рЕдкие заМетки кота Мурра
.***************************
Друзья!
Я и мой конфидент и " alter ego" ,
эстет и музыкант
кот Мурр
приветствуем вас
в этом блоге.
(Из инструкции):" находясь в блоге,
будьте предельно внимательны !" P.S.Коллекция неизменно пополняется! Заходите!
Благодарим!
Сентенция № 1
...."Простите мне мою настырность",-упрямо произнёс кот Мурр,-
"но бывает и так:
лучше один раз УСЛЫШАТЬ"...
Сентенция №2
___ Мы разбрасываем цветы , а собираем камни...__
"А как у Экклезиаста?--- ехидно спросил кот Мурр
Сентенция №3
.."Как-то Стравинский,
в свойственной ему манере заявил ,
что для звука рояля нет разницы-
нажата ли клавиша пальцем
или концом зонтика ....
"Слушая пианистов сегодня,убеждаюсь,
что они поняли его буквально",--
недовольно буркнул кот Мурр
Сентенция №4
___..Мы погружены в моря художественных вымыслов..,
и чем глубже,тем богаче наш внутренний мир...___
"и тем богаче , чем меньше в этих вымыслах "воды"-
заключил кот Мурр __и,
поёжившись, добавил:"которую я не люблю"...
( он не выносил дидактики в любом виде)
Сентенция №5
Вечный вопрос в творчестве:
"..Маэстро! Важнее "КАК" или "ЧТО" ?"
"КТО!"---отвечал Пикассо"
Сентенция №6
....В интерпретации-- жажду достоверности,
шероховатости Правды , подлинности
штриха, раскрывающего глубины,
отражающего цельность.....
"O, Sole mio" в устах охрипшей
пожилой неаполитанки- торговки рыбой -
ценнее всех "зализанных" теноров
..........
"Как сложно быть "простым".._ уныло произнёс кот Мурр
.....
"Не демонстрировать драгоценный блеск своей виртуозности-
вот благородство и щедрость истинного музыканта!" -изрек Мурр
...
"Артист всегда гораздо моложе своих сверстников" -
неизменно отвечал Мурр,
когда его спрашивали о возрасте
...
."Руки пианиста-с годами тоже "умнеют"....
И вот, наступает счастливый день,
когда они "знают" уже больше, чем голова" -
заметил Мурр, усаживаясь за рояль
...
"Музыкальность никогда не мешала музыканту Х по причине отсутствия"
......
"Пожалуй, вечный вопрос
для взыскательного музыканта"-
произнес Мурр
"Уже Учить или Ещё Учиться?"
.....
Помните у Пушкина?- спросил Мурр
..."Перстам придал послушную, сухую беглость.
И верность уху."
Вот, что действительно НЕОБХОДИМО!
.....
Наверное, все великие вымыслы
рождаются из невымышленной боли
(или её преодоления)...
Пример-- Бах:
может быть именно глубокому его переживанию
смерти любимой жены(июль1720г.)
мы обязаны появлению двух шедевров ?-
Сюит для скрипки и Сюит для виолончели,(ноябрь1720).
Вдумаемся в это , погрузимся в такое же эмоциональное состояние...
чтобы услышать --как "по-настоящему"
должны прозвучать,
выплывающие из безмолвия осиротевшего дома,
(пустого и безразличного
к тёплым приметам ушедшей жизни),-
первые аккорды Чаконы...
Они словно материализуются из воздуха скорби
в тихий вопрошающий возглас-стенание...!
Подробнее на эту тему нашел у Швейцера ,
и с радостью обнаружил ,что он тоже
был недоволен исполнением скрипачей-виртуозов
...
cogito№ 7
.. ФИЗИКА-----СЛУЖАНКА МЕТАФИЗИКИ... -
радостно воскликнул кот Мурр
...
.cogito№ 8...
"Учёность не приводит к гениальности.
Гений--всегда немного "дилетант" -
лениво произнёс кот Мурр
...
" Не я играю Музыку..."- неожиданно
и загадочно произнёс кот Мурр -
" Она играет меня..."
...
"Люблю "человеческое", ненавижу "людское"
сказал Мурр
.......
"Да...такова загадка Судьбы!" -вдруг изрёк Мурр
"Моцарта всегда будут играть ученики Сальери"
..........
"Ведь правда игра таких виртуозов, как Кискин,
подобна стихии?-
спросили Мурра
"Безусловно!"-добродушно ответил он
"Если считать стихией
несущийся с горы валун"
.......
