Так будет ли в Томске когда-нибудь метро?

Сокращенный вариант статьи опубикован на сайте ТВ-2:              

13 вопросов и ответов для избирателя

Есть пословицы такие: «С волками жить – по-волчьи выть» и «Один в поле не воин»,   подсказывающие нам, что честный и правдивый депутат будет «белой вороной», он никогда не приживется в основной стае, да и на что-то существенно повлиять не сможет… Тогда стоит ли ходить на выборы? Давайте поразмышляем на эту тему и на другие, не менее важные, но связанные с нашим  непосредственным выбором…

1. А не умерли ли вы в списках избирателей?

В последнее время в соцсетях идет много публикаций на эту тему выборов. Кто-то активно убеждает всех  ходить на выборы, кто-то, наоборот, уверяет, что выборы это фикция и профанация…

А я вот верю, знаю и не устаю уже лет двадцать говорить: - Выборы –это возможность изменить жизнь к лучшему… Пусть не намного, но лучше…и это возможность самим нести ответственность за свой голос и доподлинно знать, что это именно ты проголосовал, а не за тебя кто-то умышленно расписался и сбросил в ящик бюллетень (а такие случаи все еще бывают и не так редко, как нам порой кажется…)

Вот поэтому и стоит придти на участок, чтобы, как минимум проверить:  «А не умерли ли вы в списках избирателей»?  И как максимум –  проголосовать…

А особенно это полезно тем, кто лет 10 уже ни на какие выборы не ходил… Ведь, если проверить его по списку избирателей за те года, то возможно он даже очень «активно голосовал»… Вот только списки эти хранятся  по закону всего лишь полгода…А затем уничтожаются… 

2. Просто проголосовать –это очень мало… Надо думать. Но думает мало кто.

У меня есть свое личное мнение, и кто-то может быть с ним не согласен. Впрочем, также как и по первому вопросу -  об использовании своего конституционного права избирать и быть избранным.
И мнение это свое я бы с удовольствием прописала бы в законе о выборах -  чтобы народные избранники, начиная от президента и кончая поселковым депутатом, могли бы баллотироваться в парламенты  любого уровня не более 1-2 раз (!). За 5-10 лет вполне можно проявить себя и сделать много полезного. 

Поэтому призываю всех не только ответственно голосовать (т.е. делать свой собственный выбор, а не навязанный кем-то), но и отслеживать затем деятельность своего избранника, как он голосует, какие законопроекты инициирует, как выступает и что делает на округе, советуется ли с общественностью перед принятием важных решений, отчитывается ли перед своими избирателями? И выполняет ли свои предвыборные обещания?

3. Нечестный кандидат никогда не станет честным депутатом.

Для меня важно -  честно ли кандидаты и их партии ведут свою предвыборную борьбу…
«Нечестный кандидат никогда не станет честным депутатом». Почти забытый лозунг 2000-х годов.… А ведь его придумали когда-то мы и от имени Комитета избирателей распространяли эти листовки. Тогда было очень много черного пиара…впрочем он есть и сейчас, но часто завуалированный…

Вот сейчас в Томске вдруг появились случаи нападения на пикетчиков от СР и ЛДПР, рушат их палатки, отбирают листовки… Как-то даже интересно стало проанализировать эту ситуацию, накануне как раз всем известная партия провела соцопрос, который показал, что эсеры и жириновцы что-то сильно в рейтинге подпрыгнули….

4. Как понять - эффективна ли работа депутата?

Многие в Томске знакомы с моей деятельностью по общественному контролю за выборами и защите прав избирателей (через Комитет избирателей и ассоциацию «ГОЛОС»), но не многие знают, что мы еще и вели общественный мониторинг деятельности депутатов (кстати, в то время, когда наш губернатор был еще простым депутатом…) и составляли рейтинги эффективности работы депутатов.  В которые входили такие показатели, как  присутствие на заседаниях областной думы, количество и качество  выступлений и голосования, законотворческие инициативы, а также количество жителей, обращающихся на личный прием к депутату. Наше исследование, проведенное в 2005 году  выявило, как «депутатов-говорунов», так и  «депутатов –молчунов» (тех, кто выступили по 1 разу или вообще не выступили ни на одном заседании), а также  тех, кто вообще на собраниях Думы не присутствовал. Нашлись, кстати, тогда два депутата, которые за 9 месяцев работы Думы (мониторинг велся  с октября 2005 по июль 2006 г.) не были ни на одном собрании Думы, у них не было ни одной законотворческой инициативы (!).  Это были Ларин и Жвачкин…Правда у них шла небольшая работа с избирателями, за этот период  у Ларина выявлено 4 обращения от избирателей, а у Жвачина – 11, с обращениями по-видимому работали из помощники….   

