Учимся мастерству-1, 2016

http://www.stihi.ru/2016/06/05/4705 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2016/09/14/7262 - Итоги конкурса

Предисловие к  статье см. http://www.stihi.ru/2016/09/16/3861

Итак, начинаем читать тексты номинированных произведений. Их номера, стоящие перед названием,  в данном сборнике соответствуют номерам, под которыми данные авторы  выступили в конкурсе и под которыми они фигурируют в итоговом протоколе - так, мне кажется, будет удобнее и для участников, и для судей.

1. На облачке. Владимир Сорочкин

Костёр уже замрёт вот-вот,
Погаснув без затей.
Гнездо из дыма птица вьёт
Среди густых ветвей.

В такой глуши, в такую тишь
ИСПОВЕДИМ покой…
Но никого не удивишь
Идиллией такой.

Цветенье яблонь. Полузной.
Огня дрожащий взгляд.
И откровенен – белизной –
Пропахший дымом сад.

А мы с тобой знакомы пять
Минут, а, может, лет,
Но всем словам моим не спрясть
Тебя и этот свет.

А день растёт, как снежный ком,
И я в своей глуши
Тебя рисую угольком
На облачке души.

Отличный поэтический язык. Интересно употребление образов и словосочетаний - крайне редко встречающихся, но если вдуматься - вполне адекватных смыслу. Например, мы хорошо знаем выражение " неисповедимы пути" (то есть -  непредсказуемые), автор же утверждает, что в месте глухом и тихом "исповедим" покой - то есть,  покой ожидаем... Или удивительный (и точный!) образ "огня дрожащий взгляд", или  фраза - "словам моим не СПРЯСТЬ тебя...", где есть  неожиданное употребление глагола "прясть", но очень яркое:  создание образа словами действительно схоже с процессом прядения!! Или: "день растет, как снежный ком" - не банально и очень точно по выбору сравнения. Я не говорю уже о точности рифм, которые   и близки по звучанию, и не истерты.

5. Неваляшка. Фрида Полак

Я вернулась в наш дом – одолела года, километры –
Перестроены стены, и всё в интерьере не так.
Молодые жильцы обновили жилплощадь под «ретро»,
В ход пошёл даже скарб, наполняющий старый чердак.

Я прижалась щекой к полированной кафельной «шведке»,
Превратилась она в современный эффектный камин.
А на сделанной папой, удобной резной табуретке
Примостился под шляпой стройняшка – торшер-господин.

На старинном комоде – чернильница-непроливашка,
Вот и вышивка мамы – цветы, по краям «ришелье».
Сердце вдруг защемило: да это ж моя «неваляшка»! –
«Динь-дилинь» распевала на зависть друзьям во дворе.

Здравствуй, милая кукла! Твой звук, не похожий на слово,
Пробудил ностальгию и тёплое слово «люблю».
Я качнула тебя, переливчатый звон слышу снова,
Отголоски игры обрываю, намеренно длю...

По весне, говорят, всё ещё благоденствует вишня,
И акации запах, дурманя, вплывает в рассвет.
Только мне безотрадно, себя ощущаю здесь лишней,
И ловлю «динь-дилинь» – из далёкого детства привет...

Типичный рассказ в стихах - трогательный и  искренний, написанный грамотным, точным, но  почти прозаическим  языком. Безукоризненная техника, но все же  здесь больше сюжета, чем поэтического видения. Такие стихи всегда привлекают внимание, нравятся, но можно ли их назвать мастерской  поэзией- не знаю.

6. Кажется... Александр Савостьянов 

Кажется, что настоящее
С прошлым СХЛЕСТНУЛОСЬ В УПОР.
Пращуры в образе ящеров
Скорбный ведут разговор.

Кажется, быть следопытами
Можно и в мире ином.
Странно... раскрытие скрытого
Заполыхало огнём.

Неподготовленным зрителям
Кажется, что неспроста
За горизонтом события
Звёздные скрылись врата.

