И, как руда, пожертвовать собой...
Чтоб стать мужчиной - мало им родиться,
Как стать железом - мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
И если эти слова справедливы для настоящего мужчины, то для талантливого поэта - вдвойне. Вероятно, именно поэтому они и припомнились мне сразу же после того, как я познакомился с рукописью первой книжки моего земляка, сызранского поэта Игоря Рабштейна. Хотя по манере письма и почерку мы и разные, но есть и немало моментов, сближающих нас. Он потомственный заводчанин, связавший свою судьбу с ОАО "ТЯЖМАШ". Внёс свою лепту на определённом этапе в заводскую копилку и я, как на рабочей должности, так и в ипостаси журналиста многотиражки "Машиностроитель". Но больше всего, пожалуй, роднят нас общие взгляды на происходящие в мире события и многолетняя привычка оценивать их через призму поэзии, как уже существующей, так и рождающейся в собственной душе.
Коренной горожанин Рабштейн и сборник своих стихов назвал "Городские акварели"(по названию одной из глав). В ней действительно ясно ощущаются мягкие краски и светлые полутона, которые как нельзя лучше соответствуют естественному течению мысли:
Окна плачут испариной осени,
И бежит за слезою слеза...
Из ночной темноты в дымку просини
Убегают в рассвет поезда...
Или:
И лета будто не бывало:
В природе так же, как в любви,
Была - и вот уже, увы,
Внезапно туча набежала.
Но есть отличие одно:
Всё повторяется в природе...
...А в любви
Не всё так просто, к сожаленью...
Мы ждём заветного мгновенья...
...И год, и два, десятилетья.
И люди за мгновенья эти
Готовы многое отдать.
("Осень")
Автор здесь, говоря о цикличности природных явлений, противопоставляет им сложные человеческие чувства, отражающие его мироощущение и жизненную философию.
Человек, перешагнувший уже возраст Христа, идущего на Голгофу (к этому образу, кстати говоря, автор неоднократно возвращается в сборнике), Игорь Рабштейн, к счастью, не растратил присущей ему страстности, ранимости и искренности чувств:
Свою любовь держу я на ладони,
Вот-вот она, как бабочка, взлетит!..
И сердце её больше не догонит,
И вспоминать, пожалуй, запретит...
("Свою любовь держу я на ладони...")
И всё же:
Ведь не зря же в тело нам
Свет души вложил Всевышний,
Чтоб меж низменным и высшим
Каждый сделал выбор сам!
("Дом свиданий")
Но, пожалуй, основную поэтическую и смысловую нагрузку сборника несут не стихи "акварельные"(о природе и любви к женщине, родной земле и Спасителю), а гражданственно-резкие, я бы даже сказал, представляющие собой гравюры, травленные кислотой по металлу. Это почти все стихи из открывающей сборник главы "Моя страна" и ряд других. В них, как мне кажется, глубоко выстрадана тема памяти, суровой реальности прошлого и настоящего.
Подсчитайте, живые,
Что от дедов осталось?
Ордена боевые -
Лишь какая-то малость...
Эту малость сожмите
Вы в прохладной ладони.
И в ответ мне скажите:
Ваша совесть не стонет?!
В вашем сердце не бьётся
И в висках не стучится
Кровь и боль, как ведётся?
Нет, в них только водица!..
("Подсчитайте, живые")
По баракам, по баракам
Мы лежим, укрывшись мраком;
Даже лагерным собакам
Мы завидуем в душе.
Мы барачным смрадом дышим,
Только вой собачий слышим;
Даже лагерные мыши
Нами съедены уже.
("По баракам, по баракам...")
Мы вырождаемся. Увы, всё меньше нас.
Мы превращаемся в народ воров и пьяниц,
Барыг и нищих. А гламур и глянец
Грязь прикрывают, ту, что растеклась!..
("Россия")
Насыщена интересными наблюдениями глава "Отражения". В ней рельефна неудовлетворённость теми или иными фактами эпохи. Не потому ль автор и восклицает:
Названия меняют страны,
Я ж время поменять хочу!
("Нам дорог запах нафталина...")
На грустные размышления его наводит даже вполне банальный вид выброшенной за негодностью отопительной батареи:
Провалами между чугунных рёбер
Она глядит безмолвно в небеса,
Как умирающий, что всё ещё не помер,
Но мёртвых близких слышит голоса...
Мне жаль её, но во сто крат страшнее,
Что в наш безжалостный, жестокий век
В одном ряду со старой батареей,
По сути, оказался человек!
("Батарея")
Читаешь такие стихи - и понимаешь, что внутренний мир их автора из руды, данной с рождения, давно переплавился в металл, обретший жертвенное звучание и не утративший своей первозданной ранимости. Что же касается целей и задач её величества Поэзии, то они глубоко понимаются им:
Стихи, сколоченные наспех
Гвоздями старых, ржавых рифм,
Стихи такие курам на смех,
В них всё фальшиво, даже ритм.
В них всё не так, всё кособоко,
А главное - в них нет души...
("Тост за поэзию")
Что же, хочется от души пожелать Игорю новых тем и творческих находок, их дальнейшего пополнения и уверенности в грядущем, ведь арсенал неиссякаем, а душа, мужественность и чёткая гражданская позиция у него есть.
В.Харитонов,
член Союза писателей России.
Вступительная статья к сборнику стихов Игоря Рабштейна "Городские акварели", вышедшему в свет в 2012 году в Самаре.
Свидетельство о публикации №116101403932