О моей философии, 4

О моей философии. / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –214 с.
    http://russolit.ru/books/download/item/3246/

    Листалка. Читать:
    http://pubhtml5.com/eail/rvby
    -------------------------------

Понятийная сфера разума замкнута, и что-то одно можно раскрыть только через другое. Но говорить Бог – это Мир, а Мир это Бог, конечно, мало информативно.
Итак, что такое есть «Мир»? На мой взгляд…
Мир – Бог – Вселенная, по сути, синонимы одного и того же, с некоторыми смысловыми нюансами.
С точки зрения теории информации, Вселенная (Мир, Бог, далее не буду дублировать) – глобальная информационная система (ГИС), заключающая в себе бесчисленное множество индивидуальных и объединенных информационных систем (ИС), друг в друга иерархически вложенных и одноуровневых. Каждая ИС – функция трех аргументов или же ипостасей: материальной, идеальной, активной.

Создавать новое мировоззрение – почетное дело для каждого человека. В этом нет ничего плохого…
Извините, «постулировать» - моя творческая манера. И другим ведь тоже постулировать не запрещается. Согласитесь, ведь не нам с вами решать, какие «постулаты», в конце концов, примет народ, какие отвергнет.

Почему же, я «не поддаюсь доводам» разума? Мне показалось, что наши с Вами точки зрения по многим вопросам близки.
Есть вопросы, по которым нет и не может быть окончательного ответа. Мы пытаемся отвечать как раз на такие…
«Последнее слово» скажет последний человек во Вселенной. Надеюсь, это случится не скоро.

Ваше недопонимание говорит о том, как иногда непросто объяснить даже и подготовленным людям некоторые мысли, опирающиеся на систему категорий, может быть, несколько отличающуюся от общепринятой…
Кстати, какая у нас сейчас общепринятая система?
Под системою категорий имею в виду определения материального мира, идеального мира, активной инстанции (или движения и взаимодействия), пространства, времени, информации, следствия и причины.
Познакомившись с категориальной системой, возможно, моя точка зрения, мировоззренческая система Вам станет понятнее. На мой взгляд, она проста и удобна для разбора самых разных философских и религиозных вопросов. Однако надо предпринять некоторые все же усилия, чтобы в ней разобраться.

Вопрос в том, хотим ли мы спорить ради самого спора или не потеряли еще надежду, не говорю – обрести истину, но хоть что-то изменить в мире в лучшую сторону. Осуществить собственную мечту…
И я все же поспорю с Вами еще, сколько получится…
Вы все-таки (и не только Вы) странно отрываете сознание человека от всего прочего мира, природы неживой и живой… А ведь люди – такая же часть единого неразрывного мира, только несколько более развитая. В лице человека мир осознает сам себя. Да, есть нечто осознанное и неизвестное количество неосознанного – людьми и всеми видами жизни… Другого мирового сознания нам не известно.
Материя осознает сама себя – познает сама себя и развивает сама себя посредством самого совершенного создания своего.
Человек, настолько сложно организованное творение, не мог возникнуть вовсе случайно, без какой-то, пусть миром и неосознанной, но объективно необходимой, стратегической цели!
Разумно предположить, что материя во вселенной, обладая всеобщими свойствами движения и взаимодействия, в бесконечности пространства и времени может сочетать из себя неисчислимое многообразие различных объектов, в том числе жизнь и Разум. И жизнь, и Разум она создает, может быть, и случайно, без какого-либо сознания, благодаря только бесконечности собственной. Но, когда Разум каким бы то ни было способом создан, он сам должен понять для чего бессознательная материя явила его и определить задачи, цели свои. Которые не могут не быть целями и материи тоже!
Человек - один из наиболее сложных и совершенных объектов вселенной, которые материя может создать (и создала!) в игре случая с необходимостью, без участия Разума.
Нечто совершеннее человека может создать только Разум. И здесь объективно совпадают неосознанные цели материи и осознанные - активного начала ее, человека. Неосознанные цели материи - в совершенствовании собственных форм, творении новых качеств и совокупностей качеств, все большем многообразии и взаимосвязанности Целого. Те же цели у человека. Усложняя и совершенствуя мир, мы вместе с ним обретаем бессмертие, запечатлевая себя в творении общем - Вселенной.

