Житие с Акафистом Князю Александру Невскому

12 сентября – обретение мощей святого благоверного князя Даниила Московского,
перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского.

Святой благоверный князь Александр Невский – день памяти 12.09 и 06.12
по новому стилю.

Князь Александр Невский родился в 1220 году, его отец великий князь Владимирский
Ярослав Всеволодович из рода Рюриковичей.

Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья
Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере
и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения
русской государственности.

Рюрик, старший из братьев, пережил своих братьев, присоединил области
родственников к своей, стал основателем и родоначальником династии.

На протяжении более 700 лет Рюриковичи под покровом Божиим
вели Россию путём исповеднического служения.

Князь Александр Невский родился незадолго до монгольского нашествия.
Под руководством своей благочестивой матери Феодосии, он получил хорошее
по тому времени образование, носившее глубоко религиозный характер.

Детство и юность свою он провёл в Новгороде, где сначала княжил его отец,
а затем и он в очень юные годы принял бремя правления.

В то время русские князья давали своим детям хорошее образование.
Их учили грамоте, чтению духовных книг, воинскому искусству, дипломатии.

Наставниками князя были лица духовные, да и само это обучение носило,
главным образом, характер ознакомления с истинами христианской веры,
дышало христианским благочестием.

Старинные новгородские летописи
оставили нам словесный портрет князя:

«Он был высок ростом, силён, строен и прекрасен собою. Голос имел звучный.
Кроткий и ласковый в обращении, он невольно внушал уважение к себе своими
выдающимися душевными качествами, а некоторых смирял грозой своего гнева
и примерного наказания».

Характер князя Александра сформировался в результате его взаимоотношений
с Великим Новгородом. Новгородцы не ладили с князем Ярославом из-за его
крутого нрава, а Александр был достаточно мудр и осторожен.
Новгородцы приняли его и считали своим князем.

Александр Невский жил в тяжёлое время для России – это порубежное время.
Киевская Русь отходила в прошлое, раздираемая междоусобными бранями,
а Московская Русь ещё не началась. Зачинателем её станет в последствие
младший сын Александра Невского святой князь Даниил Московский.

В середине XIII столетия Ангелом – Хранителем для Руси явился Александр Невский.
Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных
способностей и качеств по слову Писания:

«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10.16).

Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, –
свидетельствует о князе писатель его жития.

Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра: для спасения России
он должен был одновременно явить доблесть воителя, и смирения инока.

Великий престол в то время находился во Владимире, но многие княжества
стремились к самостоятельности.

Великая Новгородская купеческая республика была, практически, независимым
государством, обладала огромными богатствами и самостоятельностью,
но более всего новгородцы гордились своей «вольницей».

И то, что они пригласили к себе на княжение юного княжича Александра,
говорит о нём, как о личности незаурядной с самых молодых лет.

Новгородская область оставалась свободной от татарского разорения.
Впервые Русская земля услышала о татарах в 1223 году.

Казалось, предчувствуя, что-то страшное, сама природа исполняла слова
древнего пророка. Суровым испытанием и великой скорбью посетил Господь народ,
в огне искушений смиряя остатки гордыни древних руссов.

Татарская гроза, уничтожавшая города и селения, орошавшая поля русской же кровью;
с другой стороны – восстали против России шведы, ливонцы и литовцы.

Во время татарского ига русский народ приобрёл драгоценный талант смирения,
который в последствие лег краеугольным камнем в величественное здание
Русского Православного царства.

Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера:
святыня Русского Православия требовала защиты от латинского поругания.

Всей душой, чувствуя в Церкви «столп и утверждение истины», понимая значение
этой истины в Русской судьбе, князь вступил в служение «удерживающего» Р
усской земли – державного защитника чистоты церковного вероучения.

Победа князя Александра на Неве в 1240 году – первый успех русского оружия,
именно в честь этой замечательной победы над шведами молодого князя
стали называть Невским.

На это сражение шведский король отправил многочисленное войско, святой князь
Александр вышел на встречу с малой дружиной, но с твёрдой надеждой на Бога.

Битве предшествовало чудесное видение, бывшее ижорцу Пелгусию.
Тот созерцал ладью с гребцами, овеянными мглой, и двух лучезарных витязей,
стоявших, обнявшись, в этой ладье. Это были святые князья – страстотерпцы
Борис и Глеб.

