Канон Справедливости
трилогия
ПО ВЕРЕ,
ЗА ОТЕЧЕСТВО,
ВО СЛАВУ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Часть третья, но первая.
КАНОН СПРАВЕДЛИВОСТИ
Не сотворите неправды въ суде, въ мерахъ и въ весахъ и въ мерилехъ:
мерила праведна и весы праведны и мера праведна да будетъ въ васъ:
Азъ есмь Господь Богъ вашъ, изведый васъ от земли Египетскiя. (Лев.19:35,36)
ОТ ФИЛОСОФА ИЛЬИНА
Въ конецъ, въ песнехъ (Пс.4:1).
Хор:
С незапамятных веков,
Ветхих бытия оков,
Говорят и пишут люди:
Въ справедливостяхъ толковъ?
И до сей поры зопрос,
Вопрошениями пророс:
Что ж такое справедливость?
Её в жизни применимость?
Сущность ейная об чёмъ?
Начальник хора:
Чувствуют её значения,
Практик жизни обучения,
Трудно людям согласиться,
Справедливостью напиться.
Видят следствия худые,
Для себя, и потому, спорят,
В кровь дерут друг друга,
Беспокойно глядя вдаль:
«Согласишься с головою.
И что тогда? А вдруг печаль?»
Штурман Павло`вичъ:
Каждый брат надеть желает,
Справедливости венец.
Требует, аль запрещает,
Справедливый первенец.
Негодует всякий люд,
О причине «свежих блюд».
Рассуждая справедливо,
Изо рта выходит криво:
Явная несправедливость!
В Мою` пользу! - Каково`!
Начальник хора:
Убеждённый на все сто,
«Совершенно справедливо»!
Растолковывая верно,
Относясь к другим примерно.
В свой бинокль не хочет видеть,
Бури чувств со стороны:
Притесненных ближних - скальных,
Дальних - мелей обойдённых,
В возмущеньях не спасенных,
«Справедливостью» его.
Чем скудней, тесней, и злобней жизнь людей,
Тем острей в переживаниях и трудней:
Договоры, соглашения: Несть их мгла;
«Справедливые решения» – кутерьма.
В результате «справедливостей» мiрских, столько!?
Сколько мертвых душ людских!
А единой, настоящей не найдёшь?
Без которой на рассвете пропадёшь.
Штурман Павлo`вичъ:
Что же значит, интересы?
Страсти-бесы, искажают сей вопрос?
Не находит ум решения?
Предрассудки лезут в рост.
Расцветают…, запах сладкий…,
Ловко-ложное учение,
Изрыгает корнеплод:
Нате, жрите!
Оглушённые страстями,
Отрезвитесь от насилия между вами!
И томятся, предрассудками объевшись,
«Справедливостью» с ухмылкою обпившись.
Начальник хора:
Вредный вопля предрассудок: К новизне-е!
Разошёлся от «Фряньцузофъ» по земле:
Будто люди от природы все «равны»,
От рождения сего дня до глубины.
И впоследствии такого:
«Естество равно другому»,
Надо просто обходиться
«Справедливо» согласиться.
Лучше жёстче: - Надо стоить,
«Одинаково» для всех!
Однако, toute cette - отрыжка,
Не опорочит даже близко.
И не разрушит весть о ней,
Во справедливостяхъ идей,
По-прежнему благоговея,
Указывать на их несходство;
Мы будем, всяким l'еgalitе,
la lutte revolutionnaire,
Бессовестным корыстованиям,
И лишь тогда;
В Пути Господнем,
Твердо - уверенно шагая.
Познаем сущность справедливых,
Столь обходимую для всех.
Хор:
С незапамятных веков,
Ветхих бытия оков.
Говорят и пишут люди:
Въ справедливостяхъ толковъ?
Разрешить сию проблему,
Можно лишь разрушив стену,
Предрассудков «равенства».
Ибо сущности её, справедливо применимы:
Для неравных обхождений, требуют неравенства!
