Стихотворение месяца 43 - Обзор Ирины Кучерявой
Глядят малолитражки вслед с тоской.
Резвятся кони под ее капотом.
Благоухает краской заводской
Прекрасная и юная «Тойота».
По-щегольски сверкал на солнце лак.
Сегодня на стоянке возле бара
Ей подмигнул красавец «Кадиллак»,
Стоящий возле края тротуара.
Но на него «Тойота» не глядит,
Кокетливо помаргивая фарой.
Любуется на свой прекрасный вид.
Ведь даже «Порш» и «Майбах» ей не пара.
Но вдруг собой, налюбовавшись всласть,
Она «КАМАЗ» немытый повстречала.
Забыв про все, зачем-то понеслась
И задний мост ему поцеловала.
Тосол как слезы, масло как река.
За что же ей дана такая кара.
Кому она нужна без передка,
С пожеванным крылом, разбитой фарой.
Упала резко на нее цена.
«КАМАЗ» уехал, бросив привереду.
Стоит, обескуражено она
И взглядом ищет ржавую «Победу».
Мораль сей басни трудно не понять
Тому, кто дружит с языком Эзопа.
Кто выше головы хотел летать
Частенько жизнь кончает у фаркопа.
4/4
Рифмы хорошие кроме двух глагольных.
Есть вопросы к последнему катрену. Немного неточна фраза "кто выше головы хотел летать", ведь она означает стремление к тому, чтобы сделать нечто больше своих возможностей. И те, кто это сделал, как раз не кончают жизнь плохо, что мы видим на примере многих успешных людей. А тут автор имел ввиду зазнайство, самолюбование, и то, когда человек ставит себя выше других. Лучше подобрать фразеологизм поточнее. Если, конечно, я правильно поняла что хотел сказать автор.
Пунктуация: "кто выше головы хотел летать" после этой фразы нужно тире, заменяющее собой пропущенное слово "тот".
"Стоит, обескураженно она" не нужна запятая
------
2. "Утка огарь"
Я стою, поджавши ножку,
Закопав головку в перья.
Балерина ли? Актриса?
Ярко-рыжий леденец?
Привыкаю понемножку
К мегаполису теперь я,
И с московскою пропиской
Ожидается птенец.
В зиму - холод, летом - жарко,
Межсезонье всех достало.
МКАД сегодня не измерить -
Навигатор не взяла.
От родного зоопарка
Я б куда-нибудь слетала,
Но уже почти не верю
В неподрезанность крыла.
Что ж, снимайте без подвоха
На айфоны и айпады,
Как живу я, не изведав
Перелёта птичьих стай.
Но на Чистых мне неплохо,
И соседи - то, что надо:
Вечно молод Грибоедов,
Вечно мудр старик Абай.
4/4
Не понятно, эта утка улетела или нет из зоопарка на чистые пруды? Вроде говорит, что хочет слетать, но не верит, что крылья не подрезаны - значит, не улетела. А потом оказывается, что она всё-таки на Чистых. И не понятно, почему снимать без подвоха? Сокращённые формы молод и мудр здесь не к месту, по-русски правильнее будет использовать полные формы.
------
3. "О валенках"
Едва ли кто носит сегодня калоши,
а мы ведь носили их после войны -
снаружи черны, как мартышечьи рожи,
внутри, как мартышечьи попки, красны.
Но речь не о пользе "резиноизделий",
калоши носили на валенки мы,
не знаю я обуви лучше доселе,
чем валенки - спутники русской зимы.
Какая нам польза зимой от ботинок,
когда во дворе выше крыши снега?
И валенки встали в прихожей картинно:
мне взрослая пара - пока велика,
отцовы - большие, на пятках заплаты,
изящные мамины - чуть в полноги,
братишке - на вырост, но мне маловаты,
поэтому их надевать не моги.
Ребята позвали - и валенок пару
на ощупт найти, и бегом во дворы
до напрочь промоченных валенок старых
играть в "императора" снежной горы.
Вернуться к полночи, и - чаю с малиной
(малиновый дух во все поры проник),
и валенки - к печке, сверчками любимой...
А что же калоши?
Да речь не про них.
4/5
чуть в полноги, правильнее будет чуть ли не в полноги. Образности маловато, но тут и не нужно много, на мой взгляд.
------
4. "Иллюзия. White"
Эти ворота были всегда закрыты,
Нынче ж - о чудо! - вдруг распахнулись ночью!
