С Виктором Барминым. О самовыражении и искусстве
http://russolit.ru/books/download/item/3193/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/mumf
--------------------------------
ИСТОЧНИК:
Рецензия на «Об искусстве и самовыражении« (Виталий Иванов), [1]
http://www.proza.ru/2006/03/23-82
----------------------------------------------------------
Здравствуйте, Виталий!
Меня лично глубоко «тронуло» Ваше философское эссе. Именно, так я воспринял Ваш Текст, как философские размышления о творчестве. Наверное, потому меня так «задело за живое» в Ваших размышлениях, что сам лично много размышлял над теми же религиозно-философскими размышлениями. Как, например, «что есть творческий дар в человеке?», «что есть творческий акт человека?» или «что есть творчество само по себе, как не только процесс во времени, но и как некое действие внутри «экзистенциального времени»?»...
На все или почти все вопросы, которыми задается человек для самого себя и самому себе, есть ответы у профессионалов-ученых (как, например, по вопросам воображения и свободы, в проблеме сублимации и профанации, и т.д.
Но как Вы верно заметили в своих размышлениях (здесь я перефразирую Ваши мысли), что человек из народа, выучившись «искусству» мыслить и научившись изящному стилю у профессоров-ученых, все же не найдет у них того ответа на свой сокровенный вопрос о самом себе, как «почему и для чего я творю?». Потому что ученые говорят о многом и объясняют многое в жизни, в том числе и в жизни «искусства», но и они не затрагивают самое главное в человеке-творце, а именно, вИдеть его, как живую личность. Поэтому человек, чувствующий нечто в себе, обращается к тем, кого называют «одинокими мыслителями», например, к таким как Лев Толстой, В.В. Розанов, Лев Шестов и Николай Бердяев, которые пишут о какой-либо проблематике не потому, что «так нужно» и «так требуется: обществом, положением, обстоятельствами», а потому, что сам горит вопрошанием про последние вопросы существования самого себя, как «откуда я и куда иду?»...
Над вопросом, что Вы здесь, Виталий, размышляете, размышляли многие мыслители и по-своему «разрешали» эти «последние вопросы» «творческого существования»... Интересные мысли в эссе Л.Толстого «Что такое искусство?» или в книге Николая Бердяева «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», которые в своей проблематике во многом пересекаются с теми вопросами, что Вы здесь рассматриваете... И еще до Л.Толстого и Н.Бердяева вопрос о творчестве ставил А.С. Пушкин в маленьких трагедиях, как «Моцарт и Сальери»... И ведь Пушкин в стихах и поэтически изобразил, обрисовал и в своем изображении поставил вопрос о подлинном творчестве (или вопрос о гениальности) и об ремесленничестве «искусства» (вопрос о Сальери)...
Ваше утвердительное размышление о существе и критерии подлинного творчества во многом отвечает на вопросы и такую проблематику, как, например, «что считать за подлинную поэзию» и «кто Есть подлинный поэт?»... И вопросы эти не просто риторические, а глубоко историософские... Например, в интеллигентских кругах до сих пор любят профанировать то, что вышло не из их «кружка», и восхвалять лишь свое, «традиционное», «стилистическое». И говорю сейчас, конкретно, про В.Высоцкого или И. Талькова, В. Цоя или Б. Гребенщикова и мн. др., которые по заверениям некоторой «интеллигенции» (которые признают только таких как Бродский и других, вышедших из их «кружка») вовсе и якобы совсем не являются поэтами. И вот вопрос: а какова мера и кто определяет уровни и степени этой меры, чтобы решать, что вот этот человек есть поэт, а тот вот так себе посредственность»...
Сколько я знаю из истории литературы, то поэты и писатели всегда друг друга «поносили» и умаляли значение другого. Поэтому некоторые «интеллигентские круги» так схожи с каким-нибудь таинственным орденом, который решает, что вот этот будет называться «поэтом», а вот тот нет, ибо, по их словам, «стилистика не та, да и просто посредственность»...