Вы все время отделяете себя от всего прочего мира, практически противопоставляете. Здесь надо определиться. В принципе, возможны три «игрока»: человек, мир и Бог. Так? Не знаю, верите ли вы в Бога, в общем, здесь это не важно. В любом случае, вы считаете, что все трое друг от друга как бы и независимы. Человек – одно, мир – другое. Так же, как человек и Бог. Почти точно так же! Как будто в основе «троицы» - три различных субстанции.
А я считаю, что все трое – одно единое Целое. Люди в последние времена (возможно, в отличие от древних) почему-то упорно не хотят понять, что через них материя сама себя осознает. И сама же, упорно, пока еще, отрицает сие! Осознавшая себя малая часть дистанцируется от всего остального, Целого.
Это не правильно.
Посудите сами, стоит лишь изменить здесь точку зрения и сразу же, с полною очевидностью, станет понятно, что человечество как наиболее продвинутая, однако же органичная составляющая единого Целого должно заботиться о всех частях мира - окружающей среде, всей Вселенной - так же, как о себе; любить других – так же, как и себя. Вам ничего это не напоминает?
Может быть, здесь – «научное» объяснение известного «тезиса»?
Такой подход сразу же решит массу конкретных проблем – экологических, угрозы войн и прочее. Нацелит вместо разрушительных междоусобиц и бессмысленных споров на бесконечное познание и развитие мира – комплексное, естественное, взаимосвязанное, разумное… Почему вы этого не хотите?
Нужны «доказательства»? – Какие? Зачем? Впрочем, их не трудно найти, и, можно сказать, они уже есть.
Может быть, вас греет мысль, что вы лично высоко развиты, несколько собеседников ваших, возможно, находящихся тоже в вашем сознании, достаточно высоко развиты, а человечество и весь мир – да хоть бы… и пропали совсем? Вам-то – что? Но с такой позицией я, ваш собеседник, не могу согласиться. Категорически возражаю! Думаю, все же, вы не дошли до этой степени солипсизма. Однако и иной причины отрицать предлагаемую мной концепцию я не вижу.
Может быть, Христос ходил по воде, потому что считал себя - Сыном Отца, т.е. не отделял себя от единого мира? А мы, пока еще, себя от него отрываем… И вот проваливаемся там, где могли бы ходить. И даже летать!

Придерживаюсь той веры, что у каждого человека вера – своя. Бог един, но каждый видит свое лицо Бога. При этом отождествляю Бога и Мир. Наиболее близко мне направление «Русского космизма» и, наверное, пантеизма. Данные направления, как мне представляется, и развиваю. Безусловно учитывая и вбирая все, на мой взгляд, позитивное из существующих религий и философий. Критерий отбора – целостность концепции и здравый смысл.
У Бога (Мира) нет единого «Я», но все сущие «я» - Бог. Каждый наблюдает мир как бы со своей точки зрения, проходя неповторимую траекторию в пространстве и времени. Поэтому у каждого свои представления, и это абсолютно нормально. Они не противоречат, а дополняют друг друга.
Каждого Мир создает для своей особенной Миссии. И мы исполняем ее – находя и реализуя собственную Мечту. Интеграл действий всех сущих «я» являет собою ныне продолжение Творения Мира.
Найдите Бога в себе, и да не станет это гордыней. Тогда живите среди людей так, чтобы они не слепли – о т сияния Вашей Славы!

Не претендую на истину абсолютную, потому что таковую не может осознать одно «я». Есть вопросы, на которые нет и не может быть окончательного ответа. Однако же… мы, люди, созданы для того, чтобы спрашивать и отвечать. Потом снова спрашивать и опять отвечать… И так может быть – без конца!
В моем понимании есть добро и зло относительные – относительно отдельных частей сущего и абсолютные – по отношению к Целому, нашей Вселенной.
Абсолютное добро – созидание, творчество; зло – разрушение высших структур. Вы не согласны?
С относительным злом и добром, конечно, сложнее. То, что для одного – зло, для другого может оказаться добром; и наоборот. Однако и этот случай я разбираю в меру своего понимания.

