О грибах, умеющих ползать

В воскресенье Ваня с дедом, захватив пару пустых мешков, отправились в лес, а вернее на болото, чтобы запасти мох. Дед хотел высушить его и класть в пчелиные ульи, чтобы в них не скапливалась сырость. В сухих домиках пчелы меньше болели и хорошо зимовали. Это свойство мха Ване было известно, он не раз видел, как бабушка осенью, помыв окна,  укладывала между рамами сухой зелёный мох, украшая его спелыми ягодами клюквы. Стёкла в этом случае в холодное время не отпотевали и дерево не накапливало влагу, так как она хорошо впитывалась  сухим мхом.
По дороге на болото на одной из поваленных ветром берёз Ваня увидел розовые шарики величиной с грецкий орех, которые хорошо выделялись на белой коре. Не удержавшись, он нажал пальцем на один из них, рассчитывая, что это гриб дождевик, наполненный спорами.  Но вместо пылевидной массы, которая должна была «пальнуть» в воздух, из шарика потекла розовая жидкость.
–  Дед, а дед, ты не знаешь, что это за шарики сидят на березе? Из них течёт…
Дед обернулся:
– Это «волчье вымя», в народе так называют.
– Не дождевик?
– Нет,  его зовут слизевиком.
– Странное имя, – удивился Ваня. – Где тут слизь? Я не заметил…
– Он когда в темноте сидит, то слизистый, а когда на свет выползает, то в виде шарика становится.
– Я не понял, ты сказал, что слизевик выползает? Как и откуда?
– Ты у бабушки об этом спроси, она тебе лучше расскажет.
Дед присел на поваленную березу отдохнуть. Ваня ждал, что он приоткроет тайну розового шарика, который умеет ползать, но ошибся. Дед хранил молчание. Немного передохнув, он стал спускаться к болоту, где рос мох, давая всем своим видом понять, что Ваня узнает о слизевике чуть позже. Зная упрямство деда, внук решил, что потерпит с вопросами до возвращения домой.
Вернувшись из леса с добычей, дед отправился раскладывать мох на просушку, а Ваня, наскоро попив чаю с оладушками, которые испекла бабушка, спросил её, что она знает о слизевиках. Бабушка удивилась:
– А где ты их видел?
– В лесу на берёзе, розовые такие, как шарики…
– Понятно, это ликогала древесная, довольно часто встречается в нашем лесу, – ответила бабушка.
– Она, эта ликогала, правда может ползать?
– Давай, я тебе для начала один случай про слизевика расскажу, – предложила бабушка. – Он произошел, когда я еще работала в институте, учила студентов. Согласен?
Ваня быстро и молча стал кивать головой, потому что слушать новые необычные истории очень любил.

