Канон Справедливости

флорилегий в стихах
трилогия

                ПО ВЕРЕ,
                ЗА ОТЕЧЕСТВО,
                ВО СЛАВУ СПРАВЕДЛИВОСТИ

                Часть третья, но первая.

                КАНОН СПРАВЕДЛИВОСТИ

Не сотворите неправды въ суде, въ мерахъ и въ весахъ и въ мерилехъ:
мерила праведна и весы праведны и мера праведна да будетъ въ васъ:
Азъ есмь Господь Богъ вашъ, изведый васъ от земли Египетскiя.        (Лев.19:35,36)
               
                ОТ ФИЛОСОФА ИЛЬИНА

                Въ конецъ, въ песнехъ (Пс.4:1).

   Хор:
                С незапамятных веков,
                Ветхих бытия оков,
                Говорят и пишут люди:
                Въ справедливостяхъ толковъ?

                И до сей поры зопрос,
                Вопрошениями пророс:
                Что ж такое справедливость?
                Её в жизни применимость?
                Сущность ейная об чёмъ?

Начальник хора:
                Чувствуют её значения,
                Практик жизни обучения,
                Трудно людям согласиться,
                Справедливостью напиться.

                Видят следствия худые,
                Для себя, и потому, спорят,
                В кровь дерут друг друга,
                Беспокойно глядя вдаль:
                «Согласишься с головою.
                И что тогда? А вдруг печаль?»

Штурман Павло`вичъ:
                Каждый брат надеть желает,
                Справедливости венец.
                Требует, аль запрещает,
                Справедливый первенец.

                Негодует всякий люд,
                О причине «свежих блюд».
                Рассуждая справедливо,
                Изо рта выходит криво:
                Явная несправедливость!
                В Мою` пользу! - Каково`!
 
Начальник хора:
                Убеждённый на все сто,
                «Совершенно справедливо»!
                Растолковывая верно,
                Относясь к другим примерно.
                В свой бинокль не хочет видеть,
                Бури чувств со стороны:

                Притесненных ближних - скальных,
                Дальних - мелей обойдённых,
                В возмущеньях не спасенных,
                «Справедливостью» его.
                Чем скудней, тесней, и злобней жизнь людей,
                Тем острей в переживаниях и трудней:

                Договоры, соглашения: Несть их мгла;
                «Справедливые решения» – кутерьма.
                В результате «справедливостей»  мiрских, столько!?
                Сколько мертвых душ людских!
                А единой, настоящей не найдёшь?
                Без которой на рассвете пропадёшь.

Штурман Павлo`вичъ:
                Что же значит, интересы?
                Страсти-бесы, искажают сей вопрос?
                Не находит ум решения?
                Предрассудки лезут в рост.

                Расцветают…, запах сладкий…,
                Ловко-ложное учение,
                Изрыгает корнеплод:
                Нате, жрите!

                Оглушённые страстями,
                Отрезвитесь от насилия между вами!
                И томятся, предрассудками объевшись,
                «Справедливостью» с ухмылкою обпившись.

Начальник хора:   
                Вредный вопля предрассудок: К новизне-е!
                Разошёлся от «Фряньцузофъ» по земле:
                Будто люди от природы все «равны»,
                От рождения сего дня до глубины.

                И впоследствии такого:
                «Естество равно другому»,
                Надо просто обходиться
                «Справедливо» согласиться.

                Лучше жёстче: - Надо стоить,
                «Одинаково» для всех!
                Однако, toute cette - отрыжка,
                Не опорочит даже близко.

                И не разрушит весть о ней,
                Во справедливостяхъ идей,
                По-прежнему благоговея,
                Указывать на их несходство;

                Мы будем, всяким l'еgalitе,
                la lutte revolutionnaire,
                Бессовестным корыстованиям,
                И лишь тогда;

                В Пути Господнем,
                Твердо - уверенно шагая.
                Познаем сущность справедливых,
                Столь обходимую для всех.

Хор:       
                С незапамятных веков,
                Ветхих бытия оков.
                Говорят и пишут люди:
                Въ справедливостяхъ толковъ?

                Разрешить сию проблему,
                Можно лишь разрушив стену,
                Предрассудков «равенства».
                Ибо сущности её, справедливо применимы:
                Для неравных обхождений, требуют неравенства!



