А я бросаю камешки с крутого бережка...

Далёкого пролива Лаперуза»

(Глуповатая и безграмотная песенка графомана Юрия Визбора, конечно же насквозь пропитанная, как «его тельняшка», советской лжеромантикой и солью псевдоглубокомыслия.  Это очень характерный признак «творений» всех бездарей: Банальность, мысль глупая и заурядная, подаётся нам с по-воробьяниновски важным надутием щёк, придавая откровенной пошлой чуши видимость некого сокровенного и глубочайшего смысла, такого, перед которым наивному читателю «невольно хочется вытянуться по стойке смирно». А на деле – благоглупость, разящая так, что хоть противогаз одевай.)

Жан Франсуа де Галоп, граф де Лаперуз, открыл этот пролив между Сахалином и Хокайдо в 1787 году.

Не раз отмечал в человеческом мышлении и психологии преобладение формы над содержанием.
Это проявляется всюду, в любом виде человеческой деятельности, в науке, искусстве, этике, юриспруденции, политике и всём прочем. Искусство, вообще, как уже неоднократно писал, есть ничто иное, как игра в формочки, в то время как песочек, «содержание» этих формочек в 99% случаев – коллизии, связанные с инстинктом размножения, пышно именуемом «любовью».
В науке не менее. Поль Ланжевен рассказывал А.Ф.Иоффе о своём докторанте:
«Идеи диссертанта просто вздорны, но развиты с таким изяществом и блеском, что я принял диссертацию к защите.» Имя диссертанта Луи де Бройль, идея – «волны материи», послужившие одним из оснований всей квантовой физики. Здесь опять  – торжество ФОРМЫ («изящно развиты») над Содержанием, то есть идеей «волн материи».
Писал о трагической судьбе японского физика Хантаро Нагаоки, который задолго до Резерфорда предложил планетарную модель атома, причём БОЛЕЕ удачную, чем модель Резерфорда. А над другой его идеей – связи сверхтонкой структуры спектров с влиянием ядра атома хорошо поиздевался немецкий математик,  физик-спектроскопист Карл Рунге. Идея, оказавшаяся через несколько лет совершенно ВЕРНОЙ! А почему? А потому, что идея эта была «развита в очень неубедительной форме». Значит по мышлению людей всегда складывается так: Если правильная идея (Содержание) представлена в слабой, неубедительной Форме, она отвергается Homo Sapiens(ами). А если насквозь ложная и лживая идея облекается в Форму «убедительную», то она теми же двуногими – прямостоящими, Pithecanthropos Erectus, охотно принимается: Геоцентрическая система, идея Флогистона -Теплорода и прочие.
«С помощью математики можно доказать всё, что угодно» А.Эйнштейн – И здесь математическая  ФОРМА (обычно выглядящая ОЧЕНЬ убедительно!) доминирует над реальным  и здравым физическим смыслом, СОДЕРЖАНИЕМ.
Можно ещё долго приводить такие примеры, но, мне представляется, этого достаточно.

Что было в этой заметочке до сих пор? Голая констатация «факта жизни», не более.
Автор, Эспри, грустит о такой идиотической особенности человеческого мышления, однако не отвечает на следующий, гораздо более важный, вопрос: А ПОЧЕМУ???
Итак, станем «Почемучкой» и попробуем ответить на вопрос, ПОЧЕМУ «Форма» в человеческой деятельности доминирует над «Содержанием»?
Частично я всё же пытался ответить на этот вопрос  (См. «Зачем вы, девочки, красивых любите», “А вы, друзья, как ни садитесь...»)

Причина  многомиллионолетняя, идущая от наипервейших организмов на Земле, вооружённых органами чувств. Они сообщают существу о том, что деется в окружающей среде. Холодно или жарко, солёно или пресно, рядом пища или хищник, который из тебя сделает пищу. В общем без органов-сенсоров жить невозможно. Но ЧТО вопринимают эти сенсоры? Законы природы, управлющие этим миров (СОДЕРЖАНИЕ) или ФОРМУ их проявления – явления, эффекты?
Сенсоры самой природой своей предназначены лишь для одной цели – сообщать живому существу об ЯВЛЕНИЯХ окружающего или внутреннего мира существа (интерорецепторы).

