие которых рождает всё то, что постигает Человек, и то, что он не в состоянии постичь.
8.Важно осознать, что реальность – это мир многообразнейше соотнесённых между собой энергий („тонов“, „звуков“ в широком смысле). Нематериальность материи постулировалась с доисторических времён через систему мифологического знания и далее через многочисленные последующие религиозные системы. Сама физика как наука о материи в ходе своего развития уже к началу XX века по сути дела дематериализовала это явление, а к середине XX века – деобъективировала в тезисе о «человекомерной вселенной» (по сути дела объективный мир вслед за Шопенгауэром свёлся к человеческому – довольно искажённому – лишь представлению о нём).
9.Существуя в цифровом („вибрационном“) мире, человек живёт по его законам. Это значит, что в качестве реальности выступают те или иные пропорциональные соотношения („вибрации“), которые имеют люди, планеты, вселенные, цифры, буквы, даты, временные периоды и прочие элементы мира.
10.Время есть ни что иное как смутно ощущаемое нами ещё одно пространственное измерение.
11.“История“ музыкального развития человечества есть некая „музыкально-историческая симфония“. Сфера уровней музыкально-“исторических“ ритмов (пропорций), зависимая от ритмов вселенской Музыки (musica mundana) поражает своей масштабностью и разветвлённостью.
12.Пространство, время, материя и энергия – это лишь различные понятийные инструменты для представления о мире. Все эти четыре категории есть в конечном счёте мыслительные инструменты воли Человека (А. Шопенгауэр [26, 32, 33]), стремящейся с их помощью наглядно, удобно, доступно представить мир и реализовать себя в этом мире.
Отвлекаясь от конкретных философских систем, можно сказать, что весь „инструментарий“ понятий человека как и весь „тропический лес“ пятиканальной системы его чувственного восприятия есть ни что иное как две взаимодействующие стороны единой биокомпьюторной машины забвения или нахождения своего внутреннего мира, в истоке которого – ослепительное сияние божественности. Не трудно также понять, что эти „инструментарий“ и „лес“ из своей вспомогательной – соответственно „очерчивающей“ и „подкрашивающей“ – роли постепенно стали претендовать на саму реальность, отвлекая человека от действительной Реальности – Идеальной Гармоничной Реальности Бога (ИГР’ы Бога), неотъемлемыми чертами которой являются божественные Любовь и Знания (БЛюЗ).
Ещё раз подчеркнём, что понятие „человекомерной вселенной“ современной физики уже не противоречит в отличие от понятий классической физики шопенгауровской концепции мира как воли и представления. Данный философ в известном смысле предвосхитил современную научную систему понимания мира. Он пишет: «...сознание (если вообразить, что через него по очереди проходят все идеи, или ступени объектности воли) составляет собственно весь мир как представление. Отдельные вещи всех времён и пространств не что иное как раздробленные законом основания (формой познания индивидуумов как таких) и потому омрачённые в своей чистой объектности идеи... Если совсем отвлечся от этого действтельного мира как представления, то не останется ничего, кроме мира как воли» [26, С. 346; везде курсив мой – П.С.]. Естественно, мы принимаем только один элемент философии этого мыслителя, имея систему представлений, в которой есть место Творцу-Богу, и это место по нашим понятиям является центральным и истоковым.
13.Воля универсума (Бога) есть воего рода праистоковая объёмная математическая конструкция, „первоструна“. От последней в качестве проекционных калейдоскопических „тонов“ отражаются бесчисленные индивидуальные воли, или волевые „вибрации“.
Можно выделить 7 уровней мироосознания:
1)уровень универсума (Бога), или единой божественной воли (теологический уровень);
2)уровень идей универсума как объективаций его воли („платоновский“ уровень);
3)уровень бесчисленных индивидуальных воль, организованных, объединённых и соподчинённых через иерархическую системно-структурную пирамиду, причиной и вершиной которой является универсум (Бог). Отметим, что чем дальше индивидуальная воля отстоит от божественной, тем более она субстантивна (вещественна) и груба в своём воплощении, мышлении и действии, и наоборот: чем ближе индивидуальная воля стоит к божественной, тем более она энергетична (невещественна, божественна) и тонка в своём воплощении, мышлении и действии (иерархический уровень);
4)уровень сознания (богосвязующий уровень);
5)уровень представления, в который входит та или интерпретация мироздания (мироинтерпретирующий, философский уровень);
6)уровень чувственного постижения материи (иллюзийный уровень)
7)уровень постижения материи через ощущения (низший уровень).
Пространство, время, материеобразующая энергия и, наконец, материя есть лишь категориально-понятийные представления (уровень 5), необходимые материально чувствующей-и-мыслящей личности для грубой, конкретизированной интерпретации мира идей (уровня 2). Последние бесчисленное количество раз ментально преломляются в сознании (и в подсознании) через призмы категорий пространства, времени, энергии и материи.
Пространство, время, энергия и материя и есть инструментально-операциональные представления (уровень 5) на настоящем этапе совершенствования человеческого сознания. Изменится сознание (уровень 4) – соответственно изменятся и его инструменты – представления (сейчас выражаемые через пространство, время, энергию и материю).