Кажется, что настоящее
С прошлым сложилось в рефрен.
Пращуры в образе ящеров
В будущем ждут перемен.

Непреходящие казусы,
Как на Парадах Планет.
Кажется, кажется...
Кажется?
Мне показалось, что нет.

Философская лирика, где больше размышлений, чем поэтических образов и передачи настроения. Использован  прием аллитерации - игра со звучанием слов: "раСКРытие СКРытого", "праЩУРы в образе яЩУРов". Интересная концовка,  характерная для лирики: "Кажется, кажется... Кажется? Мне показалось, что нет". В стихах есть как удачные строки: " Кажется, что настоящее с  прошлым сложилось в рефрен", так и не очень: банальное упоминание мимоходом "как на Парадах Планет" и сомнительное "Схлестнулось в УПОР".

7. Последние времена. Ольга Альтовская

В небе августа звёзды падали.
Было душно от звёздной падали.
Совершался ночи обряд.
Время тайну чесало за ухом.
Шёл от поля дурманным запахом
Дух душицы – душистый яд.

Ветер с песнями похоронными,
Пролетая, парил над кронами
Вязов траурных и дубов,
Чтобы чашу до капли выпили,
Чтобы росами слёзы выпали
На печали ночных гробов.

Этой ночью, тоской снедаема,
Ожиданьем жила Окраина –
Вышло боком рабу враньё.
И черна, и гнетуща пауза.
И кружит, предвкушая трапезу,
И готовится вороньё.

Дышит мир под рассветным пологом.
И звенит монастырский колокол,
Как набат, в тишине густой.
Но парили с лучистым пением
В небе ангелы на Успение
Богородицы Пресвятой.

Но давили – удавкой, стяжкою –
Обречённых пороки тяжкие,
Гнали совесть и свет с лица.
Всё ответится, всё аукнется.
И молила для нас Заступница,
Снисхождения у Творца.

Интересные стихи. Тоже философская лирика, но слог здесь гораздо интересней, образней, чем в предыдущем стихотворении. Содержание я комментировать не буду, а вот многие фрагменты текста  показались очень выразительными, яркими: "В небе августа звёзды падали. Было душно от звёздной падали..." Или: "Шёл от поля дурманным запахом дух душицы – душистый яд". Или:  " ...давили – удавкой, стяжкою –обречённых пороки тяжкие, гнали совесть и свет с лица".

10. А небо падало на мир... Елена Севрюгина 3

А небо падало на мир бесцветной пенящейся лавой,
Вздымая смерчи над людьми, как будто просто для забавы,
Но мир безмолвствовал, пока оно о помощи взывало,
И вниз струились облака измятым серым покрывалом…

А небо плавало, змеясь, в зловонной жиже мест отхожих,
Его затаптывали в грязь ботинки суетных прохожих -
Не знал безликий легион, рутину дней неся, как вымпел,
Что шанс (один на миллион) им прикоснуться к звёздам выпал,

Что, попадая точно в цель, стреляет луч метеорита,
А во Вселенной, как в ларце, святые таинства сокрыты,
Что туч угрюмые стада бредут, как правило, с Востока,
А древних истин череда течёт дождя живым потоком...

Земля, уставшая от бед, грехом покрылась, как коростой,
А достучаться до Небес с неё, казалось, было просто...
И Бог, являя светлый лик, твердил о верности и страсти,
Но достучаться до Земли, увы, как прежде, был не властен,
И небо падало…

Красивая ритмика стихов - подходящая их содержанию. Много удачных фрагментов: "А небо плавало, змеясь, в зловонной жиже мест отхожих, его затаптывали в грязь ботинки суетных прохожих".  Или: " Земля, уставшая от бед, грехом покрылась, как коростой, а достучаться до Небес с неё, казалось, было просто...".  Элегантная концовка. Гражданская лирика, написанная богатым и точным языком - отличные стихи.