Чья-то промашка? Фокус? Подвох? Ловушка?
Вот мы сейчас посмотрим, какой ты Сухов! ) *
Свет изливался в створки подобно лаве,
Дальше по руслу плавно текла дорожка.
Ель, можжевельник, камни, резные туи -
Всё оживлялось лёгким её теченьем.
И приводило к дому, который замер
В медленном ожиданье... Кого? Меня ли?
Плавились окна в ярких медовых бликах
И обещали пришлым восторг и негу.
Что же в глубинах? Мне показалось - небыль.
Так не бывает, ведь ни шажка, ни звука.
Только безмолвно бьётся живое счастье,
Счастье в чистейшем виде, без проб, без пауз.
Дикое счастье? Что-то мне стало зябко,
Я в потаённой тьме забрела на ферму,
Где отливались слитки густого кайфа,
Гранулы блажи, шарики сладкой дрёмы.
Радость мешалась с болью и обновлялась,
Капли желаний падали с водостоков,
Но непреклонней воли, сильнее смысла
Было оно - смертельное эго счастья!
Я не посмела даже ступить в усадьбу,
Тихо сбежала, утром вернулась, впрочем.
Только ворота кем-то закрыты плотно,
А на задворках жмётся слепой домишко...
4/5
"меня ли" – по-русски правильнее "не меня ли". смутило название, почему иллюзия? Почему белая по английски?
А философская сторона очень понравилась, сочно и красиво о том как некоторые из нас боятся быть счастливыми.
------
5. "Жизнь соло"
Мы - город сильных одиночек.
Наш мир банален и нелеп.
И каждый чем-то озабочен…
И слеп.
Мы пронеслись совсем чужие
В безумном времени прайм-тайм.
И лбами треснулись в режиме
Онлайн.
В груди заклинило регистры,
В мозгу туман, экран погас,
И полетели звонко искры
Из глаз.
И этот миг как откровенье -
Я осознал: «Остановись!» -
Ведь наши жизни на мгновенье
Сплелись:
Цветы, признания и встречи,
Шум свадьбы, жизни хоровод…
Рутина… быт… сосиски с гречей…
Развод.
Безумье... Результаты шока.
Угасла вспышка как в бреду.
Опять по жизни одиноко
Бреду.
Как жаль, что счастье, с перепугу,
Мы не успели распознать.
И не успели… жизнь друг другу
Сломать.
4/5
Несколько однородных рифм. Интересная находка: параллели с компьютерами
------
6. "Далёкому - издалека..."
Не грусти обо мне, мой хороший, не надо.
Всё не так уж и плохо, на самом-то деле.
Да, увы, что ни день – за преградой преграда,
Но ведь лёгких путей мы с тобой не хотели.
Тех дорог, что привычно полны пешеходов,
Нам, романтикам старым, и даром не нужно.
Пусть колючая шерсть вместо лёгких шифонов –
Мне не жаль, в ней ещё и теплее к тому же.
Вместо зелени трав – только залежи снега,
Вместо яркости красок – пурги монохромность,
Но зато здесь легко дотянуться до неба,
Заполярье, тайга – чем, скажи, не хоромы.
Что с тобой друг от друга намного далече –
Так ведь близко и не были в жизни ни разу.
Не грусти обо мне. Расстоянья не лечат,
Но и не убивают. Ну…в общем – не сразу…
4/5
"Вместо зелени трав – только залежи снега," слово только здесь выглядит лишним, как будто вставлено для ритма.
------
7. "Отпускали"
Мы отпускали бабочек с веранды,
и чайник закипал о чём-то странном.
о чём-то неземном, таком красивом,
стучали в окна яблони и сливы.
Без исповеди и без покаянья
мы отпускали бабочек в сиянье:
супруг, две дочки, внук, подруга Валя
благословляли их и отпускали.
Они слепили нас нездешним блеском,
ломились в стёкла, бились в занавесках.
По Библии, а может по Корану,
мы отпускали бабочек с веранды.
Не тех, что в животе по новой моде,
а тех, что истомились по свободе.
Когда-нибудь и нас отпустит Кто-то
как бабочек далёкого полёта.
5/5
рисунок ритма выгладит рваным из-за разного рисунка пиррихиев (безударных стоп) в разных строках, но это мелочь, кроме этого всё понравилось.
------
8. «И фуры Руфи...»
(Морднилап)
О, шорох?! Отрезал лазер-то хорошо.
