случай с Пифагором в Енакиеве

О пользе науки

Аналогичный случай был со мной тридцать лет назад в 1986-м году в городе Енакиево на родине Януковича.

Мне 20 лет. Я студент железнодорожного института на практике на металлургическом заводе.

Работаю составителем поездов в 12-тичасовой смене. Зарплата 260 рублей.
Старший в смене Михалыч.

Ему год до пенсии. Он заведует манёврами на станции Северная-Сортировка.

На втором этаже кирпичного дореволюционного здания сидит дежурный Юрий Брониславович из поляков, осевших в СССР после войны и оператор Лена.

У них громкоговорящая связь и куча телефонов.

А у нас переносные радиостанции плюс ночью ручные аккумуляторные фонари.

В смене 5 составителей, четыре тепловоза с машинистами.

Рабочие относились ко мне хорошо, со временем стали доверять сложные манёвры.

Примерно к пятой смене я уже работал со всеми почти на равных.

Однажды ночью в кривом участке железнодорожного пути случилась авария. Вагон сошёл с рельсов, а рельс раскрошился.

В таких случаях ездят в обход или ждут аварийную бригаду. Мы ездили в обход.

Около 3-х часов ночи приехали аварийщики. Запасной рельс нужно взять на складе и привезти на платформе.

Если бы авария случилась на прямом участке пути, то не было бы никаких проблем.

Длина рельсовых плетей стандартная, но в кривых участках нужно знать радиус кривизны.

Он тоже стандартный, но вариантов десяток – 200, 400, 600 и так далее (метров) – радиус железнодорожных кривых в металлургии.

На запасных рельсах радиус указан краской, потому что гнут их на месте почти вручную на специальных валиках.

А на аварийном рельсе краска от времени исчезла.

Вес 6-тиметрового рельса 300 кг. Его нужно домкратом поднять с земли, положить на платформу, подъехать к месту аварии, выгрузить и уложить в путь.

Это занимает около часа, если тепловоз привязан к аварийной бригаде.

«Студент, – говорит Михалыч, – как узнать радиус сломанного рельса? Выручай, наука – доменные печи остановятся».

Сел я думать и придумал.

Ширина железнодорожной колеи – любой студент на память знает – 1520 плюс 2 минус 4 миллиметров.

2 и 4 это допуски.

Если натянуть верёвку между рельсами и сложить верёвку втрое, то из 2-х третей веревки получим стандарт в 1 метр.

Посередине 2-хметровой верёвки завязать узелок.

Приложив 2-хметровую верёвку к кривому рельсу, нужно измерить расстояние от узелка до рельса.

Диаметр трёхкопеечной монеты в СССР был 22 миллиметра.

Дальше по теореме Пифагора через формулу сокращённого умножения можно выйти на радиус.

Главное не ошибиться в какую сторону округлять результат расчётов до стандарта.

Получил я результат 400 метров.

«Ты уверен, – спрашивает Михалыч, – если ошибёмся, доменные печи станут».

Я струхнул, конечно, а деваться некуда  – математика царица наук.

«Уверен», – говорю.

Михылыч сказал по рации, чтобы везли кривой рельс радиусом 400 метров.

Но что-то уж слишком быстро его привезли и у меня закрались сомнения.

«А как вы без меня узнали радиус?», – спрашиваю.

«У дежурного по станции есть масштабная схема путей. Там радиусы всех кривых нанесены, – сказал Михалыч, – но ты молодец. Будет толк. И учат вас правильно».

Удивительно, что рабочие не посмеивались надо мной, а наоборот тоже внимательно следили за моими действиями и посматривали на Михалыча.

А на четвёртом курсе я узнал, что вычисление радиуса железнодорожной кривой в полевых условиях это стандартная задача.

Решается она естественно тем же методом, что я придумал.

«Единицу разделить на двойной зазор» это формула (1) и её знает любой путеец.

Но измерять зазор, который я обозначил греческой буквой сигма, при помощи трёхкопеечной монеты это всё же моя идея.

Михалыч, заглядывая в чертеж, удивлялся: «Это что у тебя? Что за сигма такая? Ты что без сигмы этой не можешь?»

Я и сам не знал почему, а потом сообразил.

Пифагор же грек и у меня непроизвольно к теореме Пифагора греческие буквы просятся.


Рецензии
Dailymailonline-news - By ANNE DARWIN FOR THE DAILY MAIL
PUBLISHED: 22:11 GMT, 27 September 2016 | UPDATED: 06:39 GMT, 28 September 2016

(ссылка не прошла трижды, интересная история (не по теме):

'My most wicked betrayal': Canoe wife Anne Darwin reveals her regret over putting
her beloved sons through the agony of accusing her in court after she tried to save
her skin by pleading not guilty to her crimes
они каждый день дополняют но вот самое интересное пока:

http ://www. dailymail. co. после точки добавить хтымлу (эйч-ти-эм-эл)).

Борис Рубежов Пятая Страница   30.09.2016 07:41     Заявить о нарушении