С Виктором Барминым. О русской идее
http://russolit.ru/books/download/item/3193/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/mumf
--------------------------------
ИСТОЧНИК:
Рецензия на «Что Есть русская идея?« (Бармин Виктор)
http://www.proza.ru/2013/03/01/671
----------------------------------------------------------
Русская идея?.. На мой взгляд…
Свой путь России - не в окончательном избрании и жестком следовании какой-либо одной, давно известной всем ортодоксии, а в непрерывном вбирании в свой идеальный мир лучших идей всего человечества. Выработка на базе совокупного мирового опыта Вселенской философии и религии, открывающей перспективы бесконечного развития мира осознавшим свою Миссию Разумом - вот задача России.
Объединение мира, но не нивелирование его. Охват многого, разного чем-то высшим единым. Так же, как на нижнем уровне мир объединяет одна субстанция, и потому мир един, непрерывен, на верхнем уровне мир объединяет одна Идея. Это идея бесконечного развития, все большего разнообразия во всеединстве. Эту Идею призвана раскрыть миру Россия!
Россия - вместилище крайностей, во взаимодействиях которых вырабатывается новое. Она вбирает в себя всю множественность культур Запада и Востока. И Запада, и Востока! В объединении человечества на базе принципа множественности и соразмерности, собирании и поддержки всего самого лучшего, направлении общих усилий на познание и развитие мира – Русская Идея, свой путь России!
C уважением,
Виталий Иванов 30.03.2013 22:07
-----------------------------
Виталий, спасибо за отзыв и творческие Ваши личные размышления.
Именно, если сконцентрировать Ваши мысли в одно, то можно сказать, что русская Идея есть, как по одноименной статье И.А.Ильина - «Творческая идея нашего будущего» (1937). Именно, русская Идея Есть Творческая идея, воплощенная и воплощающаяся в образе святых и поэтов, отражающих слово России, новое слово миру... И скажу словами Достоевского: «и почему бы это только мечта?»... Нет, не только мечта, но и Реальность, Очевидность живого слова Поэтов и Иноков, странников-правдоискателей и затворников, нестяжателей мирского сего и стяжателей Духа Божьего...
Но скажу одно «но»... Есть опасность в том, чтоб надеяться лишь только на один человеческий «Разум», пусть даже и с большой буквы, как общественный. Ибо в этом кроется великое искушение, как искушение в надежде лишь на свои человеческие силы «рацио». Почему так? Приведу один пример, как «опыты Фрейда». И опасность не в самих опытах, не в творчестве и не в искательстве человеком непостижимого, нет не в этом, но опасность в самом человеке, как в том, что каков сам человек и для чего он что-то творит, опытно исследует и каков его изначальный источник мировоззрения??? Вот в чем вопрос.
Ведь Фрейд был последним рационалистом 19-го века, который в веке 20-м решил, что темное бессознательное человека можно осветить светом человеческого «рацио» и только... Вот, в чем корень опасности. Почему? А потому, что вместо сублимации человека, по Фрейду, вышла и выходит лишь сплошная профанация образа человека... Если, по Фрейду, религия и культура в целом есть лишь иллюзия, то и сублимация для Фрейда лишь иллюзия, т.е. невозможна, а значит человек лишь низок и пошл. Вот апофеоз человеческого «рацио», как трагический и плачевный для самого человека, возомнившему своими силами разуму осветить тьму непостижимого души. Вся современная европейская наука зиждется на Фрейде и его школе психоанализа.
Но ведь, у нас в России Есть своя традиционная «школа» в изучении человека - это православные иноки, и Поэты-пророки (Пушкин, Гоголь, Достоевский). Пушкин и Достоевский! - вот наши учителя по психологии, по изучению человека. А нам ЧТО хотят навязать и навязывают в «школах-университетах»??? И главное вопрос: ДЛЯ ЧЕГО???
