По конкурсу Стихи о дошколятах

http://www.stihi.ru/2016/08/26/4818 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/10/12/3934 - Итоги конкурса

Разбор произведений первой части Диптих-конкурса "Дошколята" - "Стихи для дошколят" см. - http://www.stihi.ru/2016/10/10/9568

В отличие от предыдущего, учебного конкурса "Стихи для дошколят", конкурс "Стихи о дошколятах" - тематический. Если в первом важно было правильно написать стихи в жанре "стихи для детей", то во втором  - всего лишь поэтически  раскрыть тему. Тема конкурса - стихи о детях, а точнее - о детях в возрасте от 2 до 7 (а еще лучше - до 6) лет, написанные ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ читателей. Допустимы  разные жанры: лирика, рассказ в стихах, шуточные или  иронические стихи, иначе говоря - любая поэзия, где родители пишут о своих детях, о трудностях и радостях общения с ними, о забавных случаях, произошедших в процессе их общения с детьми, размышления о своих малышах и малышках и, конечно же - поэтическое выражение  своей любви к ним. Эти стихи должны быть написаны не для того, чтобы их можно было почитать и предложить для заучивания детишкам  детсадовского возраста, а для себя и о себе,  как лирический рассказ о роли родителя и размышления об этой роли.

 То есть, есть  существенное различие конкурсных заданий первого и второго туров  Диптих-конкурса "Дошколята".

Никто в м конкурсе "Стихи О ДОШКОЛЯТАХ   не обязывал участников раскрывать тему"  упрощенным, "детским" языком - сюсюкать и  умиляться неумением малышей излагать свои мысли или решать свои проблемы (такой язык и для первой части диптих-конкурса - не самое лучшее решение!). Всякие детские фразы с искаженными словами и с абсурдными умозаключениями могут присутствовать в стихах конкурса "О детях", но ТОЛЬКО В ПРЯМОЙ РЕЧИ ПЕРСОНАЖА стихов, но  никак не в авторской речи.

В отличие от первой части нашего состязания, в  данном  конкурсе ценится  все то, что в предыдущем было неуместно и мешало номинации, а именно:
 
-поэтический язык,
-использование в тексте  художественных изобразительных средств,
-находки  ярких и выразительных фраз,
-использование интересной рифмовки или 
-оригинальная ритмика,

то есть, всё то, за что мы вообще любим язык поэзии. Это обычный тематический конкурс, просто тема стихов здесь особая: не погода, не природа, не политика и не любовь к противоположному полу, а наши маленькие (детсадовского возраста) дети и все  связанные с ними наши проблемы и переживания. Проблемы их воспитания и наши трудные попытки понять их особый мир.

Итак:
конкурс "Стихи о дошколятах" - это тематический конкурс взрослой поэзии, тема которого - дети.

Единственное одинаковое требование к обоим конкурсам (как и ко всем остальным конкурсам ТМА) - это наличие грамотного и правильного русского языка,  правильного произношения слов и адекватного использования русских слов по их значению.

Ошибки речи (если только они не находятся в прямой речи персонажа) вообще не должны присутствовать в произведениях шорт-листа любого конкурса.

На конкурс "Стихи о дошколятах" было принято за месяц только  52 стихотворения, вместо возможных 70, то есть, возможности для создания полноценной конкурентной борьбы между участниками  почти не было. Именно по причине недобора принятых произведений я в начале планировала присвоить только 3-м первым местам звание лауреата (о чем сообщила заранее в анонсах к обоим конкурсам "Дошколята"). А потом раздумала.

Недобор произведений-конкурентов вовсе не означает, что в пакете не было прекрасных (на 10 или на 9 баллов) произведений. Они были. И мне было жаль лишать их авторов звания лауреата - все стихи первых пяти мест - достойные. Но  больше половины  произведений вообще не отвечали заявленной форме исполнения. Я, например, в свою первичную выборку отобрала всего 17 (!) произведений, пригодных для включения в шорт-лист, а значит и номинации. Многие авторы, принявшие участие в обоих конкурсах, похоже вообще не чувствовали разницы между этими двумя РАЗНЫМИ заданиями.

А теперь приведу ниже тексты номинированных стихов с моими минимальными комментариями к ним. (Номер перед стихами = номеру участника в анонимном пакете). Заглавными буквами я выделяю в тексте фрагменты, которые мне не нравятся.

*************************************************

4. Счастье моё. Зинаида Попова 2

Мои два сыночка, мои две кровинки
уснули.               
Хрустальными каплями в окнах дождинки
блеснули.
               
Под шорох негромкий дождя спят родные
проказники,               
И сны к ним приходят, конечно цветные,
как праздники.
               