А ведь сколько же творческих талантов эти «судьи» от «интеллигенции» загубили и задушили в зачатках, не дав человеку созреть и развернуться творчески???
И в вопросе «подлинного творчества» я с Вами, Виталий, согласен, как в утверждении критерия - непосредственности самовыражения. Именно, в этом и суть творчества таких творцов, как Моцарт, Пушкин, Высоцкий и Цой, в отличии, например, от таких «типов» людей, как Сальери, которые лишь заботятся о совершенстве стиля, формы искусства, и в этом отношении для «людей искусства» само «искусство» есть некая забава, игра в слова, софистика, или «искусство только для и ради искусства», то есть, другими словами, самый смысл «искусства» для них лишь в совершенстве продукта «искусства», как лишь создание совершенного «продукта культуры», как «объекта искусства», оторванного от живой жизни самого человека-творца... Вот в чем вопрос, над которым размышляли Гоголь, Достоевский, Толстой, Бердяев, Франк, Вышеславцев, как в вопросе о подлинном критерии истинного творчества...
Ваше утверждение вызывает во мне некие близкие, синтезующие чувства, но и, одновременно, нечто отталкивающее, а именно в том, что Вами сказано:
«Искусство и народ - понятия несовместные. Искусство - искусственное, народ - натурален. Лично я - вместе с народом, а не вместе с «искусством»... Только самовыражение на почве народности живет и остается в веках. Все искусственное отпадает и забывается за ненужностью...» (Виталий Иванов).
Я бы не стал делать таких резких разграничений, как между «искусством и народом», ибо всё намного сложнее, чем кажется нам и представляется. Именно, эту дихотомию, как духовную болезнь общества и в обществе, и пытался преодолеть через творчество Федор Михайлович Достоевский. Но проблема очень глубока и очень опасно для общества ставить границу-стену между народом и искусством, если под «искусством» разуметь интеллигенцию. Ибо Достоевский всю свою творческую жизнь и направлял к тому «желанному Синтезу-образу», в котором непосредственно, на началах любви соединятся «народность-самовыражение и интеллигенция-искусство» в своем служении образам и ценностям Возвышенного, Всевышнего... Но как мы знаем, что именно над этой «желанной мечтой» Достоевского, что («Мир красотой спасется»), и смеются со всех сторон, как над «идиотом», и умаляли и умаляют значение «мечты» Достоевского. И доумалялись, досмеялись до революций социальных и до братоубийств...
Как Вы говорите:
«Искусство» всегда «служит» кому-то...». Но вот в том-то и вопрос, что КОМУ «служит» «искусство», человек-творец?..
И верно, по Вашему слову, что «самовыражение, по природе своей, не продается и не покупается...». Но весь вопрос в том, что какова творческая «природа» человека, как и его творческая свобода???
И еще маленькое замечание, как: творчество-самовыражение не только есть «созидание себя и окружающего», но и преображение себя и мира с помощью Божьей, ибо без Бога человек не «творец», а разрушитель, «и творити ничего не может», но только разрушать и губить, профанировать...
Ибо как по слову С.Л.Франка:
«Где нет творчества, там нарастает ненависть»...
С уважением,
Бармин Виктор 26.03.2013 11:21 •
-----------------------------
Доброе время, Виктор!
Спасибо за прекрасную рецензию! Но сегодня возможности нет ответить. Вернусь. :)
С уважением,
Виталий Иванов 26.03.2013 18:19
-----------------------------
Спасибо Вам, Виталий, за столь интересные и актуально-проблематичные размышления, философское эссе. Честно говоря, я впервые вижу в Вашем тексте столь проблемные размышления «про творчество», которые так близки мне самому. Ибо если не было Ваших размышлений-утверждений, с которыми я во многом солидарен и созвучен, то не было бы и вопрошаний, исходящих из глубины сокровеннаго и непостижимого в человеке, т.е. во мне самом... Было бы интересно и продуктивно пообщаться с Вами, Виталий, на тему о творчестве, о искусстве, о культуре...