«Брате Глебе, – сказал Борис, – всем грести, да поможем мы сроднику своему,
великому князю Александру Святославовичу!»

Шведы не ожидали близкого отпора, и победа русских была полной и решительной.
Однако охотники расширить свои владения за счёт русских земель не переводились.

В 1242 году произошло Ледовое побоище, задержавшее продвижение германцев
на Восток и оградившее наше Отечество от порабощения Западом.

Неутомимо сражаясь, Александр Невский вёл оборонительную войну, не стремясь
к захвату чужих территорий.

Мужество и благородство были присущи этой высокой душе.
Новгородцы радостно торжествовали свою победу.

Но вскоре за этим с запада начали наступать католики.
Взяты были Юрьев и Псков. Явная опасность грозила и Новгороду.

Между тем, в Новгороде происходили сильные беспорядки, так что
князь Александр вынужден был удалиться из него в Суздальскую землю.

Под влиянием опасности, новгородцы образумились и просили благоверного князя
возвратиться к ним и помочь отразить врага. Не помнил обиды, доблестный князь
возвратился в Новгород.

5 апреля 1242 года был положен конец притязаниям крестоносцев, что, однако,
вовсе не означало прекращения многолетней вражды. За год до своей кончины
святой князь опять воевал против запада; в поход на Юрьев – Ливонский
он послал сына Димитрия и брата Ярослава.

Князь Александр княжил в Новгороде с 1236 года, а в 1239 году он венчался
с княжной Александрой Брячиславовной Полоцкой в городе Топорце.

Будущая жена князя, княжна Александра из рода полоцких князей
(из того самого рода, что и святая Ефросиния Полоцкая, которой император
Константинопольский Мануил подарил икону Пресвятой Богородицы Эфесской,
известной в России, как Корсунская Пресвятая Богородица).

По преданию, икона была написана евангелистом Лукой ещё во дни земной жизни
Пресвятой Богородицы. Именно, этой иконой благословляли перед свадьбой
княжну Александру, и затем она стала их семейной иконой.

Во времена татарского ига многие князья ездили на поклонения к хану Батыю.
Нестерпимо унизительными казались князю эти поездки. Оскорбленное самолюбие князя
заставило его искать пути освобождения от монгольской зависимости.

В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей – баскаков,
а князьям приказал явиться к нему для подтверждения их прав на владение
своими княжествами.

Первому этому унижению подвергся великий князь Ярослав Всеволодович,
отец святого Александра.

С выражением покорности он должен был отправиться в Орду, а одного из своих
сыновей – Константина – отправил даже в далёкий Каракорум, в ставку Великого хана.

В 1247 году, после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю
и святому Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол
остался незанятым, и от воли хана зависело – дать его тому или иному князю.

Батый принял святого Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив
в Большую Орду к Великому хану. Там князь нашёл приём не хуже, чем у Батыя:
Великий хан утвердил его на престоле Владимирском, поручив всю Южную Русь и Киев.

Возможно, именно, в это время святой князь обратил ко Христу сына всемогущего
Батыя, царевича Сартака, став его побратимом
(о чём, имеются показания арабского историка).

От него Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями –
Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца,
и это открывало перед святым Александром широкие возможности в деле объединения
Руси под единой властью великого князя.

Так был заложен фундамент будущего Московского государства. Возрастание Русского
Православного царства совершалось на почве, уготованной мудрой политикой князя.

Но недолго пришлось наслаждаться покоем. В 1255 году умер Батый,
и в Орде произошёл государственный переворот.

Сартак был умерщвлён своим дядей – Берке, который и стал ханом.

Ради любви к родной земле и ради спокойствия своего народа князь ездил в Орду
и дважды в далёкие монгольские степи.

Православная церковь прославила князя за его служение Отечеству, помощь народу
в дни испытаний и бедствий, а также за смирение, с которым он нёс свой крест
по жизни.

Казну свою князь тратил на выкуп пленных, которых татары уводили в полон.

Авторитет князя Александра Невского был очень велик даже среди ордынцев; так,
с помощью митрополита Владимирского Кирилла он добился разрешения у хана
открыть в Орде две епархии, Саранскую и Подонскую, договорился об отмене
службы русских полков в татарской армии, которая совершала грабительские набеги
на славянские земли. Был он твёрд в православной вере, и отверг посягательство
папы и римских миссионеров на русских верующих.