Вот старший, откинув простынку рукой,
повернулся,               
Кому-то, зачем-то  сыночек второй
улыбнулся.
               
Наверно, к нему ангелочки спускаются,
снятся...               
Мальчишкам моим пусть всегда улыбается
счастье.

А счастье моё за лесами искать мне
не надо.
 Оно отдыхает спокойно во сне,
СО мной рядом:

В зелёнке коленки, прижаты ладошки
КО щёчкам.
 Растут не по дням, по часам мои крошки -
сыночки.

От нежности, ласки и тает, и млеет
сердечко...
 Сквозь шторы и тучи мелькая, луна тлеет
свечкой.

Котёнок мурлычет давно у кроватки
про дрёму.
И в сон меня клонит, так мягко и сладко,
истома...

Содержание стихов соответствует заданной теме - это лирическое описание чувств матери. Привлекает внимание оригинальная форма парной рифмовки - и  последнего, и предпоследнего слова каждого стиха. Из недочетов - небольшой распад ритмического ударения "сО мной рядом" и лексический изъян -"кО щечкам" вместо правильного "к щечкам".

5. Непридуманный разговор. Вера Да Юра 2

 Тени тянутся к подошвам - небольшая и большая,
у меня в руке ладошка,
мы шагаем по дорожке
и болтаем.
---------
- Знаешь, скоро  Новый год, - говорит мне внучка.
- В гости Дед Мороз  придёт, страшный, но не злючка.
  У него в большом мешке для детей  подарки.
- Что просила ты себе?
- Льва, как в зоопарке,
  если льва домoй нельзя, то тогда мартышек...
- Что ещё  б хотела ты?
- Двух… нет, трёх  братишек.
  Чтоб один из них - большой, а другой - ребёнок,
  ну, а третий, хорошо б, чтобы был - котёнок.
  А ещё хочу конфет много шоколадных,
  сразу съем я только две и не буду жадной.
  Ну, а в пятых, как её... вспомнила – удачу!
- А удачу для чего?
- Я её запрячу,
   в нижний ящик, там где все сложены игрушки,
   пусть лежит, пока ко мне не придут подружки.
   Папа мой вчера сказал - всем нужны удачи.
   Он всё знает, он - силач, никогда не плачет. 
---------
С юной леди так приятно разговор вести о жизни.
Смех и грусть стараюсь прятать -
я-то помню, сильный папа
был таким же…

Рассказ в стихах, построенный на диалоге. Простота и детскость языка здесь допустимы и уместны лишь потому, что они использованы в прямой речи. Оригинальная форма строф в начале и концовке стихотворения, обрамляющих диалог.

6.   Что бы мне ни говорили. Светлана Салахова 

Что  бы  мне  ни  говорили,
Я  жила  в  чудесном  мире –
Добром  и  счастливом  детстве,
С  книжной  лавкой  по  соседству.
 
Мама!  Мама!  Двери  настежь!
Я  с  ума  сойду  от  счастья!
Ведь  в  руках  у  мамы  яркий,
Самый  лучший  из  подарков –
Книга,  пахнущая  краской.
В  ней  стихи, рассказы,  сказки
Про  царевну  Златовласку,
Карабаса-Барабаса,
Про  пиратов  и  ковбоев!
Я  читала  их  запоем…
 
«Лис  живет  в  лесной  норе,
Старый  мельник  –  на   горе» -
Это  все  осталось  в  прошлом,
В  пожелтевшем  Букваре.
Нынче  ХХI  век:
Иномарок  быстрый  бег,
ЗВОН  АЙФОНОВ  И   СМАРТФОНОВ,
АБСТРАКЦИОНИЗМ,  ХАЙТЕК.
В  ИНТЕРНЕТЕ  "ЗАВИСАЕТ"
Новый  русский  человек.
 
Воспитатели твердят:
"Дети плохо говорят!
Молча  В ГАДЖЕТЫ  ИГРАЮТ -
Ловко кнопки нажимают".

Восклицает логопед:
"Не научит их планшет
Чётко звуки различать,
РАЗВЕ ЧТО  В  ДИСПЛЕЙ  СТУЧАТЬ".

А  в  глазах  поэтов  грусть:
Их  не  знают  наизусть.
И  писатели  вздыхают:
Их  романы  не   читают!
А  ведь  столько  новых  книг
Ждут  читателей  своих!
 
Что  бы  мне  ни  говорили,
Я  жила в  чудесном  мире:
Мама сказки мне читала,
Речь, как реченька журчала.