11. Здесь не сказка - молочные реки... Владимир Курков

Здесь не сказка - молочные реки
в берегах из кисельных болот.
Укрывают еловые веки
взгляд холодный сапфировых вод.
Поднимаются пиками в небо
исполинских драконов хребты.
Ядовитою серой и пеплом
дышат стражей раскрытые рты.
Здесь струится сквозь камешки время,
ручейком исчезая во мхах,
и тропою лесного оленя
бродит леший, скрываясь в кустах.
На рассвете резвятся русалки:
серебристой блестят чешуёй,
и, откинувшись в кресле-качалке,
размышляет волшебник лесной.
Звёзд по небу рассыпанный сахар
растворяется в чае зари.
Мятным облаком стелется запах
с тонкой ноткой дубовой коры...

Притаился от взгляда людского
островок первозданной земли.
Челюстями стального бульдога
смерть зловеще скрежещет вдали.
Кровью красной разбрызгана клюква,
как знаменье великой беды.
Смерть идёт: вероломно, со стуком,
топором оставляя следы.
Ищет друга охрипшее эхо:
заблудилось в кедровых пеньках.
Бог, зачем ты создал человека -
зверя с дьявольской искрой в глазах?

Почти всё  стихотворение - отлично выписанная пейзажная лирика с красивыми эпитетами и сравнениями и только в  концовке вдруг появляется гражданская нотка:  "Бог, зачем ты создал человека - зверя с дьявольской искрой в глазах?", что звучит несколько неожиданно: все, что до этой фразы - не более, чем  живописное описание первозданного уголка природы. И вот это недораскрытие поднятой гражданской (или философской?) мысли несколько смущает.

12. Сирень. Любовь Голейчук Коэн Белл

Какая дерзость- быть сиренью
И восхищать, и в царстве грёз
Копной растрёпанных волос
Оправдывать своё паренье

Над хрупким миром хрусталя,
На миг принявшим форму вазы.
Пусть станет выточенной фразой
Цветов точёных кисея.

Я- на другом конце пера.
Мне- славить красоту букета,
Мазку сиреневого света-
В ведёрке грустно догорать.

Стихи, написанные языком поэзии, великолепные стихи. Точные, нетривиальные рифмы и лаконичность. Цитировать здесь можно любую строчку - все изящны и хороши!

13. Никогда не бывает слишком поздно. Валентина Калёва

Мой дом не похож на таинственный замок,
Меня перепутать с принцессою сложно,
Надежды на счастье залиты слезами...
Нужна ли я принцу такой заполошной?

Когда-то мечтала о будничном рае
С надёжным супругом и стайкой детишек,
Теперь моя жизнь как свеча догорает,
И в доме с годами всё тише и тише.

Стихи выручают - я в них оживаю,
Опять становлюсь молодой и красивой,
Грущу о далёком, любимом, желанном,
С которым встречалась под старою ивой.

Чего не случилось - того не случилось,
Любовь нам казалась обычной игрою.
Ах, как мы ошиблись, единственный, милый!
Но кто-то стучится...
А вдруг?..
Я открою!

Сравните это стихотворение с предыдущим - совсем другой язык, техника, стиль письма. Там - изящная поэзия, здесь - искренний рассказ о себе, лирические раздумья об очень  важном, но житейском и обыденном. Оба хороши, но даже сравнивать их мне сложно. 

14. Нега. Андрис Сайнио

Фитилек на свечке
зажигаю спичкой.
Я сегодня в печке
буду печь куличики.

Запах гари горький.
Разожгу печурку.
У крылечка горкой
спят под снегом чурки.

Прибежала кошка,
села на дровишки.
- Отойди немножко!
Ну-ка, кошка, кыш-ка!

Вдоль по снежной тропке
дров несу охапку,
разжигаю топку,
надеваю тапки.