«Бросаем камешек с крутого бережка далёкого пролива Лаперуза». Что происходит? Мы видим, как камешек, описывая не совсем точную параболу, падает в воду. Ударившись о поверхность, вызывает выбрызгивание над поверхностью части воды, образование расходящихся волночек, выбулькивание пузырьков из места падения. Затем камешек исчезает и мы понимаем, что он пошёл на дно. Это то, что мы видим, слышим, ощущаем на коже (если бережок крутой, но не слишком высокий и брызги достигают нас). Но это всё ЯВЛЕНИЯ! Форма проявления неких невидимых, неощущаемых законов природы:
Закона Всемирного Тяготения (камень летит по кривой, близкой к параболе вниз)
Закона Инерции (камень, брошенный рукой, продолжает некоторое время своё движение)
Закона Сохранения и Превращения Энергии (потенциальная и кинетическая энергия камня переходит в лёгкий нагрев воды в месте падения, вздымание части воды вверх и придаче каплям воды достоточно большой скорости, чтобы вылететь из основной массы жидкости на довольно большое расстояние, на волнообразование)
Закона Сохранения Импульса (импульс камня расходуется на передачу части движения и массе воздуха, с ним сцеплённого и движение части воздуха, некой аэроподушки, перед камнем. Аналогично и с неким объёмом воды)
Законов Аэродинамического Сопротивления воздуха (камень летит не точно по теоретической параболе именно из-за аэродинамического сопротивления воздуха, порождения в нём вихревой дорожки Кармана, создание волн сжатия-разряжения в воздухе)
Законов, определяющих вязкость воздуха от температуры, давления и влажности (камень полетит дальше и быстрей, если воздух будет не таким плотным, не таким вязким и пр)
Закона Архимеда (камень, упав на поверхность воды утонет, так как его удельный вес больше удельного веса воды. Если камень не пемза или любой другой материал «легче воды»)
Законов, описывающих появление и распространения волн в среде и на границе двух сред. (Камень, упав в воду, вытеснит некоторое её количество и в воде возникнут волны продольные –  волны сжатия-разряжения и специфические волны на поверхности двух сред – жидкости и газа)
Законы Акустики, описывающие появление и распространение звуковых волн в атмосфере. (всё это будет сопровождаться и появлением воздушных, звуковых волн)
Закона Адгезии, то есть сцепления с поверхностью камня прилегающего слоя воздуха. (камень при полёте захватит за счёт адгезии некий слой воздуха)
Законы Аэродинамики – Гидродинамики и развития подъёмной силы (если камень был плоским и мы бросили его так, чтобы он «попрыгал по воде» – «блинчики»)
Не уверен, что перечислил ВСЕ законы, замешанные в таком простеньком явлении бросания камешков в воду.
Но ни одного из этих законов мы не ощущаем! Мы их можем помыслить, но не почувствовать органами чувств.
Итак, воспринимая форму и только её, мы переносим на всю нашу психику этот приём. Форма для нас ВАЖНЕЙ содержания! Ибо ФОРМУ проявления законов в виде эффектов мы воспринимаем нашими органами чувств, а для «воприятия» законов, СОДЕРЖАНИЯ, надо ещё хорошенько подумать, что биологией, в целом, не «востребованно»!
Да и, вообще, зачем думать?!
6 IX 2016


Рецензии
У Визбора есть и другие песни, более глубокие. Что до дилеммы: форма-содержание, то, поскольку человек - часть живой природы, а законы физики описывают природу мертвую, в том числе полет камня (а не "полет шмеля", например, как музыка Хачатуряна), то и содержание его мыслей зависит больше не от мертвой логики, а от живых органов чувств. То есть и наша форма определяет содержание, а не наоборот? -Есть абстрактная логика мертвого, компьютера: 0-1-0-1, а есть логика живого восприятия. Как-то так)

Олеся Палермо   23.05.2018 15:13     Заявить о нарушении
Уважаемая Олеся Шевченко Оливия Палермо 2,
Благодарю Вас за прочтение моей заметочки и интересный комментарий.
В этой писульке я (уже не первый раз) говорю о том, что мы воспринимаем, как все живые существа, не законы, скрытые для ВОСПРИЯТИЯ органами чувств, а сами явления. И потому форма их, законов, проявления в виде неких физико-химических феноменов, играет для всех живых существ важнейшую роль.
И это хорошо, ибо помогает выжить.
Плохо то, что мы в своём мышлении часто отдаём приоритет ФОРМЕ, а не СОДЕРЖАНИЮ.
Об этом, собственно, и сама заметочка.

Микропоправки:
Физика отражает не только законы «мёртвой материи», а и весьма живой, есть даже целый раздел, называемый БИОФИЗИКОЙ с подразделом Медицинская Физика. То есть применение законов физики к процессам в живых организмах. Ибо живые организмы тоже являются частью природы и управляются теми же законами.
«Полёт шмеля» – звучит в опере Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», насколько мне помнится.
У Арама Хачатуряна есть «Танец с саблями» в балете «Гаянэ». Есть балет «Спартак», но про полёты шмелей он, кажется, не писал.
Я пишу об одной песне Визбора, творчество которого меня, признаться, мало интересует. Иногда одна маленькая вещичка, как и случайный жест, характеризует суть человека лучше, чем лживые маски, которые он нацепляет на себя в зависимости от прибыльной нужды.
Как видите, опять – ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ!
Ещё раз, спасибо за труд по прочтению и написанию рецензии.
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   24.05.2018 13:28   Заявить о нарушении
Ха, Эспри де ле там что-то(дух взбирающийся по лестнице или духовная лестница? - с французским напряг, пардоньте муа), вы попались в собственную ловушку формы! бедный...Потому что это любимая песня моего папы, я не задавалась вопросом, кто ее собственно написал, вы сказали - Визбор, я и поверила, но тут вдруг засомневалась, млин, я же в свое время ходила в клуб КСП и уж творчество трех китов: Окуджава, Высоцкий, Визбор, Дольский (от себя добавила, хотя, по мне, он первый среди равных, как музыкант) знала как свои пять пальцев, и вот меня насторожила именно эта глуповатость песенки, вобщем, Визбору несвойственная, набираю, открываю: муз. Яна Френкеля, сл.Михаила Таича, ИСПОЛНЯЕТ Юрий Визбор. (Вы можете быть не в курсе, Эспри-Кюри, но Визбор, кроме того, что поэт и прозаик, был еще и актером, а актеры иногда вынуждены исполнять песенки, за содержание которых ответственности не несут(!!!) И что мы видим, месье де Ле? Кто из нас формалист????

