Велесу. Скорбная
Хранитель зверей и наставник могучих,
Блюститель усопших, о Жертвой обильный,
О, Велес Косматый средь Молний летучих!
Твой облик нетленный, а взгляд устрашающ!
И Змиями вьются власы над главою.
Владыка Премудрый, в миру ободряющ.
Ты в Пламени скрытый Звездой Золотою!
Вершили мы требы, в слезах уповая,
И пели мы Славу наш вечный Спаситель,
Престол семичастный в огнях утопая,
Дарил всем Надежду Отец — Небожитель!
А ныне, все глухо! Пустая обитель.
Подернуты мхом вековые громады,
Твой лес оскудел о, Святой Победитель,
Лишь в недрах сокрыты великие клады.
Примечание:
Одним из высших Богов у славян являлся Волос или Велес, который во многом, судя по древнеславянским преданиям, тождественен Гисанэ и Деметру одновременно. Так, в одном из аспектов, Бог сей почитался в качестве одной из ипостасей великого Перуна, тогда как в другом – Великим Змием-Охранителем и Разрушителем – противником славянского Громовержца, что также может являться отголоском древнейшего поклонения Вишапу, Дагону-Змею [Иванов, Топоров, 1974; Левкиевская, 2002]. Относительно балто-славянского Бога Велеса следует отметить, что, будучи чрезвычайно древним по происхождению, данный Бог, в действительности, мог быть связан с культом Змия, о чем, в частности, отмечали Левкиевская, а до нее, Иванов и Топоров [Иванов, Топоров, стр. 31-74, 1974.]. Данное предположение базируется, в первую очередь, на факте взаимосвязи Богов Гисанэ и Деметра с Вишапом. Посему, мнение Рыбакова, относительно «безосновательности» связи Змия и Волоса-Велеса, по сути, в корне ошибочно [Рыбаков, § Волос-Велес, указ. труда, 1981.], т.к. Змий у славян почитался не только как летающий Змей-Горыныч, но и как обитатель земных недр и водных глубин, и почитание его восходило к древнеарийским временам [Иванов, Топоров, 1974, указ. труда]. Кроме всего прочего, Велес являл собою покровителя Тонкого Мира, также как Деметр и его архетип Кубера. Именно поэтому Велес почитался охранителем умерших и животных [там же], коих древние относили к Тонкому Миру. По той же причине Велес назван противником Перуна, этого славянского Индры-Вритрахана . Кроме того, Велес являлся одновременно и Богом плодородия – Охранителем всего живого на Земле, и Богом Подземного царства теней, что роднит его как с Гисанэ, так и с Деметрой в совокупности. Последнее утверждение также связано с тем, что «Велесовым потомством» именовались гусляры и сказители былин на Руси, также как дзайнарку-гусаны считались «потомками» Гисанэ [Рыбаков, 1987, гл. 7, указ. труда].
(Э. А. МИРЗОЯН. "МИСТЕРИИ ДРЕВНЕЙ АРМЕНИИ. МИСТЕРИИ ГИСАНЭ И ДЕМЕТРА VIII О Богах Гисанэ и Деметр и о взаимосвязях между ними и Оаннеша Дагоном Связь Оаннеша с Богиней Астхик")
Свидетельство о публикации №116100905230