Случайно услышав пианистку М.
" Ну что ж, витрина оформлена прекрасно, жаль, что в магазине ничего нет"
.......
"Пианист А., подобно бобру, сооружал в живом потоке
музыки плотины собственных измышлений"
.......
"Игра пианиста Б.Б. подобна его же разношенным башмакам гигантского размера"
........
Прославленный пианист Г.,словно таксидермист, мастерски превращал Живые музыкальные сущности в скучные чучелки- образцы
.......
Сентенция№ 9
....На самом деле, задача зрелого музыканта не в том ,что
Играть,
а в том, что
"НЕ играть"
в нотном тексте
"Слишком много нот звучит"--
заметил как-то Артур Шнабель очень старательному ученику
" Простите мне моё невежество,--
озадаченно-начал кот Мурр,-"
но вот чего решительно не понимаю,
какие такие ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ заболевания рук
могут быть у пианиста
при ВЕРНОЙ постановке и
ПРАВИЛЬНО сформированном аппарате?
Они и не УСТАЮТ даже...
А в ином случае,....ну,если это не так,
то почему же его считают ПРОФЕССИОНАЛОМ?"...
Или пианист , или заболевания !"-
уверенно заключил кот Мурр,но
всё же обвёл присутствующих
вопросительным взглядом, как бы ища поддержки
...
."Нет,нет,и нет!! ----вдруг упрямо и
запальчиво заговорил кот Мурр,-
ну,не МОГУ я полюбить азиатских исполнителей!
Я не виноват в том, что глубина их концепции,
"второй реальности" и эмоциональных "планов"
находится на одном уровне
с глубиной заботы о "Тамагочи" ,-
договорил он , чуть не плача
...
"Простите мне мою дерзость,-
вежливо, но твёрдо произнёс кот Мурр,-"
но я убеждён, что философия
(как , в некотором роде , не наука)
должна быть ироничной!
И вся умещаться в улыбке над самой собой...
Пресловутое сократовское:_"Scio me nihil scire"
по-моему, её апофеоз",-умозаключил он,широко улыбаясь...
потом ,несколько свысока, обронил:
" Если не учили латыни , посмотрите в словаре"
...
"Простите мне мою ностальгию,---заговорил вдруг,
до того молчавший, кот Мурр,
с утра занятый прослушиванием старых виниловых пластинок
( к слову, он был обладателем довольно солидной коллекции,
с не менее солидными именами ,
в которой были все архивные записи --Скрябина, Рахманинова,
Метнера, Корто, Гофмана, Левина,
Э. и А. Фишер(ов), Соломона,
Шнабеля, Рубинштейна, Нейгауза,
Софроницкого, Юдиной...и многих других)..
К тому же Мурр обожал belcanto, знал множество опер
и в юности мечтал даже учиться пению,
однако судьбе было угодно, чтобы он удовольствовался
только поприщем концертмейстера...
Но он,казалось,утешался,
слушая игру своего великого коллеги-
однофамильца Джеральда Мура...
" Так вот, простите мне мою ностальгию,
но как сегодня, всё -таки, ХОЧЕТСЯ слушать, слушать,и слушать-
милые "старомодные" "ошибки" ГЕНИЕВ!
...
."Как завидна судьба всех инструменталистов,"--
грустно сказал кот Мурр
после одного из самых удачных своих концертов.
"Они, подобно однолюбам, долго и счастливо
живут со СВОИМ инструментом.
И только "бедный" пианист вынужден любить многих,"-
он понизил голос до шёпота, слегка смутившись,-
"чаще...вовсе НЕЗНАКОМЫХ!"......
"и не утешает даже то,
что есть ещё - арфисты и литавристы!"
...
"Прошу прощения за свою старомодность,"-
начал кот Мурр, и при этом как бы поднёс руку
к воображаемой шляпе с пером,-
"но я просто не в силах понять -
до какой степени экзистенциальности надо дойти,
чтобы выращивать щенка в "мобильнике?"
...
Обычно, после особенно утомительных занятий
с мало восприимчивыми учениками,
кот Мурр,( я позволю себе,
следуя проверенной литературной традиции,
впредь именовать его Магистр..,
(что, впрочем, заслужено)...
..Итак,_Магистр подолгу отдыхал, играя на рояле...
Когда, наконец, меланхолия сменялась в его душе
природным благодушием, он мог констатировать:
"Музыкант это не тот, кто МОЖЕТ им СТАТЬ...,
..это тот, кто им НЕ СТАТЬ НЕ МОЖЕТ!"
