Блиц-37 Тексты для оценки

1

На переправах лошадь не менять!
Приказ звучит привычно строго.
Мы, поминая бога, душу, мать -
Вперед, на брод, торить дорогу.

Знакомый конь не станет на пути
Преподносить тебе сюрпризы,
Ведь он умел победу принести,
Спасти от похоронной ризы.

Ты тоже будешь спутника беречь,
Предохранять, быть терпеливым...
"На переправах не менять..."  - сиречь:
Не покидать друзей трусливо.

------------------------------


Смешное школьное желанье -
Себе и миру доказать -
Я не подсяду, не затянет...
Узнавшей матери слеза.

Воронка крутит. Я - мужчина,
Смогу с теченьем совладать,
Но небо кажется с овчину,
Несёт в пучину,  в никуда.

Влекомый лучиком надежды,
Ступал на хлипкие плоты.
Напрасно. Мучаюсь, как прежде.
И, знаешь, сколько маяты

Принёс своим родным и близким,
Живя на кончике иглы,
Идя на всё за дозу риска?
Как  развязать судьбы узлы?

Да, вы, друзья, конечно, правы -
На быстрине нельзя менять...
А у меня для переправы
Нет ни кобылы, ни коня.

----------------------------------


Старая травма

Ах, лето, лето! За горами
Чудесная пора, мы сами -
Счастливые от моря солнца.
Сверкал вокруг, казалось, стронций.
Мы помним долгие походы…
Не замечали непогоды:
Друзья, костры, гитары, смех –
Ценили дружбу больше всех!

Но было, день один испортил
Всем настроение по горсти -
От старосты дана оценка:
- Хоть молоды, Вы – лишь студенты.
Четыре тысячи - не мало -
Подъём наверх. Сейчас начало.
Спортсмены смогут дошагать.
Всем надо силы бы занять.

Идём. Рюкзак свой - за спиною.
Хребет горы вокруг стеною.
Момент. Кричит одна из группы:
- Ой, не могу идти! Боль тупо
Приподнимать мешает ногу.
Не одолею путь, дорогу…
Тащили старосту вперёд,
Её рюкзак… Ведь тьма не ждёт…

Смотри, вперёд не говори:
Коль травма старая внутри!
----
Примечание: небольшое превышение количество строк не судить.

-------------------------------------


На реке кони плачут

На реке кони плачут,
Седоками  оболганы:
"Всем гуд-бай старым клячам,
Правим сильными, новыми"...
Воды бурные крутятся,
Кони стонут, неопытны.
Седоки словно курицы,
По воде пена хлопьями.

Зачеркнувшие дружбу -
Переправою прокляты,
Сверху вороны кружат,
Студят душеньку клёкотом.
Нахлебавшись, изранены,
Перекатами ломаны,
Лишь немногие всадники
Спасшись, выползли голыми...

Горы больше не прячут
Предрассветное зарево.
На реке кони плачут
Об изменных хозяевах.

-----------------------------------
5
Эх, Ванюша…

Ей хлопот доставило немало
Барынькино тюлями окно-
Огород опять одна копала,
Он, супруг, другую - до кино.

Да, другую - на машине. Розы
Он жене не стал бы покупать.
Юношей - лишь тонкие мимозы –
Постарел – крадется, ажно* тать.

Только ей «коня» седого жальче:
Память хуже, вечный гайморит.
Эх, Ванюша, пару дней лишь ярче –
Переправ – их тыщи смогут быть.

Ты купи, надень на руки кольца,
Закажи шикарное кафе.
Не меняют бабу на довольство –
Барыньке пора автодафе….

---
Ажно* - как

----------------------------
6

К)оли кони устали,
О)сью скрипнет телега.
Н)а зверином оскале
Е)сть зловещая нега.
И)ней словно играет
Н)а заре серебристо...
А)х, ты даль растакая!
П)оле только бугристо...
Е)сть на этой дороге
Р)ычный волк бурохвостый...
Е)дет витязь убогий
П)о шальному покосу...
Р)ано он поднимался,
А)н далече собрался,
В)ерной деве не поздно,
Е)сли быть, обещался.
Н)нету, всёж-таки, пану
Е)ю даренной веры -
М)нёт солому на рану,
Е)дет ради химеры...
Н)и коня, ни телеги,
Я)стреб рвётся по небу!
Ю)жит вьюгою нежить,
Т)олько силы уж нету...

------------------------------

Пере-правда

Кони утонут -
Посередине реки
Силы иссякнут.
Словно омут,
Мысли твои глубоки –
Только утянут.

Веришь – покой:
Руки - тебе другие -
Обнимешь крепко.
Голосу - упокой –
Думы твои благие -
Ветром разметка.

Кони утонут -
Всякая пере - правда
Треножит силы.
Камнем бетонным
Хвалится лишь ограда
Себе трусливо.

