УдП Развитие и детализация метафоры
Поехали. Сегодня я хочу поговорить о метафоре/метонимии и об их “наращивании”, детализации. Сначала немного теории и дефиниций. Далее цитирую из учебника стихосложения на stihi.ru.
Метафорой называются слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов. Напр.: звуки текущего ручейка напоминают лепет ребенка, на этом основании говорят: ручей лепечет; шум бури напоминает вой волка, поэтому говорят: буря воет. Таким путем в метафоре переносятся: а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный); напр.: лес призадумался, совесть скребет сердце, б) или свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный. Напр.: железный человек, черствая душа.
Аллегорией называется распространенная метафора. В метафоре переносное значение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей. Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: "На обухе плетью рожь молотит (скупой)"; "Слово молвит - рублем подарит (разумный)". Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи. Некоторые произведения поэтов - аллегорического характера ("Пророк" Пушкина).
Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
Примеры олицетворений:
А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны.
(Народная песня)
Олицетворение зимы:
Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел...
(Державин)
Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит...
(Кольцов)
Конец цитаты. Проще говоря, метафора – это сравнение без слова “как”. Я очень люблю такого типа тропы. Как только они появляются на горизонте – хватаю и тащу в стихотворение. Иногда они играют в тексте только иллюстративную роль и работают на небольшом участке (строка, две строки или строфа). Иногда их роль становится структурообразующей, а влияние распространяется на все стихотворение.
Например, в стихотворении “Гумус” я в первой строфе сравнил воспоминания с дерном и показал, как этот дерн обогащается, во второй строфе назвал сумму опыта и впечатлений гумусом, подразумевая знакомство читателя со смысловым наполнением этого образа, в третьей (и последней) строфе подразвил сравнение и вернулся к первой картинке с падающими листьями, закольцевав структуру стихотворения. By the way: все это было сделано интуитивно, на ходу, без расчета. Для удобства приведу здесь текст стихотворения:
Укутал землю лиственный опад,
Он перепреет и насытит корни.
Опавших дней чуть влажный аромат
Всегда со мной в воспоминаний дерне.
Все те, кого любил и уважал,
И равно те, кто мне плевали в душу,
Давали гумус вы моим корням,
И ваш посыл я снова нес наружу.
Всегда со мной все то, что видел я,
Ничто не утекает в землю втуне.
В размеренный янтарный листопад
Жну листьев свет, тепло и желтизну я.
В следующем (хронологически) стихотворении (кстати, стихи свои я специально не подбирал, взял произвольно два из числа последних) я, признаюсь, позаимствовал троп у белорусской поэтессы Ирины Синкевич (см. “Маладосць”, №8 за 2016 год, с.36). Она сравнила лучи солнца со спицами. Как мимо такого пройти? Вот мое “Покрывало”, родившееся по прочтении стихотворения Ирины:
Солнце на краешек леса присело,
Вынуло лучики спиц из корзинки;
Тучи клубок металлически серый
Все норовит убежать по старинке.
Ветер, как кот, наблюдает за ниткой,
Прыгнет – и прячется в заячьей яме;
Бабушка с кресла беззлобно прикрикнет
И продолжает вязать покрывало.
Снова разбрызганы краски по листьям –
Вышла на вахту затейница-осень.
Глянет старушка на ходики быстро
И покрывало на землю набросит.
Что я сделал: взял метафору и начал ее распространять, развивать, детализировать, наращивать до аллегории и олицетворения. Ага, лучи – это спицы. Тогда что клубок шерстяных ниток? Конечно, тучи. А кто вяжет? Тот, чьи лучи-спицы. Ясно, что солнце. Вяжут у нас обычно старушки, поэтому солнце в стихотворении стало бабушкой. Бабушки вяжут вечерком, сидя в кресле, вот солнце у меня и присело на краешек леса на закате. Что еще? Где бабушка с вязанием, там и кот, охотящийся за крутящимся клубком. Кто для солнца будет таким котом? Я сразу подумал про ветер. Бабушки гоняют котов, у меня солнце прикрикнуло на ветер. Да, а что наша бабушка вяжет? У меня покрывало, и этим покрывалом она в концовке стихотворения накроет землю, т.е. “включит” ночь (вспоминаем, что покрывало она вяжет из серых ниток, см. первую строфу).
В стихотворении есть детали, не сидящие влито, не сцепленные монолитно со всем корпусом тропов (осень, выходящая на вахту) или шероховатые, не доведенные до чистоты (ветер-кот прячется в заячьей яме, к яме нужен другой эпитет), но это от недостатка у меня времени на шлифовку текстов. Я знаю, что на устранение этих двух недочетов у меня уйдет столько времени, сколько мне будет достаточно для написания еще одного-двух стихотворений, и сознательно оставляю произведение, как говорят резчики по дереву, “со следами резца”.
Видим, что в этом тексте метафора разрослась на все стихотворение, стала остовом структуры и дала крючочки для навешивания отдельных украшений.
А теперь к делу. Для того я об этом с примерами и рассказал, чтобы предложить вам поупражняться. Упражнений будет два. Первое. Помните, как я развил первоначальную метафору “лучи – спицы”? Сделайте то же самое. Вот вам стартовая точка (точнее, пара): “мысли (и поступки) – расплавленная лава”. Или “расплавленная лава мыслей”. Напишите стихотворение, нарастив цепочку тропов. Связанных. Для удобства можете сначала составить максимально подробный список сопутствующих образов, а потом на его основе написать стихотворение. Либо сразу сочиняйте.
И второе упражнение: то же самое, только начальный посыл найдите сами. Где? Оглядитесь, возьмите какой-то предмет, подумайте, с чем его можно сравнить, уберите из сравнения слово “как”, получите метафору. Или проще: прочитайте несколько чужих стихотворений, остановитесь на понравившемся образе, возьмите его и размотайте, детализируйте. В комментариях к своему стихотворению напишите и о том, где вы взяли первый троп (я ведь выше честно рассказал).
И пожалуйста, не шлите выполненные упражнения мне на почту, во-первых, у меня нет сейчас времени заниматься с кем-то лично, во-вторых, … Впрочем, достаточно во-первых. Если не боитесь (а чего бояться-то?), выкладывайте свои экзерсисы в комментариях к этой заметке.
Все, извините, бегу. Можно что-то умное рассказывать (или переписывать) еще про тропы, приводить примеры, но мне кажется, суть конкретного метода и задания понятна, так что принимайтесь за работу.
06.10.2016
Свидетельство о публикации №116100601834
2. Вышла утром сегодня во двор и увидела, как под лучами солнца рассеивается туман и блестит роса. http://www.stihi.ru/2016/11/05/3391
Спасибо за искрящуюся бенгальскими огоньками статью:) После её прочтения и применения на душе стало по празднечному радостно.
Анастасия Гвоздик 05.11.2016 10:19 Заявить о нарушении
Рыжов Александр Геннадьевич 05.11.2016 12:03 Заявить о нарушении
Анастасия Гвоздик 05.11.2016 14:19 Заявить о нарушении
Рыжов Александр Геннадьевич 05.11.2016 16:35 Заявить о нарушении