Его ключи. Сборник
2.ВАЖНЕЕ ВСЕГО
3.ЕГО КЛЮЧИ
4.ТЕБЕ
5.ВГЛУБЬ
6.ПОДМАСТЕРЬЕ
7.УВИДЕТЬ МОСТ
8.ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ
9.ИНОГДА
10.К БОЛЬНОМУ
11.РАМКИ
12.О СТАНДАРТАХ
13.KIELIKUVA
14.ВОЗДУШНО-МОРСКОЕ
15.НЕ ТАК ЧАСТО
16.ТРЕНЕР
17.ЭССЕ
18.ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
19.ТЁПЛОЕ
20.А ЗАВТРА
21.НАДО СПАСАТЬ
22.НАВСКИДКУ
23.ЯРКО
24.В ДЕТСКОМ САДУ
25.УВЫ
26. А ТО!
27.У НАЧАЛА
28.МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ
29.ИНТУИЦИЯ
30.МНОГОПЛАНОВОСТЬ
31.ПЕЧАЛЬНЕЕ
1.VALMENTAJA
День вытянут
за горизонт
привычных понятий.
Проекты становятся
абстрактными
даже
в первом приближении.
Лектор ныряет
в глубину
лекционного зала,
и потирает лоб
как
молодой студент.
И он не лектор -
следует
называть вещи
своими именами,
он - valmentaja*.
Группы меняют
лица,
темы конкретизируются
в конечном продукте.
Последний
выдох
в самооценке,
оценке тех,
кто трудился
рядом,
и лучики закатного
солнца
напоминают о глазах
наставника,
незаметно и уже давно
покинувшего аудиторию.
_
*Valmentaja - наставник, тренер. И никакого иного значения.
16.09.2016
HAAGA-HELIA
ammatillinen opettajakorkeakoulu
2.ВАЖНЕЕ ВСЕГО
Группы молодёжи,
учителей
и ректоров
всего мира
приезжают
смотреть
на организацию
учебного процесса
в финских школах.
Каждую неделю
гости проходят
по классам,
интересуясь -
чем и как живет
школьный народ.
Десять минут
спокойной беседы
на английском языке
не выбивают
школьников
из ритма.
Уроки бывают
разными,
и каждый старается
понять,
чему важнее всего
научиться
в школе.
Сейчас,
чтобы открыть
будущее.
2.12.2016
TURKU. HAAGA-HELIA Ammatillinen
opettajakorkeakoulu
3.ЕГО КЛЮЧИ
Он достаёт ключи
из своего сердца
с помощью слов,
быстро подбирая
нужную комбинацию.
Кажется,
это легко,
а мне так редко
удаётся правильно
сдуть соринку
с кончика языка,
чтоб
не испортить чистоту
звука.
Он улыбается -
это тоже оказывается
ключом -
очень универсальным,
открывающим веру
в свои силы.
У него мало
слушателей,
но каждый его
студент
пробует
обрести это умение -
отыскивать ключи
понимания
других миров
в своём сердце.
4.ТЕБЕ
Сотворят ладошки
на зелёном поле
радугу весёлую -
пусть летит себе:
до небес поднимется,
облаком наполнится.
С грустью благодарности
вдруг прильнёт к щеке:
и обнимет песнею
радужно-красивою
сердце твоё щедрое,
сеющее доброе,
мудрое и вечное
на родной
земле!
5.ВГЛУБЬ
Учиться
прорываться
в глубь проблем
групповой
работы.
Из глуби
анализировать
задачи,
в нерешённости
бушующие
на поверхности.
Очередь
явить свои
наблюдения над собой
и своим
сообществом.
Очередь молча
слушать другого.
Время сопоставлять,
анализировать
и принимать
решения.
Прорыв вглубь -
задача не из
лёгких.
Речь другого
кажется пустой,
а своё молчание -
многозначительным.
Лица окружающих
полны
выразительного
ожидания
провала.
Что можно
сделать?
9.12.2015
6.ПОДМАСТЕРЬЕ
Подмастерье
в цеху поэтическом
прибирает
словесный бой:
добрый клей,
острый нож,
лингвистический
мир чудес -
у него
под рукой.
Тёмный фартук,
тонкая стружка
в волосах
повязкой на лбу.
Чутким
сердцем
созвучия слушая,
поправляет
слова судьбу.
Напевает.
Заря девчонка
пробудилась,
открыла дверь
и заслушалась.
Мастер слова.
Начинает
свой
новый день.
