Поездка в Риддер
Староверы расселились повсеместно в Алтайских горах и предгорьях. То, что после раскола было вынужденным, что в советские времена пришло к оскудению, о том сегодня нужно говорить и рассказывать, дабы наши потомки знали свои корни, осознавали важность и значения християнской веры, оставались достойными своего наследия, своего духовного корня. Только они смогут принести плод, о котором так усердно повествует Священное Писание.
Потомки староверов и сегодня населяют Алтай и его предгорья. Заметив значимость поддержания связей между духовными братьями и сестрами, представители Древлеправославной Поморской Церкви Сибирско-Алтайского региона приняли решение навестить общины в городах Усть-Каменогорске и Риддере.
Поездка, состоявшаяся в июле 2016 года, обогатила наш духовный горизонт, утолила жажду общения с братьями и сестрами.
Поездка была начата в Таштагольском районе Кемеровской области. После прибытия в Новокузнецк и небольшого отдыха автобус Новокузнецк - Усть-Каменогорск мчался по направлению казахской границы и примерно через 7 часов поездки, миновав город Рубцовск, прибыл в Казахстан. Пройдя пограничный контроль, потребовалось еще примерно 3 часа для того, чтобы в 3 часа ночи автобус достиг автостанции города Усть-Каменогорск, или, как этот город после постсоветской казахизации бывших территорий РСФСР стали называть казахи, Оёскемен.
"После такой долгой поездки мы, духовная братия из деревни Холодный Лог, таштагольского района, изрядно устали, и было настоящим благом усесться на скамье вокзальной территории, вытянув ноги и погрузившись в полудрем. Мы ждали человека, который должен был нас сопроводить в город Риддер. После двух часов ожидания нас встретил на автовокзале один человек из староверов города Усть-Каменогорска. Сразу после душевной встречи явился и и тот, кого мы ждали изначально, и мы поехали в Риддер на его автомобиле.
Поездке особое значение придала природа. Постоянно заменяющие друг друга ландшафты тайги, лесостепи, предгорий и гор придавали нашей поездке неизгладимые впечатления. Еще свежо в памяти воспоминание, когда мы проезжали мост чере реку Уба, перекаты которой и умиротворяют, и позволяют собой восторгаться. А когда такой пейзаж подкрашен сознанием духовности этих мест, то восприятие каждого человека побывавшего здесъ и видевшего это зиждется на тихом восторге и радости. Ведь именно в этой местности находились скиты женского убинского монастыря. И каждому верующему християнину здесь это чувствуется очень четко.
После того, как мы приехали в Риддер, мы немного отдохнули у братьев, а после отдыха, пообедав, отправились на всенощную службу Святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла. Служба проходила длительно, но с особой торжественностью, с полиелеосом. После утрени для всех была возможность отдохнуть, набраться сил. А рано утром, пребывая в торжественном настроении, служба продолжилась. И в моленном доме, убранство которого восхищало своей простотой и одновременно величием, связанным с древними реликвиями, доставшимся церкви от матушек-инокинь убинского женского монастыря, сразу же после службы был избран и благословлен новый и.о. духовного наставника. Радуясь этому событию, церковь облегченно вздохнула, и по радости было видно, что для церкви начался новый этап развития, с новыми радостями и трудностями. Но с уверенностью можно сказать, что Церковь под руководством нового и.о. духовного наставника и его брата обрела своего рода гарантию качества и соблюдения тех основ древлеправославия, которые были заложены еще задолго до этого, и еще в царское время, и, конечно же, что несомненно все понимают, во времена расцвета духовных сил этих мест - пребывания матушек-инокинь, в чьем неизменном наследии прихожане себя ощущают.