                Лазутчик
 
 В понедельник утром рабочий день в организации начался как обычно. Молоденькая девушка, секретарь, открыла дверь, сняла помещение с охраны и отправилась поливать цветы. В кабинете директора возле окна стоял большой фикус. Она вылила  в кашпо три литра отстоянной воды и  хотела поставить пустую банку на подоконник. Место оказалось занятым: на белом пластике, рядом с откосом, лежала… большая куча странной серой массы. Вскрикнув от неожиданности, девушка выронила из рук стеклянную банку и та, ударившись о батарею,  разбилась.
Звон разлетающихся осколков привел секретаря в себя.
– Ничего не понимаю! Откуда здесь эта грязь взялась? – недоумевала девушка. – В пятницу, я отлично помню, сама закрывала окно – подоконник был чист как стёклышко…
Нечто, молча лежащее на пластике, внешне напоминало бесформенное малоаппетитное желе: непрозрачное, с какими-то вкраплениями темного цвета. Люся, так звали секретаря, попробовала определить, что это такое. Принесла канцелярские ножницы и осторожно ткнула в незнакомца кончиком. Ей показалось, что оно… вздрогнуло и передвинулось!  Взвизгнув от ужаса, девушка выскочила из кабинета, громко хлопнув дверью, и побежала в службу охраны.
Через двадцать минут в директорском кабинете состоялся консилиум. Подъехавший директор, его заместитель, начальник службы безопасности и программист обсуждали вопрос: как в помещение офиса, где были закрыты все окна и двери, мог пробраться лазутчик? Замки на дверях не повреждены, исправная сигнализация не сработала. Охранник, сидящий на входе, клянется, что в выходные никого не было. Записи с камер видеонаблюдения никакой ясности в дело не внесли.
Поверить в то, что два килограмма непонятной слизи могли материализоваться на подоконнике из параллельного мира, как предположил программист, любитель фантастических романов, было просто невозможно.
– Может быть, это конкуренты постарались? – предположил замдиректора.
– Каким образом? – поставил вопрос ребром начальник службы безопасности, очень ревностно относящийся к своим обязанностям.
– Ну, тогда не знаю, – развёл руками заместитель.
После часового обсуждения оба вопроса так и остались без ответов. Первый:  что это? И второй: как и почему оно здесь оказалось?
Было решено привлечь к решению вопроса экспертов. Поскольку секретарь Люся была уверена, что объект – живое существо, так как оно дёргалось и ползло,  реагируя на прикосновение, постольку нужно было искать специалиста по живым организмам. Появились варианты – позвонить биологам в университет  или обратиться в аграрный вуз на факультет защиты растений. Остановились на втором, так как сельхозинститут территориально был ближе.
Через два часа на пороге фирмы появился высокий молодой человек.
– Иван Аркадьевич Черняев, доцент кафедры фитопатологии, кандидат наук, – представился он директору.
– Проходите, пожалуйста, – обрадовался директор. – Ждём вас!
Иван Аркадьевич прошёл в кабинет и, увидев на подоконнике серую массу, тотчас поставил диагноз:
– Это слизевик, есть такие живые организмы. Слизистая масса – это его тело, называется плазмодий.
– Он опасен для здоровья? – осторожно поинтересовался директор.
– Нет, совершенно безопасен в этом смысле, – ответил Иван Аркадьевич. – Он питается растительными и перегнившими древесными остатками, мелкими организмами.
– Как же он мог оказаться на нашем подоконнике? – удивился директор.
Молодой доцент внимательно осмотрел место происшествия и нашёл вверху оконного проёма небольшую щель между элементами отделки пластикового окна.
– Могу предположить, что он сполз к вам на поддонник через эту щель.
Директор засмеялся:
– Сомневаюсь, что он смог бы пролезть в такую дырочку при своей-то массе!
– Дело в том, что, у слизевика нет жесткой оболочки, поэтому он может легко менять форму тела и буквально «протекать» через отверстия различной формы и величины.
– Ну, хорошо, – согласился директор. – А зачем ему понадобился наш офис?
– Не думаю, что его интересовал чей-то офис вообще, – улыбнулся Иван Аркадьевич. – Слизевики любят жить и питаться в тёмных сырых местах. А когда в цикле развития  наступает пора формировать споры, то есть размножаться, они потихоньку выползают на свет и, покрывшись оболочкой,  превращаются в орган спороношения. На вашем подоконнике светло, поэтому он и оказался здесь.
– Но у нас ведь здесь не лес и не луг, откуда он здесь появился?
– Споры достаточно легкие, могут переноситься ветром. А развиться из споры и сформировать такое тело организм может только при благоприятных условиях. Очевидно, над вашим офисом есть такое место. Кабинет находится на последнем этаже?
– Нет, есть еще один этаж. Откуда между этажами может появиться влага? Нас никогда не топило…
Оказалось, что наружная обшивка стен над окном директорского кабинета в одном месте была разрушена и при косых ливневых осадках вода попадала в межэтажное перекрытие, где благополучно и вырос слизевик-лазутчик.