ОТ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО
Богъ не есть равенство
Хор:
А на погостах человеческой любви,
Прорастают справедливости ростки,
А могилы справедливости людской,
Покрывает равенство травой.
Штурман Павло`вичъ:
Владыка Сербский Николай,
Начал царёвых прославитель,
Заступник веры, вдохновитель,
Богомолельник и ревнитель,
Монах Охридский – поучитель,
О равенстве нам вразумляй.
Начальник хора:
Бог есть Любовь,
Он есть, Он Бог,
Не есть Он равенство,
Любовь Он,
Он Бог, Он есть,
Бог есть Любовь.
Штурман Павло`вичъ:
А равенство!?
Начальник хора:
Изгнало бы и справедливость,
И нравственность, изгнало б и любовь.
За равенство ли любит муж жену?
За равенство ли мать ребенка?
Неравенство основа,
Искомой справедливости,
И нравственных начал!
Пока живет и царствует,
Любовь со справедливостью,
Для равенства-гонителя,
Закрыт любви причал.
Ушла любовь и нравственность,
Глаголютъ «въ справедливостяхъ»,
И шепчутся о равенстве…
С уходом справедливости,
О равенстве поют.
В припевах про безнравственность,
А изгнанную нравственность,
Порочностью зовут…
Хор:
А на погостах человеческой любви,
Прорастают справедливости ростки,
А могилы справедливости людской,
Покрывает равенство травой.
ОТ ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА
И положи тму закровъ свой: (Пс.17:12).
Штурман Павло`вичъ:
Казалось бы, простого,
Всего лишь на всего,
Я прикоснулся слова,
О справедливости!
Чего уж тут такого?
Ан, нет!
Хор:
Въ начале было слово.
И вот в пути Богопознания,
Синайский мрак,
В отъятии всего.
Тропою отрицания,
Подвижник осязает Божество.
Через незнания Слова,
Бог Сам в Себе, мрак сделался покровом,
Душа его, касаньем благодати, созерцает,
И уж не мрак Божественный,
В пути Господнем,
Нетварный Свет - венец Всего.
Въ начале было слово.
Начальник хора:
Многоимённо бесконечны,
Не равных множеств имена.
Дерзнув коснуться в слове Вечность,
Первопричины бытия,
Чтоб стать могли Ему причастны,
Суть все на свете времена.
Не разделяясь в тварях Сущий,
Един во многих из Него,
Становится нам Весь доступный,
Без умаления Его.
Штурман Павло`вичъ:
Въ нихже был и Дiонисiй.
Подвижник Павла в проповеди Слова,
Первопоставленный епископ, из Афин.
Раскрой трактат свой,
На странице снова,
Божественных имён, и утоли.
Чрез Лествицу Богопознания,
Воспой деяния Промысла вовне,
О справедливости услышать вновь,
Готовы, задумавшись о равенстве.
Начальник хора:
Ну что ж, внимай,
Поскольку богословом,
Он нам воспет толково,
Как Справедливость – словом.
Давай и это имя объясним:
Се, Сущий, гряду скоро,
Воздати коемуждо по деломъ его.
Ибо, Господь, как Справедливость Слова,
Всё учиняя, предопределяет снова,
Всё, сохраняя беспримесным,
С другим не смешанным вовек;
Се подобающее сущим,
Дарует всем без исключений,
В гармонии с принадлежащим,
Достоинств каждого из всех.
И если говорим мы: - Правда, это.
То те, кто, укоряя имена,
Не понимают то,
Как сами оказались,
Виновными в их явной,
Несправедливости, кричащей от ума.
Коль заявляют: - Что, у смертных,
Должно бессмертье быть.
А, у несовершенных,
Должно быть совершенство;
Существ в движении свободных,
Принуждение;
В изменчивых,
Тождественность, у слабых – сила.
Что сущие во времени,
Должны быть просто вечными,
Подвижные в природе,
По ней же неизменчивы.
А, в общем, свойства первых,
Должны отдать другим.
Штурман Павло`вичъ:
Дерзну несправедливостям воспеть.
