О моей философии, 2
http://russolit.ru/books/download/item/3246/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/rvby
-------------------------------
От философии, честно, устал. Вижу, никому это не нужно. Трактаты мои написаны лет 10 – 15 назад. И что? Не знаю… Потихоньку в Интернете кто-то читает, но серьезного понимания пока не встретил.
И, тем не менее…
По первому вопросу Вы излагаете практически мою собственную позицию, высказанную еще в конце 80-х. Значит, каким-то образом она все-таки приживается!..
Мир един, но в нем множество «я». И все смотрят на мир своими органами чувств и сознанием собственным – как бы с разных сторон. Все философские и религиозные системы описывают единый наш мир, только - в различных (лишь в чем-то) понятийных системах. Каждый имеет право выбрать или создать собственное мировоззрение, с которым ему удобнее жить. Но не имеет право разрушать единый наш мир! И должен учитывать в нем права, свободу всех других «я».
Вы находите, что здесь есть различия в наших позициях? Значит, Вы не внимательно прочитали…
Дальше. «Абсолютное знание» - я разбираю чисто теоретически. Определяю что это такое. Часть (а каждый человек и все человечество – только часть) никогда не сможет полностью познать Целое. С ростом абсолютного количества нашего знания, относительность наших знаний (отношение количеств познанного к непознанному) вряд ли будет меняться. Непознанное так же будет лишь возрастать. Всегда.
С Вашей позицией, что мир надо не расчленять, а в нем жить и накапливать в большей мере умения, а не знания, я согласен. Трудно быть не согласным, потому что опять-таки еще в конце 80-х написан мной диалог «Знания и умения», [1] - именно о том, о чем Вы говорите. Собственно, эта мысль проходит через все мои сочинения. Вот, например.
«Что в новых знаниях, которые каждый раз, с прошествием некоторого времени, оказываются лишь очередным заблуждением? Не знать важно, а мочь. Екклесиаст говорил: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.» На это отвечу я: лишь умение никогда не доставляет разочарования человеку! Потому что, чем больше мы узнаем, тем все более понимаем, как мало известно нам - «нельзя объять необъятного». И, наоборот, новое умение, приобретенный навык, открывшаяся способность что-либо мочь - приносят пользу, доставляют удовольствие человеку даже без знания «как».
Разницы в наших с Вами подходах не вижу. Просто, мне так кажется, мой подход несколько шире и глубже. Охватить его полностью, действительно, трудно. Тексты занимают объем примерно 50 печатных листов или 2000 страниц… Времени - нет, у каждого - своя жизнь.
Вы правы, сейчас нет, слава богу, единого курса идеологии. Он и не нужен. Каждый волен определять свои занятия и интересы сам. Все это понятно…
За предложение при случае оказать помощь – спасибо. Но чем можете Вы мне помочь, кроме доброго слова? А его Вы сказали уже…
Я не считаю себя пророком. Это лишь поэтический образ. Но, конечно, ни одно наше слово не бывает вовсе случайным…
Согласен, цельных мировоззрений до сих пор не создано человечеством. И с тем, что изложение мое далеко от идеального – тоже. Увы, может быть, философия и является делом всей моей жизни, но профессиональным философом я не являюсь. Впрочем, так же, как и профессиональным поэтом. По специальности, месту работы – технарь. Вот и сейчас - на службе.
Мои опыты в философии можно назвать хобби, без которого, впрочем, не могу жить, но занимаюсь ими урывками. На приведение текстов в порядок времени почти нет. Вот таким образом и приближаюсь к одному из «самых продвинутых цельных мировоззрений».
И поделиться-то им не с кем практически. А переполнение разума информацией, никому не понятной, вроде как, никому и не нужной, – не самое приятное дело.
При небольшой корректировке мои тексты прекрасно вписались бы в традицию православную.
Пока только не ясно, что корректировать надо - тексты или традицию. И кто будет, и будет ли кто когда-нибудь это делать…
Видимо, мое мировоззрение ближе всего к пантеизму. Считаю, что мир един и многообразен, и не выношу ничего вовне его. Соответственно, отождествляю категории Бога и Мира.
Академическую философию изучал в рамках технической аспирантуры и личного интереса. Спинозу читал в небольших количествах. Но то, что прочел, не увлекло.
Исхожу из того, что любой человек может свободно размышлять обо всем и пытаться найти собственные ответы там, где его не удовлетворяют предложенные другими. Более того, главная жизненная задача каждого и состоит именно в том, чтобы искать собственные ответы на те вопросы, проблемы и ситуации, с известными решениями которых он ощущает внутреннее свое несогласие.