.......
"Простите, если эта мысль покажется крамольной,-
начал Магистр,-
" но на мой взгляд, вся изощрённая мелизматика
старинной клавирной музыки
возникла из желания передать
непередаваемый штрих виолы,
присущий только ей , этот "вздох-всхлип"...
В последующие эпохи пианисты,
ко всеобщему удовольствию,
вообще, довели его до "треска", возведя в самоцель!"____
Во всём, что касалось его любимых тем,
Мурр был предельно категоричен
....
Часто , бесценные советы Магистра
могли несколько фраппировать непосвящённых...
Он охотно делился профессиональными секретами,
но для их восприятия нужно было обладать
схожим складом и остротой ума,
склонностью к "афористичности"...
и тогда раскрывался их подлинный смысл и блеск.
Вот некоторые из них:
1) Играйте не "здесь " и "сейчас" ,
а "где -то" и "когда-то"...
2)"Играйте компактнее"
3) Пальцы должны как бы "встать на пуанты"
4) "Оцифровывайте"( тут Магистр снизошёл до современного термина)
каждый звук!"
5) "Будьте старомодны!"....,
6) "Проще, легче, выше, веселее!"----
тут он цитировал Станиславского, считая, что его методика
могла бы очень пригодиться и музыкантам...
7) "Доверяйте интуиции"--тогда указания в нотном тексте
радостно "подтвердят" всё уже найденное
Но был совет,просто повергающий в шок :
8) "Не бойтесь домашней работы(это адресовалось пианисткам)
руки от неё только закаляются и развиваются,
ведь кисти -это наши резонаторы...
Я предложил бы вообще всем подрабатывать мытьём посуды,
разумеется, в свободное от занятий время"--
тут он широко расхохотался,
заметив неподдельное изумление на лицах присутствующих
.......
" Простите мне моё новаторство, но вчера ночью,
за сочинением очередных рифм, я пришёл к парадоксальному выводу,
что одним из главных предметов в обучении музыке
должно стать" ,--он умолк на мгновение, хитро улыбаясь,
а затем произнёс, наслаждаясь эффектом,-
"СТИХОСЛОЖЕНИЕ!"
......
"И ещё из Пушкина:
"Ядра - чистый изумруд"
Это, словно бы , о звуке,
к которому вы должны стремиться
- сказал Магистр
......
"Задача музыкальной педагогики парадоксальна-
сказал Магистр
"Бесстрастному мы должны привить страстность,
В страстном воспитать бесстрастие"
........
После прослушивания очередного лауреата муз. конкурса
Магистр чаще всего выглядел расстроенным.
В такие моменты он мог вдруг с азартом произнести:
"Только Эмпиризм, сочетаясь с Тезаурусом,
освящённый Дуктусом может родить Конгениальность"...
В устах Магистра любая замысловатость
звучала удивительно изящно
......
Мурр был несказанно счастлив, и , кажется, даже горд тем,
что через все исторические катаклизмы и испытания,
ниспосланные судьбой, смог пронести свою ,
почти маниакальную страсть к игре на рояле
(нет, не просто игре, скорее, к "игре-познанию") ...
Это укрепляло его в мысли, что, выбранная им( или ему) стезя
была не простым стечением обстоятельств, а Призванием_
"Да, наверное правильно, что талант должен
прорасти сквозь толщу препятствий,
как трава сквозь асфальт!
Ведь талант-это Вожделение!"...
Он не переставал мысленно благодарить своих близких
за подаренную радость
...
" Ах, мои дорогие незабвенные учителя!
Как много они мне дали!
Какой остроумной и неординарной была их мысль,
как ёмко и лаконично могли они выразить сложнейшее....,
Мурр глубоко вздохнул.
" Этот бетховенскиий "огонь в сердцах"
(я предложил бы точнее---"в потрохах")
...шопеновское: "La souplesse avant tour"( Гибкость прежде всего) и
"Пойте , если хотите играть!"
...
листовское: "..Стирайте своё грязное бельё дома"
( о технически неряшливой игре учеников)
И его же метафора, относящаяся к исполнительской агогике
и "Tempo rubato"..."Ветер колышет листья и ветви,
ствол же - неподвижен"
знаменитое :" Играйте хоть носом , но чтоб звучало",- Антона Рубинштейна...
и нейгаузовское: " Кратчайшее расстояние
между точками(звуками) есть кривая"...