Я ил, Библия!
А мрак... водила вниз инвалидов карма...
Киндер, сопя: «Я – Посредник!»
Чу! Вижу – живуч…
И ген ворона – норов неги...
...Вид Хатор в ротах див...
Пресен романс: сна мор – не серп...
Алиментов море – пером... Вот не мила!
Завишу?! Алле: «Вон новелла "Уши ваз"!»...
А то – база, Нина! Забота...
В Израиле ели ар? (Зив)
Иван в Нави:
«Еду Иуде!»
Лев: «АП!» – «Лот? Сопа?!» – «Апостол Павел»...
О, мим... болит и лоб? – Мимо...
У, зал... Петербург груб... ретеплазу!
Овид Он, но Диво...
Почему в уме – ЧОП?!
И фуры Руфи...
О, бич?! Путь туп... «Чибо»!
Дорог уровень – не вору город!
Во, Тарасенко! – В окне – Саратов!
Алеся: «Америку – Кире, ма..!» Я – села...
Хит: Харон в норах тих...
Но Самому умом Ас он!
И Фареса сера – фи!
Филер, гни подлеца! А цел допинг? – Релиф...
Ян! Если б бил Сеня...
А здорово! Вор од – «ЗА»!
----------------
P.S: Прошу рассматривать данную композицию палиндромов, как верлибр и символ изгнания и преследования...
4/4
Обнаружила рифму со второго раза. Автор, конечно, старался, как эксперимент - прекрасно. Но очень неудобочитаемо. Это про паралимпийцев? Аналогия с ветхим заветом? Слишком много иносказательных образов, образ на образе в каждой строчке - это тоже не есть хорошо.
------
9. "Стены"
Нас познакомила весна.
И вдруг - смущения стена
Возникла меж тобой и мной.
И мы за этою стеной
Друг другу стали не видны:
Ты - с той, я - с этой стороны.
Но сквозь преграду сердцем я
Увидел: ты - судьба моя!
И за стеной тебе видней,
Что в мире нет меня родней.
И вот уж рухнула стена;
И вот уж ты - моя жена!
Совместным радостным трудом
Давай семейный строить дом:
Пол, стены, двери, потолок -
И для смущенья уголок.
Пусть каждый общий день и час
Соединяют стены нас!
3/3
слишком много однородных рифм: рифмуются местоимения с местоимениями, прилагательные с прилагательными и существительные в именительном падеже. Ещё непонятно почему девушке, которая за стеной, видней. Наверно, автор имел ввиду то, что она тоже увидела судьбу, а получилось как будто ей видней, чем ему. Интересных образов, кроме этой самой стены, в стихе не присутствует.
------
10. "Молчаливое..."
В молчании есть мудрость, но порой
мы тратим эту мудрость как попало,
и рушим суть нелепою игрой -
молчание давно уж… медью стало,
разменною монетой в ходе ссор,
когда над сердцем властвует обида,
и мы смолкаем, не окончив спор,
но… истинность молчания забыта…
а ведь молчали, чтобы не предать!
и даже просто - вежливости ради,
когда умели делать - не болтать,
и вслух не рассуждали о награде…
все стало кувырком, наоборот!
мир тонет в постоянном словоблудье,
и, не найдя в болоте этом брод,
надежду вновь и вновь теряют люди…
у медного молчания есть роль -
мы часто раним им родных и близких,
душевной немоте - синоним боль,
слова любви всё чаще в чёрном списке…
Как с этим жить - запутавшись в словах,
в искусственности словосочетаний?
ты лишь взгляни - ответ в родных глазах!
и… золотом молчание вновь станет...
3/3
Тоже образности мало. 4 и 5 катрены можно поменять местами и ничего не изменится, это не есть хорошо. Много многоточий. Эту, этим, этом - слова, сильно снижающие художественную ценность произведения. Много однородных рифм.
------
11. "Критику"
Прочитали и сразу обструкция:
Мол ему далеко до Конфуция,
Слишком бледная словоконструкция,
И вообще, не стихи, а поллюция.
Но не надо критику резко
Наворачивать хлеборезкой,
Подбирать выражения мерзко,
В интернеты выкладывать дерзко.
Ведь от грубых слов фонареют,
Как почувствовав гонорею,
Могут вздёрнуть, борзых, на рею,
Может там они подобреют?