5. Обещать, не значит жениться…

Вернусь к предвыборным обещаниям кандидатов.  Почему важно их отслеживать? Да чтобы понять элементарное, не популист ли ваш кандидат и будущий депутат!  Помню, был такой  кандидат, который обещал построить в Томске метро….

Кстати мониторинг работы депутатов по нашему проекту «Открытый парламент» показал, что депутаты почти в половине случаев обещаний своих не выполняют, да и отследить их трудно. Это связано с тем, что большинство обещаний носит популистский и общий, а иногда и совершенно не реальный характер. Отследить выполнение предвыборных обязательств трудно еще и потому, что сами депутаты после избрания предпочитают не акцентировать внимание на этом, в надежде, что избиратели имеют короткую память…  Мы, кстати, в том в же самом 2006 году (а затем в 2010) проводили исследования на эту тему, которые показали, что  большинство томичей (более 70%),  не помнят или не знают, что  обещал ими же  избранный  депутат.   

Как простому избирателю и неравнодушному человеку, мне бы хотелось видеть в программах кандидатов конкретные предложения, а также   методы и пути решения  общественно-экономических проблем города и области. Но у многих ли кандидатов есть такие хорошо продуманные и реально–выполнимые обещания?

А на агитационных листовках уже работавших депутатов хотелось бы увидеть, что же конкретного они уже сделали на благо Томичей. Но чтобы понять это, надо хотя прочитать несколько листовок и сопоставить между собой кандидатов. Но подоконники большинства многоэтажек сейчас завалены листовкам и газетами, люди их вытаскивают пачками и оставляют не читая… О какой осознанности может быть тут речь?

6. А кто вообще такой депутат? И знает ли его избиратель?

Проводили мы через Комитет избирателей и уличные соцпросы - на сколько Томичи знают своих депутатов и знакомы ли с их деятельностью, которые показали, что избиратели практически не знают своих избранников. Путают исполнительную и представительную власть и не представляют себе того, чем же должен заниматься депутат. И это было в период 2000-2010г.г. Сейчас уже 2016 год, но мало что изменилось.  Понятие «депутат» до сих пор не имеет четких контуров в общественном сознании. Не многие избиратели знают, что депутат должен представлять и защищать интересы граждан  при разработке управленческих решений, т.е. формировать правовое поле, создавать правильные и справедливые законы для свого региона, осуществлять депутатский контроль за исполнительной властью…Большинство до сих пор считают, что депутат должен  решать проблему лавочек в их дворе…. Хотя эту проблему могут легко решить домовой комитет граждан через свою же управляющую компанию…

Вот поэтому ответственный избиратель это тот, кто отслеживает работу своих депутатов на округе, сопоставляет их обещаний с реалиями, не имеет короткой памяти и не наступает на одни и те же грабли, выбирая того, кто подводил своих избирателей, либо вообще ничего не делал.
               
7. Зачем Думе женское лицо?

Наши парламенты - и российские и региональные нуждаются в серьезном обновлении. Нужны новые лица, причем женские…

И это не шутка. Это  еще один аргумент в пользу новых и ответственных депутатов.
Во всех цивилизованных странах женщин в парламентах половина, а то и более и социальная политика там  совсем другая…

В России же год от года сокращается представительство женщин, как  в  Высшем законодательном органе страны, так и регионах. Сейчас число женщин –депутатов в Госдуме РФ составляет около 14 процентов. В Думе 4 парламентские партии, все 4 фракции возглавляют мужчины, из 30 руководителей думских комитетов всего 4 женщины.  А среди депутатов региональных парламентов  женщин от 1 до 10 %, а в некоторых они вообще отсутствуют. В нашей областной думе из 42 депутатов всего 4 женщины (!)  А ведь равноправное и равновеликое представительство мужчин и женщин в органах власти – это признак по настоящему демократического общества.

В качестве позитивного примера можно привести Швецию, в парламенте которой женщины составляют более 60 % от общего числа членов нижней палаты, в Германии и Финляндии  этот показатель достигает 40%. Причём во всех развитых странах Европы от выборов к выборам удельный вес женщин в парламентах увеличивается.  И, наверное, не случайно скандинавские страны, имеющие самое высокое представительство женщин в органах власти, лидируют и по уровню жизни, и по решению социальных проблем.