Коль праведных мужей бросают в клеть,
Без помощи их оставляют,
И злые люди угнетают.
Что скажешь ты на это?
Как нам уцелеть?
Нет справедливости?
Мне Ареопагит ответь?
Начальник хора:
На это я отвечу словом:
Коль те мужи возлюбят то,
Что требуют в земле любить,
Приверженцы мiрского.
Воистину, что все они,
Отпали от Его любви.
И я не знаю той поры,
Где могут праведными быть,
Предпочитая Богу,
Незаслужившее любви,
Отвергшееся слово.
Хор:
Но ежели сии мужи,
Желая Слово соблюсти,
Всемъ сердцемъ возлюбиши Бога,
Отвеща Иисусъ: - Получи,
И в радостях, къ нему прiидема.
Начальник хора:
Поистине, есть первая,
И благо знать, что,
Справедливость Слова,
Се Сущий истинной Любви.
И болшая, коль сущим всем,
Дарует свойственное им,
Достоинств сiя заповедь:
Божественного Слова.
Штурман Павло`вичъ:
Я, не Синоптик, но Штурман, отпетый,
Ты же, Нетварным Светом согретый,
К Господу шедший с главою в руках,
Речешь: - Не равных имён бесконечен,
Многоимёнен Он Тот же и Вечен,
Бог Справедливости Равный в делах.
Начальник хора:
Да! Отвечаю: - Он Тот же и Равный,
Но и как образом равным сквозь всё,
Распространяющий, Сам Себе Равен,
Сущность, в Которую всё вмещено.
Равно в способностях, Сам причащает,
Равно с достоинством, Сам подаяет,
Равно в неравенстве, Сам обаяет,
Всяко даянiе благо, даёт.
Штурман Павло`вичъ:
Въ конецъ, въ песнехъ, и снова:
Неравенство толково?
Искомой Справедливости,
И нравственных начал.
Во всех от всех, неравенствах,
Неравных в обхождении, хранят Любви причал?
Начальник хора:
Сие неравенство от всех,
И Справедливость Слова,
Оберегает сей доспех,
Кой защищает сущих всех,
В смешении всего от всех,
По заповеди Слова.
Хор:
В доспех облекшися мужи,
Желая Слово соблюсти,
Всемъ сердцемъ возлюбиши Бога,
Отвеща Иисусъ: - Получи.
И в радостях, къ нему прiидема.
ОТ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
Праведнъ еси, Господи, и прави суди твои:
(Пс.118:137)
Хор:
Се, стоит при дверехъ и стучит:
Тихий звук…,
Сердца стук…,
Правда в дар.
Слышишь глас неземной?
Дверь Свободе открой:
Тихий звук…,
Сердца стук…
Песнь песней, Правде пой!
Звон души!
Тихий звук,
Сердца стук…
Се, стоит при дверехъ и стучит:
Тихий звук…,
Сердца стук…,
Правда, в дар.
Штурман Павло`вичъ:
В доме моём, один Странник Великий,
Штурманской грусти раскрыл возбудитель:
Скорби причина в неясности строчек,
Слов непонятных, и множества точек,
Трудно…, прибавил: - Павловичъ для уха,
Щедростью слов достучаться до слуха.
Скоро и всякого стих вразумления,
Во справедливостях, без затруднения,
Растолковал он мои вопрошения.
Начальник хора:
Справедливость…
Суть настроенность души,
Воздать всё по достоинству,
Достичь же это трудно.
Одни – понять не могут,
Как должную настроенность,
Душе своей принять.
Другие – обладатели,
Страстями человечьими,
Настроенность как должную,
Усвоить не хотять.
Штурман Павло`вичъ:
Да, есть у каждого из нас,
В душе расстроенный компа`с.
На цель: «О справедливости»,
Выходим все по-разному,
С учётом девиации,
Но многие: - На глаз.
Хор:
Се, стоит при дверехъ и стучит:
Тихий звук…,
Сердца стук…,
Правда, в дар.
