Осенний сюжет для сонета Десятый венок сонетов
Печальнее становится закат,
И облака не так белы, как летом,
Но солнца луч, найдя меж них просветы,
Позолотил и луг, и дом, и сад.
И удлинились тени от дерев,
Цветы и травы сникли от прохлады,
И вот уж ночи тёмная громада
Свалилась сверху, массой всей насев.
Луны усталый и поблекший лик,
Застыл над лесом, словно змей бумажный,
И свет костра неясный и миражный,
Вдали на берегу реки возник.
И туча чёрным коршуном находит.
Почти не видно звёзд на небосводе.
2
Почти не видно звёзд на небосводе.
Всё замерло в преддверии дождей.
И с каждою минутою темней,
И в мгле кромешной словно кто-то бродит.
На то и ветер, чтоб шуметь по стрехам,
Стучать вишнёвой веткой по стеклу,
Иль вдруг сорвавши с дерева листву,
С ней хоровод затеять на потеху.
Осенней ночью неспокойно спится,
И так непросто засыпать порой,
А то вдруг сон навалится горой,
И сам не рад, под утро что приснится.
Как говорят: сон в руку и выходит –
Всё это к переменчивой погоде.
3
Всё это к переменчивой погоде.
У осени натуры – не понять,
И что угодно можно ожидать,
Когда она резвится на свободе.
То ветры ломятся во двор ордою,
То тишь такая, слышно – дышит лес,
А то с рассветом ворон, словно бес,
По крыше ходит час без перебоя.
Восход то хмур, а то вдруг сгинут тучи,
И сразу за окном светлым-светло.
С погодой нынче, значит, повезло,
Но вот прохлада с каждым днём всё круче.
И ёжится от утренников сад,
И не услышать больше хор цикад.
4
И не услышать больше хор цикад,
И толстый шмель не кружит над цветами,
Но оводы пропали с комарами,
А этому, конечно, всякий рад.
И пожелтели листья на кустах,
На клумбах отцветают хризантемы,
И не найти уже изящней темы,
Где мог раскрыть талант поэт в стихах:
Как на ветру дрожат листки осин,
Как золотом ещё сверкают клёны,
Как свежи ёлки в платьицах зелёных,
Как ягоды краснеют у калин.
Что так красив сентябрьский наряд.
Вот-вот начнёт свой танец листопад.
5
Вот-вот начнёт свой танец листопад.
Ещё все ветки в тонких паутинках.
Цветные лета бабьего картинки
С глубокой грустью провожает взгляд.
И завершили ласточки облёт, –
Так «молодёжь» простилась с отчим домом,
Пусть будет им тепло в том доме новом,
Пока весной родной не позовёт.
Но нет, не улетают журавли,
По нраву, видно, местные болота,
Но в криках их уже печальной нотой
Звучит тоска, что скоро жить вдали.
И хоть земля обильно обогрета,
Но уплывает тихо бабье лето.
6
Но уплывает тихо бабье лето,
Ещё горячее, ещё в цвету.
И разрушают ветры красоту,
Листву срывая, словно эполеты.
Пускай полны богатством кладовые,
Что золотом блестит в лучах зари,
Жаль, что в кострах всё быстро прогорит,
Вот и дожди зальют всё проливные.
Сейчас печаль по летнему раздолью,
Но кратких дней осенних красоту,
Их роскошь, щедрость, доброту
Зимой припомним с радостью большою.
Уходит лето, сетуй здесь не сетуй,
Заметно по незыблемым приметам,
7
Заметно по незыблемым приметам,
Что осень полностью взяла права:
С деревьев осыпается листва,
Вот и река блестит холодным цветом.
Ещё не стал багряным цвет у клёна,
Ещё дожди холодные редки,
И, верится, морозы далеки,
И хочется на всё смотреть влюблённо.
На тонкую резьбу листов дубовых,
На роз ещё цветущих лепестки,
И настроеньям грустным вопреки,
Прогуливаться средь аллей сосновых.
Давно не слышно птичьих серенад
И полон грусти наш уснувший сад.
8
И полон грусти наш уснувший сад,
С богатой расстающийся листвою,
Как раньше бы сказали «лепотою»,
Увы, жизнь невозможна без утрат.
Но остаётся радость кратких дней,
Когда свежо ещё лесов дыханье.
Вот и травы пожухлой трепетанье,
Всё явственней теперь и всё сильней.
Процесс необратимый, вот в чём суть,
Мы тоже нынче окунулись в осень,
Пускай часы пробили только восемь,
Но до двенадцати всего чуть-чуть.
И годы нет, не украшают нас,
Но каждый раз мы ждём волшебный час.
9
Но каждый раз мы ждём волшебный час
Когда земля вся золотом покрыта,
Ах, осень: дама, леди, сеньорита,
О, как прекрасен ваш прощальный вальс!
Пускай не вальс, пусть будет менуэт,
Но голова от зрелища кружится,
Но этот бал недолго будет длиться,
Один-два тура и погаснет свет.
И опустеют зрителей ряды,
Уйдут, взяв инструменты, музыканты
И осень снимет красочные банты,
И станет много меньше красоты.
И всё же верим, вопреки сомненьям –
Придёт оно – прекрасное мгновенье.
10
Придёт оно – прекрасное мгновенье,
Тогда и ночь закончится быстрей,
Покажутся деревья зеленей,
И утра ждёшь с особым нетерпеньем.
