Я вам о пампе спою постылой
"Песнь пампы". Ее слова написал поэт-рабочий Франсиско Песоа, а музыку - труженики-пампеньос.
Я вам о пампе спою постылой,
Здесь край печали, здесь ад земной,
Не дружит правда с землей унылой,
Дожди обходят нас стороной...
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Пампа-де-Тамаругаль - самое сухое место на Земле, самая зловещая часть пустыни Атакама, здесь почти не выпадает осадков, а ландшафт напоминает лунный пейзаж. Редкие реки почти не несут воды, а земля пропитана селитрой так, что соль выходит на поверхность.
Проступает будто слезы соль селитряного луга.... Это уже не из "Песни пампы", а из моих стихов про эти суровые места.
Именно за Пампу де Тамаругаль в конце 19 века разгорелась Вторая Тихоокеанская война. Селитра была стратегическим ресурсом в регионе. И не только в регионе, а и в мире в целом.
Места были богатые, но безлюдные.
После войны начали строиться предприятия по добыче селитры - салитрерии.
Сюда англичане, хозяева этих рудников, зазывали полуголодных, оборванных, бездомных, безработных людей. Рабочие приезжали за лучшей жизнью отовсюду - из Сантьяго и Ла-Паса, из Вальпараисо и Лимы...
Мы в порт спешили - звала работа,
Мы согласились и вот мы тут,
Чтоб у хозяев просить всего то
Краюшку хлеба за тяжкий труд.
Да, условия труда на салитрериях были ужасными.
Восемнадцатичасовый рабочий день, тяжелейшие условия работы на шахтах, жизнь в бараках без малейших удобств (а у многих рабочих были семьи, были дети), отсутствие заработной платы. Точнее... плата за труд была, но платили хозяева не деньгами, а бонами, которые можно было отоваривать только в магазинах компании, на этих же салитрериях. Фактически рабочие и их семьи становились бесправными рабами....
Сюда годами брели чилийцы,
Копать селитру в Тамаругаль,
Из самых бедных трущоб столицы
Несли в пустыню свою печаль.
В крови их ноги, а руки - в язвах,
Их слезы - словно большой ручей.
Здесь добывала толпа несчастных
Златые горы для богачей
Хамберстоун - одна из таких салитрерий. А были еще Санта-Лаура, Чакабуко, Мария Элена и другие такие же предприятия, где люди работали и жили, не имея возможности уволиться или уехать. По существу, было только одно право - умереть.
Долго так продолжаться не могло. Но и единичные бунты ни к чему не приводили, кроме жестоких наказаний, а иногда и казней людей, которые осмеливались на бунт.
И вот...однажды сердца проснулись
И крик пронесся острей ножа,
И пролетел он вдоль жалких улиц,
Крик давней боли и мятежа!
Здесь, на салитрериях, зарождалась основа появления в Чили организованного рабочего движения, пока еще не самого движения. Прежде всего по причине отсутствия какой-либо образованности у рабочих пампы, ведь лишь немногие из них умели читать. Поэтому для организации забастовки на селитряных рудниках нужен был организатор "извне". И к середине 1907 года такой человек появился. Дон Ладислао Ретамаль Кордова, по существу первый профсоюзный лидер Чили.
При такой жизни на рудниках организовать забастовку было не слишком сложно. И хотя забастовщики не предъявляли никаких требований, кроме улучшения жизни на салитрериях, все-таки такое выступление было первым.
Салитрерии были небольшими предприятиями, поэтому организаторы забастовки предполагали сбор забастовщиков в Икике, в порту, откуда хозяева увозили селитру, добытую в Чили, в Европу и Северную Америку.
16 декабря 1907 года забастовшики с семьями прибыли в порт, разметившись в местной школе, которая до сих пор носит старое название - Санта-Мария.
17 и 18 декабря на подкрепление военным частям, расквартированным в Икике, прибыли несколько полков из Ранкагуа и Вальпараисо. 20 декабря в Икике было объявлено военное положение. И это ПРИ ЦЕЛИКОМ МИРНОЙ ЗАБАСТОВКЕ И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ РАБОЧИХ!
21 декабря генерал Роберто Сильва Ренар приказал открыть огонь по безоружным рабочим, женщинам и детям.
С надеждой в сердце они из пампы,
Спустились к порту в свой смертный час
И там попали к убийцам в лапы
И гром расстрела весь порт сотряс.
Число погибших подсчитать было невозможно, но считается, что их число может доходить до пяти тысяч человек.
Здесь, на салитрериях, в порту Икике, через кровь и слезы рабочих, их детей и жен зарождалось рабочее движение. Всего через пять лет после этих событий была создана Социалистическая рабочая партия Чили, которая затем была преобразована в Коммунистическую. Кстати, в прошлом году в Чили отпразновали 100 лет со дня создания Компартии.
В отличие от нас... наших стран... чилийцы не забывают свою историю. И о событиях в Санта-Марии помнили даже в годы военной диктатуры, строки о расстреле в Икике никогда не вычеркивались из учебников истории страны.
Пусть смертью страшной умрут бандиты,
Я проклинаю их навсегда!
Рабочей кровью они залиты,
Зверье без чести и без стыда!
Пусть покарает их мститель правый
За тех, чье тело терзал свинец,
Пусть отомстится удел кровавый
Пронзенных пулей людских сердец!
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Икике (исп. Iquique) — город и морской порт в Чили. Административный центр одноименной коммуны, провинции Икике и области Тарапака.
Производства селитры Хамберстон и Санта-Лаура — ныне бездействующие разработки селитры, расположенные на севере Чили. В 2005 году они были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
А потом были события на шахтах Сан-Грегорио, Марусиа, выступления рабочих в Сантьяго и Кокимбо. Но все это было уже потом... позже.
Свидетельство о публикации №116091606681