О бессмертии
сохранить его свободными от последней и признать взаимно необходимые моменты в том, что кажется борющимся и противоречащим себе» - Г. Гегель «Феноменология духа»
Значение того абзаца из работы Г. Гегеля, который приведён, как эпиграф к ниже следующему тексту, – невозможно переоценить. Тут видно многое, и, особенное, что мы хотим использовать в христианской религии. Так, рассуждая о бессмертии души человека, мы должны полагать, что душа и тело во временной жизни опровергаются состоянием упокоения человека, когда, как мы говорим, душа оставляет тело, а сама переходит в вечность. Задача дальнейшего – обрести новое тело, когда наступают решающие времена Страшного Суда. В целом, это всё единое в сути бытия человека.
Итак, Г. Гегель своей философией оправдал религию, но он применял логику, как форму знания, к содержанию разума человека. К разуму, который возвышал до Бога. Бог Г. Гегеля – разум. Но это есть его понятие Бога, истина же есть ещё что-то, кроме понятия о Боге. В целом мы обязаны видеть неизбежность «ошибки» Г. Гегеля. Нельзя отождествлять разум и Бога, как бы разум ни был совершенным. Необходимо Г. Гегеля оправдать тем, что он был первым (и пока единственным), кто увидел органическое значение в религии. Всякие опровергатели Г. Гегеля, в обсуждаемом аспекте его философии, заведомо не правы, потому что философия Гегеля – это момент развития её, и даёт право последователям стать ещё на голову выше Гегеля, что невозможно переоценить.
Таким образом, наше замечание – важное, его мы не встретили пока ни у одного богословствующего мудреца.
Свидетельство о публикации №116100210473