Не скрываю, что не являюсь «профессиональным философом». Может быть, поэтому не могу допустить, что вы считаете какие-либо воззрения, даже и Гегеля или Спинозы, истиной абсолютной и окончательной.
Предполагаю, что вы потратили не один год, разбираясь в их сочинениях. Увы, я не располагаю подобной возможностью… И, честно сказать, думаю, самое ценное из любых авторских наработок, когда таковое имеется, с течением времени тиражируется многократно и буквально витает в воздухе. Конечно, читал «Истории философии» нескольких авторов, избранные первоисточники. Этого оказалось достаточным, чтобы почувствовать необходимость поиска собственных ответов на некоторые мировоззренческие вопросы.
У меня есть свои мысли. Конечно, могу ошибаться, как, впрочем, и кто угодно… Истина, возможно, выяснится в обсуждении. Мои сочинения вы изучали пока несопоставимо меньше трудов Спинозы. А написано у меня, может быть, столько же. Надо ли сразу приклеивать ярлыки? Уважаю мнение профессионала, которое не перепутать ни с чем, но, создается ощущение, что вы сразу хотите отсеивать, подставляя решето академизма. Но ведь этот форум, как я понимаю, - для всех, не только профессионалов, но и любителей философии. Или не так?
О чем мы? Уверяю вас, Гегель сильно не пострадает. Приглашайте студентов и не сомневайтесь! Дискуссия в живой форме настоящим, прирожденным философам не повредит.
Кстати, вот чего я не понимаю, каким образом вы связали мои высказывания с «Кратким курсом истории ВКП(б)»? Никогда ни в каких партиях не состоял. А вы?
«Идеальная категория плоти»? Все категории – объекты идеального (понятийного) мира. Плоть – та же субстанция. На базе этого причислять автора реплики к апологетам диалектического материализма? На мой взгляд, – слишком поспешно для серьезных, не ангажированных философов.
Предпочитаю все-таки не останавливаться на оправданиях собственного невежества, которое признаю, но отчасти. И приведу размышление «Что такое общественная собственность», [1].
http://www.stihi.ru/2003/05/27-310

Мне нечего скрывать от народа, грантов у меня нет. Мне их никто не дает, я - «свободный художник», не состоящий не только в партиях, но и в других коммерческих организациях. И не вижу пока никакой реальной возможности что-то получить за свои размышления. Хотя и считаю, что любой труд должен оплачиваться при жизни, а не потом когда-нибудь - кому-то другому.
Кстати, именно потому, что я никаким образом не зарабатываю на философии, могу свободно излагать свои взгляды, учитывая мнения других только в меру своего разумения. Хотя… и не имею возможности посвящать философии все свое время или хотя бы значительную его часть, что, в первую очередь, и препятствует изучению в полном объеме того же Гегеля или Спинозы. Во всем, согласитесь, есть свои плюсы и минусы.

Я не буду «заводить клонов, чтобы кто-то пробовал меня узнавать» - не люблю искусственных экспериментов. И мне не надо прятаться под какими-то масками. На мой взгляд, достаточно жить, как получается и не придумывать чего-то искусственного. В мире хватает безумия и без того, чтобы еще специально друг друга запутывать.
Одно из положений моей жизненной философии состоит в том, что ничего никому не надо доказывать и доказать невозможно. Разве что - убедить. Но лучше всего, когда каждый сам принимает решение. Поэтому творцу требуется одно – иметь возможность свободно выставлять свое творчество на открытый рынок дел и идей. Люди сами выберут то, что им нужно. Все остальное – бессмысленно.

Больших страданий физических не испытывал. Нравственные – да… Кто ж не страдает? Но больше других, на мой взгляд, - не тот, кто глубже всех мыслит, а кто сильней чувствует. Это – Поэт.
Впрочем, не отделяю поэзию от философии, мысли от чувства. Мир и человеческое сознание разделяем мы для того, чтобы манипулировать тем и другим, ориентироваться и развиваться. Но, бывает, выходит мертвое расчленение или - живая картинка звуков и красок, мыслей и чувств…
Так «академическая философия», «поэзия профессиональная» – деревенеют и каменеют без смелости мысли, искренности и, пусть даже, наива.