Портиком, к сожалению, не располагаю. Однако, в пирах готов участвовать – безусловно! Возможно, и - в чтениях… Если в Санкт-Петербурге – всегда!
В одной миниатюре нельзя сказать обо всем. Она только маленькая часть истины. Остальные части в других миниатюрах. И не только моих. И не только в миниатюрах…
Теперь по существу Ваших вопросов и замечаний.
У каждого из нас есть своя миссия в мире. Но не каждый исполняет ее. А исполняет человек свою миссию, когда находит и реализовывает собственную Мечту. Может быть, Христос лучше других понял свою задачу, Мечту, поэтому такой важности была Его Миссия. Если Вам интересно, - «О брате нашем, Иисусе Христе», [1]
http://www.proza.ru:8004/2002/03/26-59
Мир троичен и триедин. Все наши «я», в том числе и Христа, – представляют собой активную ипостась. Есть еще материальная (плоть, тело, материя) и идеальная (дух, сознание, понятийные структуры). Это соответствует Богу Сыну, Богу Отцу и Духу Святому. Вот, например, можете посмотреть «Троица», [1]
http://www.proza.ru:8004/2003/05/20-56
На мой взгляд, Бог объединяет в себе все – зло и добро. Существует бесконечное множество относительных систем отсчета. Что считать «злом», что «добром» - зависит от выбора конкретной системы. У меня есть небольшое исследование на эту тему - «Методология зла и добра», [2]
http://www.proza.ru:8004/2002/05/06-56
В нем предлагается абсолютная система отсчета и показывается, что, в любом случае, «зло» и «добро» вечны. Одно без другого не может быть, как «+» без «-», созидание без разрушения, порядок без хаоса…
Я излагаю свою точку зрения, а не чужую. И опираюсь на собственное мировоззрение, а не мнение «авторитетов». Оно несколько отличается от известных религий и философий, в частности, от христианства.
«Ошибками» можно называть что-то в рамках определенной понятийной системы. В рамках моей концепции это вполне логичные положения, опирающиеся на выстроенную систему основных категорий и взаимосвязанных между собой трактатов, содержащих целостную концепцию. Основные из них выставлены на Прозе.ру.
В одной миниатюре невозможно объяснить все. Отвечу на конкретные замечания.
1. У инфузории нет, конечно, сознания. Нет и психики, это понятно. Но есть простейшие зафиксированные реакции.
Подробнее - «2.5 Ступени эволюции организмов, I», [3]
http://www.proza.ru:8004/2002/11/05-78
2. Действительно, предлагаемая мировоззренческая система в чем-то перекликается с пантеизмом. Я лично считаю, что она продолжает «русский космизм».
Каждый человек – часть единого мира или же Бога. На мой взгляд, это - одно и тоже. Мир сделал нас разными, чтобы мы смотрели на него как бы с разных точек отсчета, видели каждый – свое лицо Бога. Эти точки зрения не противоречат, а дополняют друг друга. И лучше всех, видит и знает мир или Бога – тот, у кого больше способностей, кому больше дано - гений. Соответственно, он и отдавать должен больше. Что и происходит, как правило. Поэтому люди и называют человека такого – «гением».
3. Насчет интеллекта и логики… Логика – одноканальная цепочка ассоциативно связанных между собой понятий. Откровения Бога - более глубокое осознание мира – пространственное мышление. Если Вам любопытно – «Метод откровения», [3]
http://www.proza.ru:8004/2002/11/29-34
4. В бесконечной вселенной непрерывно рождаются и умирают бесчисленные системы различного уровня иерархии развития, в том числе и Вселенные. Границы Вселенной (а также любой информационной системы) очерчиваются пределами действия высших в ней взаимосвязей. Наша Вселенная – ограничивается пределами познания нашего разума. Материальные пределы ее расширяются непрерывно с развитием цивилизации, наших умений.
5. Узнать что-то новое всегда хочется.
И опять я с Вами согласен. Действительно, мир – один, а описаний его может быть бесконечное множество, т.е. сколько угодно систем понятий или мировоззрений. Как Вы говорите – «терминов».
