День Победы

Мое поколение может гордиться, по меньшей мере, двумя вещами:
- Фронтовики нам – не деды или прадеды, а отцы.
- Войну мы не застали, но отцовские портупеи и награды изучали, а в немецкие трофейные кубики вдоволь поиграли.

Практически каждой российской или советской семье есть кого поминать в День Победы. Не является исключением и мое ближайшее окружение: у меня воевали и отец, и мать, а мой дядя – старший брат матери – сложил голову в 23 года, где-то там, где сегодня находится Новороссия. Очень долго о нем не было вообще никакой информации, пока в середине 70-х в смоленской газете «Рабочий путь» не появилась статья бывшего однополчанина, полковника советской армии. Статья эта красноречиво называлась «Смоляне могут гордиться своим земляком» (за точность названия не ручаюсь, но за его смысл - да).
Зачем я пишу обо всем этом? Ведь моя семья – скорее не исключение, а правило. Мне хотелось бы высказать свое, личное отношение к этой великой дате – 9 мая 1945 года. Прежде всего, эта дата, на мой взгляд, не может быть праздником и, тем более, не должна быть поводом для крикливой демонстрации военной мощи, патриотизма и «непобедимости». Для меня это – День Скорби и Памяти. Потому что можно спорить о том, победил бы Советский Союз без «ленд-лиза» или нет, нужны ли были Ржевская операция или «Невский пятачок» и был ли морально оправдан "Пакт Молотова-Риббентропа", но бесспорно одно: колоссальные жертвы, разрушенная страна, отброшенная назад на десятилетия. Никто не будет спорить с тем фактом, что СССР пострадал в этой войне больше всех. Отсюда следует, что 9 мая мы должны не грозно топать сапогами, а зажигать свечи и идти к воинским мемориалам, где они обустроены. Тем более, что есть в этой трагедии и прямая вина политического и военного руководства.
Более того: а что праздновать? За 70 лет, прошедших с момента окончания войны, уже пора бы отмечать достижения в других областях. Ведь Германия и другие страны, которые воевали на стороне «оси», тоже были основательно разорены войной. Вот им-то как раз есть, что праздновать, поскольку они ушли с тех бесславных рубежей бесконечно далеко. А Россия не только не может похвастаться прорывами в области экономики или социальной сферы, но и пытается продвигать малопривлекательный «русский мир» с оружием в руках. Я не планировал останавливаться на этом, но скажу главное, что меня беспокоит: война ведь не только сеет смерть и делает людей несчастными. Основная опасность состоит, на мой взгляд, в том, что малую «войнушку» начать легко, а вот выйти из нее практически невозможно. Она, как водоворот, затягивает в себя все больше людей и ресурсов, все больше зла и стремления отомстить выплескиваются наружу. И в этих условиях уже малайзийский «Боинг», мариупольская трагедия или бомбардировки Белграда становятся лишь эпизодами, за которыми следуют еще более страшные преступления. Поэтому умные и дальновидные политики руководствуются правилом: делай все для достижения поставленной цели, но не развязывай войну. Это – последнее средство.
Я ничего не имею против георгиевской ленточки. Но считаю, что, во-первых, к ней надо иметь прямое отношение помимо всего лишь факта рождения в России, а во-вторых, лента эта не должна служить атрибутом «патриотизма». Согласитесь, легко повязать ленточку на лацкан пиджака, но не знать при этом, кто командовал 2-м белорусским фронтом. Сегодня память о войне и атрибутика героизма советских солдат сплошь и рядом профанируются теми, кто не только не имеет представления о той войне, но у кого еще и дурной вкус. Ведь те, кто на брянской ярмарке нарядили копченых свиней в экипировку советских партизан, тоже ведь хотели, «как лучше»...
Я не понимаю, почему в день 9 мая мы должны восторгаться танком «армата» или какими-то еще видами новейшего вооружения. Что вся эта техника призвана показать? Что России есть, что защищать? Что российская армия – самая сильная в мире? Для этого (особенно для первого) должны быть другие средства. Иначе за лязгом гусениц останутся неслышными слабые голоса десятков миллионов павших, в память и во имя которых и должен иметь место День Скорби и Памяти.


Рецензии