Стр. 77 искусство ремонта гитары, из трактата де
ВЫДЕРЖКА ИЗ ТРАКТАТА де. МАРКИ_2.
Вы так читаете! Что я решил дать еще фрагмент, это примерно 10 страница в переводе на лист формата А4. Ну, а дальше сами найдите по Яндексу и прочитайте полностью. Это известная книга и ее просто скачать, так как это текстовый файл, без иллюстраций – несколько буквально мегабайт
……………………………………………………………………………………………………..
ИЗ ЬРАКТАТА АНТОНИО де. МАРКИ.
……………………………………………………………………………………………………….
По оригиналу…Компрессия - это третья характеристика. Если она хорошая, она может
способствовать качественному звуку вместе с двумя другими характеристиками, уже
описанными выше, хотя колебание и сопротивление гораздо важнее. Чем лучше они
будут, тем лучше будет и звук, тем более, что они все относятся в верхней деке -
первой наиважнейшей детали инструмента. Но, как же трудно добиться совершенной
вибрации в деке! Хорошая компрессия способствует улучшению двух других
характеристик обеих дек, когда они находятся в скованном состоянии благодаря
обечайкам.
----------------
* Смысл всей этой части очень далек от ясного понимания. Но я постараюсь
объяснить ключевые положения автора. Начну с точного определения тех
конструкций, которые участвуют в анализе нашего автора: свободная дека и дека,
закрепленная в какой-то раме по периметру. В первом случае у нас будет пластина,
упругие свойства которой зависят от её материала и толщины; во втором случае мы
уже имеем комбинацию пластины с мембраной. Если мембрана (от лат. membrana -
кожица, перепонка) - это гибкая тонкая плёнка, приведённая внешними силами в
состояние натяжения и обладающая вследствие этого упругостью, то мембранная
пластина будет иметь свойства как пластины с её внутренней упругостью, так и
мембраны, потому что во всех музыкальных инструментах деки закреплены по
периметру и это внешнее крепление добавляет к нашей пластине еще больше
напряжения во время её вибрации и она еще вибрирует и по принципу
"сжатия-растяжения", т.е. вибрирует со свойствами мембранной пластины. И
совершенно естественно теперь понять, почему автор предлагает деки делать
тоньше, а обечайки с контробечайками - толще. Я бы заменил слово "компрессия" на
"ограничение" или "сдерживание" (прим. С.Муратова).
Чтобы понять необходимость ограничения дек по периметру и почему это помогает
инструменту так эффективно, давайте рассмотрим простой пример. Вы сделали деку
по всем нужным параметрам и ударили по ней костяшкой пальца: вы заметите, что
получаемый звук будет слабоватым. Но как только вы приклеите деку к обечайкам,
то звук от такого удара пальцем будет сильным и не иметь ничего общего с
предыдущим опытом. Это получается от той компрессии, которые оказывают на деку
обечайки.
Давайте исследуем резонансную деку клавесина, которая еще не установлена в
корпус инструмента. И если ударить по ней тем же способом, как и по скрипичной
деке, то мы услышим только слабый звук, как если бы мы стучали по картону. Но
как только мы установим деку в инструмент, то от удара дека издаст довольно
сильный звук: это и будет результатом воздействия компрессии, которую еще лучше
объяснит следующий пример.