С уважением и с благодарностью,
Бармин Виктор 26.03.2013 19:16
-----------------------------
Доброе время, Виктор!
На моей странице порядочно текстов на самые разные темы. Понятно, одолеть всё невозможно и трудно, наверное, найти конкретно интересующее читателя. :)
Я старался группировать тексты хотя бы приблизительно по тематике. Сознаю, что проделанной работы далеко не достаточно, как по систематизации своих взглядов, так и по многим текстам в отдельности. По сути, времени хватает только высказываться по возникающим вопросам, как правило, в случаях внутреннего своего несогласия. Особенно последнее время. :)
О творчестве подобрано здесь.
http://www.proza.ru/avtor/ivanov_v&book=50#50
Спасибо за Вашу рецензию!
Большинство из указанных Вами художественных произведений, критики, источников я читал. Но не имею постоянной практики свободного оперирования цитатами, именами… и, как вы, думаю, поняли, всегда предпочитал - и не изменяю здесь своих предпочтений – излагать свои мысли, а не чужие, своими словами. Хотя понимаю, конечно, нет ничего абсолютно нового под Нибирой :) Наверняка я с кем-то пересекаюсь и… тем не менее. :) Всё-таки и в неосознанных компиляциях, представляется мне, таковым образом я выражаю себя в большей степени, нежели сознательно идти от источников, ссылок на других авторов, подборе цитат.
И в смысле именно самовыражения в противопоставлении искусству такой путь предпочтительнее. :)
Самовыражением, а не искусством, если вдуматься – спасибо Вам за наводку на мысль! – является и вся страница моя. Потому как до искусства ей далеко, безусловно. :) А вот самовыражения – более чем. :)
И, видимо, верный путь – начинать с самовыражения, а потом переходить к искусству оформления его для потребленья другими. Вот на это, увы, времени у меня не всегда хватает. Сложилось так, что поэзия, философия, литература, являясь главными для моего разума приоритетами, по жизни не являются основными моими занятиями – у меня техническое образование, специальность и возможности зарабатывать. :)
Впрочем, это даёт мне некоторую независимость. От искусства. :)
Я не противопоставляю народ и интеллигенцию. Да и что значит мнение одного человека? Навязать его невозможно. Я же не Президент. :)
Не отделяю себя от народа и не противопоставляюсь кому-то. Противопоставляются те, порой, кто занимается «искусством» - так называемые, сами себя иногда называющие «выходцами из народа». Куда они вышли? К кому? :)
Вынужден на этом пока закруглиться. Однако вернусь. Вы поставили несколько интересных вопросов, и, может быть, я попробую ответить на них, в меру своего разумения. :)
С уважением,
Виталий Иванов 27.03.2013 10:38
-----------------------------
«что есть творческий дар в человеке?», «что есть творческий акт человека?» или «что есть творчество само по себе, как не только процесс во времени, но и как некое действие внутри «экзистенциального времени»?»... Виктор Бармин
На эти вопросы я отвечаю так.
В самом фундаментальном основании мира лежит стремление к творчеству.
Если говорить очень коротко, согласно моей Теории информационных систем [3], наша Вселенная – совокупность и суперпозиция информационных систем различного уровня сложности. Каждая информационная система (ИС) – функция трех аргументов: материального, идеального и активного.
В основании мира – субстанция, располагающая простейшей единичной информацией, а именно свойством всеобщего элементарного движения и взаимодействия.
Субстанция – некая теоретическая точка отсчета. В реальности структуры мира материального (и соответствующие им структуры и следы идеального мира) непрерывно перетекают одна в другую, не задерживая лицо своё в виде элементарной субстанции. Если бы это было не так, субстанция где-то реально существовала, она была б везде, ничего, кроме неё не было бы.
Так вот этот принцип (или свойство) всеобщего движения и взаимодействия (ВДВ) и является необходимой и достаточной предпосылкой для Творения мира, творчества и развития – сначала неосознанного, а потом и сознательного.