С 1252 года великий князь Владимирский – ещё три раза ездил в Орду,
своей мудрой политикой достигая многих важных для народа облегчений.

Когда осенью 1263 года князь, возвращаясь из Орды на родину с радостными вестями,
заболевает, чувствует, что умирает. Перед смертью он принял схиму, высший
иноческий чин, с именем Алексий.

14 ноября 1263 года день кончины великого князя Александра.

Весть о кончине святого Александра достигла града Владимира в то самое время,
когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении на родину.

Блаженный митрополит Кирилл, находясь в это время во владимирском храме,
увидел князя Александра как живого, но в неземном сиянии. Он понял, что князь
преставился и со слезами на глазах, выйдя к народу, воскликнул:
«Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской!».

Останки любимого князя первосвященник с духовенством, бояре и народ встретили
у Боголюбова: по словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий.

Тело великого труженика и радетеля Православной России было погребено
во Владимирской Соборной Церкви Рождественского монастыря.

Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой,
простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита.

Почитание его, как святого заступника Руси установилось сразу вслед за кончиной.

Житие Александра Невского есть военная героическая повесть.
Заключительные слова жития выражают христианскую идею этой героической жизни:

«Тако бо Бог прославил угодника Своего, яко много тружеся за землю русскую,
живот свой, полагая за православное христианство».

Святой благоверный князь Александр, ходатайствует перед престолом Всевышнего,
за нас, чтобы дух веры и благочестия никогда не оскудевал в нашем отечестве,
чтобы все мы – и великие и малые – преуспевали более и более в благочестии
и вере.

С тех пор Александр Невский живет в памяти народной:
в 1547 году он был прославлен на Московском Соборе и причислен к лику святых.

В 1630 в Москве митрополитом Филаретом был устроен первый храм
во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Это была надвратная церковь над Тайницкими вратами в Кремле.

Очень почитал святого князя Александра император Пётр Великий.
Петр I вправе считал себя потомком святого благоверного князя.

Но прежде всего он видел в Александре Невском своего великого предшественника
в борьбе за сохранение за Россией невских берегов и выхода к Балтийскому морю.

В 1717 году в Санкт-Петербурге по его указанию был заложен монастырь –
Троицкая Александро-Невская лавра.

Героя Невской битвы император Пётр избрал небесным покровителем
для своего любимого города.

В 1724 году по приказу Петра Великого мощи святого благоверного князя
Александра Невского из Владимира переносят в Санкт-Петербург –
для благословления новой столицы и освящения её этой древней святыней:

Александр Невский – один из самых почитаемых русских святых.
С тех пор мощи святого пребывают в Александро–Невской Троицкой лавре.

После смерти Петра Великого императрица Екатерина I учредила в 1725 году
орден святого благоверного князя Александра Невского, которым награждали
за особые заслуги перед Отечеством.

С 12 сентября 1726 года торжественно празднуется день перенесения мощей
святого князя в лавру.

А в 1745 году императрица Елизавета Петровна устроила для мощей серебряную раку,
изготовленную из первого серебра Колыванских рудников.

Государыня Екатерина II в 1774 – 1790 годах построила в лавре Троицкий собор
и приказала перенести мощи туда – там они покоятся, и по сей день.

Помня подвиг Святого благоверного князя Александра Невского, защитника земли
Русской и Веры Православной, разгромившего надменных псов-рыцарей, и мечом своим
поставившего их предводителю Биргеру клеймо на лоб, дабы им не изменяла
историческая память.

Как только забывал Запад об этом, Русь неизменно напоминала тем,
что ставила всем им клеймо святого благоверного Князя Александра Невского!!!

Получили его Карл XII, Наполеон, Гитлер. Все они яростно ненавидели нашу веру,
наш образ жизни, нашу преданность Русскому Пути Правды.

Трехсотлетняя петербургская традиция почитания святого благоверного князя
Александра Невского ныне достойно продолжена воздвижением конного монумента
в честь небесного покровителя северной столицы.

Прекрасный, гордый монумент – «конный и оружный» князь точно преградил врагу
вход в Святые ворота лавры, высоко держа копье – атрибут змееборца.

