Диалог о молчании
Слова - серебро, молчание - золото.
Б: Молчание цельно. Вихри слов уже зародились.
Но разрывов ещё нет. Это пульс будущего текста.
А: Представляется, что дробление мыслей и чувств
возникает именно при попытке перевести их в слова.
Кристаллизовавшийся монолит расчленяется, при описании, на части,
из которых складывается мозаика.
Б: Художник слова, если так можно выразиться,
удерживает в тексте молчание, из которого текст и происходит.
Таким образом сохраняется единство.
Это - цельность, перелитая в слова.
Молчание сказывается в словах умалчиванием,
недоговоренностью, паузами.
Информатор старается быть в тексте предельно понятным,
и теряет это целое.
Случается "пере-": переговоренность.
Переговоренный текст утрачивает связь с тем,
что должно было быть произнесено,
и тем, что произнеслось.
Они уже не равны друг другу, даже плохо соотносимы.
А: Чувство - волна. Мысль - молния.
Цельность их невозможно разделить, не разрушив.
Слова - это осыпь мелкого щебня.
Б: Красиво.
Но очень хочется понять из текста,
где была волна, а где молния.
Для меня таким способом изъяснялись писатели
двадцатых годов,
Их потом обвинили в формализме:
Зощенко, Шкловский, Тынянов, Олеша, Бабель.
Для меня они совсем не формалисты.
Их тексты граничат с молчанием,
удерживают структуру переходов от молчания к тексту.
Я когда-то слышал, как говорит владыка Антоний:
у него текст связан с паузами.
Чувствуешь, как этот текст вливается в говорящего,
и как тот выливает его в проповеди.
Особенно это ощутимо, когда не читаешь, а слушаешь.
Когда-то я видел документальный фильм,
где говорит Святослав Рерих:
это примерно то же ощущение.
Текст выплывает, как сказочный остров,
из молчания.
Свидетельство о публикации №116100508922