Протиснется оно сквозь окна, шторы,
Огромное, что не охватит взор,
И настроенье перейдёт в мажор,
И, как романтик, запоёшь про горы,
Про синь озёр, про сильные ветра,
Ещё про юность, дальние походы,
Забудутся печали и невзгоды,
Когда златая на дворе пора.
Она всегда несёт душе волненье,
И словно наступает просветленье.
11
И словно наступает просветленье,
Когда день сменит огненный закат,
В лучах его пылает листопад,
И медленно вершат листы круженье.
Всё кажется волшебно-нереальным,
И мир вокруг так красками богат,
Как будто свой недюжинный талант
Здесь проявил художник гениальный.
И трудно узнаются очертанья,
Теплиц, кустов, заборов и домов,
И не найти таких красивых слов
Картины этой сделать описанье,
Что торжество для сердца и для глаз, –
И вновь природа очарует нас.
12
И вновь природа очарует нас.
И сразу превратятся будни в праздник,
А ветер и бродяга, и проказник,
Наверняка ещё сюрприз припас.
Таинственен и чист в аллеях свет,
И паутинки добавляют тайны,
Вот и все мысли радостно-печальны,
И ты воспоминаньями согрет,
Когда событий выплывает ряд
И прошлое становится реальным,
И кажется начало безначальным –
И оттого влажнеет сразу взгляд.
И ничего уже дороже нету,
А осень станет Музой для поэта,
13
А осень станет Музой для поэта,
Волшебный дух её ещё живёт,
И журавлей курлычущих полёт
На нашу память не наложит вето.
Пускай летят вдогонку дням погожим
(У них свой путь, и он всегда один,
Нацелен к югу заострённый клин),
Людские души криками тревожа.
Всегда есть грусть в прощанье с этой птицей
Хоть мы не часто смотрим в небеса,
Нет-нет, да скатится из глаз слеза,
Когда мы к верху задираем лица.
До глубины прельстит картина эта
И одарИт сюжетом для сонета.
14
И одарИт сюжетом для сонета
Природа, что красотами щедра,
И красок света дивная игра
Согреет сердце даже у эстета.
Ну а поэт, стряхнув оцепененье,
Перо в палитру листьев окунёт, –
Он верит в то, что лира запоёт,
И что наполнит душу вдохновеньем.
И стих начнёт писать про осень нежный, –
И засверкает золото чернил.
Но вот уже и вечер наступил,
И ветерок шуршит по крыше свежий,
И зашумел чуть слышно старый сад…
Печальнее становится закат.
15 (магистрал)
Печальнее становится закат,
Почти не видно звёзд на небосводе,
Всё это к переменчивой погоде,
И не услышать больше хор цикад.
Вот-вот начнёт кружится листопад,
Но уплывает тихо бабье лето
Заметно по незыблемым приметам,
И полон грусти наш уснувший сад.
Но каждый раз мы ждём волшебный час,
Придёт оно – прекрасное мгновенье,
И словно наступает просветленье,
И вновь природа очарует нас.
А осень станет Музой для поэта,
И одарит сюжетом для сонета.
14.09.2016 – 23.09.2016г.
Свидетельство о публикации №116092804110
На вас не выходил Владимир Луговцев из Одессы?
Он пытается создать антологию Венков Русского сонета.
Осень и вообще времена года - благодатная тема для венков!
Конкретно об этом Венке.Написано чётко и гладко. Единственно
слабая пара рифм: "раздолью - большою" Каноны сонета требуют
точную рифму. Образы яркие и неизбитые. Венок написан английскими
сонетами, что конечно облегчает работу. Не пытались ли вы сделать
венок классическими итальянскими сонетами? Это технически более
сложно, ведь необходимо чуть ли не 24 неповторяющиеся рифмы!
Пожелание: выделить все венки в отдельный раздел.
Получил большое удовольствие.
Иосиф Бобровицкий 02.08.2018 13:41 Заявить о нарушении
Что касается "Венков". Я начал писать сонеты летом 2016г. Написал несколько,
а потом решил попробовать написать "Венок сонетов". За три месяца написал десять.
Самому мне больше нравится "Первый венок".
Однако, тогда ещё не очень разбирался в их "теории", а, поскольку, на слуху
был В.Шекспир, то и писал английский сонет. Но потом, читая сонеты Данте, Петрарки,
да и А.Пушкина, А.Дельвига..., К.Бальмонта, М.Волошина... начал отличать английский
от итальянского и русского. И хоть зная, что "твёрдая форма" предусматривает
в двух первых катренах: "тезис - развитие тезиса", а в терцетах: "антитезис и
синтез", А для английского в последнем двустрочье - "замок", не всегда получается
написать строго по "классике".
Что касается "венка в итльянском стиле" - найду тему - попробую.
А если конкретно, то мне больше нравится (и хочется) писать "песенные" стихи,
написал около 200-т. Есть диск и несколько интересных музыкальных решений. Думаю издать отдельной книгой и предлагать музыкантам.
Выделить венки надо, но никак не доходят руки - я не очень хорошо владею ПК.
Ещё раз спасибо за деловые рецензии (все бы так!). Всех благ! В.А.
Виктор Алимин 25.08.2018 08:50 Заявить о нарушении