Следует понять, что для совершенствования не требуется время. Время – это условная, вспомогательная, инструментальная категория. Для совершенствования требуется лишь принятие решения – решения ориентироваться на высший или на низший спектр сознания. Настрой на тот или иной спектр сознания мгновенно включает соответствующий его уровень. Каждому уровню индивидуальной воли (уровню 3) соответствует свой уровень сознания (уровень 4) с его адекватной операциональной системой представлений (уровнем 5).
14.„Бог“ (musica mundana, harmonia mundana) есть полный спектр сознания, а человек как инструмент универсума-Бога (musica humana, harmonia humana) – неполный, ограниченный – как сверху, так и снизу. Полное сознание есть максимальный диапазон уровней универсума-Бога, который есть всеохватывающая гармония, музыка. Человек может быть как хорошим, так и плохим инструментом универсума. Плохие инструменты уничтожаются сами по себе, ибо автодисгармония приводит к саморазрушению.
15.Говоря о „человекомерности вселенной“, современные физика и астрофизика тем самым откровенно признают вторичность физических атрибутов (пространства, времени, материи и энергии) по отношению к степени развитости человеческого сознания и представления. Совершенствуя последние, Человек начинает видеть мир более полно и многомерно. Неясная категория времени обретает, наконец, ясные контуры нового пространственного измерения. Именно в случае совершенствования сознания надобность во внешней технике будет отпадать, т.к. человек будет пользоваться всепроникающей мощью своих психических, ментальных и духовных сил и отождествлять себя не столько с телом, сколько с этими силами. В настоящее время физическая живая и неживая техника парализует развитик внутренних сил Человека и последний внутренне деградирует за фасадом совершенных технических атрибутов и процессов.
16.Обыденное сознание порождает соответствующее представление через понятия: а) пространства (музыки архитектоники и архитектуры вселенной и человека), б) времени (музыки космических и человеческих пропорций по хронодлительностям – macromusicа mensurata, musicа mensurata), в) материи и г) энергии. Все эти 4 операциональные понятия, которые наивное сознание принимает за реальные сущности – лишь факторы ограничения человеческого представления об универсуме-Боге, о musica mundana.
17.Пифагорейские представления фактически сводят реальность к математике, к совокупности математических пропорций, что в современную эпоху вновь подтверждается через спектр физических наук от астрофизики до квантовой механики. «Червь идеализма и субъективизма» проел насквозь всё классическое здание позитивного научного знания. Сначала вся физика была редуцирована к энергетической волновой первооснове, а потом последняя – к статико-математической форме. Действительно повторяемость волновых процессов есть чистая иллюзия, возникающая в условиях временного видения мира. Если время как беспокойный давящий психологический фактор «усмиряется», развенчивается и аннулируется сознанием, то все волновые синусоиды (циклы, в том числе и циклы музыкально-исторические) как развёртки во времени схлапываются и обретают статические математические пропорции, ответвляющиеся от Единой Формулы Универсума, реально исчерпывающей всё многообразие сущего во всех мирах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект [Текст]: монография / Л.В. Александрова; Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1995. – 372 с. – Библиогр.: с. 277-287. – 500 экз. – ISBN 5-7196-0481-2.
2. Бергер Л.Г. Закономерности истории музыки // Музыкальная академия. – 1993. – № 2.
3. Бергер, Л.Г. Звук и музыка в контексте современной науки и в древних космических представлениях. Пространственный образ как модель художественного стиля [Текст]: монография / Л.Г. Бергер; Тбилисский гос. университет. – Тбилиси: Изд-во Тбилисского ГУ, 1989. – 216 с. – Библиогр.: с. 189-200. – 200 экз. – Б 4901000000.
4. Евдокимова Ю. История полифонии: Многоголосие средневековья X-XIV века. – М.: Музыка, 1983.
5. Герцман, Е.В. Античное музыкальное мышление [Текст]: монография / Е.В. Герцман. – Л.: Музыка, 1986. – 223 с.
6. Горбовский А. В круге вечного возвращения? – М., 1989.
7. Кваша Г., Аккуратова Ж. Поиски империи. – М.: Рипол классик, 1998.
8. Конен В.Дж. Театр и симфония. – М.: Музыка, 1975.
9. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха [Текст]. Пер. с нем. Зинаиды Эвальд / под ред. Б. В. Асафьева. – М.: Огиз, Гос. муз. изд. Образцовая тип., 1931.
10. Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. – М.: Музыка, 1975.
11. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики [Текст]: / А.Ф. Лосев // Самое само. (Серия «Антология мысли»). / М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1999. – с. 635-822. – Библиогр.: с.802-822. – 7100 экз. – ISBN 5-04-002918-7.
12. Милка А.П. Относительно функциональности в полифонии// Полифония. М., 1975.
13. Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. – Л.: Музыка, 1982.
14. Моисеева Н., Любицкий Р. Воздействие гелиогеофизических факторов на организм человека. – Л. 1986.
15. Гневышев М., Оль А. О методике некоторых гелиобиологических исследований// Влияние солнечной активности на биосферу: Проблемы космической биологии. – М., 1982. – Т. 43.
