Иуда. Другое мнение
Брокгауз и Ефрон, т. 2
Иуда Искариот — один из 12 апостолов, предавший своего Учителя. Своё прозвище он получил от г. Кериофа, из которого был родом… В обществе апостолов он заведовал их кассой, обманувшись в надежде, что Иисус Христос явится основателем великого земного царства… он продал своего Учителя за 30 сребренников, но от угрызений совести повесился. Не мало было попыток разгадать его переход от апостольства к предательству…
Брокгауз и Ефрон, т. 28
Давайте попробуем предпринять ещё одну попытку разгадать этот переход. Не претендуя на глубокое исследование, чего за недостатком знаний и нельзя сделать, мы попробуем выдвинуть версию. В основание этой версии положим утверждение:
Бог есть любовь…
1-е Иоанна 4:16
Активная деятельность Иисуса начинается в земле Галилейской, там Он проповедует, и там у Него появляются ученики, из которых Он избирает Себе Апостолов:
Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами…
Лука 6:13
И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь…
Марк 3:14
Каковы были критерии отбора этих двенадцати учеников из общей массы последователей Христа? Чтобы понять это, давайте вспомним Его ответ на вопрос фарисеев:
…для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, чт; значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Матфей 9:11-13
Таким образом, можно предположить, что ученики Его были людьми грешными, и, вероятно, они были избраны в силу того, что в предыдущей — доапостольской — жизни и в период ученичества и даже в последний день пребывания с ними Учителя они грешили, и список этих грехов был полон и охватывал все стороны человеческого бытия, и все они были искуплены Иисусом Христом:
…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом…
1-е Петра 3:18
И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
1-е Иоанна 3:5
Какова была цель такого избрания? Почему были избраны грешники? Представляется вероятным, что имеет место перспектива:
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Матфей 19:28
Созидая Свой Храм, Он заботился о том, кто будет судить грехи людей и, видимо, полагал, что бывшие грешники, пожавшие горькие плоды греха и раскаявшиеся, смогут судить справедливо. При этом особо хочется подчеркнуть слово «двенадцать» в приведённом тексте — оно означает, что Иисус не отделяет Иуду от остальных апостолов, хотя прекрасно знает, что будет сделано им. Вообще подбор апостолов поражает своей целесообразностью очевидной, на данном этапе, только для Него. Спорящие друг с другом, завидующие один другому — все они, спаянные Его волей, служат одной цели — приведению Его к искуплению грехов людей и установлению Его царства.
Итак, Иуда Симонов Искариот. Один из двенадцати избранных. Кто он? Все евангелисты в один голос клеймят его как человека, предавшего своего Учителя. С первого упоминания в тексте читателя предваряют о том, что
…Иуда Искариот, который и предал Его.
Матфей 10:4
…Иуду Искариотского, который и предал Его.
Марк 3:19
…Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
Лука 6:16
Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.
Иоанн 6:71
Таким образом, все наши суждения о нём предвзяты с самой первой встречи. А на самом деле? Практически все апостолы —земляки, большинство из них состоит в родственных отношениях, или их родители были друзьями или соседями. Иуда единственный из них не был галилеянином. Мало того, он образован — он ведает кассой:
…Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иоанн 12:6
Он ведёт финансовые дела общины апостолов, он, от имени Учителя, раздаёт милостыню и принимает пожертвования:
А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
Иоанн 13:29
Можно предположить, что до своего избрания Иуда занимал какое-то положение в обществе, возможно, и какую-либо должность. Но и это ещё не всё — на пирах, по некоторым данным, он возлежит рядом с Ним. Всего этого достаточно, чтобы возбудить зависть в остальных, и они доходят даже до прямых обвинений:
…но потому, что был вор...