Мне не кажется правильной номинация этого произведения. Оно представляет собой монолог персонажа, написанный местами простейшим языком, свойственным ребенку,  и переходящим  в рассуждения взрослого - в поучения  как и сколько нужно читать. Язык - почти разговорный, не поэтический  и не точно выстроенный:  "разве что в дисплей СТУЧАТЬ", "В ГАДЖЕТЫ играют" и др.. Рифмовка строф простейшая - парная и без авторских находок рифм. Тема - не совсем та, что предполагается конкурсом.
 
7. Колыбель. Зура Умарова 
   
Я сложу ладони рук
                в небольшую колыбельку,
В ней поместится мой внук,   
                ведь ему – всего неделька.

Осторожно я держу
                это  чудо, как из сказки,
И задумавшись, гляжу
                на реснички и на глазки.

Это таинство всегда -
                жизни хрупкой зарожденье,
Было «нет», а стало «да» -
                все по Божьему веленью.

Мы сливаемся в одно
                существо в объятье теплом,
Звезды светят нам в окно,
                улыбаются сквозь стекла.

Вот одна упала вниз,
                загадала я желанье -
Счастья детям всей Земли,
                неба чистого над нами!

Тема раскрыта, есть логика в изложении, но язык довольно беден с точки зрения поэзии -  не радует банальная рифма "глазки-сказки" и проходная фраза "звезды смотрят нам в окно". Скучная, хотя и позитивная концовка. Зато понравилась фраза : " Было «нет», а стало «да»" и общее настроение стихотворения.

9. Где же носки? Андрис Сайнио

Сын мой Эмиль – пятилетний мальчонка…
Мама гулять одевает ребенка –
Туфельки, брючки, рубашка в цветочках…
Только куда-то исчезли носочки.
Ищем все вместе носочки Эмиля,
все ЗАКОУЛКИ В ШКАФАХ перерыли…
- Где же носки? - мы спросили у сына.
Он пожимает плечами невинно,
взгляд свой ведет вверх по стенке в гостиной.
- Может быть там? - и глядит на картину -
Мы тут с сестренкой "немножко играли,
НУ И носки за картину упали…

Подкупает яркость сюжета - почти анекдота о детских высказываниях. Исполнение хуже содержания: простая рифмовка с не совсем чистыми рифмами, повторы значащих слов в очень коротком стихотворении, язык в большей степени язык разговорной речи, чем поэзии.

10. Фантазёр. Ирина Полюшко               

С утра мы парили над городом нашим.
Я был пассажиром, пилотом - мой брат.
Ждала при посадке нас манная каша,
А пункт назначения был - детский сад.

Гудок на вокзале послышался, вроде,
А рельсы и шпалы идут через двор.
Кричал пассажирам: "Ваш поезд уходит!"
А сам вертолётом взлетел на забор.

Спускаться оттуда пришлось с парашютом,
Ведь ждал батискаф, погруженье на дно.
Ракета несла меня звёздным маршрутом
Всё дальше к планетам неведомым, но

Пришлось отложить мне полёт на Венеру.
Вокруг метеоры - космический сор.
Я в бортинженеры позвал тётю Веру.
Она засмеялась:"Лечу, фантазёр!"

Трудно сказать, для кого эти хорошие стихи - для взрослых или для детей?  Скорее всего, для всех, но они явно не о  дошколятах, а о ребятишках постарше. Язык правильный, ироничный, рассказ читать интересно.

11.  Русалочка. Татьяна Шкодина 2 

...Она из воды не выходит часами,
Хохочет, встречая волну за волной...
Немного еще - обрастет плавниками
И рыбкой заплещется рядом со мной.

Пытаюсь сердиться, пугаю простудой...
Песок остывает, кончается день.
Прощаемся с морем, и с каждой минутой
Все резче вечерняя серая тень.

...В кровати лепечет, смыкая ресницы
Под ласковым светом мигающих звезд:
"Скажи, я в русалку смогу превратиться
И вырастить самый всамделишный хвост?"

Никаких претензий ни к форме исполнения, ни к содержанию. Если кому-то не нравится "всамделишный хвост", то он стоит в прямой речи персонажа и потому уместен. Отлично!

12. Снеговик для почемучки. Валентина Калёва

Вот это январь - то дожди, то морозы,
Сосульки, как в марте, висят...
Внучок задаёт непростые вопросы,
С утра уже штук пятьдесят:

"Где делают снег? Кто измазал ворону?
Ты встала с хорошей ноги?
А как надо сделать картошку варёной?
А мусор в саду - сорняки?"

-Давай-ка, дружочек, пойдём погуляем -
Я снежную бабу слеплю,
А ты мне поможешь - ведь мы не лентяи,
Сегодня на улице плюс!

Мы весь огород истоптали со смехом,
И вот результат - снеговик,
Пока украшали - и папа приехал,
Такой же, как внук, озорник.