Владыко Владимир Санкт–Петербургский и Ладожский сказал:

«Памятник Александру Невскому поставлен нам в напоминание, что он защитник наш!
Приходите и молитесь здесь!» – и этот призыв ко всем прийти в лавру
был исторически верен, так как орденским храмом кавалеров Ордена святого
благоверного Князя Александра Невского, учрежденного ещё в 1725 году,
являлся Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Образ и имя святого Князя Александра Невского – это символ исторической
преемственности: от Древней Руси – к Петербургской, Императорской России,
и от Российской Империи – к мощи Советского Союза – к мощи России.

Поэтому воздвижение памятника благоверному князю именно сейчас,
в безвременье новой смуты, богато государственными и национальными смыслами.

Власти Петербурга намерены увековечить Невскую битву, установив ещё один памятник
св. Александру Невскому на месте знаменитого сражения в устье реки Ижора
(ныне – Колпинский район города на Неве).

12 сентября Русская Церковь отмечает перенесение мощей святого благоверного
Князя Александра Невского (1724) и обретение мощей его младшего сына –
святого благоверного Князя Даниила Московского (1652).

Существует красивое предание, связанное с именем святого благоверного
Князя Александра Невского:
«Говорят, если в городе есть действующий храм во имя благоверного князя,
то в этот город никогда не войдет враг!!!».

В Екатеринодарской епархии, в столице Кубани г. Краснодаре почитание святого
благоверного Князя Александра Невского отмечено возрождением двух святынь.

В начале ул. Красной, на месте старого казачьего войскового храма
в честь святого благоверного Князя Александра Невского, построенного
в 70-х годах ХIХ века, и просуществовавшего до 21 января 1930 года
возрожден храм-часовня Александра Невского.
 
2005 год ознаменовался важнейшим событием, имеющим непреходящий духовный смысл:
открыл свои двери войсковой казачий собор – белокаменный красавец, освящённый
в честь святого благоверного Великого Князя Александра Невского.

Восстал из руин не просто очередной храм, а войсковой собор,
что для казачьего края, имеет особое значение.

Тропарь Александру Невскому, глас 4:

Познай свою братию, российский Иосифе, /
не в Египте, но на небеси царствующий,/
благоверный княже Александре,/
и приими моления их,/
умножая жита людем плодоносием земли твоей,/
грады владычествия твоего ограждая молением //
и православным христианом на сопротивныя споборствуя.


Акафист и молитва Святому Александру Невскому:

Кондак 1
      

Избранному воеводе земли Российския, светлому украшению Церкве Православныя,
святому благоверному великому князю Александру Невскому похвальная восписующе,
яко верою враги видимыя же и невидимыя победившему и в вере своей, по речению
апостолову, добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание,
в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, братолюбие и любовь
явившему, со умилением и радостию возопиим:

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Икос 1

Со Ангелы и всеми святыми предстоиши ныне Христу, блаженне Александре,
моляся о любовию чтущих тя: темже поминающе, яко измлада Христа возлюбив,
к небесным духом прилепился еси, безплотных подражав житию, ублажаем тя, вопиюще:

Радуйся, корене благочестиваго отрасле пречестная;
радуйся, благоверия предков наследниче.

Радуйся, добродетелей отца боголюбиваго подражателю;
радуйся, кротости и благочестия матерняго преемниче.

Радуйся, вождю к Небесем стада своего христолюбиваго:
радуйся, в житии всех рабов Божиих друже и ревнителей благочестия собеседниче.

Радуйся, преподобных лика богосветлаго сопричастниче;
радуйся, веры Христовы непобедимый исповедниче.

Радуйся, волею мучениче, сликовствуяй ныне сонму мучеников добропобедному;
радуйся, христианскаго упования и любве всем нам девственный проповедниче.

Радуйся, уставов и чина церковнаго благолепнаго ревнителю;
радуйся, верных чад Церкве и угодников Божиих сонаследниче.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 2

Видевше лепоту лица и телеснаго возраста твоего, новоградстии людие радовахуся
и славляху Бога, взирающе на тя: мы же, поминающе светлейшия паче солнца
добродетели твоя, блаженне Александре, прославившему тя Господеви поим: Аллилуия.