Иоанн 12:6
Однако вернёмся ненадолго к ящику, носимому Иудой. Этот ящик сам по себе оправдывает Иуду от обвинения в корыстном предательстве. В самом деле — если рассматривать вопрос с позиции мздоимца, то можно сразу заметить те выгоды, которые имел бы Иуда, будучи вором — праздная жизнь, отсутствие заботы о хлебе насущном, ибо в каждом городе находится дом, где Учителя и Его спутников примут и дадут еду и кров, постоянная смена мест и впечатлений, Учитель, который защищает от
опасности, а при этом полное и единоличное распоряжение кассой сообщества, в которой в разное время бывали разные суммы:
…разве нам пойти купить хлеба динариев на двести…
Марк 6:37
А в альтернативе — разовое получение денег, и при этом утрата столь приятного образа жизни и возможность мести со стороны остальных учеников Христа. Нет, мотив корысти, основной ему инкриминируемый, представляется довольно слабым. Что же ещё? Зависть — но он был избран, а среди избранных отмечен. Обида — возможно, но не на Него, а, в крайности, на остальных апостолов, державших его в отдалении от себя и как бы готовящих его к той изоляции, которая ждёт Иуду и в этой и в иной жизни. И если мы рассмотрим все возможности и отбросим их, то останется одно — предначертание. И это представляется наиболее вероятным, потому что должно было
…совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом…
Лука 18:31
Иисус же, зная все, что с Ним будет…
Иоанн 18:4
И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Марк 8:31
То есть Иисус Христос совершенно ясно представляет себе место, время, обстоятельства и степень участия каждого в том, что Его ожидает, но идёт навстречу неотвратимости и ведёт с собой апостолов — всех, подчеркнём, двенадцать, ибо каждому из них уготована своя роль.
Итак, место:
…Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
Лука 13:33
По прибытии в Иерусалим:
…один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.
Матфей 26:14-16
Сам Иуда вряд ли свидетельствовал об этом посещении, а остальные не могли знать этого разговора — предательство дело тайное. Этот эпизод, скорее, домысел евангелиста, происходящий из того, что Иуда в действительности получил тридцать сребренников, но, скорее всего, эта сумма была наградой за поимку скрывающегося преступника, так как столько стоил раб.
Далее — время:
Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим пред Пасхою, чтобы очиститься.
Иоанн 11:55
В это же самое время:
…положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
Матфей 26:4-5
Народ со всей Иудеи собирался в Иерусалим на праздник очищения, для принесения искупительной жертвы:
В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца…
Марк 14:12
И когда место и время сложились и совпали, тогда возникли обстоятельства:
Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Матфей 26:20-21
И тут же, реагируя на их недоуменные вопросы, успокаивает их:
…впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем…
Матфей 26:24
Попытаемся отрешиться от тех оценок этих событий, к которым мы привыкли с детства, а отрешившись, попытаемся вдуматься в эту фразу — не есть ли здесь утверждение Иудиной невиновности? События идут так, как было записано от века, от участников ничего не зависит. Если до тайной вечери они обладали свободой воли, то, оказавшись здесь, они попали в жёсткие рамки предопределённости. Лишним подтверждением того, что Иуда не предпринимал никаких действий против Учителя, служит его вопрос:
При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
Матфей 26:25
В ответ на недоуменный вопрос, один из двенадцати вопросов, следует категорический, как выстрел в упор, ответ — ты сказал. Всё решено, и обратного пути нет, причём возникает ощущение, что всё решено сию минуту. Но то, что написано, должно исполниться. И всё таки несмотря на то, что этими словами Иуда уже выделен, Учитель оставляет его и даёт ему причастие нового завета и только после этого посылает его к первосвященникам. Это очень сложный момент, по-разному трактуемый евангелистами, но в одном они сходятся — Иуда причастился:
…Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
Матфей 26:26
Мы заостряем внимание именно на хлебе потому, что другой евангелист сказал:
…И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана…
Иоанн 13:26-27
Довольно странное утверждение, что из рук Иисуса Христа через хлеб действовал сатана. Но позволим себе высказать одну догадку. Иоанн почувствовал в момент передачи куска хлеба Иуде переход энергии в последнего, но, движимый неприязнью, а впоследствии вооружённый «знанием» того, что произошло, неправильно её интепретировал. Это не был сатана! Святой дух вошёл в Иуду, чтобы повести его по предначертанному пути. Некоторым подтверждением этого предположения может быть то, что Иисус, потеряв часть Своей силы, начинает торопить Иуду:
…Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
Иоанн 13:27
И после этих слов Иуда уходит за стражей, а Он произносит молитву за оставляемых учеников. Он жалеет их, остающихся во враждебном им мире без Пастыря, и в этот момент их уже одиннадцать. Но раньше Он сказал:
…горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
Марк 14:21
И здесь необходимо вспомнить утверждение, которое легло в основание нашей версии, утверждение о том, что «Бог есть любовь». Вспомнив это, мы поймём, что в приведённой фразе не угроза, но глубокая скорбь Того, кто слышит две тысячи лет проклятия, посылаемые этому имени, Того, кто хотел бы, но не может остановить ход событий.