                ОТ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО

                Богъ не есть равенство

Хор:
                А на погостах человеческой любви,
                Прорастают справедливости ростки,
                А могилы справедливости людской,
                Покрывает равенство травой.
 
Штурман Павло`вичъ:
                Владыка Сербский Николай,
                Начал царёвых прославитель,
                Заступник веры, вдохновитель,
                Богомолельник и ревнитель,
                Монах Охридский – поучитель,
                О равенстве нам вразумляй.

Начальник хора:
                Бог есть Любовь,
                Он есть, Он Бог,
                Не есть Он равенство,
                Любовь Он,
                Он Бог, Он есть,
                Бог есть Любовь.

Штурман Павло`вичъ:
                А равенство!?

Начальник хора:
                Изгнало бы и справедливость,
                И нравственность, изгнало б и любовь.
                За равенство ли любит муж жену?
                За равенство ли мать ребенка?

                Неравенство основа,
                Искомой справедливости,
                И нравственных начал!

                Пока живет и царствует,
                Любовь со справедливостью,
                Для равенства-гонителя,
                Закрыт любви причал.

                Ушла любовь и нравственность,
                Глаголютъ «въ справедливостяхъ»,
                И шепчутся о равенстве…
                С уходом справедливости,
                О равенстве поют.

                В припевах про безнравственность,
                А изгнанную нравственность,
                Порочностью зовут…
            
Хор:
                А на погостах человеческой любви,
                Прорастают справедливости ростки,
                А могилы справедливости людской,
                Покрывает равенство травой.



                ОТ ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА

                И положи тму закровъ свой: (Пс.17:12).


Штурман Павло`вичъ:
                Казалось бы, простого,
                Всего лишь на всего,
                Я прикоснулся слова,
                О справедливости!
                Чего уж тут такого?
                Ан, нет!

Хор:
                Въ начале было слово.
                И вот в пути Богопознания,
                Синайский мрак,
                В отъятии всего.
                Тропою отрицания,
                Подвижник осязает Божество.

                Через незнания Слова,
                Бог Сам в Себе, мрак сделался покровом,
                Душа его, касаньем благодати, созерцает,
                И уж не мрак Божественный,
                В пути Господнем,
                Нетварный Свет - венец Всего.
                Въ начале было слово.

Начальник хора:
                Многоимённо бесконечны,
                Не равных множеств имена.
                Дерзнув коснуться в слове Вечность,
                Первопричины бытия,
                Чтоб стать могли Ему причастны,
                Суть все на свете времена.
                Не разделяясь в тварях Сущий,
                Един во многих из Него,
                Становится нам Весь доступный,
                Без умаления Его.

Штурман Павло`вичъ:
                Въ нихже был и Дiонисiй.
                Подвижник Павла в проповеди Слова,
                Первопоставленный епископ, из Афин.
                Раскрой трактат свой,
                На странице снова,
                Божественных имён, и утоли.
                Чрез Лествицу Богопознания,
                Воспой деяния Промысла вовне,
                О справедливости услышать вновь,
                Готовы, задумавшись о равенстве.

Начальник хора:
                Ну что ж, внимай,
                Поскольку богословом,
                Он нам воспет толково,
                Как Справедливость – словом.
                Давай и это имя объясним:

                Се, Сущий, гряду скоро,
                Воздати коемуждо по деломъ его.
                Ибо, Господь, как Справедливость Слова,
                Всё учиняя, предопределяет снова,
                Всё, сохраняя беспримесным,
                С другим не смешанным вовек;

                Се подобающее сущим,
                Дарует всем без исключений,
                В гармонии с принадлежащим,
                Достоинств каждого из всех.

                И если говорим мы: - Правда, это.
                То те, кто, укоряя имена,
                Не понимают то,
                Как сами оказались,
                Виновными в их явной,
                Несправедливости, кричащей от ума.
                Коль заявляют: - Что, у смертных,
                Должно бессмертье быть.
                А, у несовершенных,
                Должно быть совершенство;

                Существ в движении свободных,
                Принуждение;
                В изменчивых,
                Тождественность, у слабых – сила.

                Что сущие во времени,
                Должны быть просто вечными,
                Подвижные в природе,
                По ней же неизменчивы.
                А, в общем, свойства первых,
                Должны отдать другим.