Икос 2

Разумел еси, богомудре Александре, яко преходят образ мира сего, едино же есть
на потребу человеком еже благоугодити Господеви; сего ради измлада от любве
к миру и яже в мире уклонился еси, вожделев же зде сущими стяжати небесная,
яко верный раб Господу во всем житии неленостно послужил еси. Темже вопием ти:

Радуйся, подвижниче веры, угождение Богу паче всего предызбравый;
радуйся, подобне Аврааму во всем житии непорочно пред Богом поживый.

Радуйся, Исааково послушание показавый;
радуйся, путем Иаковля смиренномудрия ходивый.

Радуйся, Иосифову чистоту и целомудрие стяжавый;
радуйся, Моисеову любовь к людем своим в себе явивый.

Радуйся, якоже Самуил чиста себе от всякаго любостяжания соблюдавый;
радуйся, кротостию Давидовою враги своя победивый.

Радуйся, Петровой пламенней вере поревновавый;
радуйся, с Павлом игу Христову себе поработивый.

Радуйся, богомудрие Иоанново подвигом поучения в слове Божием снискавый;
радуйся, многих святых добродетели в себе совокупивый.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 3

Силою веры стяжал еси, блаженне Александре, высшее любомудрие, егоже ради,
презирая плоть, прилежал еси о души безсмертней; темже ублажающе тя,
яко стяжавша ныне безсмертие, вопием прославившему тя Христу: Аллилуия.

 Икос 3

Имеяй всегда пред очима своима Господа, трезвенно пожил еси, блаженне Александре,
и вся яже творил еси, творя во славу Божию, угодил еси Богу, Емуже предстоиши
ныне с лики от века угодивших; темже радующеся о тебе, зовем ти:

Радуйся, истиннаго трезвения подвижниче;
радуйся, спасительнаго созерцания любителю.      

Радуйся, наставниче наш в подвиге от мира удаления;
радуйся, стяжателю совершеннаго дара бодрственнаго себе внимания.

Радуйся, всякаго безсловеснаго вожделения твердый противоборниче;
радуйся, благочестия добрый подвижниче, преуспевый в разуме и деянии.

Радуйся, яко силою молитвы препобедил еси диавольская искушения;
радуйся, яко себе от греха оградил еси последних воспоминанием.

Радуйся, яко возлюбил еси душею еже о небесных помышление;
радуйся, яко преуспел еси в неленостных яже к Богу молитвенных предстояниих.

Радуйся, яко все житие свое освящал еси непрестанным имене Божия призыванием;
радуйся, яко угождал еси Господеви всяким благоугождением.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 4

Бури искушений воздвигоша врази и противу тебе, блаженне Александре.
Ты же препобедил еси сия силою благодати Христовы; темже ныне, к тихому
пристанищу притек, с лики искушенных в мире, победивших же мир, вопиеши Христу:
Аллилуия.

 Икос 4

Слышав Павла, глаголюща: всяк подвизаяйся от всех воздержится,
вся в уметы вменил еси, блаженне Александре, да Христа приобрящеши,
подвигами же отвержения себе и ко благим делом принуждения стяжал еси свободу
славы чад Божиих; темже ублажающе тя, вопием ти таковая:

Радуйся, образ отвержения себе нам показавый;
радуйся, ношению креста в последовании Христу нас научивый.

Радуйся, плоть со страстьми и похотьми ея поправый;
радуйся, житием твоим суету мира обличивый.

Радуйся, всякое пристрастие земное от себе отгнавый;
радуйся, разум свой в послушание веры пленивый.

Радуйся, волею своею благое иго заповедей Христовых подъявый;
радуйся, сердце свое от всякия страсти душевредныя чисто сохранивый.

Радуйся, себе Богу всесовершенне предавый;
радуйся, чрез все житие свое Богу послуживый.

Радуйся, совершением заповедей любовь к себе Божию стяжавый;
радуйся, наследие Царствия благоугождением Богу улучивый.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 5

Боготечною звездою прешел еси в мире, блаженне Александре, блистающ славою
и добродетелию; темже ныне сияеши на Небесех славою вечною с лики праведник,
с нимиже выну воспеваеши Христу: Аллилуия.

 Икос 5

Видевше тя, блаженне Александре, николиже во бранех побеждаема,
всегда же побеждающа, невернии единаго имене твоего устрашахуся,
мы же, поминающе исполненное веры мужество твое, ублажаем тя, глаголюще:

Радуйся, доблественный в защиту веры и Церкве воителю;
радуйся, своея земли мужественный защитителю.