Мы будем удерживать деку клавесина руками за её края горизонтально, но,
естественно, вне инструмента. Теперь кто-то бросит на деку шарик. Если он будет
плотный, то не подпрыгнет, а остановится на деке сразу же. Но если мы бросим
такой шарик на деку, установленную в клавесине, он начнет прыгать довольно
продолжительно и его первый отскок будет довольно высоким. И это случится по той
причине, что компрессия будет присутствовать, что даст силу и сопротивление, от
которой дека начнет вибрировать, заставляя не упругий шарик постоянно скакать на
деке. Вышесказанное поможет нам теперь определить правильную толщину дек для
получения нужной компрессии именно от толщины деки, а не только от крепления её
на обечайках*. Страдивари и Фиорини установили правильные размеры, которые мы и
должны принимать за образец; и толщины должны быть пропорциональны всем размерам
инструмента. Мы знаем, что много скрипок имеют такие толщины обечаек и
контробечаек, которые никак не подходят для этих инструментов. Очень хороший и
проверенный метод реставрации звука инструментов с очень тонкими деками,
особенно верхней, заключается в увеличении толщины обечаек и контробечаек,
больше, чем это обычно применяется; но утолщать их нужно, конечно же, согласно
общим размерам инструмента. Таким образом мы можем улучшить эти инструменты:
если деки слишком тонкие, то звук у скрипки будет слабым и вялым, но если их
закрепить на более крепкие обечайки, то скрипка приобретает силу, которая и дает
нужную вибрацию дек. Я верю, что каждый может убедиться в правильности
вышеприведенной идеи о необходимости компенсировать потерю силы предложенным
методом и применить его к различным случаям в его практике. Я только хочу
предупредить: не путать компрессию со сдавливанием!* Сдавливание означает
весовое давление на готовый инструмент, как мы это можем сделать рукой, давя
сверху на деку с какой-то силой. И любое сдавливание ограничивает свободу
вибрации корпуса инструмента. Мы так же можем заглушить и колокол, если сдавим
руками его бока во время звучания. И мы должны понимать, что это сдавливание
противоположно нашей компрессии; и этого достаточно для нашей главы.
___________________
* Я писал выше, что дека в скрипке является "мембранной пластиной". Таким
образом, общая упругость деки на обечайках складывается из упругости самой
пластины и её упругости, как мембраны. Если дека толще, значит и более упругая -
можно уменьшить "сдерживание" в обечайках, делая их тоньше. И наоборот (Прим.
С.Муратова).
ГЛАВА IV
Различные мнения о сортах дерева
_______________
Для изготовления инструментов нам нужно дерево и по этому поводу я слышал
очень много разных мнений, обсуждений и споров. В любом случае необходимо
понимать, что неудача, постигшая ваш инструмент, произошла не из-за плохого
дерева, а ошибки мастера. И хорошо бы знать всем современным мастерам о том
мифе, который распространился о чудодейственных свойствах дерева. Я хочу здесь
рассказать о всех мнениях, которые я слышал в течение долгих лет своей практики,
от различных людей. Некоторые музыканты и любители говорили, что знаменитые
мастера семейства Амати, а так же известный Штайнер ездили в Германию или Тироль
за необходимым деревом. Они выбирали только южную сторону от ствола, которая
была наилучшей из-за воздействия на нее солнца. Другие тоже говорили о южной
части ствола, как наилучшей, но не рисковали называть главную причину этого
качества, склоняясь к мистике этого явления. Даже если мысль, что южная сторона
ствола дерева наилучшая, и правдива, это трудно доказать, т.к. те великие
мастера умерли уже более ста лет назад. И никто не может быть свидетелем этого
выбора, а сами мастера не оставили нам ни одной записи на бумаге по этому
поводу. Но такие факты не должны нас сильно смущать.
А вот другие верят, что хороший инструмент можно сделать, только используя
тот масляный лак, который был в те времена - сегодня мы пользуемся спиртовым
лаком** - потому что он сохраняет дерево мягким и придаёт звуку теплоту
человеческого голоса. Практика учит нас думать обратное о масляном лаке: ведь
хорошо известно, что сиккатив масляного лака также высушивает и естественные
масла дерева, а чем дерево суше, тем лучше и звук инструмента.
Приверженцы этого мнения, возможно, мечтают хоть раз сделать деку из
столетней ели, не задумываясь о древесной смоле, которая наверняка уже вся
Какой язык!
Мы, трактат тот прочитали! Чего много переняли!
Деки мы – усилили, что б не продавили их,
Деки те фанерные, звонкие, манерные!
Струны здоровенные…
Обечайки нарастили, никого не рассмешили!
Что смешного – звук хорош!
Переделки же – на грош, или можа на пятак.
Переделали мы так! И, гитара зазвучала!
Что не плохо!
Для начала…
Свидетельство о публикации №116092300150