Конкурс 1. Лепестки сакуры. Хайку - форма и жанр

             Лепестки сакуры. Хайку - форма и жанр.


   Середина осени. Самая пора углубиться в ассоциации этого прекрасного времени года. И давайте сделаем это при помощи Хайку.

   Первоначально жанр хайку с XV-XVI вв. назывался хокку, затем хайкай, и с конца XIX в. хайку.
 
   Хайку, хокку - поэзия, организованная по количеству мор в строке по принципу 5-7-5. Мо;ра — единица измерения количества (долготы) стопы.
   Правильнее будет разграничить понятия хокку и хайку таким образом, чтобы хокку оставить для наименования формы, хайку же — для названия одного определенного жанра.
 
   Хайку сегодня прежде всего — лирика природы. Основным постулатом, лежащим в основе хайку, является так называемый «киго» — буквально «сезон». Это значит, что основным элементом всякого стихотворения в жанре хайку должен быть «мотив времени года», все содержание стихотворения введено в рамки определенного «сезона», иначе говоря, соединено с тем или иным моментом в жизни природы.
   Мотивы субъективного лиризма, если они вообще фигурируют, должны даваться замаскированными, отраженными на фоне основного мотива природы. Это краеугольный камень для всего жанра хайку. Для уяснения, в какой форме этот мотив может выступать, достаточно привести несколько хайку:

Осенние мотивы:

1. Цуки тэнсин.
    Мудзусики мати во
    Тоорикэри.
*
    Осень. Свет луны
    Льется на убогие
    Улицы в глуши.
                (Бусон)
               
2. Хи томоситэ
    Нама омосиро я.
    Куса-но цую.
*
    Засветил фонарь:
    На траве осенняя
    Искрится роса.
                (Исса)               

3. Аса кири-ни
    Хитоцуно тории
    Нами-но ото.
*
    Утренний туман:
    Только тории видны.
    Плещется волна...
                (Кикаку)

Не стоит тщательно рассматривать русский перевод вышеприведённых стихов и брать его за образец. Текст приведён для общего представления и ЗВУЧАНИЯ.


          Итак, задание для данного конкурса «Хайку - форма и жанр»:

1. Написать хайку по форме 5-7-5 слогов в три строки. (другая форма приниматься на конкурс не будет)

2. Обязательно использовать слово «киго» (сезонное слово, вызывающее  у читателя  ассоциации осеннего пейзажа). При этом самого времени года не указываем: осень, бабье лето, осенние  и т.д.

    Текст хайку, в количестве о 1 до 3 от каждого автора, опубликовываем в рецензии под этим постом по форме:

Имя автора, текст хайку, ссылка на публикацию (по желанию).

При наличии примерно 30 заявок, или по прошествии двух недель, по усмотрению ведущей,  будет объявлено голосование, которое продлится одну неделю, а потом будет дано время на обсуждение результатов.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Особо понравившиеся, удачные хайку, будут поощрены призом от ведущей.

 Краткие ОБЩИЕ тезисы в помощь написания хайку (в данном конкурсе не будут оценены):

1) Двучастность: одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека. 12+5 или 5+12.
2) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
3) Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида.
4) Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица.
5) Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
6) Полное остутствие рифмы.
7) Желательна трёхчастность ритмического рисунка.
8) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать и т.д.)
9) Стараться избегать утверждений.
10) Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
11) Избегать олицетворения: росток пробился…
12) не писать монолог, мысли вслух.
13) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник.
15) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
16) Монохромность. Стараемся писать без прямого указания цвета.
17) Запись желательна без указания знаков препинания для вариативности чтения.

  Самое главное – НЕ СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку: ПРОСТОТА.

