Лиса в раю

Один мужчина был немножко волшебник и создал свой рай на земле. Насадил, что полагается, пригласил зверей и птиц. И, наверное, рыб. Насекомых, там... жуков-пауков. И все были счастливы и довольны. Но одна зловредная лисица не пошла жить в рай. Уж как он уговаривал, рассыпался бисером, зазывал... не пошла. А проникала туда нелегальным манером и похищала цыплят. Бандитка такая. Мужик терпел-терпел, - ну, делать же что-то надо, райской жизни урон, - не вытерпел - убил воровку. Ну, думает, теперь-то всё у нас будет мирно, по-доброму, теперь все в раю. Возвращается, а все растения засохли, животные разбежались - нет рая...

Вот такая притча. Содержание её довольно прозрачно. Содержание её не ново. Тут и перекличка со слезинкой ребёнка (Достоевский), тут и Дракона (Шварц) можно было бы за уши притянуть - как метафору строительства чистого и безгрешного, счастливого, "райского" общества методом физического устранения источника зла и вообще помех на пути в безоблачное завтра. Помехи ведь тоже бывают самые разные. Население, тёмное и косное, своей прямой выгоды не понимающее; власть, гнетущая население в виде тёмных сил; мировая закулиса, в подвалах швейцарских деньгохранилищ практикующая хоровую рецитацию Тетраграмматона... да мало ли!

Нужно ли устранять помехи? А устранивши - получим ли то, о чём мечталось в далёкой юности-свежести на Воробьёвых горах? Надо попробовать... раньше-то не пробовали... Собьём решётки на окнах и замки на дверях, поубиваем надзирателей-вертухаев и обдерём как липки воровок-лисиц, повыпускаем на свободу кощеев из чуланов - будет нам счастье?

Тюрьма - плохое место. Но и там люди живут. Шапочный знакомый сидел по уголовной статье, может, и за дело, подробностей не знаю. В тюрьме читал, учился, получил заочное юридическое образование... Всё от человека зависит. Одного неволя опустит, другого - поднимет, сделает человека - человеком. Так надо ли тюрьму ломать?

Тюрьма - тоже метафора. В страданиях, в сомнениях, в узах, путём проб и ошибок собирается человек из гнилья, из ничего, если есть добрая и верная цель впереди. Без этих мучений, как ни горек хлеб мученика, а не получится человека. Есть многое такое, чего как бы и нет вовсе, а оно - есть, и большое имеет значение для сомневающегося, растущего и потому - страдающего, несоразмерного с ячейкой, в которой растёт-ворочается, человека. Только это, разумеется, не суслик.

Зло нужно изобличать, не давать злодеям поблажки (у, лисица, такая-растакая!), но полезно иногда и доброе показать - нам, заключённым, сидельцам. Сроки у некоторых большие, и без положительного примера сидеть и скучно, и опасно: можно ведь в ослеплении, в помрачении духовном, придумать такой пример - скроить, так сказать, из того, что есть. Чем я не Аполлон? Или мой сокамерник? Или, например, суслик тот же самый... А вот это уже соблазн, искушение и увод в сторону от столбовой дороги сомнительного прогресса.


8 октября 2016 г.


Рецензии