30.9.2015
7.УВИДЕТЬ МОСТ
В безвыходной
ситуации
увидеть мост,
соединяющий
невозможное -
обычное дело
для некоторых.
Для иных - чудо.
Это может быть
не обязательно
тяжеловесная
конструкция!
Мысль неожиданная,
ощущение
чьей-то
уверенности
в тебе,
доверие.
Или вот -
радуга!
Дождь
и улыбка
твоя,
едва заметная
на лице.
Всё проходит.
Мгновенные мосты
строят
вечное.
9.12.2015
8.ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ
Он не заговорит
со мной
на языке
корейском.
Язык общения нашего -
ломанный
древне-интуитивный,
нисколько
не смахивающий
на английский,
и фразы звучат
иногда на знакомом
русском
с эмоциональным
отблеском
немногословности
инкери-финна.
Но я понимаю главное -
это основа,
информационный
транслятор
не есть словесная
мельница,
и чтобы конкретное
не означало слово -
слушай внимательно
разумом сердца.
Даже собаке дикой,
тявкающей
из конуры пещеры,
можно
сказать своё
универсальное:
-Здравствуй!
И она промолчит,
но по знакам доверия
ты поймёшь,
что она не оттяпает
сгоряча
твои тёплые пальцы.
А я с утра
в словарях купаюсь,
и даже
считаю порой,
что очень
прилично
плаваю.
Но выход в свет
дневной
истиной отражаясь,
напоминает
главное.
Язык общения -
это много большее,
чем язык.
27.2.2016
9.ИНОГДА
А иногда
останавливаешься на пути,
представив в голове
другой
порядок
действий,
где на первый план
выдвигается
маленькое
и неважное
для других событие,
а ты уже
покупаешь
билет
на край света
в свою юность,
чтобы вернуться
через день
другим.
Тебе удаётся
обмануть
время,
болтая до утра
с друзьями,
которых не видел
полвека,
обо всём.
В частности,
о нашем образовании,
где почему-то
и дети
не самое главное,
да и учителя.
Где можно поэтому
закрыть институт
усовершенствования
учителей,
и не открыть
ничего.
Где
тайны преподавания
можно безболезненно
(для кого?)
заменить
простым репетиторством,
где молчать можно
только хором
и ни о чём.
И этот другой ТЫ -
начинает думать, что
это
остановить
нельзя
властью человеческой,
как не остановить
закат солнца.
И надо
терпеливо
ждать утра.
И остаётся тихо
петь старую
колыбельную внучатам,
стараясь скрыть
свою боль
в маленьких
чутких сердечках.
9.11.2015
10.К БОЛЬНОМУ
Navigare necesse est, vivere non est necesse
Перекрестившись,
монах направил
лодку к острову.
Волны вздымаются
до небес
кажется пассажиру -
доктору.
Монах спокоен.
_
Бухта Владимирская
о.Коневец
Плодовое
2009
11.РАМКИ
Культурные
фоны и рамки
воспитания
перебираю.
Способность
мыслить профессионально
предложить
ребёнку?
Действовать
ответственно
во всех вопросах
развития
своего.
Перестать быть
прежде всего
только
объектом воздействия
мудрого
воспитателя,
проектирующего
детскую личность
в картину
будущего.
А что?
Компетентность
ребёнка,
строящего
свою личность -
нормальная
установка в
культуре воспитания
этой северной страны,
например.
Сколько же она
требует терпения
и постоянного
роста от
самого воспитателя?
И будет ли детство
у самого
дитяти?
Ещё какое!
Это учитель
забудет о старости,
вникая в детские
проекты.
4.10.2015
Turun yliopiston Brahea-keskus
12.О СТАНДАРТАХ
Они говорят,
что математика не важнее
музыки,
и новые образовательные
стандарты
совсем не похожи
на перечни требований,
кои легко перечислить и
и развить у ребёнка
любому
учителю, чувствующему
явное личное превосходство
над школьником,
хотя бы возрастное.
Читаю,
сходу утопая в бездонной важности
небольшого перечня:
"Семь основных широких компетенций:
•способность критически размышлять и учиться;
•способность к межкультурной коммуникации;
•умение заботиться о себе и своей безопасности,
планировать повседневную деятельность;
•мультиграмотность:
совокупность умений, позволяющих критически оценивать
и создавать текст в разных форматах
(в письменном, в форме аудио и цифровом формате);
•информационно-коммуникативные компетенции;
•навыки трудовой деятельности и предпринимательства;
•способность к социальной эмпатии,
умение поддерживать других людей и
брать на себя ответственность" *
Думаю, что это
не о предметах
вовсе,
а про современную жизнь,
до которой
учителю ныне
не дотянуться
без детской помощи.