           Жду от вас только новых работ!
                Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём работ завершён. Голосование здесь:http://www.stihi.ru/2016/10/10/668

Дополнительная информация по теме:

Ликбез по форме:
I. Строфа нагаута. Схема: 5—7.. . 7—7.
Ввиду неопределенности величины этой строфы в ней установлены три разновидности:

а) строфа малая — котёка: от 7 до 15 стихов;

в) строфа средняя — тютёка: от 16 до 50 стихов;

с) строфа большая — дайтёка: от 51 и выше.

Строфой дайтёка пользуются два жанра:

1) нагаута в жанровом смысле этого слова — лирические песни,

2) моногатари-ута — эпические поэмы.

II. Строфа буссоку-сэки-тай. Схема: 5—7—5—7—7—7.

С точки зрения жанра стихотворения с этой строфой относятся к особой категории буддийской религиозной лирики.

III. Строфа сэдока. Схема: 5—7—7—5—7—7.

Строфой сэдока пользуются следующие жанры:

1) сэдока (в жанровом смысле) —лирические стансы,

2) мондо-тай-но ута — диалоги в стихотворной форме.

IV. Строфа танка. Схема: 5—7—5—7—7.

Эту строфу применяют следующие жанры:

1) танка (в жанровом смысле слова) —лирические стихотворения всевозможных типов,

2) хайкай — комическая поэзия, в свою очередь слагающаяся из следующих жанровых разновидностей:

а) дзарэ-ута («Манъёсю») — шуточные стихотворения — ранние;

б) хайкай-но ута («Кокинсю») — шуточные стихотворения — позднейшие;

в) ракусю (Камакура, Муромати, Токугава) — сатирические стихотворения;

г) кёка (Токугава) — юмористические стихотворения.

V. Строфа имаё. Схема: 7—5—7—5 (повторенное дважды).

Строфу имаё применяют два жанра:

1) имаё в жанровом смысле — лирические стихотворения,

2) васан — буддийские религиозные песнопения.

VI. Строфа хокку. Схема: 5—7—5.

Эту строфу употребляют следующие жанры:

1) хайку — лирические стихотворения, главным образом лирика природы,

2) кёку — комические и пародические стихотворения. Основная разновидность этого жанра — сэнрю, юмористические стихотворения.

VII. Строфа катаута. Схема: 5—7—7.

Примитивная форма, по жанру, скорей всего, риторического содержания.

К этим строфам можно добавить еще одну, несомненно, вторичного характера, но волей исторической судьбы ставшую одной из очень распространенных стихотворных форм. Эта строфа — рэнга.

VIII. Строфа рэнга. Схема: 5—7—5—7—7 (повторенное несколько раз).

Эту строфу можно найти в двух главных жанровых разновидностях:

1) рэнга (в жанровом смысле)—лирические и лиро-эпические стихотворения особого «нанизывающего» типа,

2) хайкай-тё-но рэнга — комическая поэзия.

Каждая из перечисленных строф может быть приурочена к определенному историческому периоду в смысле указания на то время, когда она имела наибольшее значение в области живого поэтического творчества. Жизнь такой строфы с переходом к другому периоду, разумеется, не прекращалась, но роль ее как репрезентативной формы с переменой исторической обстановки несомненно заканчивалась; формой, представляющей новый век, оказывалась уже другая строфа.

С этой точки зрения отдельные периоды японской истории характеризуются следующими репрезентативными строфическими формами:

I. Эпоха Нара — нагаута.

И. Эпоха Хэйан — танка.

III. Эпоха Камакура — имаё.

IV. Эпоха Муромати — рэнга.

V. Эпоха Эдо — хокку.

------------------------------------

Исходя из вышеизложенного, наглядно видно, что хокку - это понятие формы, а хайку - относится к жанру лирической пейзажной лирики, где Киго является обязательным.

Татьяна Игнатова 5   22.02.2019 02:35     Заявить о нарушении
Еле нашла... Всё-таки, это старая, перелицованная рецензия.
Если бы Вы открыли здесь новую - её бы все увидели, и она могла бы послужить семинаром, который Вы почему-то упорно не хотите провести.
Странно... Ведь конкурс - учебный, как я понимаю.

