Самоцвет без оправы Юлианы Лишмановой
Очарованье первой книжки.
Без трескотни пустых реклам
Она, загадочная слишком,
Свой запах источает нам
Сквозь вековую тайну шрифта,
Канву рифмующихся фраз.
Ведь это именно от них-то
Мурашки по спине у нас.
А невольно вспомнились эти стихи, наверное, потому, что я не обманулся в своих ожиданиях, хотя и мог уже в какой-то степени судить о творчестве Юлианы по разбору её стихов на литобъединении, а также по её публикациям в местной печати и публичным выступлениям перед читателями. Но рукопись... Это своего рода все зёрна в одной горсти. Все взлёты и падения, сомнения и переживания, мучительные поиски и несомненные находки. Ведь не зря же кто-то из мудрых изрёк, что первая книжка пишется всю жизнь, а последующие - в отпущенные на это судьбой годы. Поэтому по ней уже можно почти на все сто процентов судить о том, состоялся ли автор, или, образно говоря, пока ещё "топчется на ступеньке предбанника". Начнём с того, что уже в самом названии книги заложена глубинная суть как мироощущения самого автора, так и его идей, воплощённых в поэтических образах, словах и рифмах, ясно ощущается поэтическое восприятие мира, пропущенное через лирическое "я". Что же касается поэтического кредо, то поэтесса ёмко и чётко выражает его в таких на первый взгляд непритязательных строках диалога матери с сыном, как:
- Что такое - человечность? -
Сын у матери спросил.
- Это, сын, дорога в Вечность.
И, насколько хватит сил,
Всем по ней идти бы надо,
Понимать и сострадать.
Добрым словом, тёплым взглядом
Всем несчастным помогать
И ни славы, ни награды
За дела свои не ждать.
А шла она к такому пониманию смысла жизни через мучительные поиски в любви, мировоззрении, творчестве и гармонии с "этим временным миром страстей". Взять хотя бы любовь:
Казалось, всю жизнь будет литься
Берёзовым соком любовь...
Но:
Чар колдовских прошла пора,
Любовь заблудшая прозрела.
А рядом с ней - а где ж душа? -
Одно бесчувственное тело.
А вот её рассуждения относительно мировоззрения:
Вспоминаем о Боге
Лишь когда тяжело...
Если смерть на пороге,
Если горе пришло.
Но: ...забудем тревоги,
Станем в радости жить...
Только как бы о Боге
В эти дни не забыть.
Пытливая мысль автора этих строк касается и её понимания своего места в жизни и творчестве:
Нет приюта, достатка, успеха
В этом временном мире страстей.
Но с небес разливается эхом
Песнь души бесконечной моей.
Или:
Бывает, что я, неразумная, слабая,
Чужую одежду примерить хочу.
Надевши её, спотыкаюсь и падаю.
Выходит, размер должен быть по плечу.
Но в своих постоянных поисках истины и решения тех или иных проблем, которые ставит перед ней судьба, поэтесса (вот что важно!) печётся не столько "о себе любимой", сколько о судьбе всего мира:
Как узнать своё предназначенье,
Чтоб не зря топтать земную твердь?
В чём найти такое вдохновенье,
Чтоб душою мир весь обогреть?!.
Надо воздать должное Юлиане Лишмановой и как человеку исключительно честному, глубоко ранимому, но при всём этом не лишённому оптимизма, светлого юмора и самоиронии, о чём красноречиво свидетельствует стихотворение "Смак":
Хоть порой тебе и плохо,
Всё со временем пройдёт.
Только вот не стоит охать,
Надо верить - повезёт...
Просто надо научиться
Радость находить во всём.
Сладок мёд, но без горчицы
Мы и дня не проживём!
Подкупает эта способность на, казалось бы, банальном бытовом примере доказать и показать жизнеутверждающую суть своего мироощущения и понимания. Если же говорить о поэтических образах, взятых ею на вооружение, то они, как правило, естественные, как дыхание, ровное, а не прерывистое, и в то же время не затасканные толпами модных поэтов. Близка, на мой взгляд, любому читателю и тематика стихов Юлианы. Это вечные темы любви, природы, человеческих взаимоотношений и нравственности, решаемые ею без набивших оскомину сентенций и нравоучительности, присущих многим начинающим поэтам. Впрочем, если:
Ей не хватало раньше смелости,
Мешали бедность, неуют,-
То теперь - я это уверенно могу сказать - состоялся:
Дебют, по сути равный зрелости,
Подзатянувшийся дебют.
В одном из своих стихотворений Юлиана заявляет о том, что "Бриллиант нуждается в оправе", не без присущей ей самоиронии имея ввиду себя. Что ж, пусть достойной оправой её несомненному таланту и будет эта первая книжка "Я - частица бытия". А тебе, любезный и внимательный читатель, остаётся пожелать, читая её, сделать свои собственные выводы и открытия, если я что-то в этом анализе и упустил. Счастливого прочтения!
Свидетельство о публикации №116091108223