Я такой же, как все, – уникальный.

Давно замечал и еще раз убедился, понятийные пространства наших сознаний, идеальных миров в существенной мере пересекаются. Я согласен с твоей точкой зрения. Но, конечно, только отчасти. Т.е. все, что ты говоришь, на мой взгляд, правильно. Однако это - не все!
Да, действительно, повсюду на Земле, в Солнечной системе, нашей галактике и бесконечной вселенной непрерывно рождается и умирает бесчисленное количество больших и малых, разновеликих объектов или, иначе, информационных систем (ИС). Начиная от элементарных частиц, атомов и заканчивая системами звезд и даже Вселенными, границы которых очерчиваются пределами высших взаимосвязей системы, а именно – разумом, дальностью его воздействий и восприятий.
И, действительно, происходит непрерывный, как ты говоришь, круговорот. Все, что имеет начало, имеет конец. Но!
Во-первых, как происходит развитие таких сложных объектов, как, скажем, Земля? На мой взгляд, - в результате взаимодействия случайностей и необходимостей. Необходимости здесь – уже сущие связи, например, ядерные, гравитационные, электромагнитные, биологические… Равноправное поле случайностных флюктуаций простейшей материи действует в среде необходимого. И среди бесконечности возникающих вариантов творения находится один жизненный, создающий новую необходимость – новое качество, тип связи, объект.
Так происходит развитие без участия разума. И, видимо, оно имеет пределы свои, конкретно – возникновение жизни. Далее развитие – открытие новых качеств, взаимосвязей – идет по пути эволюции жизни. В принципе по тому же, вышеописанному сценарию – взаимодействию случайного и необходимого, в условиях уже биологических объектов и взаимосвязей, естественного отбора и понятийного.
Пределом данного этапа развития является – появление человека (у нас) или чего-то иного, обладающего сознанием и способного целенаправленно изменять окружающую среду. Человек (буду говорить – человек) появляется тогда, когда природа, мир исчерпали иные, бессознательные пути развития, накопления качеств. И далее развитие Земли, Солнечной системы, галактики, нашей Вселенной может идти только с участием разума.
Еще раз скажу, все что рождается, все умирает. Наверное, должна умереть однажды и человеческая цивилизация, наша Вселенная – наш суперобъект, Глобальная информационная система. Но что может послужить причиной смерти ее в бесконечной вселенной?
Да, что забыл я сказать… В бесконечной вселенной познание и развитие ТЕОРЕТИЧЕСКИ может быть бесконечным. Почему? Да потому, что, прибавляя в систему (нашу Вселенную) новые квоты материи, расширяя ее, мы можем выходить все на новые величины коэффициентов развития, открывать все новые качества – расширяться количественно и качественно. И так может быть – без конца! И разум вносит в сферу развития дополнительные гаранты надежности. Именно разум! В том числе, наш с тобой.
Что может прекратить этот процесс, который теоретически может быть бесконечным? Только две вещи. Первая – глупость (или Ошибка) – воздействие изнутри, превышающее прочность высших (разумных) взаимосвязей. Второе – воздействие извне системы (нашей Вселенной), так же превышающее прочность высших взаимосвязей. Невозможно полностью исключить обе эти причины. Но все-таки с помощью нашего разума, мы можем пытаться максимально обезопасить себя.
От первой причины – глупости спасением может служить, прежде всего, множественность. Именно множественность всяческих подсистем высшей мировой воли – различных экономических, политических, социальных укладов, философских и религиозных воззрений. И добрая воля. Среди множества вариантов ответов скорее найдется один, наиболее близкий к оптимальному плану действий.
Второй – конечно, надо предусматривать какую-то защиту от возможных внешних воздействий. Все это в наших человеческих силах. При доброй воле и разуме.
Для чего все это нам с тобой лично? А я вот считаю, оставь – и останешься. Вместе со всем человечеством, по крайней мере, в его идеальном мире понятий. «Я» смертно, наверное… Но, может быть, и оно умирает только вместе с нашей Вселенной. Мы ведь и это пока толком не знаем…


Рецензии