В бесконечной вечной вселенной, различных участках её, благодаря этому принципу ВДВ непрерывно возникают точки роста, развития, новые ИС. Большинство из них распадается, не выдерживая конкуренции при соприкосновении с другими и более оптимальными ИС.
Так происходит некий отбор всё более сложных ИС, вплоть до возникновения звёзд и планет, а также галактик. В игре случайностей и необходимостей. Под необходимостями понимаю уже сущие связи – физические, химические, открывающиеся и задерживающие лицо рядом с ранее возникшими необходимостями.
Так происходит Творение. Неосознанное Творение, однако же, неизбежное, развивающееся необходимо.
В бесконечной вселенной в бесчисленном множестве проб и ошибок, во всё более сложной и разнообразной среде вероятность возникновения Жизни оказывается достаточной, и Жизнь – возникает!
Далее в данной, наиболее «удачливой» точке роста бесконечной вселенной продолжается процесс неосознанного развития, Творения – в игре случайностей и уже новых, дополнительных необходимостей: биологических. Возникает Природа.
Если говорить очень коротко, начинается понятийный отбор. И если ранее в ИС… Напомню, каждая ИС – функция трех аргументов: материального мира (ММ), идеального мира (ИМ), активной инстанции (АИ). Так вот в ИС до жизни – неорганических материальных телах, молекулах, атомах и частицах идеальный мир был пассивным, являя собою информационную структуру объекта – внутреннюю, а также следы от взаимодействий. В живых объектах, т.е. уже субъектах к пассивному идеальному миру добавляется активное идеальное – мир понятий. Всё усложняющийся в результате не только естественного отбора, но и понятийного отбора. И даже всё более – отбора понятийного! Выживают субъекты, активные ИС – наиболее смышлёные рядом с другими. Не самые сильные, защищённые и т.д., хотя развиваются и эти направления тоже, но в первую очередь – наиболее понятливые. А также сообщества – объединенные ИС (ОИС).
Так происходит Творение – уже живых тварей. Неосознанное Творение миром – Себя Самого! И вот однажды появляется человек, люди – как высшее создание Творца, шедевр Природы. Мир не просто начинает видеть Себя, ощущать, но получает возможность осмысливать сущее – Себя, Своё назначение, цели.
И вот человек открывает в себе творческое начало. Ничего удивительного. :) И до человека непрерывно происходило Творение, однако же, неосознанное, в результате бесчисленного количества проб и ошибок, игры случайностей и необходимостей, Мир или Бог, еще не осознавая Себя хотел перепробовать всё, всё абсолютно. И достиг результата!
По сути, это везение – уникальное! Счастливое стечение обстоятельств. Не совершено было глобальной Ошибки внутри Системы и не случилось воздействия извне (космического), превышающего прочность высших внутренних взаимосвязей Системы.
Рождение Человека означало и то, что мир исчерпал потенциалы неосознанного развития. И далее он ждет продолженья развития себя самое – уже осознанного, разумного, посредством творящего разума, разума человека.
Для этого человек создан – для продолженья Творения, разумного, сознательного Творения, созидания Мира и Бога. Человек – любимейшее дитя Господа, созданное им для продолженья Творения.
И здесь материалистическое и идеалистическое, религиозное вИдения – полностью совпадают! Как в историческом плане, так и в объяснении настоящего и позитивного вИдения будущего!
Появление человека разумного означает так же – рождение новой Вселенной в бесконечной вселенной. По сути, Земля – центр новой Вселенной, Глобальной информационной системы.
Человек, познавая и развивая мир, непрерывно раздвигает границы нашей Вселенной. Первоначально была ойкумена, три кита и т.д., солнце вращалось вокруг Земли… ну, и далее, далее… наша Вселенная увеличивает размеры свои в соответствии с человеческими познаниями. В настоящее время высшие, т.е. разумные взаимосвязи распространяются где-то на 13-15 миллиардов световых лет.
