определение и принципы хайку с доп. и изм
Принципы
Главный принцип (по Масаока Сики) незаменимость подбора слов. Исключительность (- КТ) слова в хайку, когда каждое слово незаменимо (исключительно).
Если слово в хайку можно заменить и хайку становится бессмысленным, хайку распадается на части, словно убрали опору, держащую всю конструкцию, то это слово незаменимо в этом хайку, и такое стихотворение (при соблюдении других принципов и характеристик) можно назвать хайку. Если при замене слова стихотворение остаётся осмысленным, то даже при соблюдении других характеристик хайку (например, киго или двучастность) это стихотворение переходит в низший разряд – трёхстишия.
Принцип простых слов.
каруми – лёгкость, простота, естественность, убедительность. Принцип, поэтический стиль, который Басё особенно ценил в последние годы жизни. Красота обычных вещей, описанная простыми словами.
(Простое слово это не антипод составного слова, это понятное, легко понимаемое слово, легко произносимое слово.)
Легкость и естественность, возникающие при полном слиянии поэта с природой, выявляются в легкости и естественности словесной оболочки стиха, отсутствии в нем вязкости, громоздкости, ложной многозначительности.
Принцип существительное против глагола
Поэзию хайку Масаока Сики и его последователи поэты Такахама Кёси и Кавахигаси Хэкигодо называли «поэзией простых слов» и «поэзией существительного».
По теории Сики идеальное хайку это только существительные. Нет ни глаголов, ни прилагательных. Полное противоречие европейской поэзии. Кажется парадокс. Но нет. Этот принцип связан с принципом простых слов. Что проще существительное или глагол? Существительное или деепричастие?
Прилагательное это определение существительного. Глагол – действие, динамика. И наличие в трёхстишии одного глагола придаёт динамичность хайку. А вот два и более глаголов это настолько удлиняет временной отрезок в хайку, что этот отрезок превышает длину во времени самого хайку. А что тогда деепричастие в хайку? Деепричастие не может быть без глагола. В сущности это тот же глагол одновременного действия с основным глаголом. Потому можно сказать, что в хайку деепричастий быть не может. Если есть деепричастие, то это не хайку, маловероятно что это трёхстишие. Можно сказать, что в хайку может быть один глагол – максимум один. Глагол в третьем лице настоящего времени несовершённого вида.
И самое важное. Местоимение и хайку. Местоимения первого и второго лица это присутствие автора. Даже если самих местоимений нет, а есть глаголы первого или второго лица, можно говорить, что тут присутствуют (незримо) местоимения. Местоимение «Я», глаголы первого лица, переводят трёхстишие в разряд дневничковых хайку. Местоимения мы, ты, вы, он, она (оно?) и глаголы первого и второго лица переводят трёхстишия в разряд дневничковых трёхстиший, либо в селфи-хайку (когда автора много в стихе), либо в селфи-трёхстишия (когда автора слишком много в стихе). (В селфи-хайку при наличии двучастности, в селфи-трёхстишия когда двучастность отсутствует)
Принцип отрицание отрицания.
Два вида отрицания:
1. Отрицательная частица/приставка НЕ. Применяется с глаголами, деепричастиями, причастиями, прилагательными, наречиями. Отрицательная частица НИ (ни…, ни…). Отрицательное слово НЕТ.
Если нет вещи, предмета, то соответственно нет образа. Невозможно сказать, был предмет или предмета уже нет.
(в лесу нет грибов. на ветке нет яблок, в лесу не было ни грибов, ни ягод)
Это так же совпадает с глаголами прошедшего времени: птица улетела – значит птицы уже нет.
2. Предлог БЕЗ. Также невозможно сказать, был предмет, вещь или никогда не было.
Примеры: «окна БЕЗ ставен», «кастрюля без ручки», «чай без сахара» (слышится «чай – бес (чего?) сахара»). Иногда – это нужно рассматривать в каждом конкретном случае – и приставка также не даёт возможности понять было и не было некое явление – «на бесснежной ветке».
Принцип отсутствия повторов, уточнений. Так же сходно с хаими. А повторы сходны с до:син.
D;shin (;; одинаковое значение) Недостаток, дефект композиции, при котором в haiku два слова подразумевают один и тот же смысл или два образа имеют одинаковое значение.