– Вот такая история случилась когда-то в одной из фирм Новосибирска,  – закончила бабушка свой рассказ. – Иван Аркадьевич, который ездил по вызову, привез ценный экспонат в чашке Петри на факультет и передал его мне, я как раз со студентами проводила практические занятия, и мы самым внимательным образом рассмотрели слизевика под микроскопом. В нескольких препаратах нашли круглые споры, который он начал образовывать.
– Бабушка, как же такой большущий Слизевик мог поместиться в маленькой чашке? – удивился Ваня. – Я хорошо помню, как она выглядит, ты мне показывала…
– Ты прав, он взял небольшую часть от всей массы.
– А ты можешь рассказать, как живут слизевики?
Бабушка ненадолго задумалась и поведала внуку следующее.
– Жизнь любого слизевика, а их насчитывается около тысячи видов, начинается со споры. В капле воды из споры появляется подвижный зародыш с двумя жгутиками, длинным и коротким, с помощью которых он плавает. А в отсутствие капельной влаги из споры «вылупляется» маленькая амёба, без жгутиков. И жгутиковая и безжгутиковая формы могут взаимно переходить друг в друга, и их количество увеличивается, так как они размножаются простым делением.       
Когда два таких зародыша сливаются, то начинается самое интересное: крошечная клетка превращается в плазмодий – одноклеточный организм, в котором стремительно делятся ядра. При этом клетка быстро увеличивается в размерах, выделяет слизь и приобретает окраску –  желтую, красную, белую, фиолетовую…  И вот перед нами маленькое хищное чудовище – плазмодий, поглощающий всё на своём пути. Он захватывает бактерии, дрожжи, микроскопических животных, споры грибов… Обволакивая пищу со всех сторон, плазмодий образует «питательные вакуоли» и выделяет в них пищеварительные ферменты. Активно передвигаясь по субстрату и хорошо питаясь, наш герой быстро увеличивается в размерах. Подумай только, одна клетка может иметь в толщину три-пять, а в диаметре – тридцать сантиметров! Мировой рекорд принадлежит клетке плазмодия  физарум многоголовый (Physarum polycephalum) – её площадь может достигать трёх квадратных метров!
– Ничего себе, коврик слизи! – не удержался от комментария Ваня.
– Если наступают неблагоприятные условия, например, слишком сухо, холодно, нет пищи, то плазмодий становится твёрдым и превращается в склероций или распадается на несколько отдельных больших клеток, цист, с плотной оболочкой. В таком виде слизевик может оставаться в покое, без еды, в течение нескольких лет. В благоприятных условиях из этих структур появляется новое подвижное тело.
– Каков хитрец! – удивился Ваня. – Затаивается при сухой солнечной погоде  и ждёт, когда дождик пойдет?
– Примерно так, – подтвердила бабушка. – Известен случай превращения  в плазмодий склероция слизевика фулиго, пролежавшего в гербарии двадцать лет!
– Ничего себе! – изумился Ваня. – Не просто затаился,  а впал в летаргический сон! Жаль, человек так не может, без еды не выживет…
– В клетке слизевиков есть фоторецепторы, которые помогают ему двигаться к свету или от него. Учёные считают, что свет необходим для окончательного созревания плазмодия и образования спор. Защитная оболочка плодовых тел лопается, и ветер разносит споры слизевика. Оболочка спор очень прочная, может иметь два или три слоя и хорошо защищает их от неблагоприятных условий. Известно, что споры сохраняют способность к прорастанию более семидесяти лет.
– Получается, что споры слизевика могли лежать в здании, куда ездил Иван Аркадьевич, задолго до того, как появился плазмодий и свалился на подоконник?
– Конечно, – подтвердила бабушка. – Сейчас уже никто не скажет, как они туда попали: с древесиной, из которой делали при строительстве межэтажные перекрытия, или их ветром когда-то принесло из леса…
– Скажи, пожалуйста, бабуль, а как быстро может передвигаться слизевик?
– Ты сам можешь скорость определить.
– Как я могу ее определить, если слизевика в глаза не видел? – удивился Ваня.
– А я тебе подскажу, – пообещала бабушка. – Только сначала картошку из погреба достань, я вам с дедом завтра драники  сделаю.
– Ура! Я мигом! – обрадовался Ваня и, взяв ведро, побежал на улицу.


Рецензии
Очень интересное произведение, яркое, живое, колоритное. Великолепный образный ряд, легкие, искренние диалоги - все это помогает представить созданную Вами картину. Оригинальная задумка и прекрасное ее воплощение. Удачи Вам и вдохновения!

С теплом,
Ведана.

Алексис Морр   09.10.2016 19:17     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Ведана, за высокую оценку! Не зря старалась. Вдвойне приятно получить положительный отзыв от филолога.Надеюсь, что школьникам тоже будет интересно читать. Это один из рассказов новой книжки, которая называется "Ягодные воришки" и выйдет в Новосибирске в конце года.Особая благодарность за пожелания.
С признательностью Никитина Светлана Михайловна (Вета Коротецкая)

Вета Коротецкая   10.10.2016 05:25   Заявить о нарушении
Мне кажется, этот рассказ прекрасно подойдет для детей - уверена, им будет интересно. Я бы изучала такие произведения со своими школьниками (5, 6 классы). Удачи!

Алексис Морр   10.10.2016 09:40   Заявить о нарушении