Итак, ход событий. Учитель со своими учениками покидает дом, где происходила вечеря, и направляется в Гефсиманский сад. Если наше предположение о покинувшей Его силе верно, то становится понятным Его поведение в саду, где Он
…начал скорбеть и тосковать… И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
Матфей 26:37-39
Это совершенно человеческая тоска плоти при виде неизбежного: Он ищет поддержки:
…бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
Матфей 26:41
Тоска и страх ждущего Его впереди настолько сильны, что Он даже нуждается в поддержке:
Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
Лука 22:43
Но вот, наконец:
…Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть… и поцеловал Его.
Марк 14:41-45
Давайте обратим внимание на поведение Иисуса в саду — Он томится, зная, что его ожидает, Он хотел бы, чтобы всё это или миновало бы Его, или бы уже быстрее кончилось, то есть чисто человеческая реакция. Но вот пришёл Иуда и подал знак — поцеловал Его. Нужен ли был этот знак для первосвященниковых слуг и воинов, которые каждый день видели Учителя в Храме и могли узнать Его без помощи Иуды:
Каждый день бывал Я с вами в Храме, и вы не поднимали на Меня рук…
Лука 22:53
Какова в этом случае роль поцелуя? Для этого давайте продолжим нашу догадку о Духе Святом, который ведёт Иуду. Сейчас Он должен перейти на Христа и повести Его по предначертанному пути до конца. Но этот переход въяве невозможен из-за большого скопления народа, так как если бы присутствующие увидели бы Святой Дух, входящий в Него, то они бы поклонились Ему, и не сбылось бы написанное. Таким образом, незаметно это можно было сделать только так, как и было сделано — через поцелуй. В этот момент Святой Дух возвращается в Него. И посмотрите, как резко меняется Его поведение — он становится спокоен, возвышен. Он думает о Своих учениках и удерживает их от вооружённого сопротивления: мало того, Он врачует раба, посланного взять Его. Характерная деталь: ни Он сам, ни ученики ни словом, ни делом ничего не предприняли против Иуды, приведшего стражу.
Далее толпа ведёт Иисуса к первосвященникам. В этой толпе идёт Иуда, при всём желании он не может покинуть толпу, и его приводят туда же, и он получает деньги. Всё, на этом его роль кончена. Но полученные монеты жгут ему руки, и он бросает их, говоря:
…согрешил я, предав кровь невинную…
Матфей 27:4
Роль Иуды Искариота в происходящем чрезвычайно важна, так как, предав Учителя, он послужил первой ступенью, ведущей на Голгофу Спасителя. А было предсказано, что Он должен пострадать через людей. Людьми преданный, от людей пострадавший и людьми распятый Он искупил грехи этих людей.
Всё свершилось, что должно было свершиться, и Апостолы остались одни, чтобы нести свет новой веры людям. У каждого из оставшихся апостолов своя роль, своё назначение. Каждый в своё время и в свою меру перенёс страдания и лишения, гонения и невзгоды, но они же могли испытать радость созидания. Они строили Храм новой веры, они были Его апостолами в глазах и в памяти людей, они могли видеть плоды своих трудов.
Насколько же страшнее участь Иуды, который, исполняя предначертанное, помимо своей воли совершает то, что он совершил, и предаёт своего Учителя, а предав, приходит в ужас. И этот ужас настолько страшен, и мучения его так велики, что он не может простить и оправдать себя и кончает жизнь самоубийством. Но не про него ли сказаны слова, могущие послужить хоть и слабым, но утешением:
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Матфей 10:39
Итак, Иуда Симонов Искариот. Кто он? Великий мученик? Жертва обстоятельств? Предатель?..
Хочется закончить словами:
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы…
Матфей 7:1-2
Свидетельство о публикации №116101201783
Райя Снегирева 20.04.2023 13:31 Заявить о нарушении