Боязно: полымя
Радостью фарт приносит.
Из-за чужого огня
Родненький меня бросит…

-----------------------------


Конь стал,
Он слаб.
Верх взял
Хрип, храп.

Хлоп... стоп...
Не стой -
Есть конь
Не свой.

План смел:
Брод вскачь.
Но "съел"
Лишь плач.

Плюх! Стон.
Волн круг.
Ведь конь
Не друг,

Лишь роль.
Крик стыл,
Сквозь боль
Ты плыл.

Всем грусть,
Счет плох:
Ты трус,
Конь сдох.

---------------------------
9

Тебя нельзя мне променять
На меньшее из зол...
Все наши беды - это кладь,
Её нести наш долг.

Все наши радости - пустяк,
Мгновенья-миражи...
Пока луч света не иссяк,
Меня и ты держи.

Ты не смотри по сторонам
И только верным будь.
Тебе навек себя отдам,
Чтоб одолеть наш путь.

Ошибка в выборе? Пускай...
У серединных вех,
Любимый, только не бросай!
Я стану лучше всех...

--------------------------------
10
Коня буланого взнуздав,
лечу, не видя переправ...
 
Но ждёт холодная вода,
чтоб конь загнулся навсегда.
 
Застыл  от страха добрый конь,
шлея крутИтся посолонь...
 
Напрасно держится рука
за кнут: конь спешил седока.
 
Коряга мимо проплыла...
Совсем не добрые дела...
 
Дружок на каре подоспел:
"Садись! Машина - твой удел."
 
Смотрю на милого коня,
конь тоже смотрит на меня...
 
Беру конягу за узду,
вперёд буланого веду...
 
Друзей (хочу всем пожелать)
на переправах не бросать.
===================================
Дополнительно: правила оценивания стихов.
В этом туре предусмотрены 4 оценки + спецоценка.

1). от 0 до 5. За попадание в тему
0 - ставится за стих явно не в тему, или за стих, где тема хоть и упомянута, но чисто формально, никак не включаясь в сюжет.
1 - тема упомянута вскользь
2-3 - тема, хотя и не главенствует, но является важной частью сюжета
4-5 - тема является основой стиха.

2) художественные достоинства стиха: 0-10
Примечание: стих, получивший 0 или 1 по первому пункту не может быть оценен выше чем на 5 по этой графе.
Внимание: в простановке этих оценок учитываем требование осутствия стеба и "ржаки" как основного компонента стиха..

3) оценка от 0 до 10 - за техническое исполнение.

Не включаем в эту оценку знаки препинания и опечатки.
Оцениваем владение именно СТИХОТВОРНОЙ техникой (размер, рифмовка, строфика, звучание, итд).

4) оценка от 0 до 10  - за композицию, стилистику и грамотность стиха.  Здесь оценивается связность и естественность авторской речи, отсутствие КОСНОЯЗЫЧИЯ и НАТУЖНОСТИ, знание предмета изложения, правильный выбор лексики, читаемость образов, отсутствие немотивированных перескоков и отклонений, итп.

Убедительная просьба - пропущенные знаки препинания и опечатки, хотя можно и отмечать в обзоре, как основания для оценки не использовать. Оцениваем поэтические умения, а не владение клавиатурой.

5) Для данного тура вводится СПЕЦОЦЕНКА
от 0 до 5 - за отсутствие слов с нечетным количеством букв.
5 ставится только за полное отсутствие. За каждое "нечетное" слово снимаем по одному баллу. (5 и более нечетных слов - нулевая оценка)


Примечания 
1. если затрудняетесь с той или иной оценкой (кроме спецоценки) - ставьте по умолчанию 7-8
2. низшие и высшие оценки по пунктам 3  и 4  должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО чем-то содержательно мотивированы. По остальным - также желательно не оставлять без мотивировки. (во время публикации обзоров, можно вместе со своими ранее высланными оценками), Даже если Вы подробные обзоры не пишете.
Давайте избавляться от молчаливой имхи и учиться мотивировать.
Бессмысленны оценки, которые неизвестно за что выставляются.


Просьба к участникам, не путать оценки между собой и не натягивать (или опускать) одно за счет другого.
К сожалению, приходится это напоминать, так как нередко оценки выставляются как попало и нередко натягиваются под "общее впечатление".
Конкурс учебный - и одна из его задач - научиться читать стихи не глазами "мимо пробегающего", а взглядом грамотного ремесленника. Для этого и предусмотрено несколько разных оценок. Давайте учиться разбираться в деталях, а не ограничиваться одним "общим впечатлением". И для нас и для участников куда полезнее знать - в чем их сила и слабость, где недоработали, а в чем - удачно.