Начальник хора:
Есть, жажда правды в нас самих,
И треба, должное отдать,
Хоть и не в точности достичь,
С правдивым положением,
Не далеко до цели нам.
Но есть и Правда жажды в дар,
Господь, правы суды Твои,
То, Правда, исправляющая.
С небес, Богъ Праведнъ еси,
А то вознаграждающая,
В которой, многое для нас,
Непостижимо в Свете фраз.
Штурман Павло`вичъ:
Штурман не царь, Соломон не Павловичъ,
Суд справедливости лиц не укроет.
Как навигатор-стрелок, наконечник,
Точно и правильно в цель - безупречно,
Правдой пронзает судья приговор.
Слышишь?! Израиль!!! Весть при дворе.
Царь Соломон принимает в суде.
И отвечал: - Ей! Отдайте живое,
Мудростью Божия, вот она мать!
Надвое сына не рассекать!
Начальник хора:
Понеже судилище есть в нас самих,
На нём лик Добра размежёван с лукавым.
При выборе правильной двери - закрытой,
Подобно судье, равнодушно в вещах,
Со всей справедливостью Правды убитой,
В тяжбе доверять добродетели строгой.
Судить же порок, слышишь стук одинокий?
Хор:
Се, стоит при дверехъ и стучит:
Тихий звук…,
Сердца стук…,
Правда, в дар.
Слышишь глас неземной?
Дверь Свободе открой:
Тихий звук…,
Сердца стук…,
Правда, в дар.
Штурман Павло`вичъ:
Понятен ли штурман? Хотя б на примере:
Пусть судится блуд, у тебя на прицеле,
Въ явленiе правды Его, предполо`жи,
С другой стороны целомудрие тоже.
Высокий твой ум, председатель суда;
Князь мiра сего сей порок защищает,
Страх Божий вступается за добродетель,
Душа же ответчик, истец и свидетель.
Хор:
Песнь песней, Правде пой!
Звон души!
Тихий звук,
Сердца стук…
Начальник хора:
И ежели осудишь грех, а целомудрию успех,
Развить позволишь в схватке этой,
То правильно рассудишь всех,
Во справедливостях воспетый.
Позволишь сластолюбие подъять,
Объявишь: - Предпочтительней всего же,
Рассудишь криво! Ибо сказано уже:
О, Горе тем! Кто зло зовет добром,
А доброе лукавым, тьму почитает светом,
Светъ тму, а горькое – слащавым.
Штурман Павло`вичъ:
Мысли праведныхъ судбы:
Соломоново решенье,
Потаённых помышлений.
Ум его… Павловичъ в теме.
Весом каждого поступка,
За победу над грехом,
Делал строгие суждения,
Обходя пороков мели,
Наблюдая за движением,
Каждой заповеди в цель.
Начальник хора:
Всемъ сердцемъ твоимъ,
Предпочтя добродетель,
Соделавши заповедь,
Правду твори.
В суде ли, алтынник,
И Сорский отшельник?
Явись ненавистником,
Чванства и лжи!
В тяжбе ль, укоризна,
И праведный Иов?
Все мысли твои,
Отвращай от греховъ!
Или в препонах,
Вражда и любовь?
Душею твоею,
Отверзи засов,
Умножь добродетель,
Как рождiе, въ немъ.
То, будешь блажен,
В День Суда Человеков,
И, будетъ во Мне,
Одаренный венцом.
Хор:
Се, стоит при дверехъ и стучит:
Тихий звук…,
Сердца стук…,
Правда, в дар.
Слышишь глас неземной?
Дверь Свободе открой:
Тихий звук…,
Сердца стук…,
Правда, в дар.
Сербский Хор:
Песнь песней, Правде пой!
Глас 2-ой:
А на погостах человеческой любви,
Раскрывает справедливость лепестки,
А могилы справедливости людской,
Заросли корнями страсти - марь травой.
Сводный хор:
Се, стою при дверехъ и стучу…
Свидетельство о публикации №116092105424