Пример. В трёхстишии два существительных передают образ одного времени года – весны. «Пчела на цветке сливы»
Например, белое молоко, белый туман, белое облако, серая туча и т.д. букет цветов, бутон тюльпана.
Источники:
Азбука хайку http://azbuka-haiku.livejournal.com/14051.html
Е.М.Дьяконова "Вещь в поэзии трехстиший (хайку)" http://refdb.ru/look/1087022.html
Свидетельство о публикации №116101403255
Лина Ивановна 22.03.2023 14:40 Заявить о нарушении
Первый раз вижу полученную рецку от неизвестного читателя (в списке прочтений)
:)
Да, выполнять сложно. А кто сказал, что легко? Хайку это очень сложный жанр. Проще написать поэму, чем хорошее хайку.
на луже ледок
воробья пугает
хруст каблука...
Эх, сбегала за мороженым... Ладно, заем и каблук и своё неумение писать хайку!!!:)))
Лина Ивановна
хайку надо учится слушать и слышать. Басё говорил своим ученикам: читайте вслух свои хайку, десять раз, сто. (это я своими словами, не дословно цитирую)
на луже ледок - слышно и так: на Луже Лидок (маленькая Лида) или Людок.
вообще уменьшительно-ласкательные суффиксы надо избегать в хайку, если слово с таким суффиксом не имеет своё значение отличное от слова без этого суффикса.
Курума Такуми 22.03.2023 16:10 Заявить о нарушении
Лина Ивановна 22.03.2023 16:48 Заявить о нарушении
Toriawase e ichibutsujitate
На мой вопрос: почему нет перевода на русский, она ответила, что нет смысла, статья писалась для итальянских хайдзинов.
вот что надо искать:
Articolo di Hiroyuki Fukuda e Valeria Simonova-Cecon pubblicato su Haijin Italia n. 21 del 30 luglio 2014.
перевод яндексом:
Статья Хироюки Фукуда и Валерия Симонова-Чешский выпущенный на Haijin Италия n. 21 от 30 июля 2014 года.
Курума Такуми 25.03.2023 15:18 Заявить о нарушении
Курума Такуми 25.03.2023 15:20 Заявить о нарушении
но можно почитать это
http://jpfmw.ru/ru/events-archive/mkx-12-otzyivyi-yaponskix-poetov.html
Японские поэты хайку поделились своими отзывами о работах-лауреатах XII Международного конкурса Хайку!
Одзава Минору (гость X Международного конкурса Хайку, 2018 год)
Мотидзуки Тосиэ (гость IX Международного конкурса Хайку, 2017 год)
Икэда Луна (гость VIII Международного конкурса Хайку, 2016 год)
Матида Мудзика (гость XI Международного конкурса Хайку, 2019 год)
Не был только на последней лекции Матиды Мудзики. Но эту лекцию можно найти в интернете - Japan Foundation выкладывал. Но там мало что полезного по моему мнению.
Одзава Минору:
сэнрю
Выбор Татьяны Соколовой-Делюсиной и Елены Шастиной
карантин
живу в тональности
дома жор
Сергей Хорев
Саратов
Изображены подробности жизни во время карантина. И забавная игра слов: тональность «до-мажор» и «дома жор». За этой внешней веселостью ощущается вызванный карантином стресс. Игра на омонимах (какэкотоба) – прием, который почти перестал использоваться в современной японской поэзии хайку. Так что, думаю, с этой точки зрения нам есть чему поучиться у русских поэтов.
это моё сэнрю :) (псевдоним другой, на своём уже выбрал лимит количества стихов посылаемых на МКХ)
Курума Такуми 25.03.2023 15:29 Заявить о нарушении
Лина Ивановна 25.03.2023 16:47 Заявить о нарушении
Лина Ивановна 25.03.2023 18:53 Заявить о нарушении
забрили в армию - известное выражение
Курума Такуми 25.03.2023 22:20 Заявить о нарушении
весной тоже ледок на лужах?
Курума Такуми 25.03.2023 22:58 Заявить о нарушении
Лина Ивановна 26.03.2023 08:35 Заявить о нарушении
скажут "забрили" и понятно, что взяли в армию.
бритые затылки новобранцев это ошибка - до:осин
Курума Такуми 26.03.2023 21:17 Заявить о нарушении