Радуйся, наветов вражиих мудрый разорителю;
радуйся, мира безпомощных сильный оградителю.

Радуйся, воинства свейскаго на брегах невских славный победителю;
радуйся, безопасности всея северныя страны земли Российския охранителю.

Радуйся, злых козней иноверия, подвигших чуждую рать на землю нашу, разрушителю;
радуйся, законов правды богоукрепляемый утвердителю.

Радуйся, Пскова, отечества святыя Ольги, свободителю;
радуйся, ненавидевших мира умирителю.

Радуйся, буйства неустроенныя в тыя дни Литвы укротителю:
радуйся, во всех сих бранех христолюбиваго воинства своего мудрый предводителю.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 6

Проповедника кротости и терпения явил еси себе, блаженне Александре,
посреди преславных побед твоих; темже и стяжал еси сугубый венец от Царя Христа,
Емуже предстоиши ныне, вопия: Аллилуия.

 Икос 6

Провозсиял еси, блаженне Александре, паче мужества, терпением твоим,
егоже стяжал еси, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса,
Иже вместо предлежащия ему радосте претерпе Крест; темже восхваляюще тя,
усердно вопием:

Радуйся, до конца в подвизех служения Богу претерпевый;
радуйся, терпению Христову верно подражавый.

Радуйся, силу заповеди Христовы, яже о любви ко врагом, премудре уразумевый;
радуйся, и согрешшим противу тебе избавленным тобою людем любовь истинную показавый.

Радуйся, во искушении от народа своего хитрость лукаваго прозревый;
радуйся, мирным отбытием своим из земли своея злобу врага поправый.

Радуйся, и во всем житии своем ухищрения сатаны проразумевый;
радуйся, злое благим, по апостолу, выну препобеждавый.

Радуйся, паки, в годину скорби, в помощь оскорбившему тя Новуграду предуспевый;
радуйся, сего ради пламенную любовь от народа своего себе снискавый.

Радуйся, Божия посещения, болезни и лишения, со упованием терпевый;
радуйся, сего ради светлый венец от Господа стяжавый.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 7

Хотяй провозсияти тебе всеми добродетельми, блаженне Александре,
Владыка Христос призвал есть тебе к служению людем своим во дни посещения;
ты же притяжал еси к терпению смирение, егоже ради ныне превознесен еси,
предстоя Богу с песнию: Аллилуия.

 Икос 7

Дивно бе видети, како непобедимый воитель смиренно преклоняет главу свою
пред неверными, ихже посла Господь на люди своя ради грех их: дивно же есть
и воспомянути непобедимое смирение твое, блаженне Александре, имже и Господеви
благоугодил еси, и люди своя спасл еси. Темже благодарно вопием ти:

Радуйся, смирения Господня подражателю;
радуйся, подобающаго богопоставленным властем почитания учителю.

Радуйся, всякаго превозношения противоборче;
радуйся, истиннаго послушания подвижниче.

Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения;
радуйся, начальствующим наставниче в богоприятном людем предстоянии.

Радуйся, подвластных руководителю в богозаповеданном предержащим властем повиновении;
радуйся, яко многажды ради блага людей своих путьшествовал еси к безбожным,
ни во чтоже вменяя яже от них испытания.

Радуйся, яко не устрашился еси, призвав Бога, приити к Батыеви,
исполняя его веление;
радуйся, яко многащи воспринимал еси на себе страшный ответ о неразумных народа
своего востаниих.

Радуйся, яко оградил еси люди твоя от зловреднаго с неверными общения;
радуйся, яко мудре оградил еси в земли своей отеческия доблести и предания.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 8

Странническое житие прешел еси на земли, блаженне Александре, не ведый покоя
в трудех своих и не имый зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуяй;
сего ради ныне, блаженне, вселился еси в вечных обителех, выну поя Богу: Аллилуия.

 Икос 8

Всею душею послужив Господу и всем житием своим благоугодив Ему,
прославился еси благочестием, егоже ради и исповедник явился еси веры Христовы,
блаженне Александре; поминающе убо подвиг исповедничества твоего, вопием ти:

Радуйся, злобы неверных не устрашивыйся;
радуйся, твари паче Создавшаго не послуживый.