Сейчас в Законодательной Думе Томской области всего четыре женщины-депутата: Оксана Козловская, Екатерина Собканюк (ЕР) Галина Немцева ( СР) и Наталья Барышникова ( КПРФ).  Безусловная продвинутость нашего региона в том, что парламент у нас возглавляет женщина, правда, являющаяся представителем партии власти, со всеми вытекающими отсюда последствиями… А вот среди оставшихся - кто более всего активны и всегда имеют свою точку зрения, кто так целенаправленно и конструктивно защищает интересы семей с детьми, одиноких мам, инвалидов, других малозащищенных категорий граждан?  Это Галина Немцева ( СР) и Наталья Барышникова ( КПРФ) Но как же трудно отстоять какую- либо инициативу, если она выдвигается от оппозиционной партии….

8. Много партий в думе. Хорошо или плохо?

Нужна ли Думе многопартийность? Также как нет идеального избирателя, нет и идеального депутата. И нет идеальных партий…Но когда у какой либо партии подавляющее большинство, тут же появляется желание  подавить инициативы других партий…  Но мы знаем из истории  немало примеров, когда большинство было неправо и принимало ошибочные решения…

Когда  парламент  многопартийный, когда там имеются по настоящему оппозиционные силы, все вопросы приходится уже тщательно согласовывать и дума становится местом для обдумывания и дискуссий, а не аппаратом для бездумного голосования по указке сверху… 

Как сделать парламент многопартийным? Это могут сделать только избиратели своим собственным, осознанным выбором. То, какими у нас  будут нынешняя областная дума и Госдума РФ, мы узнаем уже в это воскресенье 18 сентября. И это полностью  зависит от вас, уважаемые избиратели. 

9. Не каждый знает, как формируется дума. Поэтому небольшой ликбез.

Из 42 депутатов Законодательной Думы Томской области, половина избирается по одномандатным округам. Еще 21 депутат будет избран по партийным спискам. И здесь важно, чтобы люди голосовали за разные партийные силы, давали шанс каждой из партии… 

В Госдуму мы избираем 450 депутатов. Также  половину депутатов от регионов и половину по партийным спискам. И если бы каждая из оппозиционных партий набирала бы по 20-25 % голосов с помощью своего электората, то в парламенте была бы реальная сила, способная противостоять многим не народным законам и решениям. Да даже, если бы в парламентах хотя бы половина депутатов принадлежала  другим партиям и при этом они умели бы договариваться между собой и принимать единую стратегию при голосовании по наиболее важным вопросам, то в стране нашей жизнь была бы уже совсем другой. Я имею в виду сейчас Госдуму РФ. Например, законопроект о профилактике  домашнего насилия в Госдуму внесен уже лет 10 назад, причем несколько уже версий этого закона, но он так и не принят, закон о прогрессивной шкале налогов, закон об отзыве депутатов… Да и многие другие хорошие  инициативы от разных совершенно партий пылятся годами на полках Госдумы и не поддерживаются, т.к. подавляются большинством от партии власти. 


10. «Вес кандидата» в депутаты.

Для меня важен «вес кандидата» в депутаты.  Мне важно видеть среди депутатов и кандидатов в депутаты уважаемых для меня и для общества людей. Очень важно, а  что он уже конкретного  сделал на благо общества, еще не будучи кандидатом или депутатом. «Вес кандидата» – это его  жизненный опыт, опыт руководящей работы или опыт общественной деятельности на благо общества, это его конкретные дела и  инициативы, направленные на улучшение жизни людей. Всегда у меня вызывали уважение защитники прав граждан, ценностей демократии, исторического и архитектурного наследия, все те, кто, если выразить в одном слове – неравнодушны и к месту, где они живут и к людям, рядом проживающим.   И не на словах, а на деле…

11. Депутат, как рыба в аквариуме.

Депутат должен быть,  как рыба в аквариуме. Полностью открыт для избирателя и плавать в абсолютно прозрачной воде…  Т.е. он должен быть честным, порядочным, открытым и подотчетным для избирателей человеком, избиратели должны четко знать, чем он занимается, а он должен нести ответственность за свою работу и отчитываться перед избирателями.  Но пока ответственный избиратель имеет возможность только прочитывать  отчеты о работе депутатов на сайте областной думы, а не выслушать его отчет с глазу на глаз в межвыборное время, задавая свои насущные вопросы и получая на них правдивые ответы…

12. Избрав нерадивого депутата, с ним придется жить 5 лет…

Да-да, именно так. В Томске есть уже такие случаи. Ведь нерадивого депутата вообще невозможно лишить депутатского статуса, т.к. нет механизмов отзыва депутата.