И ответ на Ваш отзыв, Виталий, хочу завершить словами из статьи И.А. Ильина:
«...Скажи мне, о чем горит твое сердце, а я скажу тебе, чему ты уподобляешься и чем ты станешь...
Силен тот народ, где люди знают, говоря словами Пушкина, «первую науку: чтить самого себя». Но чтить самого себя может только тот, кто носит в себе Бога. Ибо только ему есть, за что себя чтить, - и притом не от самомнения, заносчивости или гордыни. Он чтит в себе Божий и ангельский зрак, чтит в себе того, кому заповедано молиться «Отче наш...» и кто этою молитвою утверждает в себе сына Божьего»
(И.А. Ильин / «Творческая идея нашего будущего», с. 27, 1991).
Вчитайтесь в пророческое слово Ивана Александровича Ильина и всмотритесь в образ Поэта: образ Пушкина и образ Виктора Цоя, одновременно вслушиваясь в слово Поэтов, - Вы испытаете не только удивление любопытствующего, но и нечто большее...
«Я ждал это время, и вот это время пришло.
Те, кто молчал, перестали молчать...
Те, кто спасен.
Те, кто спасен...
А тем, кто ложится спать -
Спокойного сна.
Спокойная Ночь...» (В.Р. Цой).
С уважением,
Бармин Виктор 01.04.2013 01:12
-----------------------------
Виктор
Вы говорите о жизни духа, традиции… Кто же против?
Именно на основании традиции русского космизма, включая религиозное и материалистическое его направления, сформировал я собственное мировоззрение.
Вот приведу анонс программной моей статьи «Проект «Вселенная».
«Космические идеи всегда тревожили умы русской нации. Недаром самая оригинальная и постоянная тема философии нашей - «русский космизм». Здесь можно перечислить целый ряд блестящих философов и ученых: начиная с А.И. Галича (1783 - 1848) и А.И. Герцена (1812 - 1870) и далее - Н.Ф.Федоров (1829 - 1903), Н.А. Умов (1846 - 1915), К.Э. Циолковский (1857 - 1935), В.И. Вернадский (1863 - 1945), А.Л. Чижевский (1897 - 1964), А.К. Горский (1886 - 1943), Н.Г. Холодный (1882 - 1953), В.Ф. Купревич (1897 - 1969), А.К. Манеев (род. в 1921г.). По линии религиозного возрождения - В.С. Соловьев (1853 - 1900), П.А. Флоренский (1882 - 1937), С.Н. Булгаков (1871 - 1944), Н.А. Бердяев (1874 - 1948).
Настоящая работа продолжает данную тему.»
http://www.proza.ru/2001/12/31-26
Статья охватывает многие вопросы в тезисном плане. Но сейчас вспомнилось вот что.
Был Он, и было Слово Живое. Но опять не узнали Его. Потому что желали знать Буквы, а не Слова. А когда ушел Он, стали они, торопясь, драться за каждую Его Строчку.. но Слова уже были рассыпаны. И вновь власть получили мертвые Буквы!
Это один из любимых моих афоризмов. :)
Что я имею в виду? А то, что люди предпочитают авторитеты почивших слову живому.
Неловко нам было, когда приходил Он.
Чего Он желал? Почему говорил Он,
Что мы – не живые, от прошлого тени
И лишь мертвецов понимаем и ценим?..
(Из стихотворения «Он»)
При жизни мыслители недооцениваются.
«Он» - в лице многих и многих постоянно приходит к нам. Но ценится не живое, а оставшиеся письмена, которые имеют такое же соотношение, как живое существо, животное с его шкуркой. Или чучелом, набитым опилками чужих домыслов.
Вот так и получается, что каждое новое Пришествие не замечается, живой человек, любимейшее дитя Господа, образ Его на Земле оказывается как бы в комнате среди чучел. И, даже наблюдая звездное небо над головой или опуская глаза на прекрасный наш мир, чем дальше, тем больше он сталкивается с чучелами и обслуживающими их слугами. А не живыми людьми.