Свет вечерний зыбкий.
Съёживаюсь – зябко!
Формочки с улыбкой
протираю тряпкой…

Куличи на славу
вышли право-слово,
делаю на травах
к ним чайку лесного.

С чашкой сяду в кресло –
кошка села с краю.
На поленьях с треском
искры догорают…

Пасмурные дали
снова побелели,
будто ожидали
снегопад в апреле.

Дворик
понемногу
засыпает снегом.
Грею пледом ноги,
засыпаю – нега…

Талантливые стихи. Продуманность звучания и подбора рифм в каждой строфе - сразу видно, что над стихами работали, искали подходящее слово и не только технически - состояние автора, его настроение удалось передать очень точно. Огорчает только слово "куличики" в первой строфе - оно на слог длиннее, чем нужно да и несет оттенок какой-то детскости, не вписывается в язык всего стихотворения. Еще при приеме я предлагала автору подумать о замене этой строки, жаль, он не захотел - оценка и место могли были быть куда выше.

Кстати, господа участники,  возьмите себе на заметку! Я  на приеме произведений на конкурс крайне редко советую участникам поработать над какой-либо строчкой и, если это все-таки делаю, то лишь потому, что нахожу стихи стоящими. К стихам, которые заведомо не заслуживают номинации, я никогда не придираюсь...

15. Ежась, кутается вечер... Эдуард Чернухин

Ежась, кутается вечер
В кашемировую шаль.
Несговорчивые свечи
Льют с горячих плеч печаль.

По зеркальному безбрежью
Свет растерянный скользит,
Пряча лучики надежды
В тонких складках жалюзи.

От сирени в красной вазе
Тени вьются по стене.
Недосказанные фразы
Тают в розовом вине.

В мыслях грешных кто-то тайный
Чертит дуги и круги,
А в тревожности случайной
Чьи-то слышатся шаги.

Где-то стонет половица,
ЕЙ ВТОРАЯ ОТВЕЧАТЬ.
Впору, видно, помолиться,
Чтоб стряхнуть с души печаль.

Красивые, хотя и не особо  оригинальные лирические стихи, напоминающие текст  романса, в которых я на приеме проглядела одну странность: " Где-то стонет половица, ЕЙ ВТОРАЯ ОТВЕЧАТЬ" - Что здесь  за дикое согласование слов? Из-за этой строки мне бы не следовало включать произведение в пакет для голосования, но я проглядела, а один из членов жюри его еще и номинировал...

16. Не от мира сего... Вита Осенняя

А она не любила зелёное знойное лето,
закрывалась от солнца за плотной завесой гардин,
восхищалась унылой порой с именитым Поэтом
и гадала на святки, и верила в царство ундин.

Ей не мил первый луч, заглянувший в окно на рассвете,
ближе к сердцу закаты, небесная их акварель.
Старомодный висит абажур непонятного цвета,
от которого падает на пол уютная тень.

Не от мира сего – так судачили тайно подруги,
и она понимала, что с веком ошибся Творец.
Называли дикаркой и белой вороной в округе.
Беспокоилась мать и вздыхал потихоньку отец.

Только знала душа – где-то бьётся родное сердечко
с ощущением встречи С Судьбой на развилке дорог.
И придёт одиночеству крах, и ГАРДИНЫ не вечно
ЗАНАВЕШЕНЫ будут на окнах двух белых ворон.

Написано выразительно и хорошим поэтическим языком, хотя тема "белой вороны" слишком уж часто используется в женских стихах. Кроме того, есть некоторый недочет техники: смыкание согласных в последней строфе - "встречи С Судьбой". И еще у меня есть сомнение в правильности использования  слов "гардины занавешены". Гардина - это и есть оконная занавесь, в крайнем случае - палка над окном, на которую вешают занавесь. А как можно занавески занавешивать??

17. Той, которая любит и верит! Русаков Григорий   

Там, где небо касается горных вершин и скал,
где мерцает под звёздами синим сапфиром лёд,
я, без малого, тысячу жизней тебя искал
и боялся, что вера в любовь навсегда умрёт.

