Как не надо писать стихи

                КАК НЕ НАДО ПИСАТЬ СТИХИ

Наверно, каждому, пытающемуся писать в рифму, известна статья Владимира Маяковского «Как делать стихи» и далеко не каждому знакома книга критика и литературоведа Вадима Кожинова «Как пишут стихи». И если Маяковский на своём богатом творческом опыте поучает молодых поэтов азам стихотворной техники, то Кожинов занимается тем же, но только на примерах из русской стихотворной классики. А вот мне пришла в голову мысль: показать на примере сегодняшней «классики», как не надо писать стихи. Итак:
Представим, что начинающий, никому не известный поэт Андрей Дементьев приходит на некое литературное объединение, где собрались такие же начинающие, но самовлюблённые дарования из народа, которым дай только повод поиздеваться над творчеством себе подобных, ибо гениями они считают только себя. Так вот, приходит Андрей в зал заседаний Лито и с выражением читает такие строки:
НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЙТЕ
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

Ну вот – прочитал. Вы думаете, что аудитория взорвалась восторженными криками и рукоплесканиями? Ничего подобного! Ведь она не знает, что данные строки будут звучать в ХХI веке на «Радио России» каждую неделю в передаче «Виражи времени», кою и будет вести Андрей Дементьев, уже безапелляционно признанный мэтр отечественной поэзии, строки которого нельзя подвергать никакой критике, ибо их автор – самый главный поэт России. Аудитория этого не знает и поэтому начинает зубоскалить. Позвольте мне разобрать прозвучавшие стихи от имени этих зубоскалов, ибо Лито и существуют для того, чтобы начинающие авторы, выслушав критику своих коллег по начинающему перу, не повторяли в дальнейшем тех ляпов и ошибок, кои эти коллеги выискали в стихах своего товарища.
А начинаются стихи начинающего автора строкой, которая написана в повелительном наклонении, которое будет присуще поэту Дементьеву и во всём его дальнейшем творчестве: «Никогда ни о чём не жалейте вдогонку…» И тут возникает естественный вопрос:  а разве можно жалеть не о том, что уже случилось, а о том, что случится в будущем, кое нам не ведомо? Почему-то совету Андрея Дементьева не жалеть о том, что случилось, не последовал его коллега по перу – некто Сергей Есенин – сокрушавшийся в своих стихах: «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок». А далее поэт настоятельно советует: «С этим прошлым порвите непрочную нить». То есть, рвите – так лучше будет! А вот герой некоего Шекспира некий принц датский сокрушался по этому же поводу: «Распалась связь времён».  Но разбираемый нами автор ловко выходит из этой невнятицы, ибо плавно переходит  к следующей, а именно: «Как записку из прошлого, грусть свою скомкав…». Так как у поэта появилась «записка из прошлого», то следует думать, что в рукаве у него припрятаны записки и из настоящего, и из будущего. Интересно было бы аудитории понаблюдать и такой фокус: как это поэт комкает свою грусть. Да и откуда эта грусть взялась – ведь прозвучал же призыв не жалеть ни о чём?  А коли не жалеешь, то и не грустишь.
Следующее четверостишие автор начинает для бестолковых с двух строк, кои являются перепевом аналогичных строк в четверостишии первом. Но, спохватившись, что мысль уже не нова, он решает украсить этот катрен витиеватым «озером души» и крылатыми надеждами, которые в этом озере почему-то не плавают, а парят.  А заканчивается разбираемый катрен и вовсе загадочно: «Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…» Ну, допустим, в начальство некоторые ловкие индивидуумы действительно «выбиваются». Примером может служить разбираемый нами автор, коему довелось занимать весьма высокие посты в нашей литературе.  Но «выбиться в гении» мне представляется делом трудным, ибо в гении не выбиваются, а ими рождаются.  А вот призыв «не жалеть, что вам не досталось их бед»,  заставляет нас призадуматься над  ходом мысли автора. Ведь что получается: мы жалеем, но по совету Андрея Дементьева не должны жалеть о том, что нас не убили на дуэли, как Пушкина и Лермонтова, что мы не сошли  с ума, как Батюшков, что не повесились и не застрелились, как Есенин, Маяковский и Цветаева, не погибли в ГУЛАГе, как Мандельштам.
Но перейдём к четверостишью третьему, в коем автор навязчиво вдалбливая в нас мысль ни о чём не жалеть, переходит к временным категориям «поздно» и «рано».  Следуя за автором, мы должны  признать, что замечательный поэт Иннокентий Анненский и не менее замечательный Артюр Рембо не жалели о том, что один – Анненский – «начал», когда ему было уже за сорок, а другой – Рембо – «ушёл», когда ему едва исполнилось восемнадцать. Я думаю, что и их благодарные читатели не жалеют о том, что так случилось. Просто эти поэты писали только тогда, когда не писать уже просто не могли. Но от поэтов пора перейти к музыкальным инструментам, ибо они, а именно, флейта, вдруг возникли в строках современного классика. Почему вдруг флейта? Почему не фортепиано или гармонь, почему не гитара или скрипка? Да потому что флейта рифмуется с глаголом жалейте!  Кстати, о рифмах. Я думаю, что будущего классика на воображаемом литобъединении не похвалили бы за такие: вдогонку-скомкав, случилось-мутилось,  ушли-души, а уж такая, как любви-вы, вообще ни в какие ворота не лезет. И это у самого раскрученного поэта современности! А в разбираемых стихах, если был бы нужен  для рифмы барабан – появился бы и этот ударный инструмент. Только с этой флейтой вышла у автора  неувязочка. Что-то не слышал я песен, исполняемых под аккомпанемент флейты. А ведь «классик» именно песни упоминает в своих бессмертных строках. Да и то, что «другой» берёт эти песни из нашей души, тоже враньё, ибо их он берёт из души своей, а наши души заставляет сопереживать ей.
И, наконец, финита ля комедиа.  Если чёрствый автор не жалеет ни о «потерянных днях», ни о «сгоревшей любви», то нормальные люди об этом как раз и жалеют. Об этом повествует едва ли не бОльшая часть мировой литературы. А что касается любителя музыки, который по словам автора стихотворного призыва никогда ни о чём не жалеть «ещё гениальнее» слушает гениального исполнителя песен на флейте, то можно продолжить мысль поэта  так: пусть Месси гениально играет  в футбол, но ещё гениальнее этот вид спорта смотрите вы, пусть токарь-виртуоз гениально вытачивает детали на своём станке, но ещё гениальнее вы следите за его работой, так далее, и тому подобное.
Дорогой читатель, если ты «гениально» прочёл мой опус, то имеешь полное право соглашаться со мной или нет.  Думаю, что авторы восторженных отзывов на поэзию Андрея Дементьева (есть такие) со мной не согласятся. Почерпнув эти восторги из Интернета, привожу их:
Олеся Фалатюк • Марганец (город)
Прекрасные стихи талантливого человека. Дементьев мой любимый поэт.
Отметка «Нравится» • Ответить • 3 февраля 2013 г. 12:18