Он с нами в снегу с удовольствием рылся,
Как в детстве, азартен и мил...
А снег снова падал пушистый и рыхлый -
На землю перину стелил...

Тоже никаких возражений: поэзии чуть меньше, чем в предыдущем стихотворении, но яркого содержания  больше и хорошая техника. Читать интересно.

13. Подарок маме. Ольга Хворост 

Вполне приличный гражданин,
Живущий по соседству с нами,
Впервые ОН гулял один,
Без папы, бабушки и мамы.

Он почесал щенку бока,
Отдал коту своё печенье,
И вдруг, увидев червяка,
Остолбенел от  восхищенья:

Червяк тот был  почти живой
И баттерфляем плавал в яме…
Ну, как не взять  его домой
Чтоб  подарить любимой маме?!

Ну, почему ж не взять, ведь он
Почти  стерильный после лужи,
Красивый, словно Аполлон,
Был как и он в хозяйстве нужен!   

Червяк смотрелся хорошо
И медлить не было причины;
Сосед бесстрашно в грязь пошёл,
Как и положено мужчине!

Прекрасный, ироничный рассказ наблюдательного взрослого о ребенке. Отлично. Особенно понравилась фраза: " И вдруг, увидев червяка, остолбенел от  восхищенья". Единственная мелочная придирка - построение фразы в первой строфе: подлежащее "он" отнесено от начала и стоит на неестественном месте.

15. Был строг вчера. Надежда Казыкина 

Был строг вчера мой пятилетний внук,
И очень много сделал замечаний,
Что не умею "тачки" рисовать,
А выгляжу, "как ослик тот, печальный".

И к макаронам не купила сыр.
"Устала - значит сели батарейки",
Пытался он меня развеселить,
И рассказал о птичке - канарейке,
С акцентом детским, быстро говорил,
И в КАнарейке "га" произносил.

Спросил: "Что? Мало денег  у тебя?",
Достал  свой кошелек и дал "десятку",
И даже брейк пытался танцевать,
И даже русский вариант - вприсядку.

Сказал о том, что нужен мне ремонт,
А он хотел бы новую игрушку.
И все счастливей становилась я,
Смеясь и нюхая вихрастую макушку.

Как я ни старалась, не нашла здесь стройной системы ни в формировании определенного вида строфы, ни в подборе рифм, и это чисто техническое несовершенство мешало мне оценить неплохое содержание. К сожалению, стихи не годятся для  номинации по технике их исполнения.

18. Айда! Игорь Ильх

       - Айда, прокатимся на звёздах! -
          просил меня малютка-сын.
       - Я не могу... и слишком поздно,
          и надо спать. Давай - один...

       - А перепрыгнем через реку?
         А дёрнем ветер за усы?
       - То неподвластно человеку.
         Я - не смогу. Попробуй - ты.

       - Сегодня я быстрее птицы
         летел, - шептал мне сын опять.
       - Скажи, что это мне не снится.
       - Не знаю, что тебе сказать...

         Но все твердил мне сын упрямо:
       - Зажжем костер до облаков,
         чтоб даже в городе нас мама
         увидела! - Я не готов...

         А он кричал, роняя слёзы,
         из глаз, что чистые холсты:
       - Айда, прокатимся на звёздах!
         Ну почему не можешь ты?..

         С тех пор, и видимо навечно,
         и сам не знаю почему -
         летать и прыгать через речку
         ему сподручней одному.            

         И только мне в тоске заката
         на ум приходит иногда
         сказать ему, как он когда-то:
       - Давай прокатимся... Айда!

Как и несколько предыдущих, это стихотворение тоже построено на диалоге и прямой речи ребенка, но исполнено оно лучше предыдущих. Помимо информации, здесь есть философское размышление и даже раскаяние взрослого об упущенной возможности стать другом ребенку: "С тех пор и, видимо, навечно,  и сам не знаю почему -  летать и прыгать через речку  ему сподручней одному".  Глубокое наблюдение. Отличные стихи, достойные первого места.         

20. Сколько бабушке лет? Василий Пузырёв 

Внучонок, которому ГОДИКОВ ПЯТЬ,
В автобусе к бабушке стал приставать –
Узнать очень хочет он, сколько ей лет,
А возраст у женщины – это секрет.
Она бы сказала ему, но потом,
Когда посторонних не будет кругом,
А здесь не ответить бабуле никак.
Тогда задает он вопрос ей вот так:
- Хоть первую цифру ты можешь назвать?
- Ну ладно, - вздохнула она – это пять.
- Вторую мне цифру теперь говори.
Вздохнула опять тяжело – это три.
- Ну вот, хорошо, а боялась сказать,
Теперь надо третью нам цифру узнать…

Не столько рассказ о детях, сколько анекдот для взрослых с персонажем - ребенком. Придраться не к чему (разве что к фразе "годиков пять"), но не впечатлило, как поэзия. Поэтического языка, красивой формы, поэтического философского размышления здесь нет. Совсем нет.