Просьба, для исключения ошибок при обработке СТРОГО соблюдать форму оценочных листов, обязательно разделяя оценки запятыми (а не точками, тире итп):

стих 1, 3, 4, 5, 4, 4 
стих 2, 1, 2, 4, 5, 3 
стих 3, 2, 5, 3, 3, 1
....
итд.
Своему стиху - выставляем нули: стих 24, 0, 0, 0, 0, 0
Не пропускайте запятые и не заменяйте их точками или другими знаками!
Не включаем никаких посторонних слов, знаков и комментариев.Комментарии (можно вместе с оценками, но оценки высылать отдельно по указанной форме) - размещаем отдельно.

Оценки выслать ведущему до 15-00 воскресенья.
Комментарии разрешается публиковать после 15-00 воскресенья, или по сигналу ведущего (если все проголосуют раньше).

-----------------
п.с.
Напоминаю текст любого письма следует начинать своим конкурсным ником
И адресом авторской страницы (куда переводить стихобаллы).

п.п.с.
Просьба к авторам - проверьте - не пропущен ли Ваш стих, или какие-то строки в нем. В случае накладок - сообщите по почте ведущему


Рецензии
Обзор от Татьяны Шороховой.

Да уж - буковки считать - это что-то ... Да еще тыкаешься: тот предлог нельзя, этот нельзя... И что в итоге? Сама тоже просчиталась аж на три слова... И зачем, спрашивается, день убила. Впервые по теме не было никаких мыслей, только Твардовского "Переправа" да еще Газманов с "Есаулом"... Вот и остались два женских монолога, которые я для себя обозвала так- "Монолог интеллигентки" и "Монолог простой бабы", которая и слова-то аутодафе не знает толком, но слышала...

А теперь серьезно:1

1. Повторяться не буду
Вперед, на брод, торить дорогу - если лошади с седоками переправляются через брод, то это сложно назвать настоящей переправой, где конь и всадник плывут.

2 Перечитывала несколько раз. Что смутило? Какие-то сместившиеся акценты.. Нельзя менять на переправе что? Иглу? Значит, продолжай в том же духе? Ах, какие советы дают друзья... Кобыла в конце покоробила, да и что подразумевалось под нею и конем, если он на плоту хлипком плыл... Так и хочется спросить, не родители ли...

3 Показалось несколько затянутым начало про лето, не комильфо настроение по горсти... Кричит одна из группы - подразумевается кто-то третий, но дальше старосту тащат

4 Понравилось.

6 Стихотворение завораживает, но не более того Как-то не представляю зловещую негу, рычного волка да еще с бурым хвостом... А шальной покос - это какой? И если витязь - то откуда пан?
8 Как и у других, у меня создалось впечатление, что автор хлоп - стоп, да еще плюх облегчил себе задачу... да еще в конце конь сдох...Это на броду-то?
Брод — неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их пешком, верхом или на автомобилях. Где уж тут плыть-то?

9 Понравилось.

10
Коня буланого взнуздав,
лечу, не видя переправ... - это мостов что ли ЛГ не видит?

Но ждёт холодная вода,
чтоб конь загнулся навсегда.

Застыл от страха добрый конь,
шлея крутИтся посолонь...

Напрасно держится рука
за кнут: конь спешил седока.- обычно наоборот - всадник спешился, то есть остановил коня.. Да и кнут у всадника откуда? Достаточно шпор и уздечки. И еще. Зачем надевать на коня шлею всаднику. Шлея - те же вожжи, если ехать на телеге или в санях.

Коряга мимо проплыла... - в воде? - Раз коряга плывет?
Совсем не добрые дела...

Дружок на каре подоспел- тоже в воде? Хорошая машинка типа глиссера получилась или танкетки.

Беру конягу за узду,
вперёд буланого веду...- так по реке или по земле?

Всем машу рукой.

Татьяна Шорохова 3   26.09.2016 11:20     Заявить о нарушении
"Беру конягу за узду,
вперёд буланого веду..."- так по реке или по земле?

В машине с другом еду сам,
А конь в реке, иль по кустам...
Коряги нам с ним не страшны.
Мы видим розовые сны!

Спасибо, Татьяна, за разбор. Как всегда, многое подмечаешь...

Клуб Золотое Сечение   26.09.2016 17:36   Заявить о нарушении
Татьяне Шороховой
Насчет брода - Вы забываете про ямы и такую вещь как течение. На перекатах запросто может сбить с ног и человека и коня. Даже небольшая река с быстрым течением может быть серьезным и опасным препятствием.

Потеряшечка   26.09.2016 20:26   Заявить о нарушении
Что такое быстрое течение, я знаю, но знаю и то, что ямы никогда не бывают на бродах -они рядом. И по незнакомому броду или месту человек всегда идет впереди лошади. Иногда кони сами выискивают такой брод, но без человека Но чтобы по броду плыть?...

Татьяна Шорохова 3   26.09.2016 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.