Хотелось бы, отталкиваясь от диалога с Шик Ариной, всё же уточнить некоторые вопросы.

------------

""А Ваша участница почему-то их разделяет между собой, делая упор на РАЗНОСТЬ структуры:
"Размер дактиль, представленный Вами, как желаемый для хокку - для ЯСов, но не для ХАЙКУ!!! Не надо путать!)

Отвечаю: я использовала слово хокку взятое из Вашего высказывания:
"Но для меня классическое хокку всегда представлялось так:
/ - - / - "

Для ЯСов - да, дактиль, а вот для формы хокку в жанре хайку - любой другой плавный размер. Так понятно?
Не обвиняйте других в том, что Вы сами не могли понять.

------------

Во первых, реплика Арины была довольно бесцеремонна: "Размер дактиль, представленный Вами, как желаемый для хокку - для ЯСов, но не для ХАЙКУ!!! Не надо путать!" И последующий ответ - тоже: "Для ЯСов - да, дактиль, а вот для формы хокку в жанре хайку - любой другой плавный размер. Так понятно?
Не обвиняйте других в том, что Вы сами не могли понять."

Мне кажется, что любой автор ИМЕЕТ ПРАВО чего-то не понять. И чтобы всё же таких авторов стало меньше, а понимающих - больше, и нужны семинары, где знающие могли бы поделиться своими знаниями с незнающими.

Но давайте всё же разберёмся с поэтическими размерами. Когда и где они (те или иные) допустимы.

Как я поняла, для хайку (созерцательного жанра) допустимы все размеры (дактиль, ямб, хорей)? Так или не так?

А хокку - как составляющая часть танка (философского жанра) или как отдельное 3-стишье обязательно философского или социального жанра, обязано быть исполненным только дактилем? Я правильно поняла? Давайте всё же определимся раз и навсегда, чтобы потом всякие "арины шик" высокомерно нам не указывали на наши ошибки.

О так называемых "ЯС"-ах (Японских Сонетах) имеет ли смысл говорить, поскольку это не ренга, это вообще изобретение неизвестно кого... Скорее всего, к японской поэзии не имеет никакого отношения. И этот вопрос ещё надо выяснять...

Дзихико-Дзихико   22.02.2019 11:26   Заявить о нарушении
Дзихико, как я полагаю, вопрос плавно переходит от определения различий понятий хайку и хокку в сторону вопроса создания ритмического рисунка. Это другой конкурс. Здесь постараюсь ответить коротко, если не достаточно, предлагаю Вам открыть рецензию под условиями конкурса "Плавность ритма" ЛС, чтобы продолжить обсуждение.
Итак, принято, что размер дактиль, уточняю - 3-х частный, не подходит для формы хокку в рассматриваемом нами жанре пейзажной лирики хайку.
/_ _ /_
/_ _/_ _ /
/_ _ /_

Не трудно заметить, что имея в виду двучастность хайку, к примеру 1 - (2+3), во 2 и 3 строках вместе получается ритм: /_ _ /_ _ //_ _ /_
Этот стык не позволяет плавно прочитать вторую часть плавно.
И ещё, размер дактиль весьма навязчив и скучен в своём однообразии, и на слух трёхстишия теряют свою ритмическую индивидуальность.
В хайку предполагается использование любых размеров, включая дольник и логаэд, исключая чистый дактиль в трёх строках. И это не наше изобретение...
Не должно быть рядом стоящих стыков ударных слогов и провалов ударений - ударений на первый и последний слог строки. Как, например так:
/_ _ _ /

Бесконечные обсуждения на одну и ту же тему, типа семинара, мне проводить не интересно, простите. Вам отвечу индивидуально, но каждый раз при появлении новых людей я не в состоянии бросать всё и возвращаться к тому, что уже обсуждалось. Проводить повторно конкурсы на одну и ту же тему и т.д.
Поймите меня правильно.

Татьяна Игнатова 5   22.02.2019 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.