И здесь, кстати, тоже разница – между самовыражением и искусством.
Что же касается Русской идеи. Всё выше сказанное относится и к ней, точнее, нашему отношению к ней. Мы любим (или у нас любят) своих мертвецов. И никого более.
Извините, если сказал слишком резко. Это не о ком-то конкретно. Просто, наверное, наболевшее.
При постоянном оборачивании в прошлое, полном отсутствии поддержки позитивного настоящего, никакого будущего у России не будет.
С уважением,
Виталий Иванов 02.04.2013 19:34
-----------------------------
Что же касается опыта Фрейда и приведенного высказывания Ивана Ильина, скажу так.
Найдите Бога в себе, и да не станет это гордыней. Тогда живите среди людей так… чтобы они не слепли – от Сияния! Вашей! Славы!
А Виктор Цой – любимый герой юношества моей дочери. Помнится, в 12-13 лет у неё вся комната была увешана портретами Цоя. И мне нравятся некоторые его вещи. Но я не ставлю его рядом с Пушкиным.
Тем не менее, спасибо за память о поэтах.
С уважением,
Виталий Иванов 02.04.2013 19:44
-----------------------------
Спасибо, Виталий, за интересные размышления, сравнения и замечания. Тема «русского космизма» занимательная и интересная, даже нужная, но меня более интересует её религиозно-философский аспект. Но, конечно, безусловно, я не отрицаю возможности и необходимости рассмотрения разных аспектов в постижении «русского космизма»... Вообще, по-моему, это тема еще не разработана философски и мировоззренчески, как нечто единое и цельное видение... поэтому, безусловно, начинания в этом деле разных мыслителей должны поддерживаться и приветствоваться...
С уважением,
Бармин Виктор 03.04.2013 17:10
-----------------------------
Обратите внимание – русская идея, русский космизм, свой путь России… Это ведь не случайно! Во всем этом подчеркивается национальное, национальный аспект. И сравните – христианство, православие, католицизм, ислам и т.д, А также материализм, идеализм, атеизм… любое из философских или религиозных учений, по сути, наднационально и является орудием глобализма. :)
Вы не находите, что всё, что обозначивается как «русское», имеет особенную драгоценность? Может быть, потому, что в России не было своей особенной философии, а по сути, что и религии? Культура русская создана, а вот философия и религия – нет.
Христианство – привнесено, чтобы не говорили; избрано, но не создано здесь. Коммунистическая идеология – тоже. Что еще?
Слова, понятия «русский», «Россия» вообще были чуть ли не под запретом многие годы ХХ-ого века. И еще большие времена подвергались обструкции.
На этом фоне «русский космизм», зародившийся и выстраданный именно на нашей земле, имеющий тенденцию объединения материалистических и религиозных течений, практически всех, на общей, более фундаментальной, позитивной платформе, - это ли не то, что «должно поддерживаться и приветствоваться»?
Об этом статья «Проект «Вселенная», [4].
В ней показывается, что космогония, концепции возникновения мира, Вселенной, человечества, значение человека, Творение, возможности бесконечного познания и развития мира - можно с одинаковым успехом излагать как в материалистической, так и в идеалистической, религиозной системах понятий (в статье рассматривается на примере христианства).
Посмотрите, пожалуйста. Буду весьма признателен!
Для меня ваше мнение крайне важно.
Полагаю, что эти идеи важны для всех.
С уважением,
Виталий Иванов 03.04.2013 20:43
-----------------------------
Здравствуйте, Виталий. Я обязательно вернусь к нашим размышлениям и отвечу Вам, но чуть позже, чуть позже... А пока не могу...
С уважением,
Бармин Виктор 05.04.2013 22:25
-----------------------------
У меня это тоже бывает, Виктор.
Удачи!
С уважением,
Виталий Иванов 05.04.2013 23:05
-----------------------------
Свидетельство о публикации №116100701749