фраза Лешетицкого,(сказанная им , впрочем, не мне):
" Ты никогда не будешь пианистом --ты музыкант"...
И, наконец, шнабелевское : "Любовь приводит к Знанию,
Знание редко приводит к Любви"
Магистр прикрыл глаза, словно вспоминая...и заключил:
" Как жаль, что ни с одним из них
я не был лично знаком !"
.....
УТРОМ, ВЫЙДЯ К ЗАВТРАКУ, МАГИСТР ПРОИЗНЁС:
"ВЧЕРА Я РАССКАЗЫВАЛ О СВОИХ УЧИТЕЛЯХ..И,
ПОДУМАВ, ВСЁ ЖЕ РЕШИЛ ДЛЯ СЕБЯ,
ЧТО НАШЕ "НЕ ЗНАКОМСТВО" БЫЛО БОЛЬШОЙ УДАЧЕЙ
НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НИХ, НО И ДЛЯ МЕНЯ!"--
КОТ МУРР ОПАСАЛСЯ ВЛИЯНИЯ НА НЕГО ВЕЛИКИХ АВТОРИТЕТОВ,
ОН РЕВНИВО ОБЕРЕГАЛ СВОЮ ТВОРЧЕСКУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
ОТ КАКОГО -ЛИБО ПРИНУЖДЕНИЯ
....
В один из дней Магистр дал следующий бесценный совет:
"Если в игре возникает техническая сложность,
мгновенно представьте себя кем-то другим
(можно кем-то из "виртуозов",
но лучше из любимых музыкантов)
Я не раз применял этот приём и убедился,
что он очень эффективен"
...
Как-то вечером , Магистр разразился очередным спичем: ...
"Его Величество нотный текст , подобно английским монархам,
должен царствовать, но не править.
На мой взгляд- он только эскиз к тому звукописному
художественному полотну,
которое создаст ( или не создаст) исполнитель
Отнеситесь к тексту с наиглубочайшим
вниманием и почтением,
отвесьте ему благороднейшие поклоны и ...
займитесь Своим делом ---
-трактовкой, интерпретацией, постижением."
........
"Красть вовсе не грешно"-вдруг твердо произнес Мурр.
"Творчески "похитить" и "присвоить" себе нотный текст
есть законная и благая цель для музыканта...
К-счастью, это единственная ненаказуемая форма воровства"--
улыбаясь,пояснил он,
рассеяв возникшее было недоумение
.........
"Вы умеете консервировать?" - поинтересовался Мурр,
обращаясь к ученикам. Предвосхитив их веселое удивление,
он продолжил: "Нет, сейчас я имею в виду, конечно же,
не капусту и огурцы, а ваши музыкальные штудии
Всегда на время откладывайте изучаемое
Дайте ему дозреть в подсознании
.............
"Как-то Антон Рубинштейн,
сказал о рояле:"Вы думаете -это один инструмент?
Это - сто инструментов!"-
задумчиво начал Мурр...
"Я позволю себе продолжить:
"Вы думаете,
это инструмент?
Это - алтарь!"
.........
" Знаете фразу " "Третьим будешь" ?- вдруг спросил Мурр.
( Сегодня он был резок и язвителен)
" Большинство современных музыкантов и не подозревают,
что помимо композитора и исполнителя, в игре всегда должен присутствовать Третий"
" Кто же,
кто,учитель?!
"Господь Бог!"
.......
"Искусство должно быть слегка больным"-
сказал кот Мурр
(Сегодня он был немногословен)
...
_"Сказать по правде"---неожиданно начал Магистр, --
я не очень люблю теоретиков- музыковедов.
Их высоколобое стремление "разъять Музыку , как труп"..-
пугает меня "патолого-анатомичностью"
Вообразите , что вам вдруг начнут объяснять,
какие именно телесные механизмы
(названия костей, мышц, et cetera,
приводят в действие образ красоты , сводящий вас с ума?.)..
Музыка для них - только набор средств её составляющих...
Предоставим же им эту деятельность
(возможно, для чего-то необходимую и полезную) ...
Мы займёмся нашей любимой повседневностью :
эмпиризмом,
трансцендентностью,
сопряжением сущего...
Будем заглядывать в неведомое,
постигать смыслы,
достигать вершин художественной правды,
видеть сквозь текст и слышать сквозь звуки...
...
_" Вы заметили , как отвратительно
звучат превосходные рояли у плохих музыкантов !"-
спросил кот Мурр ,
впрочем , не рассчитывая на ответ
...