Считаю эту идею – одной из важнейших. В статье «Проект Вселенная»
http://www.proza.ru:8004/2001/12/31-26
Я как раз об этом и говорю, конкретно показывая две параллельных системы описания мира – материалистическую и религиозную, в частности – христианскую. Провожу параллели между основными категориями: Бог Отец – материя, Бог Сын – активная ипостась (у Вас энергия – да, согласен), Бог Дух Святой – идеальный мир (понятийный). Да, последнее – информация, но только отображенная, а не структурная внутренняя материального мира. Хотя тут, конечно, вопрос очень сложный.
На тему определения категории информации у меня есть главки отдельные в трактате «Категории и сознание», [3].
Насчет целей и средств…
Дело не в целях, которые ставит учение - все учения заявляют цели благие, - а в используемых средствах для их достижения. Глобальные цели у всех, по существу, мало, чем отличаются.
Мы живем в настоящем, определенном не чьими-то далекими целями, а конкретными средствами. Цели - проблематичное будущее. Настоящее произрастает из средств – сложнейшей суперпозиции действий, реально совершаемых бесчисленными «я» во Вселенной.
Не цели, а средства всей совокупности поколений людей определяют настоящее и будущее человечества.
Так что и здесь у нас совпадение.
Да, можно говорить, что правит бал глупость… Однако на весах истории, иногда, гений одного перевешивает неразумие миллиардов.
И вот еще, что я думаю…
Разум, исключительный по возможностям в сравнении со своими собратьями, несет перед всем, что его создало, - исключительную ответственность!
Отчасти это звучит наивно… Но ведь так на самом деле и есть!
Мы разделяем единый мир на части, точнее, выделяем в нем части для того, чтобы в нем ориентироваться, жить, познавать его и развивать.
Может быть сколько угодно систем разделения и описания. Им соответствуют – мировоззрения.
Выбирается та система (религия, философия), с которой удобнее жить разуму, в частности - людям, и которая оказывается среди других в результате конкуренции и соревнования – наиболее эффективной для развития информационной системы (государства, человечества, Вселенной).
Такой единой идеологией вполне могло бы стать мировоззрение, основные положения которого изложены в статье «Проект Вселенная».
http://www.proza.ru:8004/2001/12/31-26
Это позитивное мировоззрение объединяет в себе материалистическое и идеалистическое направления, не противостоит ни одной из существующих религий или же философий, за исключением концепций фанатиков, и способно объединить человечество общей глобальной целью – познания и развития мира, настоящей для каждого поколения и устремленной в бесконечное будущее.
Да, я романтик. Но не фантазер. Хочется найти конкретную систему идей, позволяющих уверенно себя чувствовать в мире.
Люди могут создать бесчисленное множество самых разнообразных философских и религиозных систем. Но истинную ценность имеют лишь те, которые помогают жить человеку и служат развитию мира.
Результирующая человеческой деятельности и вообще деятельности всех сущих «я» представляет собой не вектор, а расширяющуюся многомерную сферу качеств, которая более-менее равномерно растет во всех возникающих направлениях.
Побудительными мотивами часто движет эгоизм, безусловно. Но что же это такое, как не желание блага высшим материальным формам и сущностям, которыми и являются люди. Эгоизм и альтруизм, на мой взгляд, имеют под собой одно общее основание – желание сберечь лучшее. Себя или что-то другое.
Искренность считаю самым главным достоинством человека. Наивностью ее называют нехорошие люди.
И еще несколько мыслей…
Тот, кто не поверил себе, - никто.
Совершенно – то, что движется к совершенству.
И философия, и религия призваны созидать идеал - человека, общественного устройства, гармонии мира. Нет идеала в статике, он развивается вместе с миром. Потому нет и не может быть никакой «окончательной» философии или религии.
Первое право каждого человека и всего человечества - на развитие идеала.
Наиболее близким направлением считаю русский космизм. В его русле мои работы.
Как правило, на один и тот же вопрос у меня находится ряд ответов. Не даром серия миниатюр называется «Диалоги с самим собою», [1]. Разделение на Верующего и Атеиста весьма условно. Оба они – представители моего «я». На мир можно смотреть с разных сторон. Мир един, а вот восприятий его может быть бесконечное множество. В этом ряду (или толпе) воспринимающих и стоят Атеист и Верующий.
Некоторые элементы автобиографичности есть в каждом стихотворении. От этого уйти невозможно.
Люди ВСЕ – необычные, и все являются творцами Вселенной. Такими же обычными необычными являются и герои моих стихов, смысл которых самым логичным образом проистекает из моей философии. И, конечно же, хочется, чтобы моя философия была пронизана живою поэзией.
Свидетельство о публикации №116101101483