Радуйся, солнцу и огню в стане безбожных не поклонивыйся;
радуйся, веру свою во искушении сохранивый.

Радуйся, велению безбожному не покоривыйся;
радуйся, твердый проповедник веры пред неверными себе явивый.

Радуйся, с сугубою славою, по исповедании своем, в землю свою возвративыйся;
радуйся, во всем житии верным вере отцев пребывый.

Радуйся, от лести иноверия премудре уклонивыйся;
радуйся, лукавство проповедников лжеверия яве обличивый.

Радуйся, твердый защитник правоверия явивыйся;
радуйся, лжесловесие врагов Православия словом здравым препобедивый.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 9

Всего себе повинув Богови, яко раб благий и верный послужил еси Ему,
блаженне Александре, паче сверстник твоих для земли твоея потрудився;
темже и внити сподобился еси в радость Господа своего, Емуже предстоиши ныне,
со Ангелы поя: Аллилуия.

 Икос 9

Витийствующий язык не возмогл бы восхвалити дела твоя, блаженне Александре,
яже совершил еси, полагая по братии душу свою; смиренно убо поминающе сицевая
исправления твоя, умиленную песнь приносим ти, глаголюще:

Радуйся, братолюбия христианскаго приискренний ревнителю;
радуйся, Моисеовы и Павловы любве ко братии подражателю.

Радуйся, заповедей Христовых яже о любви верный исполнителю;
радуйся, и всех нас в любви к присным дивный наставниче.

Радуйся, примером своим паче слова явивыйся стязающихся
о наследии братий своих примиритель;
радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся.

Радуйся, общаго мира во днех своих устроителю;
радуйся, изгнаннаго страхом нашествий татарских народа своего собирателю.

Радуйся, безпомощных присный защитителю; радуйся, нищих и алчущих питателю.

Радуйся, сирых сильный покровителю;
радуйся, и ныне всех скорбящих и нуждающихся мощный пред Господем предстателю.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 10

Спасти хотя душу свою, ведый же, яко не имущему любве к Богу никиими же подвиги
и добродетельми улучити спасение возможно есть, стяжал еси венец добродетелей,
еже есть любовь к Богу, Емуже предстоя ныне, радостно вопиеши: Аллилуия.

 Икос 10

Царя Небеснаго возлюбив от всего сердца твоего, и от всея души твоея,
и всею мыслию твоею, принесл еси Ему, блаженне Александре, последи многоразличных
приношений веры и усердия, себе самаго в жертву живу, святу, благоугодну;
темже ублажающе тя, вопием ти:

Радуйся, в житии своем всеми богоугодными делы Господеви послуживый;
радуйся, обетами иночества святое житие свое увенчавый.

Радуйся, многи храмы Божии, безбожными раззоренныя, обновивый;
радуйся, к просиянию подвигов постничества обители святыя созидавый.

Радуйся, подвизающихся измлада в благочестии ради Бога возлюбивый;
радуйся, ангельский образ и себе чистою душею предызбравый.

Радуйся, в конец жития своего всего себе Богу посвятивый;
радуйся, приятием схимы, с новым именем Алексия, всесовершенне себе Богу предавый.

Радуйся, обетом девства чистоту сердца своего явивый;
радуйся, обетом нестяжания высоту духа своего показавый.

Радуйся, обетом послушания всецелое служение свое Единому Богу во веки утвердивый;
радуйся, к венцу мудраго и благаго князя мзду инока притяжавый.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

 Кондак 11

Пение погребальное слезами растворяшеся у гроба твоего, блаженне Александре;
людие твои плакахуся о тебе, солнце земли Русския, в полудни зашедшем,
и рыдания прерываху умиленную песнь их к Богу: Аллилуия.

 Икос 11

Свет славы небесныя осия тя вскоре, блаженне Александре, утешая плачущия люди
твоя; темже видяще при гробе твоем знамения и чудеса, сынове российстии достойне
призываху тя, яко в молитвах предстателя. Мы же, поминающе скорое заступление
твое, вопием ти:

Радуйся, угодниче Божий, в самом погребении прославление от Бога получивый;
радуйся, скорый предстателю наш, егоже призываху отцы наши в нуждах и озлоблениих.

Радуйся, в борьбе с татары князю Димитрию Донскому явивый вспоможение;
радуйся, царю Иоанну на казанцы одоление исходатаивый.

