Стр. 79 искусство ремонта гитары. из трактата де

79_Фотография старинной скрипки Гварнери.

ПОЗВОЛЮ ЕЩЕ ПРИВЕСТИ ФРАГМЕНТ ИЗ ТРАКТАТА.
“ Трактат по изготовлению скрипки Антонио де. Марки 1786 г.”.
И дам некоторые пояснения, касаемые “ секрета лака” старых скрипок.
Вечная загадка? Попробуем хотя бы полнять а, о Каком собственно лаке идет речь?

Небольшой фрагмент из трактата.** Очень интересное замечание. Ведь мы до сих пор спорим о том, какой лак применяли мастера в разное время. Получается, что до 17 века мастера использовали масляный лак с сиккативом, а вот уже в 18 веке - спиртовой. Конечно, многие мастера 18 века продолжали по традиции использовать масляный лак, но многие уже перешли на спиртовой. И среди них автор настоящей книги. / Антонто де. Марки/
   Да, они должны быть предупреждены против того, чтобы со своими скудными знаниями спорить с теми мастерами, чей опыт насчитывает годы. Чтобы убедить их в допускаемых ошибках, следует найти такие скрипки Амати, Штайнера или другого старинного мастера, где бы одна струна уступала другим; или две струны были бы хорошими, а две другие плохими; или все четыре струны имели бы одинаковую силу, но одна была бы гнусавой, другая кричащая, а третья уступала по мощности соседней. Ну как качество материала могло быть причиной такого в звуке скрипки?
И даже если вы осмелитесь сказать мне , что дерево не одинаковое в его разных частях и именно поэтому две струны звучат плохо (или даже только одна), а две другие хорошо, это так же невозможно для дерева, как и для струны, о которой кто-нибудь сказал, что вот две ноты на ней звучат плохо, а остальные хорошо. В скрипках современных мастеров такой дефект тоже может быть найден, который соседствует и с хорошим качеством, т.е. две струны звучат плохо, а две другие -
хорошо, хотя эти мастера и не уповали только на качество дерева.
   Они думают, что невыдержанная древесина, т.е. не та, которую использовали старинные мастера, может ухудшить только две струны. И им невдомёк, что скрипка, сделанная реально из не очень качественного дерева: с сучками, свилеватостью, широкими слоями и другими недостатками, - может иметь хороший звук на всех четырех струнах. И никакие дефекты дерева не повлияли на качество звука инструмента. С другой стороны, инструмент сделанный из превосходного материала,
лучшего из того, что можно себе представить, может иметь наихудший звук, и таких я знаю много
Дальше комментарии Корнева и Смелостева.
Посмотри на эту скрипку Гварнери – не менее известный скрипичный мастер, чем Страдивари между прочим. Оригинальный корпус с завитками! Не будем ломать голову – почему у скрипок этого мастера так причудлив контур инструмента. Возможно по теме я дам фотографии гитар из одного музея, что имеет аналогичную форму. Ну скрипка – это предмет, сейчас принято говорить декоративно прикладного искусства. Главное слово тут – Искусство, то есть предмет должен быть красивым, но с современной точки зрения, эти завитки должны частично ухудшить звук инструмента. Позже поясню почему я так считаю! Но тем не менее, этот инструмент может обладать хорошим звуком, по тому что из некоторых отрывков Трактата де. Марко вы поняли что на звук скрипки влияет, и не один десяток параметров.
ПАРАМЕТРЫ ЧТО ВЛИЯЮТ НА ЗВУК СКИПКИ И СООТВЕТСТВЕННО ГИТАРЫ!
Примерно десять. Перечислю! Форма деки, точнее ее сечение, или толщина в разных местах. Пример скрипичные деки, то есть дно и верхняя дека имеют различную толщину, по краю примерно 5 мм, а в центре, в сфере, возвышении, в акустической линзе, раз дека выпуклая может быть и на акустике и на полу акустике, в верху свода, такой термин применил де. Марки толщина деки около 2 мм, как и толщина, в среднем у гитар с еловой, традиционной декой! Выше я дал рисунок из известной книги с рипами у скрипки. Их больше, чем у гитар! У гитар – максимум бывает 4 пары рип, у скрипки их пять! Потом идет толщина дек! В самодельных полу акустике это осиновая или ольховая дека, что выпиливается ручным лобзиком мной, а вот на скрипках это уже 4 заготовки, что Выгибаются на горячую! Пример! Я видел видео, как делается корпус для современного баса – гитары. Обечайки прижимаются к Нагретому барабану, что имеет профиль наружной поверхности будущей бас гитары. Как гнул мастер, по такой сложной линии бока скрипки? Не берусь судить! По этому Технологичней скрипки с Плавными обводами корпуса. Звук зависит любого инструмента так же и от Толщины дек. Тут у этой скрипки есть в Углах карманы! А нас учили, что, например дымоход, технологических печей должен иметь Плавные повороты, углы и тупики недопустимы – упадет тяга! Наверно скрипка более Свободна бы была эта, когда не имела таких острых углов, точнее Тупиков внутри корпуса. Но, повторю, что примерно такие же острые Завитки  я видел и на довольно не старых гитарах с Интернета!