Штурман Павло`вичъ:
                Дерзну несправедливостям воспеть.
                Коль праведных мужей бросают в клеть,
                Без помощи их оставляют,
                И злые люди угнетают.
                Что скажешь ты на это?
                Как нам уцелеть?
                Нет справедливости?
                Мне Ареопагит ответь?

Начальник хора:
                На это я отвечу словом:
                Коль те мужи возлюбят то,
                Что требуют в земле любить,
                Приверженцы мiрского.

                Воистину, что все они,
                Отпали от Его любви.
                И я не знаю той поры,
                Где могут праведными быть,
                Предпочитая Богу,
                Незаслужившее любви,
                Отвергшееся слово.

Хор:
                Но ежели сии мужи,
                Желая Слово соблюсти,
                Всемъ сердцемъ возлюбиши Бога,
                Отвеща Иисусъ: - Получи,
                И в радостях, къ нему прiидема.

Начальник хора:
                Поистине, есть первая,
                И благо знать, что,
                Справедливость Слова,
                Се Сущий истинной Любви.

                И болшая, коль сущим всем,
                Дарует свойственное им,
                Достоинств сiя заповедь:
                Божественного Слова.

Штурман Павло`вичъ:
                Я, не Синоптик, но Штурман, отпетый,
                Ты же, Нетварным Светом согретый,
                К Господу шедший с главою в руках,
                Речешь: - Не равных имён бесконечен,
                Многоимёнен Он Тот же и Вечен,
                Бог Справедливости Равный в делах.

Начальник хора:
                Да! Отвечаю: - Он Тот же и Равный,
                Но и как образом равным сквозь всё,
                Распространяющий, Сам Себе Равен,
                Сущность, в Которую всё вмещено.

                Равно в способностях, Сам причащает,
                Равно с достоинством, Сам подаяет,
                Равно в неравенстве, Сам обаяет,
                Всяко даянiе благо, даёт.

Штурман Павло`вичъ:
                Въ конецъ, въ песнехъ, и снова:
                Неравенство толково?
                Искомой Справедливости,
                И нравственных начал.
                Во всех от всех, неравенствах,
                Неравных в обхождении, хранят Любви причал?

Начальник хора:
                Сие неравенство от всех,
                И Справедливость Слова,
                Оберегает сей доспех,
                Кой защищает сущих всех,
                В смешении всего от всех,
                По заповеди Слова.

Хор:
                В доспех облекшися мужи,
                Желая Слово соблюсти,
                Всемъ сердцемъ возлюбиши Бога,
                Отвеща Иисусъ: - Получи.
                И в радостях, къ нему прiидема.


               
                ОТ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

                Праведнъ еси, Господи, и прави суди твои:
                (Пс.118:137)


Хор:
                Се, стоит при дверехъ и стучит:
                Тихий звук…,
                Сердца стук…,
                Правда в дар.

                Слышишь глас неземной?
                Дверь Свободе открой:
                Тихий звук…,
                Сердца стук…

                Песнь песней, Правде пой!
                Звон души!
                Тихий звук,
                Сердца стук…

                Се, стоит при дверехъ и стучит:
                Тихий звук…,
                Сердца стук…,
                Правда, в дар.

Штурман Павло`вичъ:
                В доме моём, один Странник Великий,
                Штурманской грусти раскрыл возбудитель:
                Скорби причина в неясности строчек,
                Слов непонятных, и множества точек,
                Трудно…, прибавил: - Павловичъ для уха,
                Щедростью слов достучаться до слуха.

                Скоро и всякого стих вразумления,
                Во справедливостях, без затруднения,
                Растолковал  он мои вопрошения.

Начальник хора:
                Справедливость…
                Суть настроенность души,
                Воздать всё по достоинству,
                Достичь же это трудно.

                Одни – понять не могут,
                Как должную настроенность,
                Душе своей принять.

                Другие – обладатели,
                Страстями человечьими,
                Настроенность как должную,
                Усвоить не хотять.

Штурман Павло`вичъ:
                Да, есть у каждого из нас,
                В душе расстроенный компа`с.
                На цель: «О справедливости»,
                Выходим все по-разному,
                С учётом девиации,
                Но многие: - На глаз.

Хор:
                Се, стоит при дверехъ и стучит:
                Тихий звук…,
                Сердца стук…,
                Правда, в дар.