Радуйся, исцеления многоразличная всем подаваяй;
радуйся, слепым зрение молитвою твоею возвращаяй.

Радуйся, хромым, припадающим ко гробу твоему, хождение даруяй; радуйся, разслабленных неможение врачуяй.

Радуйся, одержимым от бесов свобождение подаваяй;
радуйся, безнадежных надеждою спасения оживляяй.

Радуйся, в погубльших разум разумение возставляяй;
радуйся, от гроба твоего многообразная чудотворения присно источаяй.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 12

Благодать познавше, живущую в нетленных мощех твоих, людие владимирстии
с любовию прихождаху ко святей раце твоей и, радостно лобызающе ю, славляху
о тебе Бога, прославляющаго святыя Своя, со умилением вопиюще Ему: Аллилуия.

 Икос 12

Поюще добродетели и чудеса твоя, радостию сретаху и провождаху отцы наши
святое тело твое, егда преселяхуся святыя мощи твоя на новое место покоища
в славном святаго Петра граде; и мы ныне, радующеся о небесней славе твоей
и обитании нетленных мощей твоих в богоизбранном граде сем, со онеми вопием ти:

Радуйся, российский Иосифе, на новое место упокоения преселивыйся;
радуйся, всех концев земли Российския покровителю.

Радуйся, Петрова града благонадежное утверждение;
радуйся, тогоже во бранех небесный защитителю.

Радуйся, северныя столицы неоцененное украшение;
радуйся, тезоименитыя тебе обители славо и утверждение.

Радуйся, народу русскому здравие же и спасение молитвами твоими подаваяй;
радуйся, всех упование на тя возложивших богомудрый учителю.

Радуйся, иноком, яко инок, полезное примером жизни своея наставление преподаваяй;
радуйся, мирским людем, яко в мире потрудивыйся, к добродетелем общежития руководителю.

Радуйся, нетлением своим всем нам надежду воскресения подаваяй;
радуйся, всех нас в напастех и скорбех поборниче, хранителю и свободителю.

Радуйся, святый благоверный великий княже Александре!

 Кондак 13

О святый благоверный великий княже Александре!

От благоговейных сердец приносимую ти, аще и недостойную, хвалебную песнь сию
приими от нас, яко усердную жертву сердец, любящих тя и ублажающих святую память
твою. Охраняй всех нас молитвами твоими; огради ходатайствы твоими град твой
и вся люди земли Российския, да тихое и безмолвное житие поживше в нынешнем веце,
блаженство вечное наследим и купно с тобою и всеми святыми выну сподобимся
воспевати Богу: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Со Ангелы и всеми святыми...»
1-й кондак «Избранному воеводе...».

Молитва святому благоверному великому князю Александру Невскому:

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих
и теплый наш пред Господем предстателю,
святый благоверный великий княже Александре!

Призри милостивно на ны, недостойныя, многими беззаконии непотребны
себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца
к тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры
был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди.

Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси,
и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави.

Ты, победив полки супостатов, от пределов российских оных отгнал еси,
и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи.

Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие,
и ныне праведно венцем нетленным увенчанный на Небесех царствуеши,
исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное
и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам.

Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися
о всех православных христианех, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию
в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета,
да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго,
Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая:

О святый благоверный княже Александре!
Призри милостивно на ны, недостойныя рабы Божии (имена),
и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию
шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам,
да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии
и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога
в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно,
и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому благоверному князю Александру Невскому:

Тропарь, глас 4:

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре,
яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли,
новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою
верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе
благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти,
и сыновом Российским спастися.

Тропарь, глас 4 (Перенесение мощей)

Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на Небеси царствующий,
благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем
плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением
и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Кондак, глас 8:

Яко звезду тя пресветлую почитаем, от востока возсиявшую, и на запад пришедшую,
всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши, и просвещаеши верою чтущия
память твою, Александре блаженне. Сего ради днесь празднуем твое успение,
людие твои сущии, моли спасти Отечество твое, и вся притекающия к раце мощей
твоих, и верно вопиющия ти: радуйся, граду нашему утверждение! Аминь.

* Х *
http://www.stihi.ru/2016/09/12/6261
«Житие с Акафистом Святому Благоверному
Князю Даниилу Московскому»


Рецензии