И как этo редко встречаемое
умение - "брать
ответственность
на себя"
может вырасти из учебного
процесса
естественным образом?
Но верится -
они сделают это.
_
1.8.2016
Турку
Haaga-Helia Ammatillinen
opettajakorkeakoulu
13.KIELIKUVA
Метафора
и парадокс -
в одном лице
и ты,
и я
в понятиях раздельных
без границ.
Я свойство языка,
и мысль,
и действо -
сближаю,
разделяю
и люблю.
Лечу!
Ты - выбираешь!
что выберешь,
то я и есть!
__
26.4.15
14.ВОЗДУШНО-МОРСКОЕ
Как воздушно
и очень нелепо
на ветру наш
словесный домик
поднимается к небу выше,
а казалось -
в луже
потонет!
Капитана
ясные мысли
держат крепко штурвал,
и мели
разбегаются
вслед
улыбкам.
Осмелели,
как осмелели
эти мелкие штучки-тучки
кучерявостью белой
облачной
поразвесили
шторки-ножки
и дождём
ниспадают
с неба.
Капитан,
храни и далее,
мир в дороге
от суеты.
А и сам
ты веришь
едва ли
в то, что ты -
действительно,
ТЫ!
5.12.2015
15.НЕ ТАК ЧАСТО
Разбирать
собственные архивы
получается
не так часто
в жизни.
Всё видится
значимым.
Зачем много лет
со мной путешествовали
записи
лекций вузовских
преподавателей?
Чтобы потом
полыхать ярко
на огородном
участке,
дымом
и воспоминаниями
слепя глаза.
Или вот
два экземпляра
диссертации
по общей
педагогике -
третий
остался
вместе с компактной
печатной машинкой
в современной
Питерской
общаге,
где мне разрешили
пожить
в перестроечное
время
за приемлемую плату.
А интересно читать
мысли,
занимавшие тебя
много лет.
Но всё реже
возникает желание
"направить"
кого-то в нужное русло
творческого
процесса, где
удивляться и
созидать -
нормальное
явление.
Потому что творение -
это жизнь
со всей её
кровью совести,
и этого
не обойти
даже
в искусстве
обучения.
И по стезе Творца
можно отправиться
только
самому,
не представляя,
каким
хорошим удобрением
можешь
оказаться на
поле
Господнем.
И сама я
только архив,
и надо бы
разобрать
его до последнего
переезда
в другой мир,
куда с багажом
нельзя.
Но всё в жизни,
действительно,
значимо.
30.10.2015
16.ТРЕНЕР
Ты учишь их снова-
БЫТЬ.
Быть в этом мире -
радостно.
Не плакать,
и не скулить,
когда и
подняться
тягостно,
не то,
что шагнуть
в дорогу...
Благословен твой
Путь.
Терпенья
и воли
много
каждому
на ладонь -
кратким и
строгим словом.
Мир воскресения жив.
Счастия вам
земного!
17.ЭССЕ
За окном
холодный апрель-
время к лету
неспешно
движется.
На бумаге
словесный сель
прорывается
в гладкость строк
по канве
родных дефиниций
неуклюжей
щербатой
серостью -
не утоптан
ещё и груб.
Архитектор,
мосты шатаются,
но не радуги
ваших губ.
Стиль -
ессе
опорами-точками
укрепляется
по пути.
К горизонтно -
условной линии
только мысленно
подойти,
и сказать о себе,
что думаешь.
О себе-
к себе
от себя
мысль не мной
озарённая
движется.
Всё здесь,
Господи,
от
Тебя.
17.4.15
18.ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
Очень интересная тема.
Прорабатываю педагогические
статьи к очередному
экзамену.
Много цитируют
нашего Льва Выгодского.
"Зона ближайшего развития" -
Без всяких оснований
чувствую
причастность)))
Вспоминаю,
что с самого раннего
детства
круг
моего общения
был удивительным.
Больничный двор,
где мне
не следовало
"путаться
под ногами",
беспрепятственно
пропускал
меня, например,
в кабинет
дяди Славы -
зубного врача
и техника.
Не могу пояснить -
почему он не прогонял
из кабинета
маленького человека,
коему было чуть
более двух лет ,
а усаживал
на стул,
разрешая
наблюдать за своей работой.
Его приборы управлялись
ножной педалью -
электроснабжение
в нашей глуши появилось
лет этак
на десять позже.