21. Волшебная минута. Марина Быстрова-Докс

Они разошлись, не успев повстречаться,
Она вместе с кем-то, и он не один,
Качели еще продолжали качаться,
И неба то слева, то справа касаться,
И осень играла в верхушках осин.

Так шло ей короткое платье в полоску,
Веселые кудри бежали до плеч,
И ветер слегка будоражил прическу,
Всё было естественно в ней и неброско,
Лилась колокольчиком нежная речь.

Что он полюбил ее с первого взгляда,
То было ему непонятно совсем,
Родители были с той девочкой рядом,
Ее провожали до детского сада,
А мальчику — в школу, ему скоро семь.

Ничто не сравнится с волшебной минутой,
Сошедшей с небес средь мирской суеты,
И той восхитительно-трепетной смутой,
Которой названия нет почему-то,
Как, впрочем, названия нет у мечты.

Хорошие лирические стихи, где взрослый переносит на персонаж  - дошкольника,  то, что, возможно, им, ребенком,  еще не осознается. Но написано красиво, и в хорошей форме строфы- пятистрочника. Тем не менее,  не все слова здесь продуманы: в первой строфе в последней строке союз "И"  выполняет не смысловую функцию, а только заполняет ритм. В фразе " Ее провожали до детского сада, а мальчику — в школу, " нарушено согласование: провожали куда? Её -  до детского сада, а малчикА - в школу.
 
25. Первая высота. Владимир Курков 

В кровь разбитые коленки,  на макушке колтуны,               
и лиловые оттенки  под глазами - след "войны".
- Ты опять подрался с Генкой? Что стряслось на этот раз?
Сын молчит, прижавшись к стенке, слёзы просятся из глаз.

Барабанят в дверь рукою: не хватало в доме драм.
Я сегодня не настроен получать упрёки мам.
Открываю дверь. Девчонки верещат на все лады:
- Он для Тани спас котёнка, снял с огромной высоты.

- А синяк? Колени, что же, кот когтями ободрал?
И репьи на нём. А может...?
- Да! Он с дерева упал. Не ругайте он хороший.
Сын смахнул слезу рукой.
Я, нажимом огорошен:
- Так выходит он - герой?

Вовке йодом Таня с Машей раны смазали: терпел.
Между тем, на кухне нашей чайник громко засвистел.
- Чай готов: помойте руки, - мама всех нас позвала. -
Угощайтесь: мёд, печенье, тульский пряник, пастила.

Раскрасневшиеся щёчки. Чай по чашечкам разлит.
Спит котёнок в уголочке. Время медленно бежит.
Благородство, без сомненья - очень ценная черта.
Молодому поколенью покорилась высота.

Вырос рыцарем мальчонка: первый подвиг. Мой герой,
ты сегодня спас котёнка - пусть поступок не большой,
но уверен благородство начинается вот так.
Я горжусь, что много сходства в наших мыслях и делах.

Стихи хорошие, хотя их персонаж воспринимается старше,  чем современный  детсадовский ребенок. И еще (чуть-чуть!) покоробила нескромность последней строки, данной от лица автора, а не персонажа: " благородство начинается вот так. Я горжусь, что много сходства в наших мыслях и делах".

26. Маленькая женщина. Ольга Альтовская 

Шли втроём по улице: дочка – впереди,
Мы с отцом беседуем. Вдруг он: «Погляди!

Что такое  с доченькой приключилось, мать?
Это бы на камеру надобно снимать:

Не идёт, не прыгает – павою плывёт,
Лодочкой качается, ручками ведёт…»

Вскоре разъяснения выдал наш пострел:
«Видели, как мальчик тот на меня смотрел?»

Во - даёт! Откуда - что? Нет ей  и пяти!..
Мелюзга пузатая! Господи прости!..

«Топи Мироздания…Тайна женских  душ…
Маленькая женщина!» - улыбнулся муж.

«Вся в тебя повадками, и походка та ж.
Проходила будто бы тайный инструктаж.

С молоком впитала ли, с кровью ли влилось,
Или по-другому как ей передалось?..»  -

Хромосомы, батенька, вся причина в них.
И любовь с расходами, значит, на  двоих:

Модницы и умницы – лодочки-ладьи…
Радости и горести – девочки твои.

