Конкурс 1. Лепестки сакуры. Хайку - форма и жанр
Середина осени. Самая пора углубиться в ассоциации этого прекрасного времени года. И давайте сделаем это при помощи Хайку.
Первоначально жанр хайку с XV-XVI вв. назывался хокку, затем хайкай, и с конца XIX в. хайку.
Хайку, хокку - поэзия, организованная по количеству мор в строке по принципу 5-7-5. Мо;ра — единица измерения количества (долготы) стопы.
Правильнее будет разграничить понятия хокку и хайку таким образом, чтобы хокку оставить для наименования формы, хайку же — для названия одного определенного жанра.
Хайку сегодня прежде всего — лирика природы. Основным постулатом, лежащим в основе хайку, является так называемый «киго» — буквально «сезон». Это значит, что основным элементом всякого стихотворения в жанре хайку должен быть «мотив времени года», все содержание стихотворения введено в рамки определенного «сезона», иначе говоря, соединено с тем или иным моментом в жизни природы.
Мотивы субъективного лиризма, если они вообще фигурируют, должны даваться замаскированными, отраженными на фоне основного мотива природы. Это краеугольный камень для всего жанра хайку. Для уяснения, в какой форме этот мотив может выступать, достаточно привести несколько хайку:
Осенние мотивы:
1. Цуки тэнсин.
Мудзусики мати во
Тоорикэри.
*
Осень. Свет луны
Льется на убогие
Улицы в глуши.
(Бусон)
2. Хи томоситэ
Нама омосиро я.
Куса-но цую.
*
Засветил фонарь:
На траве осенняя
Искрится роса.
(Исса)
3. Аса кири-ни
Хитоцуно тории
Нами-но ото.
*
Утренний туман:
Только тории видны.
Плещется волна...
(Кикаку)
Не стоит тщательно рассматривать русский перевод вышеприведённых стихов и брать его за образец. Текст приведён для общего представления и ЗВУЧАНИЯ.
Итак, задание для данного конкурса «Хайку - форма и жанр»:
1. Написать хайку по форме 5-7-5 слогов в три строки. (другая форма приниматься на конкурс не будет)
2. Обязательно использовать слово «киго» (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации осеннего пейзажа). При этом самого времени года не указываем: осень, бабье лето, осенние и т.д.
Текст хайку, в количестве о 1 до 3 от каждого автора, опубликовываем в рецензии под этим постом по форме:
Имя автора, текст хайку, ссылка на публикацию (по желанию).
При наличии примерно 30 заявок, или по прошествии двух недель, по усмотрению ведущей, будет объявлено голосование, которое продлится одну неделю, а потом будет дано время на обсуждение результатов.
Призовой фонд:
1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.
Особо понравившиеся, удачные хайку, будут поощрены призом от ведущей.
Краткие ОБЩИЕ тезисы в помощь написания хайку (в данном конкурсе не будут оценены):
1) Двучастность: одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека. 12+5 или 5+12.
2) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
3) Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида.
4) Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица.
5) Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
6) Полное остутствие рифмы.
7) Желательна трёхчастность ритмического рисунка.
8) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать и т.д.)
9) Стараться избегать утверждений.
10) Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
11) Избегать олицетворения: росток пробился…
12) не писать монолог, мысли вслух.
13) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник.
15) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
16) Монохромность. Стараемся писать без прямого указания цвета.
17) Запись желательна без указания знаков препинания для вариативности чтения.
Самое главное – НЕ СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку: ПРОСТОТА.
Жду от вас только новых работ!
Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №116100504754
Дополнительная информация по теме:
Ликбез по форме:
I. Строфа нагаута. Схема: 5—7.. . 7—7.
Ввиду неопределенности величины этой строфы в ней установлены три разновидности:
а) строфа малая — котёка: от 7 до 15 стихов;
в) строфа средняя — тютёка: от 16 до 50 стихов;
с) строфа большая — дайтёка: от 51 и выше.
Строфой дайтёка пользуются два жанра:
1) нагаута в жанровом смысле этого слова — лирические песни,
2) моногатари-ута — эпические поэмы.
II. Строфа буссоку-сэки-тай. Схема: 5—7—5—7—7—7.
С точки зрения жанра стихотворения с этой строфой относятся к особой категории буддийской религиозной лирики.
III. Строфа сэдока. Схема: 5—7—7—5—7—7.
Строфой сэдока пользуются следующие жанры:
1) сэдока (в жанровом смысле) —лирические стансы,
2) мондо-тай-но ута — диалоги в стихотворной форме.
IV. Строфа танка. Схема: 5—7—5—7—7.
Эту строфу применяют следующие жанры:
1) танка (в жанровом смысле слова) —лирические стихотворения всевозможных типов,
2) хайкай — комическая поэзия, в свою очередь слагающаяся из следующих жанровых разновидностей:
а) дзарэ-ута («Манъёсю») — шуточные стихотворения — ранние;
б) хайкай-но ута («Кокинсю») — шуточные стихотворения — позднейшие;
в) ракусю (Камакура, Муромати, Токугава) — сатирические стихотворения;
г) кёка (Токугава) — юмористические стихотворения.
V. Строфа имаё. Схема: 7—5—7—5 (повторенное дважды).
Строфу имаё применяют два жанра:
1) имаё в жанровом смысле — лирические стихотворения,
2) васан — буддийские религиозные песнопения.
VI. Строфа хокку. Схема: 5—7—5.
Эту строфу употребляют следующие жанры:
1) хайку — лирические стихотворения, главным образом лирика природы,
2) кёку — комические и пародические стихотворения. Основная разновидность этого жанра — сэнрю, юмористические стихотворения.