СЕКРЕТ ЛАКА?

В фрагменте де. Марки несколько приоткрыл пелену над “ секретом лака”. Он вскользь упомянул, что на рубеже 17 – 18 веков скрипичные мастера стали вместо Масляного лака применять Спиртовой! Термин Спиртовой лак – не требует пояснения! Спирт научились получать из вина и гораздо раньше этого времени! А спирт, как и вода – самые сильные растворители! Так что спирт может легко растворить какую то декоративную смолу. А вот пояснение насчет “ масляного лака” я возможно дам. В трактате применен термин масляный лак – сиккатив. Это второе название Натуральной олифы, а тогда Синтетической из нефти не существовало. Олифа это, ну скажем так кипящее масло, хлопковое, льняное, что естественно получается из семян льна, и подсолнечника! Кипя, но не подгорая масло + кислород воздуха! Да!
- превратят масло в олифу! И в ней растворят соответствующую смолу, скажем камедь, что есть не только в виде натеков на сливе или вишне. Кажется на лак идет смола каких то степных акаций! Дальше де Марки считает, и наверно не без основания, что сиккатив, или олифа лака проникнув в деки Растворит и Испарит банально Смолу! Ведь елка смолистое дерево! И КАК БЫ ОЧИСТИТ ПОРЫ ДЕКИ И ОНА ЗАЗВУЧИТ. нО это может произойти и за 10 лет и за сто! Де Марки применил термии УстОится дека! Кто бы спорил! И старый инструмент, но с масляным лаком со временем, но долго ждать – десятилетия приобретет свою мощь!
- А вот, де Марки так считал, что Спиртовой лак не может растворить смолу и ее вывести. Хотя сам таким лаком во всю пользовался. Теперь насчет секрета! Имеется в виду Пленка лака которая как бы чувствуется! Не понял? Осмотри эта скрипка кажется, а из чего сделана? Сейчас бы сказали, да это не дерево – это Пластмасса. По виду старый лак напоминает Поли эфирный лак, что Видным слоем покрывает электрогитары.
- ВТОРЕ ПРИМЕЧАНИЕ де. МАРКИ.
- Насчет того, что от, скажем Неправильно сделанной скрипки, например имеющей слишком Толстую обечайку, бока, или наоборот слишком Тонкую деку и обечайки в придачу, МОЖЕТ НЕ ЗВУЧАТЬ например 1 или 2, или 4 струна. То есть струны могут идти в разнобой! Это у меня на гитарах почти что на всех! И я знаю от чего это случается и как бороться!
- Но тут я немного по рассуждал о лаке, а от чего например звук струн, как правило, этот переход наблюдается между 3 голой и 4 в обмотке струнами, я расскажу позже! Тут не все так просто и рациональное зерно в рассуждениях на эту тему у де. Марки есть!
- Корнев это подтвердит, но подождать он Вам велит…


Рецензии