Человечество и далее будет вовлекать в сферу своего влияния всё новые квоты материи, времени и пространства. И в бесконечной вселенной теоретически этот путь может быть ограничен только Ошибкой. Или воздействием извне, превышающим прочность высших взаимосвязей нашей системы (космическая катастрофа).
И вот, исходя из всего вышесказанного, на мой взгляд, ответы на поставленные Вами вопросы «что есть творческий дар в человеке?», «что есть творческий акт человека?» или «что есть творчество само по себе, как не только процесс во времени, но и как некое действие внутри «экзистенциального времени»?» – становятся очевидными.
Творческий дар в человеке – это проявление всё того же творческого начала, лежащего в самом основании мироздания – свойстве элементарной субстанции – всеобщего движения и взаимодействия. Однако качество это взошло на высший уровень осознания. Активная инстанция, на низшем уровне - свойство ВДВ, на верхнем уровне иерархии развития нашло своё выражение в «я» человека-творца. Индивидуальное «я» и коллективные социальные и прочие движения и взаимодействия – разумные! – различных общностей и народов.
Идеальный мир – стал активным, достиг уровня сознания человека, коллективного сознания общностей, народов, различных религиозных, философских, социальных течений, науки, культуры.
Материальный мир – это всё, что создано человеком, цивилизация в материальном аспекте.
И высшие ИС или общественные ИС (ОИС) – государства, человечество в целом.
«что есть творческий акт человека?» – акт осознанного Творения, продолжения Творения именно уже что – осознанного.
«что есть творчество само по себе, как не только процесс во времени, но и как некое действие внутри «экзистенциального времени»?
Экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо. Философия существования, бытия.
Да, всё, что рождается, однажды умрет. Наше время конечно и неповторимо. Время каждого отдельного человека. Неповторимо оно и у человечества.
Познание и развитие нашей Вселенной в бесконечной вселенной, теоретически может быть неограниченным! Но нельзя допустить Ошибки. Она может случиться сегодня, завтра… или же через тысячу, миллиард, 1000 миллиардов лет. И не допустить Ошибку – это зависит от каждого! От каждого и от всех вместе.
В этом – творческом, осознанном развитии мира, нашей Вселенной, сбережении сущего – экзистенциальное, сущностное назначение человека. В нашем конкретном времени, месте – нашей Вселенной…
Спасибо за вопросы, Виктор!
С уважением,
Виталий Иванов 28.03.2013 12:23
-----------------------------
Спасибо, Виталий, за столь объемные, системные размышления, исходя из которых видно, что у Вас сложилось своё системное мировоззрение. Кстати, на счет системного мировоззрения: например, есть философы, мыслители, у которых сложилась своя «система зрения мира в целом», и есть мыслители, для которых ближе, внутренне ближе, не системное, а проблемное мышление, вИдение. Одни из таковых, по-моему, Достоевский, Лев Шестов, Бердяев, возможно, в чем-то и Вышеславцев и др. Вопрос не в том, ЧТО лучше, а Что хуже, ибо по-моему, ценно и интересно всё, как и то, и другое. Вопрос в том, ЧтО человек выбирает сам для своего пути познания, постижения себя и другого, себя в мире, в обществе, в космосе...
Что есть самовыражение, самопостижение? Ведь, что значит выразить самого себя, как Есть. А каков «Я» Есть? Каково «я» человека относительно близких и дальних, своих и чужих, друзей и врагов, для которых человек в своем «я» является кем-то и в таком-то значении, знаке, оценке? Именно, что человек в своем «Я» является, как феномен, для других, в том числе и в нравственном отношении, оценивании точкой зрения других. Но вот Что Есть «Я» как САМ в моем загадочном и непостижимом Есть? Или, по другому, что такое «Я» сквозь то что Есть во мне и сквозь существование, изживание самого себя? И эти вопросы одного и того же порядка, как и вопросы про творческое самовыражение, как: что значит выразить самого себя и ТОГО, что ЕСТь во мне самом??? «Я» и Другой; выражение самого себя через постижение Другого, погружение в Другого, как Друга, а не как чужого?..