VII. Строфа катаута. Схема: 5—7—7.
Примитивная форма, по жанру, скорей всего, риторического содержания.
К этим строфам можно добавить еще одну, несомненно, вторичного характера, но волей исторической судьбы ставшую одной из очень распространенных стихотворных форм. Эта строфа — рэнга.
VIII. Строфа рэнга. Схема: 5—7—5—7—7 (повторенное несколько раз).
Эту строфу можно найти в двух главных жанровых разновидностях:
1) рэнга (в жанровом смысле)—лирические и лиро-эпические стихотворения особого «нанизывающего» типа,
2) хайкай-тё-но рэнга — комическая поэзия.
Каждая из перечисленных строф может быть приурочена к определенному историческому периоду в смысле указания на то время, когда она имела наибольшее значение в области живого поэтического творчества. Жизнь такой строфы с переходом к другому периоду, разумеется, не прекращалась, но роль ее как репрезентативной формы с переменой исторической обстановки несомненно заканчивалась; формой, представляющей новый век, оказывалась уже другая строфа.
С этой точки зрения отдельные периоды японской истории характеризуются следующими репрезентативными строфическими формами:
I. Эпоха Нара — нагаута.
И. Эпоха Хэйан — танка.
III. Эпоха Камакура — имаё.
IV. Эпоха Муромати — рэнга.
V. Эпоха Эдо — хокку.
------------------------------------
Исходя из вышеизложенного, наглядно видно, что хокку - это понятие формы, а хайку - относится к жанру лирической пейзажной лирики, где Киго является обязательным.
Татьяна Игнатова 5 22.02.2019 02:35 Заявить о нарушении
Если бы Вы открыли здесь новую - её бы все увидели, и она могла бы послужить семинаром, который Вы почему-то упорно не хотите провести.
Странно... Ведь конкурс - учебный, как я понимаю.
Хотелось бы, отталкиваясь от диалога с Шик Ариной, всё же уточнить некоторые вопросы.
------------
""А Ваша участница почему-то их разделяет между собой, делая упор на РАЗНОСТЬ структуры:
"Размер дактиль, представленный Вами, как желаемый для хокку - для ЯСов, но не для ХАЙКУ!!! Не надо путать!)
Отвечаю: я использовала слово хокку взятое из Вашего высказывания:
"Но для меня классическое хокку всегда представлялось так:
/ - - / - "
Для ЯСов - да, дактиль, а вот для формы хокку в жанре хайку - любой другой плавный размер. Так понятно?
Не обвиняйте других в том, что Вы сами не могли понять.
------------
Во первых, реплика Арины была довольно бесцеремонна: "Размер дактиль, представленный Вами, как желаемый для хокку - для ЯСов, но не для ХАЙКУ!!! Не надо путать!" И последующий ответ - тоже: "Для ЯСов - да, дактиль, а вот для формы хокку в жанре хайку - любой другой плавный размер. Так понятно?
Не обвиняйте других в том, что Вы сами не могли понять."
Мне кажется, что любой автор ИМЕЕТ ПРАВО чего-то не понять. И чтобы всё же таких авторов стало меньше, а понимающих - больше, и нужны семинары, где знающие могли бы поделиться своими знаниями с незнающими.
Но давайте всё же разберёмся с поэтическими размерами. Когда и где они (те или иные) допустимы.
Как я поняла, для хайку (созерцательного жанра) допустимы все размеры (дактиль, ямб, хорей)? Так или не так?
А хокку - как составляющая часть танка (философского жанра) или как отдельное 3-стишье обязательно философского или социального жанра, обязано быть исполненным только дактилем? Я правильно поняла? Давайте всё же определимся раз и навсегда, чтобы потом всякие "арины шик" высокомерно нам не указывали на наши ошибки.
О так называемых "ЯС"-ах (Японских Сонетах) имеет ли смысл говорить, поскольку это не ренга, это вообще изобретение неизвестно кого... Скорее всего, к японской поэзии не имеет никакого отношения. И этот вопрос ещё надо выяснять...
Дзихико-Дзихико 22.02.2019 11:26 Заявить о нарушении
Итак, принято, что размер дактиль, уточняю - 3-х частный, не подходит для формы хокку в рассматриваемом нами жанре пейзажной лирики хайку.
/_ _ /_
/_ _/_ _ /
/_ _ /_
Не трудно заметить, что имея в виду двучастность хайку, к примеру 1 - (2+3), во 2 и 3 строках вместе получается ритм: /_ _ /_ _ //_ _ /_
Этот стык не позволяет плавно прочитать вторую часть плавно.
И ещё, размер дактиль весьма навязчив и скучен в своём однообразии, и на слух трёхстишия теряют свою ритмическую индивидуальность.
В хайку предполагается использование любых размеров, включая дольник и логаэд, исключая чистый дактиль в трёх строках. И это не наше изобретение...
Не должно быть рядом стоящих стыков ударных слогов и провалов ударений - ударений на первый и последний слог строки. Как, например так:
/_ _ _ /
Бесконечные обсуждения на одну и ту же тему, типа семинара, мне проводить не интересно, простите. Вам отвечу индивидуально, но каждый раз при появлении новых людей я не в состоянии бросать всё и возвращаться к тому, что уже обсуждалось. Проводить повторно конкурсы на одну и ту же тему и т.д.
Поймите меня правильно.
Татьяна Игнатова 5 22.02.2019 17:37 Заявить о нарушении