"Друзья мои! Заклинаю вас!",-
с шутливым пафосом обратился Мурр к ученикам,-
"Избегайте в игре формулы :
"За вкус не ручаюсь,горячее-будет",-
как заверяла моя покойная бабушка,стряпая обед"
.....
" Я огорчу вас "--- сказал Магистр
окружившим его ученикам ,
когда отзвучала запись виолончелистки Жаклин Дюпре...
"Научиться играть ТАК --невозможно!
Такого можно только Сподобиться...
Но , потом Бог убьёт вас,
как убил и этого Своего ангела"
......
Иногда Мурр задумывался о своей карьере
"Как быть?"--спрашивал он себя ,-
" мне могут предложить
то , чего я не хочу
И не хотят предложить
то , что я могу.
С другой стороны,
мне не могут предложить
то , что я хочу ,
и хотят предложить
то, чего я не могу"
К счастью , эти мысли только забавляли его
...
" В творчестве -
все карлики - немного великаны" -
произнес Мурр
....
"Нежные-пренежные пальчики железные":
вот одна из технических основ пианизма"-
улыбаясь, заключил Магистр
.....
"Слабые" доли должны быть слабыми!-
назидательно уточнил Мурр
Он обожал игру слов...
.......
" Паузы заполняются биением сердца"
......
"Позвольте музыке течь!"
.....
"Незвучащее" в нотном тексте-
Важнее звучащего!
......
"Хозяйкам на заметку!- сказал Мурр
"Главное блюдо - Ритм
Все остальное -гарнир вашей
фантазии и мастерства"
.......
"Вы хотите сохранить индивидуальность?-спросил Мурр
Не спрашивайте меня -КАК сыграть!
"КАК" придет само, если будет
ЧЕМ и О ЧЁМ"
.......
"Виртуоз" может многое сыграть пальцами"-
пошутил Мурр
......
"Покорнейше прошу не мешать,-сказал Мурр, удобно
расположившись в гамаке -
"Я работаю сейчас над "Гольдберг- вариациями"
-
??? -
"Рояль у меня в голове"- добавил он, улыбаясь
........
"Плохой музыкант загромождает русло музыки
досужими выдумками
Хороший- расчищает его от ила
вредных традиций"
........
"Вам знакомы,конечно, персонажи "Пигмалиона" Шоу,-
спросил Магистр
"Так вот представьте себе, что профессор Хиггинс это
ваш слух, а Элиза Дулитлл - пальцы -
и так же упорно добивайтесь от них
благородного Произношения"
.........
"Лучше синица в руке, чем журавль в небе"
Но музыканту-исполнителю нужны обе эти птицы!-
воскликнул Мурр
Надежная,технически безупречная "синица"
в РУКАХ
и "журавль" высоких иллюзий
в СЕРДЦЕ "
.......
"Музыкальный текст нарративен"-
напомнил Мурр
......
"Ноты не всегда то,чем они кажутся-
изрек Мурр
"У "виртуозов" чаще- всегда то"
-добавил он
.......
"Зачем вы притащили мне комод?!"
- удивленно вопросил Мурр
"Но, Учитель! Не Вы ли на каждом уроке
этого настойчиво требовали?"
-???
"Ну да!...Comodo!Comodo!Comodo!"
...
Выводы Мурра всегда основывались
только на собственных размышлениях
" Забудьте о хронологии.... Бах это Шопен " -
сказал он и удалился , не поясняя
...
" Архитектура это застывшая музыка"-
вспомнил Мурр.
Виртуоз "Н" , не в силах возвести звуковой храм,
щедро демонстрировал слушателям
имеющиеся у него отдельные стройматериалы :
щебень , известь и кирпичи "
...
"Плохой пианист мыслит клавишами"
......
"Жемчуг нот должен быть плотно нанизан
на прочную нить музыкальной мысли,
без коей сонмы музыкантов
гибнут в лабиринте звуков"
.....
"Чтобы не затонуть в волнах музыки,
играющему моментами необходим отдых
как бы "на поверхности воды" -
посоветовал Магистр
.........
"Посмотрите , какую точную фразу я нашёл у Скрябина ",-
сказал Мурр , и процитировал ,-
" единственное настоящее преступление
это бездарность"
...