Исходя из Вашего тезиса, что «искусство и народ (т.е. самовыражение на почве народности) - понятия несовместные...», можно найти как аналоговые размышления, так и противоположные.
Если взять противоположные или некие другие, синтезующие размышления, то, например, как в уникальной книге Франка «Реальность и человек» в параграфе «Творческая природа человека», есть иные тезисы и размышления. Например, как по Франку,...
«Искусство есть всегда выражение... Слово «выражение» есть одно из самых загадочных слов человеческого языка... Буквальный его смысл обозначает и «отпечаток», и процесс «отпечатывания» чего-то в другом... По аналогии с этим мы говорим о «выражении», когда что-то незримое, потаенное становится зримым и явным, отпечатлеваясь в чем-то ином... Искусство, будучи «выражением», есть воплощение; в нем что-то духовное облекается плотью, как бы внедряется в материальное и является в нем как его «форма». В этом и состоит существо творчества... Но что именно хочет человек «выразить»?.. Самый простой ответ был бы: самого себя... Только косвенно, через посредство того, что он имеет, человек может как-то дать воспринять, что он есть. И художник, «творя», т.е., выражая, меньше всего думает о себе самом: он хочет выразить некое сокровище, духовное «нечто» в его душе. Даже чистый лирик выражает не просто свои душевные переживания в их чистой субъективности, а нечто в известном смысле объективное, общечеловеческое, что с ним связано или в них содержится...» (С.Л. Франк).
И это понимание по Франку...
Но У Вас есть нечто общее с Бердяевым, если понимать и принять «самовыражение» за то, что по Бердяеву называется «первичным творческим актом человека», а «искусство» за то, что, по Бердяеву, называется «вторичным творческим актом»...
Первичный творческий акт, по Бердяеву:
«...это есть прежде всего мое внутреннее познание, еще неведомое миру и не выраженное для мира, сокровенное. И это только есть настоящее первородное познание, настоящая моя философия, когда я стою лицом к лицу перед тайной бытия. Потом наступает вторичный творческий акт, связанный с тем, что человек есть существо социальное, реализация продуктов творчества. Пишется книга. И тут является то, что в творчестве называется мастерством, искусством. Первичный творческий акт совсем не является искусством. Искусство вторично... Всякое искусство подчинено закону, и в нем действует благодать и свобода, как в первичном творческом акте...» (Н.А. Бердяев).
А вот проблемные вопросы Дмитрия Писарева, которые, во многом также, пересекаются с Вашими размышлениями и сопоставлениями между самовыражением и искусством, например:
«Основная тенденция всей критической школы Белинского... в тех двух положениях, что искусство не должно быть целью самому себе и что жизнь выше искусства... То известное латинское изречение, что оратором можно сделаться, а поэтом надо родиться, оказывается чистою нелепостью. Поэтом можно сделаться, точно так же как можно сделаться адвокатом, профессором, публицистом, сапожником или часовщиком. Стихотворец или вообще беллетрист, или вообще художник - такой же точно ремесленник, как и все остальные ремесленники, удовлетворяющие своим трудом различным потребностям общества... Пушкин - просто великий стилист и что усовершенствование русского стиха составляет его единственную заслугу перед лицом русского общества и русской культуры... Для чего же по понятиям Пушкина, рождены поэты и для чего они не рождены?..» (Д.И. Писарев).
В проблеме понимания искусства и творчества я вполне не разделяю точку зрения Дмитрия Писарева, но... Но я вижу, что вопросы, которые задает Писарев, есть вопросы проблемные и актуальные, как актуальные для тех, кто как раз и занимается искусством, как-то связан с творчеством в более широком понимании... Ведь, действительно, вопросы-то Писарева есть вопросы проблемные, как: кого считать и признавать как подлинного Поэта с большой буквы, а кого с маленькой буквы, кто есть истинный художник и мастер слова или кисти, или смычка, а кто лишь ремесленник в процессах творчества; а может быть все просто ремесленники, трудящиеся лишь для удовлетворения общества, как в понимании Писарева, или нечто иное во всех проблемах, связанных с творчеством???