На столе его
можно было видеть много
всего розовато-белого,
что ассоциировалось
в моей голове
с кусочками
мыла,
но это,
как я поняла
много позже,
были части искусственных
челюстей.
И кое-что из этого
богатства
я даже получила
в подарок,
и решала
первые практические
задачи перебора
"подходит - не подходит"
Он участвовал
в Великой Отечественной войне
как лётчик,
был сбит далеко
в тылу врага
на одном из заданий,
и, зная пять языков,
смог пройти
через
линии фронта, -
об этом поведал
как-то отец.
Это казалось
невероятным.
Но может быть,
именно поэтому
наши пути пересеклись
в далёкой сибирской
деревушке.
Помню его фамилию.
Это был опыт
общения с
человеком
многомерной души
без
возраста,
рядом с которым
очень комфортно.
Причастность
как прикосновение
к свету души -
не объяснить,
но если этот опыт есть,
то его невозможно
забыть.
20.11.2015
19.ТЁПЛОЕ
-Тепло ли тебе, девица? -
Морозец жмёт -
постукивает палицей
и кружева плетёт
искусные жемчужные
на радость
и на грусть.
-В рождественскую
ёлочку
сегодня
превращусь,
и стану настоящею -
в горячем сердце
лёд.
-Тепло ли тебе, девица? -
-Тепло,
тепло.
На тёмном небе бархатном
звёздный хоровод.
Песенку безмолвия
уносят крылья
ввысь,
И ёлочка -
до звёздочки
за песенкой
тянись!
-Тепло ли тебе, девица?-
Гасит звёзды день.
Соберёт жемчужинки
солнца луч в росе.
20.А ЗАВТРА
А завтра будет снова день лететь
по клавишам, учебникам, тетрадям,
и снегом таять в дождевой воде -
апрелю примерять седые пряди.
Наивное стремление - успеть
в одном порыве завершить работы
прорвётся в май, средь зелени доспеть.
Апрель передаёт свои заботы
другим учителям. Намается и май -
за ритмом дня, за солнечною песней
всё краше распускается весна -
непредсказуема, и тем - чудесна!
29.4.15
21.НАДО СПАСАТЬ
Ты показываешь
несовершенство
мира
в немногословных
и чётких картинах.
В них можно
чувствовать боль,
падать,
тонуть
в грязи,
плакать.
Но я вижу
твои глаза,
помогающие
мне подняться и
ловлю мысль:
нельзя
утратить
эти шедевры.
9.12.2015
22.НАВСКИДКУ
Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдёшь на смерть.
(Антуан де Сент-Экзюпери, "Письмо заложнику")
А в отражении моём
твоя улыбка.
Прямым и косвенным
лучом ты бьёшь
навскидку,
и открываешь
глуби донц -
а им нет счёта!
И не посмею я назвать
твоей работой
всю эту муть.
А ты - умеешь
мгновеньем истины
блеснуть -
сверхточным словом.
О, свет очей,
болят -
горят,
души оковы.
И вот, смотри,
роса в траве
жемчужным полем
твой новый
открывает день.
А мой -
недолог.
Твоя улыбка.
17.3.2016
23.ЯРКО
Ярко -
ослепнуть впору,
светит августа солнце
на берегу островного
моря.
В сине-зелёных волнах
пляшут чуть удивлённо
водоросли-ресницы.
Красное лето!
Снится
на берегу реальных
дней
на ладонях будней
тревожных
мира.
Будет ещё теплей,
или ещё ясней,
ярче
дневного
света
мысль о тебе одном,
мысль о себе
самом -
ты,
ты один за всё-
всё в этом
мире
в ответе.
10.8.2015
24.В ДЕТСКОМ САДУ
Кубики с буквами...
буквокубики -
это строительный материал.
Кто-то строит словомысленные образы,
а кто-то просто стенку...
башню!
И обязательно кто-то всё сломает.
И если твою стенку, башню
или мыслеконструкцию сейчас
никто не сломал -
не думай, что её не
заметили.
Скорее всего,
ты видишь немного не так -
и кто-то уже набил пару шишек,
пробуя её на прочность.
Впрочем,
нужны ли тебе утешения,
если ты и плачешь без слёз,
и все считают
давно
тебя безнадёжным
философом.
25.УВЫ
Никто тебя не упрекнёт -
солнце упрёков
выше.
Пчёлка приносит мёд,
девчонка поёт на крыше,
думают,
что себе.
Ты - мятущийся свет.
Глупо и деловито
не упадёшь в траве
спать за краем
орбиты.