Хорошо передана разговорная, местная (южно-русская) лексика, есть интересный, запоминающийся сюжет, вот только фраза: "нет ей и пяти" вызывает сомнение. На годик постарше или даже на два - верю...

27. Трудный вопрос.  Галина Смелова 2

- Звезда упала! – Сказал малыш
И показал мне повыше крыш. –
 
- Вон там на небе она гуляла,
Но вдруг споткнулась и вниз упала!
 
А если кто-то звезду найдет,
На место снова её вернет?
 
Прижал ладошки плотнее к ушкам:
- Наверно грустно её подружкам...
 
Потом, подумав, спросил тревожно:
- Она ушиблась? Помочь ей можно?
 
А если вовсе звезда разбилась?
Скажи, бабуля, что с ней случилось?
 
Ответить прямо я не посмела,
Постарше станет – другое дело.
 
Пока - пусть верит: звезда найдётся -
На даче завтра,.. на дне колодца.

Выразительная картинка наблюдения взрослого за поведением ребенка. Неплохо. Последнюю строчку хочется немного ритмически уравновесить, сделав в ней перечисление трех однородных обстоятельств места,   типа: " в деревне,  в доме,.. на дне колодца".

28. Защита крепости. Овчинникова Татьяна Сергеевна

Завалило снегом улицу и двор -
Возвели мальчишки крепостной забор.
Налепив снаряды, с криками "Вперёд!"
Под российским флагом сын мой бой ведёт.
Для меня он Вовка - для друзей комбат -
У него в отряде пятеро солдат.
Шумною ватагой с возгласом "Ура!"
Защищает крепость наша детвора.

...Устояла крепость - и отходит враг.
И в плену у Вовки грязно-белый флаг.
Празднуют победу Вовкины друзья.
Радуясь за сына, улыбаюсь я.

Тут есть небольшое несоответствие стили речи и замысла стихотворения. Автор ведет рассказ для взрослых, ("...сын мой бой ведёт. Для меня он Вовка..."),  а излагает его стилем речи, более подходящим для общения с детьми.

 30. Строгий дед. Аркадий Равикович

Папа и мама ушли в воскресенье,
Дедушке дав лишь одно порученье:
В восемь часов уложить нас с сестрой,
Тем сохранив распорядок дневной.

Восемь часов — и у деда зевота.
Мне и сестре только спать неохота.
Дед не загонит в постель нас никак
И выставляет сердито кулак:

- Хватит шуметь, танцевать, веселиться!
  Время настало в постельки ложиться!
  Тем, кто команду не слышит мою,
  Больно по попе ремнём надаю!

Деду сестра заявляет в ответ:
- Прав бить детей не дано тебе, дед!
  Ты нам не папа и даже не мама! -
Так заявляет сестрёнка упрямо.

Дед говорит: - Если я захочу,
  Маму и папу ремнём отхлещу!
  Будете знать, как не слушаться деда!
  Живо по койкам, проказницы-вреды!
–  –  –  –  –  –  –  –  –  –  – 
Вот пять минут дед от нас отдыхает,
Слышит: а в спальне сестрёнка рыдает.
- Дедушка, милый, прости нас скорей,
  Только, пожалуйста, маму не бей!

К кому обращено это стихотворение? Рассказ от лица ребенка, изложенный примитивным детским языком. Как его рассматривать: как еще один анекдот о малышах, рассказанный для взрослых?  Вероятно, так. Но я анекдоты предпочитаю нерифмованные, а если уж рифмовать, так уж ярким языком поэзии...

32. Дай мне теплую ладошку. Alexander Komissarov 

Дай мне теплую ладошку,
Улыбнись беззубым ртом.
Мы с тобой, моя матрешка,
Погулять сейчас пойдем.

Эх, катись, катись, коляска,
По неровной мостовой.
Ты, как Золушка из сказки,
Я, как верный кучер твой.

Восседаешь, как принцесса,
Королевский окрик: "Дать!"
Словно раб твой бессловесный
Все готов я выполнять.

"Тети-дяди!" - криком этим
Ты встречаешь всех подряд.
"Ляля!" - это значит дети,
Мы проходим детский сад.

Подустала дочь немножко,
Стала глазки закрывать.
Слышу: "Мяу!" - это кошка,
"Ав!" - щенок пошел гулять.

Спи, малыш, попей водички,
Котик тоже спать идет,
Опускай свои реснички,
Папа "Баю-бай" споет.

Сон подкрался кошкой Муркой,
День забег замедлил свой.
Мы со спящею дочуркой
Возвращаемся домой.

Тоже нечто промежуточное между замыслом рассказа о любви к своему ребенку и детским, упрощенным стилем речи. Формально условию конкурса соответствует, но назвать это яркой поэзией трудно. 