Вот, круг вопросов, который расширяется или углубляется по мере углубленного вИдения самого вопрошающего...
С уважением,
Бармин Виктор 28.03.2013 18:50
-----------------------------
Виктор.
Под творчеством, безусловно, можно понимать довольно-таки разные вещи, состояния, действия, действа. :)
В одну группу можно свести всё, что называется вдохновением, озарением, прозрением. Свободный поток сознания, неотягощенный никакими внешними ограничениями, соображениями. При этом выдающий некий результат позитивный – гениальные наброски художественных произведений в поэзии, музыке, где угодно, новые вИдения, мысли, идеи…
Вторая группа – всё, что касается технологии создания нового, последовательное, целенаправленное художественное оформление, ремесло, доведение продукта до общепринятых канонов в искусстве, науке, культуре.
И всё это – творчество.
Второе возможно без первого, но интереса не представляет ни для кого – Мира, Бога и человечества.
Плоды вдохновения и озарения надо доводить до ума, т.е. до приемлемой формы общепринятых восприятий. Иначе, они потеряются.
Что касается самовыражения, выражения своего «я»…
А может быть, мы не себя выражаем, а через нас мир себя выражает? Через нас разговаривает материя, высказывает, выдает сокровенные тайны свои. Через поэта, композитора, художника и даже любого человека, по сути. Но! Человека как бы забывающего о своем «я», о своем эго, не думающем о том, что надо сказать, а говорящего совершенно свободно. :)
Ничего больше не надо. Если стоит проблема, надо её решить, и не важно кто ты, что с тобой будет, что подумают окружающие, насколько поступок твой, действие будет вписываться в общепринятые каноны. Ты – инструмент материи в познании и развитии мира, ничего более. Высший уровень в иерархии самосознания мира.
То же самое, полагаю, происходит и когда конкретной проблемы, казалось бы, нет. Но! Видимо есть некий в информационном поле накопленный потенциал, который миру надобно раскрыть. И вот тогда открывается «окно» к небу, мировой душе, общим информационным полям, в ноосферу – назвать можно как угодно. Через человека готового быть посредником. Именно что не думающем о своем «я». И чем больше степень отрешенности от своего «я», тем чище канал и гениальнее произведенье на выходе. Заготовка произведения.
А выражать своё «я»… а что там, собственно, выражать? :) То, что в тебя вложила Природа, цивилизация? Нет, ты не цель, только средство.
Конечно, при оформлении произведения искусства, чего угодно накладываются индивидуальные особенности этого «средства». Так же, как карандаши или ручки пишут по-разному, но не более. :)
Вот пока несколько соображений.
Спасибо Вам за параллели между моими неоформленными должным образом размышлениями и высказываниями классиков, великими именами. Это дорогого стоит. Приятно и мне весьма интересно. Не скрою :)
С уважением,
Виталий Иванов 28.03.2013 20:14
-----------------------------
Приведенную точку зрения Писарева не разделяю. Он просто абсолютно не понимал того, о чем говорил. Или говорил в угоду кому-то – хотя бы и обществу, неким кругам. Или чтобы его заметили, его особую точку зрения. Но это как раз пример того, когда «я», «эго» довлеет над истиной, закрывает её. :)
Хотя и такая точка зрения была, да и сейчас миру необходима.
Но! На мой взгляд, истина круглая, все мы, все сущие «я» смотрят на предмет рассмотрения с разных сторон. И вот у Писарева как раз довольно-таки плоская одна сторона, позиция, точка отсчета из многих и многих. И для меня лично не очень-то симпатичная. :)
Виталий Иванов 28.03.2013 20:25
-----------------------------
Вот еще вспомнилось из трактата «Законы», 4.26 «Познай самого себя», [3]. Отрывок :)
Материя, составляющая вселенную, в вечном движении и взаимодействии сама в себе создает новое. И, в том числе, - новое в человеке. Мы с удивлением ощущаем таинственную творческую силу, выпирающую из нас, желающую прорваться наружу. Мы должны дать ей осуществиться, раскрыть оболочку нашего «я», презреть собственные границы, дабы изнутри нас, как из своего самого совершенного органа, свободно творила Вселенная.