Начальник хора:
                Есть, жажда правды в нас самих,
                И треба, должное отдать,
                Хоть и не в точности достичь,
                С правдивым положением,
                Не далеко до цели нам.

                Но есть и Правда жажды в дар,
                Господь, правы суды Твои,
                То, Правда, исправляющая.

                С небес, Богъ Праведнъ еси,
                А то вознаграждающая,
                В которой, многое для нас,
                Непостижимо в Свете фраз.
 
Штурман Павло`вичъ:
                Штурман не царь, Соломон не Павловичъ,
                Суд справедливости лиц не укроет.
                Как навигатор-стрелок, наконечник,
                Точно и правильно в цель - безупречно,
                Правдой пронзает судья приговор.

                Слышишь?! Израиль!!! Весть при дворе.
                Царь Соломон принимает в суде.
                И отвечал: - Ей! Отдайте живое,
                Мудростью Божия, вот она мать!
                Надвое сына не рассекать!

Начальник хора:
                Понеже судилище есть в нас самих,
                На нём лик Добра размежёван с лукавым.
                При выборе правильной двери - закрытой,
                Подобно судье, равнодушно в вещах,
                Со всей справедливостью Правды убитой,
                В тяжбе доверять добродетели строгой.
                Судить же порок, слышишь стук одинокий?

Хор:
                Се, стоит при дверехъ и стучит:
                Тихий звук…,
                Сердца стук…,
                Правда, в дар.

                Слышишь глас неземной?
                Дверь Свободе открой:
                Тихий звук…,
                Сердца стук…,
                Правда, в дар.

Штурман Павло`вичъ:
                Понятен ли штурман? Хотя б на примере:
                Пусть судится блуд, у тебя на прицеле,
                Въ явленiе правды Его, предполо`жи,
                С другой стороны целомудрие тоже.

                Высокий твой ум, председатель суда;
                Князь мiра сего сей порок защищает,
                Страх Божий вступается за добродетель,
                Душа же ответчик, истец и свидетель.

Хор:
                Песнь песней, Правде пой!
                Звон души!
                Тихий звук,
                Сердца стук…

Начальник хора:
                И ежели осудишь грех, а целомудрию успех,
                Развить позволишь в схватке этой,
                То правильно рассудишь всех,
                Во справедливостях воспетый.

                Позволишь сластолюбие подъять,
                Объявишь: - Предпочтительней всего же,
                Рассудишь криво! Ибо сказано уже:
                О, Горе тем! Кто зло зовет добром,
                А доброе лукавым, тьму почитает светом,
                Светъ тму, а горькое – слащавым.

Штурман Павло`вичъ:
                Мысли праведныхъ судбы:
                Соломоново решенье,
                Потаённых помышлений.
                Ум его… Павловичъ в теме.
                Весом  каждого поступка,
                За победу над грехом,
                Делал строгие суждения,
                Обходя пороков мели,
                Наблюдая за движением,
                Каждой заповеди в цель.

Начальник хора:
                Всемъ сердцемъ твоимъ,
                Предпочтя добродетель,
                Соделавши заповедь,
                Правду твори.

                В суде ли, алтынник,
                И Сорский отшельник?
                Явись ненавистником,
                Чванства и лжи!

                В тяжбе ль, укоризна,
                И праведный Иов?
                Все мысли твои,
                Отвращай от греховъ!

                Или в препонах,
                Вражда и любовь?
                Душею твоею,
                Отверзи засов,
                Умножь добродетель,
                Как рождiе, въ немъ.

                То, будешь блажен,
                В День Суда Человеков,
                И, будетъ во Мне,
                Одаренный венцом.

Хор:
                Се, стоит при дверехъ и стучит:
                Тихий звук…,
                Сердца стук…,
                Правда, в дар.

                Слышишь глас неземной?
                Дверь Свободе открой:
                Тихий звук…,
                Сердца стук…,
                Правда, в дар.

Сербский Хор:
                Песнь песней, Правде пой!

Глас 2-ой:
                А на погостах человеческой любви,
                Раскрывает справедливость лепестки,
                А могилы справедливости людской,
                Заросли корнями страсти - марь травой.

Сводный хор:
                Се, стою при дверехъ и стучу…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.