духоборы и молокане
Исходный пункт учения духоборов — квакерская идея:
« В душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом. Памятию человек уподобляется Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, волею — Духу Святому; Отец — свет, Сын — живот, Святой Дух — покой, Отец — высота, Сын — широта, Святой Дух — глубина. Чувственно Бог существует в природе, а духовно — в человеческой душе. »
Отрицают первородный грех: «всяк сам по себе грешен и спасён». Веруют в перерождение души: «после смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорождённого, а душа беззаконника — в животное». Считают, что воскрешение Христа нужно понимать в духовном смысле:
« Христос должен в нас зачаться и родиться, возрастать и учиться, страдать и умереть, и воскреснуть, и вознестися. »
Исповедуются только Богу; пост считают воздержанием от злых мыслей и дел; богослужение совершают в комнате; брак не почитают таинством; не признают внешних отличий между людьми; не клянутся; отказываются от военной службы и присяги вообще. Отрицают всякую обрядовость, выражая это отрицание в пословицах,
« Церковь не в брёвнах, а в рёбрах.
Поклоняюся Христу не мазаному, не писаному, а Христу животворному.
В защиту духоборов выступил Лев Николаевич Толстой. Он и его последователи организовали одну из первых массовых кампаний в отечественной и международной прессе, сравнивая гонения на духоборов в России с гонениями на первых христиан. В. Г. Чертков опубликовал подробности о травле крестьян в английской газете. Затем В. Г. Чертков, П. И. Бирюков и И. М. Трегубов написали воззвание к русской общественности, призывая помочь духоборам, которых лишили средств к жизни. Толстой дополнил воззвание своим послесловием и передал в помощь голодающим тысячу рублей, а также обещал впредь отдавать голодающим крестьянам все гонорары, которые получал в театрах за исполнение его пьес. В результате этой акции В. Чертков был изгнан за границу, а Бирюков и Трегубов отправлены во внутреннюю ссылку в Прибалтику
Учение РПЦ отвергали, не признавая икон, мощей, чудес, постов (молокане получили своё название из-за того, что причащались молоком даже в Великий пост) и прочего.
Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.Отмечали сходство молоканства с протестантством. Историк Н. И. Костомаров связывал возникновение церквей молокан с «развитием в русском народе рациональных умствований» Духоборы основывали свои коммуны во многих регионах этой страны. Внешней церкви — РПЦ противопоставляли внутреннюю церковь — нравственность человека. Также из духоборчества выделилось молоканство, основанное Семеном Уклеиным — зятем видного духобора Побирохина. Значимой чертой учения как духоборов, так и молокан является вегетарианство, ибо гуманно. Священным для духоборов текстом помимо Библии являлась также т. н. «Животная книга» (то есть книга жизни).
Проклятый царский режим сильно притеснял коммунистов духоборов и молокан, высылал их на Кавказ, где они встречаются до сих пор. Однако есть в этой стране и хорошие люди: сам Лев Толстой при содействии анархиста Кропоткина испросил для духоборов разрешения для переселение в Канаду, где до сих пор есть остатки их большой коммунистической общины. Оставшиеся в совке духобоы в первые годы принимались властью и даже основывали свои колхозы, называющиеся, например «Новый Иерусалим».
Советская власть также плохо переносила духоборов и примкнувших к ним, в основном за систематическое нежелание служить в армии, как организации насилия и долбоебизма. В настоящий момент духоборы живут в Канаде, на Кавказе и совсем небольшими общинами в Центральной России, в последнем случае имея нехилый профит в виде отмазы малолетних долбоёбов от армии: за деньги и непродолжительную работу в их колхозах выписывают документ, дающий право идти на альтернативную службу по религиозным причинам.
В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад).
« По пути на Русскую горку, где живут сан-францискские молокане, наш проводник рассказывал историю их переселения. Когда-то, давным-давно, молокане жили на Волге. Их притесняло царское правительство, подсылало к ним попов и миссионеров. Молокане не поддавались. Тогда их переселили на Кавказ, куда-то в район Карса. Они и там, в новых местах, принялись делать то, что делали веками, — сеять хлеб. Но жить становилось всё труднее, преследования делались ожесточённее, и молокане решили покинуть родную страну, оборотившуюся к ним мачехой. Куда ехать? Люди едут в Америку. Поехали в Америку и они — пятьсот семейств. Было это в тысяча девятьсот втором году. Как они попали в Сан-Франциско? Да так как-то. Люди ехали в Сан-Франциско. Поехали в Сан-Франциско и они. … В Америке молокане хотели по-прежнему заняться хлебопашеством, но на покупку земли не было денег. И они пошли работать в порт. С тех пор сан-францискские молокане — грузчики. В городе молокане поселились отдельно на горке, постепенно настроили домиков, выстроили небольшую молельню, которую торжественно называют «Молокан-чёрч», устроили русскую школу, и горка стала называться «Русской горкой».
И. Ильф, Е. Петров «Одноэтажная Америка»
Свидетельство о публикации №116100911462
Посланный в 1801 г. для собирания сведений о духоборах, И. В. Лопухин дал о них самый хороший отзыв. После этого был издан указ о переселении всех духоборов в Мелитопольский уезд Таврической губернии, на берега реки Молочной. При обилии земли (79 000 десятин) они перенимали от поселенных в соседстве с ними меннонитов много полезных нововведений.
Лидер духоборов в Крыму Савелий Капустин завел там коммунистические порядки — обработка земли сообща, деление урожая поровну. В 1818 г. Александр I посетил село духоборов Терпение (теперь — Мелитопольский район, Запорожская область), пробыл там два дня и распорядился освободить всех духоборов и доставить их в Крым. В 1820 их освободили от присяги. С тех пор Александр I пользуется у духоборов исключительным почитанием — ему был даже поставлен памятник
При Николае I духоборы вновь потеряли расположение властей. Освоенные духоборами впервые крымские земли стали безопасны и быстро осваивались русскими православными крестьянами, из-за чего правительство стало считать духоборов нежелательными соседями. В 1837 году последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. В 1843 году известный Гакстгаузен посетил духоборов, ещё остававшихся на Молочных водах, о чём оставил ценные сведения.
Гореловка, «столица» духоборцев в Грузии
В 1841 году началась высылка духоборов в Грузию и Азербайджан. Они показывали покорность властям, говоря:
« Царя почитаем, милостивым властям повинуемся; кто безвинно бьёт и мучит, тот антихрист, кто милостиво судит, уподобляется Богу. Ходить в церковь совесть нам не велит, в ней святости не чаем… Везде церковь, где два или три собраны во имя Христово
Анфиса Третьякова-Федина 05.08.2017 00:01 Заявить о нарушении
В романе В. Пикуля «Баязет» один из главных героев в течение нескольких дней живёт у местных молокан. Описываются их быт, жизнь, традиции.
Анфиса Третьякова-Федина 05.08.2017 00:08 Заявить о нарушении