Можно было бы сравнить «я» со скорлупой, из под которой проклевывается птенец. Или множество «я» - с множеством разноцветных воздушных шариков: внутри и вовне их - в общем, одно и то же. А может быть, «я» - упаковка сложнейшего из приборов: раскройте ее и включите прибор!..
Таких образных аналогий можно найти множество. Однако главное - не забывать, что наличие «я» - необходимая форма развития множественности, самораскрывающегося творческого функционирования все более сложного единого Целого. Поэтому, нельзя разрушать свое «я», но надо делать его как бы прозрачным для мощной творческой силы, бурлящей внутри человека.
«Я» должно служить тончайшей мембраной, пропускающей во внутренний мир все необходимое для его плодотворной работы и, наоборот, из внутреннего мира вовне - все созданные сокрытым внутри чудом сокровища.
Под личиною «я» - то же, что и везде, всеобъемлющее, объективно свободно идущее сквозь него всеединство. Мир един внутри и вовне человека. Однако внутри нас - наиболее развитая, сложная его часть. Наличие «я» - одно из граничных условий жизнедеятельности и развития наиболее сложных форм многообразного мира, оно - инструмент их самозащиты. Эти динамичные формы несут в себе мощный творческий потенциал, именно через них происходит саморазвитие и самопознание Вселенной сегодня. Надо суметь сохранить свою форму, свое «я». Но, повторю, надо сделать его прозрачным, открыть окна сердца и разума свободным потокам творческих сил. От преобладания эгоизма, подавляющего все лучшее в человеке, перейти к преобладанию альтруизма, осознав наше полное единение с миром - единство с ним, но не растворение в нем!
С уважением,
Виталий Иванов 28.03.2013 21:03
-----------------------------
Пророк
Ко мне Он часто приходил…
Через него узнал я рано
Огонь, коварный, но желанный -
Свободы и избытка сил.
Он говорил:
«Не всем дойти…
Твой жребий выделен из многих.
Но ты узнаешь по дороге
Всё одиночество Пути.
Услышишь каждого мольбы,
Но сам не сможешь стать понятным…
Не будет свет благоприятным
Твоей сгорающей Судьбы».
И по пророчеству тому
Один средь всех я оставался
И, сколь с надеждой ни пытался,
Был не понятен никому…
Узнал я что такое - знать
И что нельзя помочь, чтоб знали.
Что ж, пусть меня не понимали…
Я сам
себя
сумел
понять!
С уважением,
Виталий Иванов 28.03.2013 21:09
-----------------------------
Спасибо, Виталий, за столь интересный диалог, за глубокие размышления как в прозе, так и в стихах. Человека узнаешь в личном общении, пусть даже и на расстоянии, но через мысли и образы мысли. Где-то и по каким-то вопросам жизни и в представлениях о мире люди могут не сходиться, но обязаны понимать Главное в человеке и в этом понимании раскрывается истинная суть человечности, того, что Есть нечто живое и вечное в каждом существующем человеке... А если Есть сокровенныя в человеке, раскрывающееся в его пути, значит Бог Есть, ибо путь человека и человек в своем пути свидетельствуют, что Есть Вечное, Непостижимое, Возвышенное - Есть Всевышний...
В Вашем уникальном стихотворении и проговаривается о вечном и непостижимом в человеке, как свидетельство, запечатленное в слове, о Непостижимом...
С уважением,
Бармин Виктор 28.03.2013 21:50
-----------------------------
Спасибо за интересный разговор, Виктор!
Загляну к вам непременно!
И всегда рад новой встрече.
С уважением,
Виталий Иванов 29.03.2013 16:06
-----------------------------
Свидетельство о публикации №116100601599