Например, в Томске поднимался вопрос о принятии закона об отзыве депутатов. Его инициировал наш Комитет избирателей, как общественная организация, также  был законопроект от депутата Бориса  Мальцева, который был в тот период времени председателем Думы и представителем правящей партии…

Но ни один из представленных вариантов законопроектов депутаты не поддержали и даже инициативу Мальцева не довели до конца… А почему? Да потому что, большинство в наших думах составляет партия власти, которая не хочет нести ответственность за свою деятельность.

Мое мнение: такой закон должен быть. И не только на региональном, но и на федеральном уровне, более того нужен целый пакет документов по усилению прозрачности и ответственности депутатов перед избирателями.  Все это в свое время мы от Комитета избирателей направляли в областную думу. Среди них были законопроект о наказах избирателей, об этике депутата и другие… Можно рассказывать целые истории – о том, как мы лоббировали эти законопроекты,  и сколько это отняло сил и времени.  Причем общественностью они очень даже поддерживались, а вот депутатами в большинстве своем нет.

Например, инициированный Комитетом избирателей законопроект «О наказах избирателей», был одобрен Палатой общественности и рекомендован к рассмотрению Советом общественных инициатив, (работающим при областной думе, как совещательный орган)  ещё в 2004 году. Но, на собрание областной Думы он так и не был внесен. Ответственные лица в аппарате Думы объяснили это тем, что наказы избирателей анализируются и учитываются при разработке областных программ, а также при осуществлении текущей деятельности администрации области.   К тому же не будет повода вспоминать, что обещал депутат своим избирателям, перед выборами. А вот в Новосибирской области такой закон имеется и депутаты обязаны ему следовать. Поэтому истинная, по моему мнению, причина  нежелания создавать правовые документы, устанавливающие ответственность депутатов достаточно банальна, чтобы не создавать себе лишних забот.
 
Нет у нас закона и об общественном контроле за органами власти. А вот в Пермском крае такой закон есть и он обеспечивает хоть какой-то контроль населения за работой властных структур. И мы тоже разрабатывали такой законопроект от имени Комитета избирателей..  Был у нас целый пакет таких законопроектов, повышающих прозрачность и подотчетность депутатов перед населением (об отзыве депутатов, о наказах избирателей, о народной правотворческой инициативе,  об общественных слушаниях, о допуске населения к заседаниям и информации органов власти и др.). К двум  из них кстати депутаты прислушались. Сейчас в Томской области есть законы о публичных слушаниях и  гражданской инициативе. Они действуют, хоть и не в том виде, в котором мы их прописывали первоначально. Но это отдельная и большая тема для другого разговора.

13. Депутат – «слуга народа» или наоборот?

Продолжу тему подотчетности депутата своему избирателю. Иногда кажется, что у нас в России все наоборот. Не депутаты являются слугами народа, а наоборот… Народ нужен в  том момент, когда нужно проголосовать, а дальше хоть трава не расти, до следующей пятилетки. Депутата уже избрали, отозвать невозможно, повлиять на его решения тоже…

Я вот хожу сейчас пешком по своему родному Ленинскому району, хожу по Каштаку и по Черемошкам. И вижу, какой у нас район  малоблагоустроенный.   Нет ни цветников, ни красивых аллей, ни парков отдыха, ни стадионов, а те, что имеются – они все при школах и они сейчас в качестве безопасности  огорожены заборами и закрываются. Чтобы отдохнуть семьей с детьми, надо выехать в центр Томска. Но и в самом городе мало мест для отдыха. Два  красивых фонтана на пл. Новособорной и у Белого дома и скамейки для отдыха вокруг них… Про новые фонтаны на Батенькова и Плеханова – даже не хочется говорить. Это просто какая-то имитация мест отдыха, ведь места очень неудобные. Особенно на Батенькова. Кусочек земли, огороженной кустами, вокруг дорожная пыль, шум, наверху –линия электропередачи. Как следствие - много желающих там посидеть и отдохнуть не бывает.

Проводился ли опрос общественного мнения перед строительством вот таких фонтанов - сооружений, по которым вода стекает малыми струйками? Я считаю, что власть любая (и чиновники и депутаты) должна советоваться с горожанами - а нужны ли им такие места отдыха? А вот хороший парк сделать на Черемошках и на Каштаке с теми самыми же фонтанами вполне возможно было бы…. Но также и спросить прежде жителей,  а где они его хотели бы  видеть, этот парк…

Ах, да… Так будет ли в Томске когда- нибудь метро? Возможно будет… Но прежде, чем обещать, нужно спросить, а нужно ли оно Томичам?


Рецензии
Привет!
А я не верю в выборы...
Ибо дума только о себе думает...
СЧАСТЬЯ ВАМ!

Нина Павлова   17.09.2016 04:20     Заявить о нарушении