Было совершенно нетрудно сорадоваться братиям-християнам в Риддере после торжественной службы, так как даже немного всмотревшись в их восторженные лица, радость християнского общения переникала на любого наблюдателя, и на нас - гостей общины. Было уже не важно, что посреди трапезной стоял стол, накрытый явствами. Ведь посреди наших сердец было общение: простое несложное радостное общение в християнском духе. Братья за трапезой выразили желание приехать и к нам в Россию, в таштагольский район, дабы и они могли порадовать нас своим посещением и смогли сами убедиться наслышанным о наших местах, которые несомненно являются пристанищем староверия, местом, в котором староверы когда-то проявили свою стойкость, самобытность, заключающуюся и в суровости этих мест, и в красоте, плавно переливающихся друг с другом и наполняющих души людей, которые не по своей воле прибыли когда-то в эти места - Сибирь, Алтай, Горную Шорию. Конечно же, все желающие были приглашены к нам, а особенно в место размещения нашей еще строящейся моленной, деревню с простым народным названием Холодный Лог, ставшую в советское время местом поселения железнодорожников, а в настоящее время, в связи с оттоком потомков железнодорожников и образовавшимся дачным поселением, в котором летом живут и трудятся потомки староверов, носящую официальное непримечательное название, обозначающее железнодорожную станцию.
Место наше маленькое и, казалось бы, ничем не примечательно, но для староверов значимое и духовное. Непосредственно здесь паства малочисленна, но постоянные гости из соседнего поселка Чугунаш, из п.г.т. Бачатского, из города Новокузнецка, Таштагола, вместе с местными верующими всегда рады и гостям издалека, изредка пoсещающим нас: из Москвы, Петербурга, Белгорода, Новгорода, Новосибирска и даже из далекой Германии. Духовнай труд братьев в Холодном Логу очень ёмок и распространяется далеко за пределы деревни. В обязанности духовного наставника входит не только исполнение треб и проведение служб, но и постоянные разъезды по большой части Западной Сибири. Пока еще в отдаленных местах Притомья живут староверы-поморцы, поездки туда являются неотъемлемой частью труда наставника. За разговорами, духовными беседами выяснилось, что такую работу необходимо делать до тех пор, пока даже в самой маленькой сибирской деревни живет хотя бы один християнин.
Поэтому и поездка в Риддер была насколько просветительской, настолько и важной в плане духовной работы. Общине города Риддера потребовался преемник духовного наставника, и дабы засвидетельствовать интересы общины, наша поездка в Риддер была просто необходима.
Казалось бы высшей радости в тот день, когда было жарко, но уютно, когда закончилась трапеза, быть уже не могло. Но еще одно неизгладимое впечатление осталось у нас от поездки в том же городе к живущему там черноризцу Александру. Этот человек когда-то иммигрировал в Восточный Казахстан из Прибалтики в поисках уединенного християнского жития.
По прибытию к дому, в котором живет Александр, мы остановились у ворот. Какой-то прохожий мальчик сказал, что он видел как Александр куда-то ушел и дома его нет. Мы все таки решили позвать черноризца и минут через 20 Александр вышел к нам и пригласил к себе в дом. Наша духовная беседа шла произвольно. Сначала, правда, Александр рассказал немного о своей жизни, плавно перейдя к увещеванию всех християн от замирщения. Мы также cмогли ему рассказать о своей жизни в Сибири. Он внимательно слушал и, казалось, радовался тому, что християне и в других местах хоть не в большом числе, но еще есть. Правда он был серъезно отягчен тем положением вещей, что сегодня почти все имеют и используют компьютеры дома, что по его мнению прямо ведет к замирщению. Мы обоюдно обещали молиться друг за друга. Затем, попрощавшись с ним, расстались.
Уже по дороге домой нам стало четко понятно, что в нашу эпоху "пластмассового общения" едва ли кто из християн готов стать преемником Александра, так как действителен факт, что отказ от компьютера и цифровых технологий стал бы для преемника истинным подвигом, духовными веригами. В этом черноризец оказался совершенно прав. Но на удивление на одни момент в беседе он показал надежду на то, что вскоре может случиться, что найдут в себе некоторые люди силы и решение встать на стезю ангельского жития, а далее "Бог поможет..."
Первый шаг, который человек должен сделать навстречу такому житию, перед тем как обречь себя самоизволено на нестяжание, целомудрие и послушание - это начать любить всех людей и быть уверенным в своем решении полностью, от всей души, всего сердца, всего разумения. В таком решении уверенность наполовину не имеет местa быть.
Казахстан мы покинули с желанием написать эти строки и поделиться нашими впечатлениями. Мы также поняли, что верующие обязаны посильно помогать черноризцу Церкви Христовой Александру тем, чем могут. Ведь и возраст его уже позволяет ему не все. Силы иссякают, время идет, а такие люди как Александр должны быть..."
Алексей, август 2016, Холодный Лог
Свидетельство о публикации №116100706787