Каждый подвид и род
теплу небесному рад.
И только бродяга крот
слепее других стократ.
Всё роет и роет ходы,
смыслом взрывая мрак -
прелесть земных цветов
он изучил в корнях.
Во многом другом глубок,
далёкий от синевы.
А смысла любви, увы,
словам не поднять никак.
Но есть одно слово -
Бог.
19.5.2016
26. А ТО!
Там,
на краю Солнца
не видно
никаких ярких лучей,
потому что от
высокой
температуры
нарушено
реальное
восприятие жизни
как при гриппозной
лихорадке.
Реальная нереальность
путает всё,
как шнурки на ботинках
этого
пятиклашки -
маленького автора
гениальных сценариев
с историческими
персонажами.
Глядя на его всегда
свободно и независимо
бегущие по школьному
коридору ботинки, несущие автора
по волнам фантазий,
всё больше убеждаюсь,
что гением можно
только родиться,
и воспитывать
себя самостоятельно.
Гр-р-р...
Это другой
гениальный малышок
быстро перебирает
ножками,
по пластунски настигая
на краю коврика
убегающую игрушку.
За хитрой улыбкой,
выплёскивающей
разные звуки,
не разгадать
склонностей к
какому-нибудь
конкретному языку.
Пять месяцев, а в глазах
светится
столько мудрости,
что мамочка разговаривает с ним
как с большим.
У них полное
взаимопонимание.
А то!
11.12.2016
Кузьмолово - Плодовое -
Турку
27.У НАЧАЛА
У начала
новой строки -
лес дремучий
живою картиной.
И мои замирают
шаги
в мудрой мысли:
"Не хлебом
единым..."
Оглянусь -
там кончается луг,
а за лугом
широкое
поле.
Опирается пахарь
на плуг,
там и воля -
такая неволя,
что улыбкою
благословя,
он начало пути
наблюдает.
-Пробуй! -
ясно глаза говорят. -
Это верно,
не хлебом единым
будешь жив.
А начало строки
ничего
тебе
не обещает.
23.9.2016
Haaga-Helia ammatillinen
opettajakorkeakoulu
28.МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ
Снится бассейн.
Ты идёшь
по воде,
Божью руку в своей
чувствуя
в детской
руке.
Длинен и труден путь.
Маленький мир -
бассейн
учит
крепко
стоять
ножками
на земле.
"То, что мне постоянно снится бассейн, за несколько лет я привыкла. Теперь мне снится что я хожу по воде))) и обучаю деток тому же. Может сбудется когда-нибудь." (Е.)
25.9.2014
29.ИНТУИЦИЯ
Надо писать -
это моя работа сейчас,
именуемая учёбой.
Но я сижу
в воспоминаниях:
Отец
рассказывал
иногда истории
о том,
как в самом
начале разговора
с другим человеком
у него появлялась мысль
об истинной
причине
завязавшейся беседы.
И он гнал от себя
эту мысль,
и ругал
мысленно себя,
убеждая,
что это
совсем
не так.
Но беседа подходила
к финалу,
то есть
к началу -
первой мысли,
мелькнувшей в
разговоре.
Надо работать.
Куда деть
навязчивые мысли,
если
собеседников
рядом
нет?
25.10.2015
30.МНОГОПЛАНОВОСТЬ
Думаю,
мы ровняем выбор
пути
по небу
и по себе.
Прости,
а может быть выбор
ровняет нас,
любым путём заставляя
расти?
Так вот
и топаем
многопланово
по координатам свобод,
кои сами себе позволяем,
или наоборот -
наши,
Богом дарованные,
задатки
раскручивают
пути -
дороги неповторимые,
уникальные,
чтоб лично себя
обрести.
21.2.2016
31.ПЕЧАЛЬНЕЕ
СлOва
ВЕРНОГО
только тень
замерлА,
и таит
молчание.
А ОНО
теплей и светлей
всех других,
только
много
печальнее.
14.12.2016
Турку. Nummenpakan koulu,
Katariinan koulu
Свидетельство о публикации №116091607739
Олег Андрушкевич 18.08.2020 01:49 Заявить о нарушении
А что мы без этого светлого образа? - Только и путаемся в разочарованиях!
Татьяна Кожухова 18.08.2020 07:21 Заявить о нарушении
Олег Андрушкевич 18.08.2020 08:37 Заявить о нарушении
Татьяна Кожухова 18.08.2020 09:10 Заявить о нарушении
Поле необозримое...
Татьяна Кожухова 18.08.2020 09:14 Заявить о нарушении