Evgeny Rozanov • Самара, Самарская обл.
сынок почитай стихи андрея дементьева это чудо
Отметка «Нравится» • Ответить • 3 апреля 2013 г. 21:31

Anna Magasumova • Башкирский государственный университет
Стихи Андрея Дементьева будут созвучны любому поколению.
Отметка «Нравится» • Ответить • 8 апреля 2013 г. 0:37

Irina Pogodkina Voskanyan • Начальник Департамента по работе с персоналом в АО     "Мурманский морской рыбный порт"
Спасибо великому поэту за его чистые стихи....С детства любила поэзию Дементьева, много учила наизусть - и через годы все помню...
Отметка «Нравится» • Ответить • 4 • 13 апреля 2013 г. 0:02

Olga Pustovoytova • УНСС София
Прекрасные стихи!!!
Отметка «Нравится» • Ответить • 1 • 3 мая 2013 г. 22:08


Рецензии
Михаил, спасибо, открыли глаза дилетанту.
И чем же он мне так нравится, его сборник " Азарт" зачитан мной до дыр, хлипкая книжица развалилась на листочки. Сейчас, когда сама стала что-то сочинять, его стихи, некоторые, в этом сборнике, кажется, написаны для количества.
С почтением, Татьяна

Татьяна Дробышевская   17.02.2017 17:17     Заявить о нарушении
Таня! Не надо заниматься самоуничижением и называть себя дилетантом. А то, что Вам когда-то нравились стихи Дементьева, можно объяснить и так: сейчас он самый "раскрученный" поэт России. У него есть своя передача на "Радио России", на которую к нему приходят не менее "раскрученные" люди, и все они - его друзья и знакомые. И все поют ему дифирамбы. Ещё бы не петь - он ведь поднимает их "рейтинг", а это способствует зарабатыванию "бабла". А сам Андрей Дмитриевич свой "рейтинг" зарабатывал и на посту главреда журнала "Юность", и будучи спецкором в Израиле, и теперь вот на "Виражах времени". Человек умеет делать карьеру. У Дементьева есть несколько хороших песен, которые на фоне современных попсовых текстов выглядят выигрышно. Но, когда "Литературная газета" минимум раз в год отводит под вирши Дементьева целую газетную полосу, возникают подозрения, что для этого дана команда свыше, ибо стихи, как правило, очень слабые, и главный редактор "Литературки" Юрий Поляков, который и сам пишет хорошие стихи, никогда бы дементьевские опусы не опубликовал. Мой учитель поэт-фронтовик Николай Константинович Старшинов терпеть не мог Дементьева, считал его напыщенным графоманом и принципиально не печатал его в своём альманахе "Поэзия". Но вот, поди ж ты, Дементьева сейчас знают куда лучше, чем поэтов фронтового поколения, да и нынешние настоящие поэты ( есть у нас и такие!) известны неразборчивому читателю куда меньше. Не буду Вам писать о "Памятнике современной поэзии", который "изваял" Зураб Церетели на родине Андрея Дмитриевича в Твери. Скажу только, что в этом изваянии нашлось место нашему "герою". Если не лень, то найдите моё стихотворение "Великолепная семёрка" на "стихаре", в котором есть те же мысли, что я сейчас постарался изложить прозой. Ведь поэзия - дело таковское: кто имеет доступ к эфиру или газетному листу, тот и возвеличивает своих любимцев. Так происходит с Владимиром Высоцким, песни которого я помню ещё со студенческих лет и люблю их, но, читая тексты барда на бумаге, не воспринимаю их как образцы высокой (т.е. талантливой) поэзии. Случается такое в литературе: в последние годы жизни А.С.Пушкина у тогдашнего "бомонда" сложилось впечатление, что поэт исписался, и этот высший свет возвёл на пьедестал "Лучшего поэта России" В.Бенедиктова. Но кто сейчас знает его, хотя поэт он, действительно, неплохой! Ну вот вкратце и всё, что я хотел Вам ответить на Ваше послание. Всего Вам доброго, Танюша!

Михаил Молчанов 2   19.02.2017 15:07   Заявить о нарушении
Долгой Михаил, спасибо, что Вы так подробно мне ответили, мне, правда, все это интересно, т.к. я очень далека от литературы, и не прибедняюсь, стихи публикую всего пару месяцев. С уважением, глубоким уважением, Татьяна.

Татьяна Дробышевская   19.02.2017 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.