христианство
Распространившись среди язычников, христианство вобрало в себя и некоторые его идеи — появились христианские монастыри, иконы и прочие доктринальные новшества. Позже богословы назовут это «учением о прогрессирующем откровении». На практике это выглядит так: собираются христианские богословы, утверждают какую-нибудь новую сложившуюся доктрину (например, о богоугодности иконопочитания), называют себя собором, и считается, что это угодно Богу.
Разумеется, нередко складывались и взаимоисключающие доктрины и после взаимных диспутов одна из них становилась ересью. Еретики раскаивались или сбегали КЕМ, обычно куда-нибудь в горы. Так появились закрытые тусовки вроде Ассирийской церкви. Наконец, бывало, что какой-нибудь варварский правитель привечал образованных еретиков — так, гунны или готы тоже были христианами, но арианцами. Со временем ситуация устаканивалась, прежние обиды забывались и местная церковь воссоединялась с ближайшей вселенской.
Наконец, в конце концов мнения богословов по некоторым вопросам несколько разошлись, что в 1054 году они разделились на православных и католиков, назвав друг друга еретиками и предав для пущей убедительности друг друга анафеме.
При этом самым важным в таком подходе является то, что в изменении вероучения никто не видит ничего плохого и первоначальный вариант христианского вероучения рассматривается не как образец, а лишь как один из периодов христианской истории.
Так продолжалось до тех пор, пока не появился настоящий ариец Мартин Лютер, который сказал, что такой подход — говно, все эти соборы, вносившие доктринальные новшества,— суть сборища отмороженных еретиков, а как образец для подражания надо рассматривать именно ту версию христианства, которую проповедовал Апостол Павел. Нет, конечно, такая светлая идея посещала умы людей и раньше, но со всеми такими идейными предшественниками Мартина Лютера успешно расправлялась Святая Инквизиция, а проповедь Мартина Лютера обратила к истинной вере многих немецких князей, которых тяготила политическая власть Папы Римского, и которые с помощью своих солдат спасли Лютера от добрых и любящих инквизиторов.
Сам Лютер особым радикализмом, разумеется, не отличался и о первоначальном христианстве знал только из Евангелия. Поэтому за образец он брал автокефальные церкви Востока и еврейскую общину.
Помимо Германии идея об обращении к истинной версии христианства нашла последователей и в других католических странах. Но при этом сторонники этой идеи по-разному трактовали некоторые доктринальные вопросы, в результате чего появилось довольно много всяких направлений уже внутри этого нового движения, которое назвали протестантизмом — помимо собственно лютеран появились анабаптисты, квакеры, кальвинисты, пресвитерианцы, пиетисты и прочая и прочая. Причём каждая секта считает именно себя последовательницей Святых Апостолов, а на всех остальных смотрит как на говно.
Наконец, на рубеже XIX и XX века, когда грамоте научились все, начинается прорыв от Господа, аллилилуйя харизматических вроде-бы протестантов: адвентисты, баптисты и прочие пятидесятники забивают вообще на всё предание целиком и изобретают свои, уникальные откровения от ангелов Морониев. И если лютеран и кальвинистов та же РПЦ со скрипом, но признаёт инославцами, то харизматы и отрицатели догмата о Троице однозначно считаются опасными сектантами.
Свидетельство о публикации №116100911392