16. Петриков, С.М. Духовно-творческие проблемы современной цивилизации [Текст]: авторский сборник. – Вып. 4. / С.М. Петриков; Бийский пед. гос. ун-т. – Фленсбург; Бийск; М.: Российская академия музыки им. Гнесиных; НИЦ БПГУ, 2006. – 217 с. – (Серия «Творческое измерение человека-человечества-универсума» из 4-х авторских сборников. Всего: 94 статьи.). – 100 экз. – ISBN 978-5-903042-20-4.
17. Петриков, С.М. Закономерности развития художественного мышления [Текст]: Дис. в виде науч. доклада на соиск. уч. степ. докт. иск. – Санкт-Петербург: РАН, РИИ, 1996. – 58 с. – Библиогр.: с. 55-58.
18. Петриков, С.М. Закономерности развития художественного мышления (музыкологический историко-теоретический аспект) [Текст]: монография / С.М. Петриков. – Томск: Изд-во ТГУ, 1993. – 254 с. – Библиогр.: с. 55-58.– 500 экз. – 5-7511-039-3.
19. Петриков С.М. Музыкальное мышление как историко-художественный процесс: К разработке универсальной методологии изучения художественой культуры в вузах искусств: Статья // Художественная культура Красноярья. Красноярск: Изд-во Красноярского Университета, 1992.
20. Петриков С.М. Об интонационно-фазной форме в инструментальных произведениях Б. Тищенко// Проблемы музыкальной науки. – М.: Советский композитор, 1989. – Вып. 7.
21. Петриков С.М. Об одной интерпретации процесса эволюции: Ритмы эволюции западно-европейского музыкального мышления: Статья // Интерпретация музыки. Ступени познания. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1994.
22. Петриков С.М. Текстуальное музыкальное мышление: Синтаксический интегрирующий аспект: Исследование. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.
23. Петриков С.М. Эволюционное музыковедение в системе художественного образования студентов: Уч. пособ. к спецкурсу. Новосибирск: Новосибирский гос. пединститут, 1990.
24. Риман Г. Систематическое учение о модуляциях как основа учения о музыкальной форме. – СПб., 1898.
25. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976.
26. Шопенгауер А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы [Текст]: авторский сборник / А.Шопенгауер; Классическая философская мысль. – Минск: Современный литератор, 1999. – 1408 с. – 5000 экз. – ISBN 985-456-128-3.
27. Шпенглер О. Закат Европы [Текст]: монография / О.Шпенглер. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993. – 592 с. – 20.000 экз. – ISBN 5-02-029879-4.
28. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. – Минск: Харвест. 1999.
29. ANICIUS MANLIUS TORQUATUS SEVERINUS BOETHIUS [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://m.schuelerlexikon.de/mobile_musik/Boethius.htm
30. Dahlhaus, C. (ua) Neues Handbuch der Musikwissenschaft. – 13 Vol. – Laaber, 1989 – 1996.
31. Dahlhaus, C. (ua) Systematische Musikwissenschaft. – Neues Handbuch der Musikwissenschaft. – Vol. 10. – Laaber, 1989 – 1996.
32. De Musica Mundana - cyclopaedia.net [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.cyclopaedia.de/wiki/De_Musica_Mundana
33. Feil, A. Metzler Musik Chronik vom fruehen Mittelalter bis zur Gegenwart [Текст]: Monographie / А. Feil. – Stuttgart; Weimar: Verlag J.B. Mezler, 1993. – 573 S. – Verwendete Literatur: S. 796-822. – ISBN 3-476-00929-7.
34. Michels, U. dtv-Atlas-Musik: Systematischer Teil: Musikgeschichte von den Anfaengen bis zur Gegenwart [Текст]: Monographie / U. Michels. – Kassel; Basel: Baerenreiter-Verlag; Deutscher Taschenbuch Verlag, 2001. – ISBN 3-423-08529-0 (dtv). – ISBN 3-7618-1560-3 (Baerenreiter).
35. [PDF] Sebastian Florian Weiner. Eriugenas negative Ontologie [Электронный ресурс]. – Режим доступа 36. [PDF] Zur mathematischen Lehrtaetigkeit an der Universitaet Wittenberg im 16. und fruehen 17. Jahrhundert, dargestellt unter besonderer Beruecksichtigung des Wittenberger Mathematikers Ambrosius Rhodius (1577-1633): Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doctor paedagogicae (Dr. paed.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://d-nb.info/990633233/34
37. Riemann. Sachlexikon Musik // Herausgegeben von W. Gurlitt und H.H.Eggebrecht. - Mainz-London: Schott, 1996.
38. Schopenhauer A. Philosophische Vorlesungen. Muenchen-Zuerich, 1985. Bd. 1: Theorie des gesamten Vorstellens, Denkens und Erkennens.
39. Schopenhauer A. Saemtliche Werke: In 5 Bde. — Stuttgart, 1976 — 1979.
Петриков С.М.,
Dr.(Германия), Д-р иск.,
Член Союза Композиторов РФ,
пригл. профессор АГАО им. В.М. Шукшина
Свидетельство о публикации №116101506403