35. Дочке. Евгений Аксельрод 

Тебе, моя дочка,
Два нежных годочка,
Живёшь ты средь звуков и снов
И в сложностях быта
Постигла почти ты
Науку движений и слов.

Смех, игры и сказки,
Катанье в коляске  –
Предельно насыщен твой день,
Весь мир без опаски
Спешат твои глазки
Вобрать, осознать, разглядеть.

Мир запахов, света,
Мелодий и цвета  –
Для нас он привычен и тих.
Пусть в памяти где-то
Останется этот
Счастливый младенчества миг.

Хорошая рифмовка строки, мелодичность, но опять ожидаемое "глазки-сказки" и ожидаемое содержание. Хотя и с любовью написано.

37. Зябнущий вечер. Нина Матрохина 

Зябнущий вечер нахохлился птицей,
Голову  спрятав  себе  под  крыло.
Что тебе, птенчик мой, нынче не спится?
Ветер ли, бьющийся грудью в стекло,

Лунный ли свет за прозрачным окошком
Сну приближаться к тебе не велят?
Звёзды  луна  достаёт   из лукошка,
Словно  весёлых  пушистых цыплят,

И  отпускает  резвиться  по  небу
Вплоть до зари, пОка дремлет Восток.
Сыплет им крошки пшеничного хлеба
Да  измельчённый  яичный  желток.

Ночь притаилась невидимой кошкой,
В небо глядит на загадочный свет -
Там чьи-то лапки на млечной дорожке
Ровной  цепочкой  оставили  след.

Кажется ей, что она вместе с крышей,
Сонно зевая,  по  небу   плывёт...
Сладко в кроватке и птенчик мой дышит,
Носиком ткнувшись в подушкин живот.

Отличная лирика, посвященная ребенку. Не без изъянов: " Вплоть до зарИ, покА дрЕмлет Восток" - два ударных подряд (покА дрЕмлет) дают, как итог - распад ритмического ударения с фонетическим - прочитывается "пОка". Остальное - отлично.

39. Счастье в ладошках. Алена Шарифова

На табурете, как на пьедестале,
Стихи читала девочка о  мире,
О радости , о солнце... В их квартире
От слов её, светлее сразу стало.

Кружился снег , танцуя у окошка,
И мама папе нежно улыбалась,
А маленькая девочка, казалось,
Несла им счастье в маленьких ладошках.

Коротко о главном. Хотя и маловато для призового места...

41. Колыбельная. Беспредел. Лукавая Лизавета 

Бледный месяц призрачен и тонок.
Час Морфея медленно настал...
Засыпай, любимый мой котенок,
Ты сегодня, бедненький, устал -

Утром строил башню из ботинок,
Гномиком по комнате хромал,
Разорвал четырнадцать картинок,
Самосвал свой новенький сломал...

Мурзика в обед таскал за хвостик,
Из коробок выстроил вигвам,
Пригласил соседа Вовку в гости,
Котик к вам в компанию влез сам.

Разобрал на части мой будильник (!)
Как теперь на службу мне вставать?
Хомке мой Dior налил в поильник
И пшена насыпал мне в кровать...

Попугая выпустил из клетки,
Оборвал у розы лепестки,
Пластилином залепил розетки,
И залил шампунем все ростки...

Новые обои изменились -
Рядом с завитком теперь пятно...
Дальше мы уже не удивились -
Восемь раз повторено оно!

На плите в чугунной сковородке
Притаился Кешка-попугай,
А в прихожей, прямо посередке -
Суп разлитый... (мама, не ругай!)

За диван отправлена селедка...
/пусть там полежит до октября/
Папина солдатская пилотка
Не плывет по клею - ах, как зря...

А шнурки из папиных ботинок,
Если окунуть их в тот же клей,
Превратятся в сотни паутинок -
Главное тут - клея не жалей!

Почему-то рыбка загрустила,
Стала непрозрачною вода...
Это мОя крошка опустила
Мыла Пальмаливского туда!

Скалки и толкушки пригодились
Землю у фиалок трамбовать!
Может быть цветочки простудились?
Может кипятком их поливать!?

Эх, еще не тронута лошадка...
И зубная паста не у дел...
 - Спи, малыш любимый, сладко-сладко...
Завтра будет новый беспредел!

