скопцы

Идейные продолжатели дела хлыстов. Единственная секта, которой почти в полном составе можно вручать премию Дарвина за изъятие своих ущербных генов из генофонда. Зачинателем был хлыст Кондратий Селиванов. Возникло скопчество в 1760—1770 годах. Кондратий Селиванов в соответствии со скопческой мифологией был, как и Пугачев, аватарой убиенного царя Петра III. Селиванов неоднократно вылавливался властями и ссылался в Сибирь.
В целом учение скопцов дублирует учение хлыстов, дополняя его проповедью кастрации — «огненного крещения». Скопческая кастрация подразделяются на малую печать — отрезание мошонки, и большую печать — отрезание мошонки и члена тоже. Часто оскоплялись и женщины, которым отрезали грудь и половые губы, но это лишь в некоторых общинах. Селиванов был первым из скопцов, отрезавшим себе МПХ. Впоследствии скопцы редуцировались до унылых мещан-капиталистов, живших в основном в Питере, на Лиговке.
Хотя, на этот счет есть сомнения. В Российской империи принадлежность к этой секте каралась высылкой в Сибирь. Брали скопцов под белы рученьки в основном (по убыванию их количества по отношению ко всему населению: max 8%, min 3%) в Петербургской, Курской, Орловской, Тамбовской, Московской, Херсонской, Кишиневской губерниях и в Крыму. По началу их рассовывали по всей Сибири, но ко второй половине XIX стали пихать в основном в Якутию. Сведения о последнем из выживших в Якутии относятся к 60-м годам XX века, причём, как об отнюдь не древнем старце, то есть загремел он в Якутию уже в начале XX века (ИЧСХ, фамилия его была Медведев). Про последнего скопца старой школы можно почитать в книге «Третий пол» А. И. Белкина — советского психиатра и сексолога, лично посетившего последнего из могикан. Также немного описывает приключения скопцов в ГУЛАГе и Якутии. Как сообщает БСЭ 1976 года издания, «небольшие группы скопцов сохранились в некоторых районах Северного Кавказа», но эти членовредительством, не занимаются, а только молятся, постятся и т. д.; самое сильное ограничение у них — «пояс верности». Занятно, что по понятным причинам скопцам было сложно расширять свои ряды естественным путем — деторождением, а потому они могли склонять сторонних людей к оскоплению и вступлению в секту, например, шантажируя их деньгами. Но все же секта эта не выжила по естественным причинам.
Были выпилены практически полностью во время борьбы советской власти с религией.
В первое время существования в России скопчества операция оскопления у скопцов состояла в отнятии (ампутации) одних только яичек («удесных близнят») с частью мошонки посредством размозжения их молотом и последующего отжигания раскаленным железом с целью дезинфекции. Отсюда мистическое название: «огненное крещение».

Впоследствии скопцы для операции оскопления вместо молота стали употреблять разного рода острые режущие орудия, а раскаленное железо — лишь для остановки кровотечения. При этом предварительно мошонка стягивалась выше захваченных яичек ниткой, тесьмой или веревкой. Рана покрывалась тряпкой, смоченной в холодной воде или смазанной деревянным маслом, спуском, скипидаром, другими мазями или свежим салом; иногда для остановки кровотечения рана посыпалась порошками квасцов, медного купороса и др. Рана затягивалась недели через четыре рубцом, большею частью подковообразной формы, шедшим поперек остаточной части мошонки. Этот род оскопления, практиковавшийся в начале XX века, назывался «малая печать», «первая печать», «первое убеление», «сесть на пегого коня», «первая чистота». В Курской губернии, где скопчество было распространено весьма широко, неоднократно имели место случаи, когда принятие «первой печати» осуществлялось самостоятельно. Наиболее ярким примером можно считать случай самооскопления арестанта Курского тюремного замка, который «отрезал себе ядра бритвой по научению» другого арестанта, обвиняемого в принадлежности к секте скопцов


Рецензии
Ско́пцы (самоназвания «агнцы Божьи», «белые голуби») — последователи мистической секты «духовных христиан», возводящей операцию оскопления в степень богоугодного дела
Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. В царской России секта скопцов преследовалась, её члены ссылались в Сибирь. Первый суд над сектой состоялся в 1772 году, когда судили целую общину в количестве 246 человек. Несмотря на это, секта была довольно многочисленна: во второй половине XIX века скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали земли у местного населения. Часто скопцов использовали как дипкурьеров в восточных странах.

В СССР секта скопцов была запрещена. В 1929 году состоялся громкий судебный процесс над сектой. Согласно Большой Советской Энциклопедии, в 1947 году секта ещё действовала в СССР. Имеются сведения об отдельных общинах скопцов, существовавших в 1990-х годах в Латвии, Москве, Ставрополе, Орле. В настоящее время небольшое количество скопцов осталось в некоторых районах Северного Кавказа. Это так называемые «духовные» скопцы (в их общинах хирургическое оскопление не производится). От участников этих сект требуется отправление определённого культа, сохранение аскетического образа жизни.
скопцы находили указание на возможность оскопления в других цитатах из Священного Писания и Священного Предания:

Указание Христа на то, что лучше отсекать члены, которые соблазняют человека, чем поддаться соблазну (Мф. 5:29—30, Мк. 9:43—47);
Указания апостола Павла на то, что «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24) и что он сам носит на своем теле «язвы Господа» (Гал. 6:17);
Похвала Господа евнухам у пророка Исайи (Ис. 56:4—5);
Похвала евнухам в книге Премудрости Соломона (Прем. 3:14);
Св. Иустин Философ в «Первой апологии» безо всякого осуждения сообщает о христианском юноше, который, обходя запрет на самооскопление, содержащийся в 24-м апостольском правиле, попросил его оскопить врачей-язычников, но они ему отказали;
Св. Амвросий Медиоланский в письме к императору Валентиниану II относит благословение пророка Исайи к тем скопцам, «которые оскопили себя, отсекши детородныя части»;
Св. Иоанн Кассиан Римлянин в своем труде «Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне» сообщает о том, как по молитве монаха ангел вырвал из его чресл кусок плоти, после чего монах избавился от плотской страсти;
Св. Григорий Двоеслов в «Диалогах» сообщает о монахе, который для того, чтобы победить плотскую страсть, «бросился нагой на сосновые иглы и крапиву, долго лежал в них и, только уже когда изранил все тело, встал»;
Жития святых, в которых было указано, что целый ряд святых (Феодосий Антиохийский, Агавва Исмаильтянин, Еварест Студит, Феодосий Печерский, Марк Печерский, Вассиан Тиксненский и другие) носили на чреслах вериги, что с медицинской точки зрения было равнозначно медленному оскоплению.

Анфиса Третьякова-Федина   05.08.2017 00:29     Заявить о нарушении