христововеры

На чем поставлены, на том и стойте. А кто женат, живи с женой как с сестрой

— из 12 заповедей хлыстов

Православие, водка тащемто и БДСМ, например
Одна из старейших сект в этой стране, если не считать т. наз. ересь жыдовствующих. Возможные предтечи — флагелланты.
Возникла в Поволжье во 2-й половине 17-го века как жёсткая оппозиция и Никону, и старообрядцам-попопцам. До сих пор неясно, осозновали себя как одно движение, или просто было общим названием для всех странных народных культов, возникших по принципу «дед Пахом услышал в церкви какие-то куски из Библии, покурил несвежего сена и вдруг узнал ответ на все тайны Вселенной, жизни и вообще».
Мифический основатель — «Бог Саваоф Данила Филипович» — крестьянин, в которого по представлениям христововеров вселился бог. Своим последователям дал 12 заповедей, а священные тексты — включая Библию — выкинул в Волгу, провозгласив: «Святому Духу верьте». Данила Филипович проповедовал аскетизм: «Хмельного не пейте, плотского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живи с женой как с сестрой; неженимые не женитесь, женимые разженитесь и апстену!». Следующим проповедником данного учения был Иван Суслов ака Христос. Родился мифическим образом, был трижды казнён проклятым царизмом как религиозный оппозиционер — все три раза воскресал.
Хлысты представляли собой слабо связанные между собой общины, т. наз. «корабли», во главе которых стоял «Кормщик» (aka Христос, Б-г, Апостол). Иногда у него была кормщица, с которой он совместно проводил ритуалы и жил, как с сестрой.
Практики хлыстов были экстравагантны: во время собраний они били себя палками и хлыстами, кружились, пели религиозные гимны и т. обр. вгоняли себя в транс. РПЦ люто, бешено ненавидело хлыстов, а потому возводило на них разнообразные наветы: так, православная апологетика заявляла, что хлысты едят младенцев, отрезают девушкам правую грудь, а во время своих собраний предаются кровавым оргиям.
Последователями христововерия было в основном тёмноe русское крестьянство. При этом к пережиткам язычества относились без понимания.
На сегодняшний день у науки нет сведений, существуют хлысты в аутентичной форме или все вымерли. Хотя некоторые виды хлыстов — например, чуриковцы пока что ещё живы, правда, довольно пассивны. Алсо, в Уругвае существовала хлыстовская община с названием «Новый Израиль», пока в ходе репрессий 1970-80-х гг. их культурный центр не был благополучно разъебошен.
Наконец, есть проверенные сведения, что среди хлыстов одно время вращался Распутин.

В вопросе о происхождении хлыстов можно выделить следующие точки зрения. Во-первых, это представление о влиянии западно-европейских протестантских мистических сект и масонства. Во-вторых, гипотеза более раннего южного влияния болгарских богомилов, а через них ещё более древнего манихейства. В-третьих, взгляд на хлыстов как русское самобытное явление, генетически связанное со славянским язычеством и эзотеризмом. Наконец, в-четвёртых, это точка зрения также признающая самобытное происхождение хлыстов, но связывающая их с христианскими явлениями религиозной жизни XVII века: преимущественно, русской православной традицией исихазма с идеей «обожения» и радикальными толками старообрядчества


Рецензии
Вероятно, движение хлыстов с самого начала не было жестко централизовано, являясь своего рода ассоциацией независимых общин. Но, начиная со второй половины XVIII века в среде хлыстов появляются обособленные течения, признающие Христом лишь своего единственного руководителя и четко отделявшие себя от иных общин:

Примерно в 1770 году возникла секта скопцов, первыми проповедниками которой стали Андрей Петров Блохин и Кондратий Иванович Селиванов. Влияние Селиванова проникло и в дворянскую среду: в 1817 году в петербургском Михайловском замке проходили радения «Духовного союза», созданного Екатериной Филипповной Татариновой.
В первой четверти XIX века возникло течение «постников» во главе с тамбовским крестьянином Аввакумом Ивановичем Копыловым, который возродил авторитет Библии и усилил пищевые запреты.
В 1830-х годах из постничества выделилось объединение «Израиль» (позднее именовавшееся «Старый Израиль»), основатель которого Перфил Петрович Катасонов реформировал хлыстовщину ограничив экстатическую обрядность и фактически узаконив брачный союз. После смерти Катасонова в 1886 году В. Ф. Мокшин и особенно его преемник Василий Семенович Лубков создали наиболее реформированную разновидность хлыстовщины — «Новый Израиль», в котором были окончательно отменены экстатические обряды и формальные посещения православных служб

Анфиса Третьякова-Федина   05.08.2017 00:48     Заявить о нарушении
Хлысты учат, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный, первый создан Богом, второй — Сатаной. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что такое Троица, архангелы и ангелы, хлысты не разъясняют. Можно думать, что под этими названиями они разумеют не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же божественного существа. С этим взглядом у хлыстов соединяется учение о воплощениях Божества в человеке, раскрываемое у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове якобы воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух Святой. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним христом является другой. Воплощение Христа может совершаться путём естественной передачи Христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение Христа достигается через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.

Анфиса Третьякова-Федина   05.08.2017 00:48   Заявить о нарушении