"Первый когда-то ошибся и не исправил
Второй повторил ошибку и не заметил
Третий нашел это интересным
Четвертый теоретически обосновал
И наконец пятый возвел это в абсолют и объявил критерием
Так рождаются исполнительские традиции"- заключил Мурр, улыбаясь
......
"Когда вы, наконец,достигнете определённого уровня мастерства,- начал Мурр,-
" НЕЗАНЯТИЯ станут очень полезными". И продолжил:
"Изголодавшиеся, вы наброситесь на инструмент со свежей страстью, забыв то, что прежде мешало. Исчезнет всё вредное и ненужное, преграждавшее ваш путь к совершенству"
.....
" Ах, как жаль, что мы совсем не знаем
и не слышим музыки Шопена,"--вздыхая произнёс Магистр
И в ответ на возникшую паузу продолжил:
" Ведь то, как играют его почти все пианисты-не Шопен
Не знаю ,откуда пошла эта "пошлая" традиция,
может быть....от Листа?
Не побоюсь это предположить, но не стану утверждать.
Я только слышу, что Шопен привлекает пианистов
не структурой , а фактурой.
Они любуются красками,
не пытаясь разглядеть узор...
Скандируют слоги вместо того ,
чтобы вслушиваться в рифмы...
о звуке--умолчу...."
...
"Орфей усмирял своим пением диких зверей,
и они радостно внимали ему
Педагогический коллектив музыкальной(!) школы №"""
был куда твёрже к проявлениям музыкальности"-
пошутил Мурр
...
"Музыкальность-----сфера интимного"
......
Звуки должны быть "в отношениях"
Вертикальных и горизонтальных
.......
Неповоротливость пальцев
всегда заметнее неповоротливости слуха А жаль!
.........
Можно быть одновременно
"Вашим благородием" в карьере
и "Вашим превосходительством"
в уровне профессионализма
....
"Да, друзья мои!- запальчиво произнес Магистр
"Я настаиваю на том, что грандиозные
бетховенские опусы 106, 109, 110 и 111 -не фортепианная литература!
Это -Вечные Храмы Человечества на пути его Цивилизации!
Осмелюсь предположить, что они были рождены квартетами,
и записаны фортепианными сонатами в силу прозаических причин- например
отсутствия исполнителей..шучу, шучу...Впрочем, мыслить их таковыми весьма полезно!"
.......
1. " Введение во храм " поздних бетховенских сонат...
Над порталом высечено:
"Сытый и глупец--останься снаружи!"
2. Сводом правил- этим жалким набором отмычек,
пианист "Х " пытался вскрыть
Потаенное и Непостижимое
3. "Вам не кажется, что между подаренными кем-то,
старыми кедами
на больных ногах
великой Марии Юдиной
и философемой
"Gesangvoll, mit innigster Empfindung.
Andante, molto cantabile con expressivo"
бетховенской сонаты op. 109
в её гениальных руках
существует глубокая, несомненная
мистическая связь ?"
....
" Учитель! В чем наша цель?"
вопрошали ученики
И слышали странный ответ
" Мне представляется:
Цель ваша -ПРАВДА
(Высокой - жажду я жадно!)
Крови подобно
Стекает жарко
Каплями тяжко
Себя источая
С кончика пальца "
......
Здесь , с огорчением , мы вынуждены прервать эти заметки
по причине внезапного и таинственного исчезновения
их главного героя...
Войдя к нему утром , мы обнаружили только пустой кабинет,
несколько рукописных черновиков на письменном столе
и открытый рояль с нотами на пюпитре...
Мы вспомнили, что всю ночь отсюда доносились звуки
(Магистр играл ,столь любимую им, "Крейслериану" ,
и особенно проникновенно и задумчиво её последний эпизод...)
и только сейчас осознали , что это было
прощальным посланием нашего дорогого друга ...
Но надежда вновь встретить его не покидает нас ,
мы верим , что когда-нибудь, в лучах заката ,
на границе дня и ночи ,
в наплывающей синеве сумерек
вдруг на мгновение мелькнёт его ирреальная улыбка .
Только улыбка...
...
На многочисленные просьбы опубликовать его стихотворные
опыты Магистр всегда отвечал уклончиво,
не относясь к ним серьёзно.
Он редко мыслил их вне музыкального контекста...
Итак, с некоторой , вполне объяснимой , робостью
мы предлагаем вашему снисходительному вниманию
содержание некоторых рукописей-черновиков ,
показавшееся нам интересным...
( см. ст. "Музыка" и "Maria Ewing- Кармен")
...
Свидетельство о публикации №116091703399