Хороший рассказ в стихах,  с юмором и с любовью. Из неудачных строф только одна - десятая: "Это мОя крошка опустила"  - распад ритмического ударения в слове "моя", и далее  "пальмаливское мыло" я бы чем-нибудь заменила - не стоит временные названия ширпотреба, которые приходят и уходят,  включать в стихи, которые мы пишем на все века! )))

42. Дочери Марии о Грозе. Любовь Голейчук Коэн Белл 

Воробышком, испугана стихией,
Ко мне припав, трепещешь: «Мама, гром!»
«Не бойся, мой малыш, моя Мария.
Он –не про нас, он просто за окном,

И просто сбились с нот дождя напевы...»
Но отблеск молний в вишенках блестит:
«Нет, мама, знаю - Бог на нас разгневан!
Он видит всё! И потому грустит»

Устами чада... Сколько раз, отрекшись
От истин, от любви, мы верим в ложь.
И к нам, гремя, с небес снисходит реже
Раскаянья животворящий дождь.

Ворчащий мир стекает громко  в лужи,
И неба твердь отважно прорубив,
Кривая молний с грохотом нарушит
Сплошного ливня  тягостный мотив.

Мне звон дождя напомнит лучший самый
На свете день... Ты только родилась.
Тихонько дрогнул пальчик, мной ласкаем
Сквозь дверь  кувеза, подтверждая связь.

Ни ноготков, ни крика... Загореться
Надеждой весом в полтора кило
И ждать, когда встревоженное сердце
От боли и от нежности свело -

Вот это страшно! Но жива надежда,
И есть наш дом -  и крепость, и чертог.
Есть три кита, что и в грозу удержат.
Не плачь, Мария! Не оставит Бог!

Такие прекрасные стихи, написанные изящным, возвышенным языком поэзии! Почему их судьи прошли стороной? Загадка. А я дала им первое место и не жалею...

46. Спи, мой мальчик. Санди Иданс   

Что случилось? Опять напугал
чёрный пёс – грязно-жёлтый оскал?
Мы его хворостиной по морде.
Бить, конечно же, не хорошо.
Давай лучше дадим пирожок –
пусть уходит.

Непорядок: неся караул
оловянный солдатик заснул.
Ты за что ему выдал награду?
Был в боях он безудержно смел,
только сон побороть не сумел?
Ну и ладно.

Встанешь утром, отменишь приказ.
Что-то месяц некстати погас –
заменить видно лампочку надо.
Во дворе бьёт крылами дракон?
Это дождь барабанит в окно
вместе с градом.

Шкаф в углу, а совсем не циклоп.
Дай ладонью потрогаю лоб…
Чуть получше, но всё же горячий.
Успокойся,  тебя охранять
будет с пледа тигриная рать.
Спи, мой мальчик.

Люблю нестандартный подход  к ритму, к способу подачи поэтической картинки. Эти стихи именно такие - авторские. Они не объясняют, а просто показывают нам знакомые вещи глазами поэта. Поэтому на них стоит обратить внимание.

51. У колыбели. Рамина Джасс

Окончен день, а с ним и ворох дел
Обещанных, несделанных, забытых
Повис над крышей и остекленел…
Луной, дарящей свет чужой в избытке.

Стою, не замечая ничего,
И только восхищаюсь втихомолку,
Привязанная, словно бечевой,
Лучом из детской, выпавшим сквозь щёлку.

Ты пробуешь на вкус семь ярких нот
И пальцем на стекле рисуешь шелест
Осенних листьев, слышишь как  поёт
Игривый ветер в тон виолончели.

Раскрашен мир в палитре волшебства,
Сквозь призму взгляда плюшевой игрушки –
Тебе почти родного существа,
С кем делишь пополам одну подушку.

Ты повторяешь каждый новый звук,
Моей судьбы восторженное эхо,
И лишь тогда могу заметить вдруг
Сокрытые душевные прорехи.

Своей игрой ты даришь мне букет
Цветных фантазий, образов, вопросов,
Чудесных снов узоры на руке
И счастье быть ответственной и взрослой.

Мой мудрый сын, когда придёт пора,
Мы совершим все глупые ошибки,
Ну, а пока с тобою до утра
Мир сновидений, сказочный и зыбкий.

Еще один пример хорошей лирики, написанной грамотным поэтическим языком. " Моей судьбы восторженное эхо" или "... счастье быть ответственной и взрослой" - замечательно!!!

******************************************************

На этом список номинированных стихов заканчивается - я разобрала все, которые  отобрали судьи. Надеюсь, что теперь все участники обоих конкурсов уловили разницу конкурсных заданий и уже знают, как пишут стихи ДЛЯ ДЕТЕЙ (с учетом заданного возраста) и какими должны быть стихи О ДЕТЯХ, написанные для взрослых.

В самое ближайшее время я подведу совместные итоги обоих конкурсов и объявлю победителей диптих конкурса "Дошколята".

С уважением, Ваша АлКора. 12.10.16.


Рецензии
Спасибо !

Татьяна Кисс   19.10.2016 19:36     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.