Брежнев - поездка в. баку поездом 1982 год
В Сентябре 1982 года, путешествие Генсека ЦК КПСС, руководителя государства Леонида Ильича Брежнева поездом из Москвы в Баку для вручения Азербайджану Ордена Ленина и возвращение обратно у некоторых железнодорожников, по пути следования, оставили неизгладимые впечатления. Порою подорвавшие и собственное здоровье, поскольку некоторые без вины на несколько суток оказались за решеткой с унизительными, для честного гражданина, допросами.
А сам генсек, чувствовал себе очень комфортно в литерном поезде. Его из Москвы до Тулы сопровождал известный певец, Заслуженный артист СССР Муслим Магомаев, который затем отправился тоже в Баку и исполнил песню «Малая земля» в дворце культуры имени Низами Генджяви. При этой поездке Л.Брежнев на выступлении в Баку, перепутав, в прямом эфире, вместе «Советского Азербайджана» произнес «Советского Афганистана», что услышал у телевизора и сам автор. Говорят, что Леонид Брежнев после завершения поездки, в поезде Баку и обратно, одобрив эту поездку по железной дороге, сказал:
- Это хороший автомобиль. Он хорошо идет по дороге.
Однако железнодорожникам кое - где приходилось туго. Поскольку нужно было исполнить свою работу четко и без препятствий движению поезду государственного значения. При пропуске литерного поезда с Брежневым по Махачкалинскому отделению СКЖД, я работал в то время на станции Дербент. Как помню, в это время, на всех станциях останавливались всякие маневровые и прочие продвижения каких либо единиц подвижного состава. Кроме того, заранее проверялись и закреплялись все стрелочные маршруты пропуска. Тщательно готовились также локомотивы для смены, для следующих плеч оборота локомотивов.
Как автору известно, что в Махачкалинском отделении железной дороги при этом произошли две неприятные для исполнителей истории. В первом случае на станции Мамедкала, путейцы после путевых работ стрелочного перевода по главному ходу поезда, забыли костыльный лом (путевой инструмент строго учета). Это был воспринят, кое - кем, как подготовка к диверсионному акту, за что устраивали неоднократные допросы всем причастным работникам, вплоть до дежурного по станции Мамедкала.
Если, при данном случае поезд прошел по данной станции без происшествий, то при обратной поездке Брежнева, на участке Махачкала – Хасавюрт, произошло заклинивание колесных пар на одном из двух тепловозов прицепленных к литерному поезду. Поезд был остановлен на линейной станции Темиргое и отцепили вспомогательный дефектный тепловоз. За что на несколько суток были арестованы ремонтник из пункта технического обслуживания, подготовившие локомотивы на станции Дербент, во главе с начальником Дербентского цеха локомотивного депо Анатолием Долговым. Последний хотел как лучше и прицепил запасной тепловоз, на всякий случай, вдруг один заглохнет.
-Он поступил разумно, будто было какое - то предчувствие, однако вместе того, чтобы поощрить за смекалку и его заодно посадили, - рассказал мне недавно, посетивший железнодорожный музей на станции Дербент, работавший тогда секретарем горкома КПСС, бывший помощник машиниста паровоза, ныне заведующий отделом
культуры города Дербент Гусейнбала Гусейнов.
Затем, лишь через трое суток стало известно, что никакой вины работников готовивших локомотивы к ответственному рейсу нет. Оказалось, что неисправный локомотив был новый, на заклинившем двигателе была исправная заводская пломба, дающую гарантированную работу и вину за срыв поезда из графика отнесли за заводом – изготовителем.
Одним словом, с ремонтниками ПТО тепловозов на станции Дербент, отсидевшими за решеткой трое суток, обошлись как в известном анекдоте.
-Куда бежишь? - спрашивают зайца.
-Да, у кого три глаза забирают в армию.
-Так у тебя же два глаза?
- Да ну их. Они сначала выкалывают, а потом считают.
Свидетельство о публикации №116100502343