Олеся Палермо   24.05.2018 14:28   Заявить о нарушении
Со "Шмелем" вышел прокол, извиняюсь. У Визбора есть легкость, но нет инфантильного легкомыслия. См. его лучшие песни "Серега Санин" или "Синий перекресток", "Нас исполняет музыка по лицам", "Все это для мужчин - рюкзак и ледоруб" и моя любимая "Лыжи у печки стоят". Некоторые узколобые называют это "бардовской песней", я предпочитаю называть российским шансоном, и Визбор, если сравнивать с вашей любимой Францией, это наш Ив Монтан, Высоцкий - Жак Брель, Окуджава - Азнавур (или Барбара?), Дольский - ну я не знаю, Шопен, может быть, такой он гитарный виртуоз. И все они говорят о той эпохе больше, чем исторический анализ, как и следует настоящему искусству. (Не надо считать совков примитивными дураками-недомерками, и вспомните, как власти гнобили того же Высоцкого, почему? - потому что он был ЖИВЫМ, в отличие от мертвого соцреализма.
По поводу живого и мертвого - мы не знаем ту грань, где они перетекают друг в друга. Если мертвые частицы встроены в живое существо, то либо эти частицы не так уж мертвы (см. китайское "ци" или белковая молекула ДНК), либо живые существа не так уж живы? Тут, возможно, проблема не в противопоставлении формы и содержания (ведь одно невозможно без другого), а в понимании, что законы абстрактного мышления тоже нуждаются в корректировке? 1-0-1-0 - это логика компьютера, тотального сознания. В китайской философии не два, а три компонента:"да - нет - может быть".
Наполним музыкой сердца,
Устроим праздники из буден,
Своих мучителей забудем.
Вот сквер - пройдёмся ж до конца.
Найдём любимейшую дверь,
За ней - ряд кресел золочёных,
Куда, с восторгом увлечённых,
Внесём мы тихий груз своих потерь,
Внесём мы тихий груз своих потерь.
Какая музыка была,
Какая музыка звучала,
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром,
А хлеб считать благодеяньем,
Страданье вылечить страданьем,
А душу греть вином или огнём,
А душу греть вином или огнём.
И светел полуночный зал,
Нас гений издали заметил,
И, разглядев, кивком отметил
И даль иную показал.
Там было очень хорошо,
И всё вселяло там надежды,
Что сменит жизнь свои одежды...

Олеся Палермо   24.05.2018 15:05   Заявить о нарушении
Уважаемая Олеся Шевченко Оливия Палермо 2,
Вновь – моя благодарность за два интересных комментария.
Постараюсь ответить на оба сразу.
Песенка идиотская эта – ведь только ЗАТРАВКА для дальнейших рассуждений, которые любой читатель вправе принимать или категорически отвергать.
В Интернете я обнаружил её с автором (возможно только в исполнении Визбора) исполнителем. Так что, если Ваша информация верна, спасибо за неё. Таич-Френкель, что сказать? Бездарь.
Искусство – это игра в формочки, в кулички. Писал об этом не раз. Песочек - содержание в 99% один и тот же.
Высоцкого когда-то любил, но чуть поврослев убедился, что, несмотря на отдельные талантливые произведения, в целом – глупо и псевдоглубокомысленно надуто. О личности же, могу лишь сказать, что считаю его подонком и обосновываю это своё мнение.
Как уже сказал, каждый читатель имеет священное и неотъемлемое право решительно не соглашаться со мной. Каждому также дозволено верить в то, что он/она пожелает. Я – верю в ясный и трезвый разум, в самостоятельное мышление, а не в стадные догмы.
И, полагаю, разумно будет, в дискуссии на любую тему, не «переходить сразу же на личности». Дискуссия же идёт о Форме и Содержании и извечной склонности человеческого мышления (обусловленной всем опытом животной жизни) к примату Формы над Содержанием. И она не идёт об умственных, эмоциональных и всех прочих качествах оппонентов.
За Кюри – отдельное спасибо! Но не считаю себя вправе присоединять к Эспри эту фамилию.
Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   25.05.2018 01:46   Заявить о нарушении