Я рождался и жил, умирал и рождался вновь,
лишь заглядывал в души и чувствовал стук сердец.
Я встречался с тобой в миллионах безумных снов,
и в мирах неизвестных разыскивал твой дворец.

Половинку мою кто запрятал? В какой глуши?
Приковал в подземелье сыром на стальную цепь?
Может, к счастью суровыми нитями мрак пришил
или бросил скитаться её на погибель в степь?

Несомненно, родная моя, я тебя найду!
Не видать мне покоя и свет пусть не будет мил.
К сожалению, нам не дано - выбирать судьбу,
потерпи обязательно, если не хватит сил.

Не боюсь ураганов, тем паче морозов злых.
На пути устоит на моём разве вражья рать?
Я пишу для единственной, самой любимой, стих.
Той, которая любит и верит, и будет ждать!

Звучит красиво - песенно, но немного надуманно и пафосно: не очень верится, что здесь о любви речь... И еще мне все впечатление испортила последняя строфа, написанная совсем уж непрофессионально: " На пути устоит на моём разве вражья рать?" - лишнее "на" и инверсия порядка слов в предложении. Вдобавок к этому еще и  "стих" вместо правильного "стихи" или "стихотворение"...

19. Двадцать восемь лет. Аля Воронкова

Над садом ночь. Окно закрыто.
Трещит в камине сухостой,
Вино домашнее пролито
На лист,
пока ещё пустой.

Но канет час, за ним минутка,
И вдохновение придёт.
Что будет - песня или шутка?
Никто
не знает наперёд…

Но всё, что есть на белом свете,
Оставит свой недолгий след
На этом дне, на этом лете,
На жизни,
мчащейся вослед…

Опять дубовым ножкам стула
Скрипеть до самого утра,
А рыбам в банке плавать снуло
Под бег
гусиного пера,

Дождю шипеть в трубе каминной,
Не причиняя ей вреда,
И подсыхать горбушке тминной               
На блюдце,
где была еда…

А за спиной, на голой стенке,
Один единственный портрет,
Где ты сидишь, обняв коленки,
Все эти
двадцать восемь лет…

Бежит себе за строчкой строчка,
За шторой мокрый Коктебель…               
Что жизнь? - недолгая отсрочка
До дня,
ведущего к тебе.

Все двадцать восемь лет не надо
Тебе ни кофе, ни вина.
И в том, что ты давно не рядом,
Конечно,
есть моя вина…

От рук моих неосторожных
Со свечки каплет* парафин.
Кровать, два стула ненадёжных,
Свет лампы,
сумерки, графин… (с)

Стихи, видимо написанные для конкурса, где требовалось вписать чужую строку известного поэта в собственные стихи. Я противник подобных конкурсных  заданий  и творения таких стихов - но кто меня спрашивает?? Старалась изо всех сил смотреть на текст так, как если бы  он был целиком авторским и я не видела бы целиком повторенного ритма и характерного  фрагмента стихотворения "Молитва" Бэллы Ахмадуллиной... Стихи отличные, но, увы, - не авторские.

Продолжение следует.


Рецензии
Я не участница конкурса, просто зашла в гости.
Спасибо всем авторам! Было интересно читать хорошую лирику и соотносить свои ощущения с мнением ведущей Творческой Мастерской Алкоры. Очень жаль, что слово "куличики" не вмещается в строку...
С уважением, Нина.

Нина Агошкова   17.09.2016 09:55     Заявить о нарушении
> Очень жаль, что слово "куличики" не вмещается в строку...

Кто знает... А может и полезно иногда выйти за рамки? :)

Андрис Сайнио   17.09.2016 13:02   Заявить о нарушении
Судя по итогам конкурса, нет, Андрис! )))

Спасибо за отклик, Нина!

Творческая Мастерская Алкоры   18.09.2016 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.