2/2
Да уж, этому стихотворению точно далеко до Конфуция. А почему до Конфуция? Конфуций разве был поэтом? Слово "вообще" нарушает ритм. Гонорею не чувствуют, а диагностируют по анализам. И рифма тоже никакая. Если это шутка юмора, то она не удалась.
------
12. "Просто вовсе"
Мы переживём с тобою осень,
Может две, а может, пять за нею.
Будет дождь висеть на лапах сосен,
Мокрая листва ржаветь в аллеях.
Яблоки в соседстве с кальвадосом
Проживут наскучившую осень.
Звёзды, что нападали в июле,
Бабочками высохнут. С окошка
Сквозняки, петляющие в тюле,
Сдуют их и горьких трав пригоршню –
Выцветший рисунок с ридикюля…
Знаем, ветры – те ещё чистюли.
Дом, притихший, на зиму замерзнет.
Засопит трубой, уснет затворник
Лодкой перевёрнутой без вёсел.
Взгляд осенний на понурый дворик…
...Будет так, что не увидим вёсен,
Ни поврозь, ни вместе, просто – вовсе.
4/5
Непонятно вот что: в начале говорится, что лир. герои переживут осень и не одну. Это ведь значит, что весну они тоже должны увидеть. А почему же в конце говорится, что вёсен они не увидят?
Лучше бы записать стихотворение, разбив на шестистишия. Слово "может", должно выделяться запятыми с обеих сторон.
------
13. "Нет, не спросит..."
Нет, не спросит. Нет, не скажет: «Пока, пока», —
Просто сносит крышу тебе.
В ране будня петли вяжет её рука:
Неподсуден граду теперь.
На дорожку, в утешенье штрихи, штрихи:
Ты без лонжи, но — в вышине!
Держит сила отрешений её руки,
Глаз-росинок греет шинель.
Да, теряем. Да, находим. «Пора, пора…», —
Только раем больше не стать.
Этой жизни пароходик — трава с двора:
Град на тризне лупит опять.
Замечаешь на прощанье её, её,
Где-то в чаще прожитых лет…
Скул косые завещанья, и остриём
Глаз-росинок колет стилет...
5/3 внутренняя рифма, выдержан нестандартный размер. По форме интересно. но шинель глаз, рана будня - это уж слишком образно. Смысла, честно, не поняла. Выражение "сносит крышу" смотрится здесь чуждо.
------
14. "Осенний сад"
Подступит холод, будто давний враг,
закружатся деревья мокрой стаей.
И осень, словно опытный вожак,
их уведёт, где небыль в дымке тает.
Поход замыслив спешно, старый сад
ненужное отбросит оперенье,
как надоевший, будничный наряд.
И упразднит языческое пенье.
Молитву вознесёт за мирный год,
подобно самым истовым монахам…
И в белом храме до поры замрёт,
пока сошьётся новая рубаха.
3/4
Как деревья могут улететь стаей? Деревья же не летают. После слова "уведёт" должно быть "слово "туда". Половина рифм однородные.
------
15. "Лето неизбежно"
Глаза откроешь – в мир стучится лето.
Вернулось, обогнув покорно солнце,
И по-соседски входит сквозь оконца
С букетом из тепла, любви и света.
И ты уже готова обновлённой
Вступить в его лучистые чертоги,
Нырнуть в июнь отчаянно, с порога,
Познать его уроки вдохновлённо;
Как шкуру, что мешает переменам,
Слои одежды у весны оставить,
Промчаться в летнем красочном составе,
С корзинкою клубники непременно.
На полпути, счастливая, босая
Ты выйдешь на июльской остановке,
Где жизнь всего одним движеньем лёгким
На пляж у моря весело бросает.
И, погружаясь в сладкие потоки
Струящегося ультрафиолета,
Вдруг ощутишь, как камень разогретый
Энергией питает лежебоку.
А в городе седой асфальт как прежде
Прогнётся от невиданного жара,
Но вместо так привычного кошмара
Ты ощутишь морских прибоев нежность.
И унесёшься на волне отлива
На побережье, где в простой тунике
Гуляет август – старец светлоликий –
Самодовольно и неторопливо.
Где шум воды сливается при встрече
С завидным хрустом спелого арбуза,
Такого точно как хотела муза,
Творя поэмы в лютый зимний вечер,
Где ткутся дни из самых ярких нитей
С теплом песка и запахом малины
В один ковёр, как путь исканий длинный,
Украшенный узорами открытий.
Возьмешь ковёр с собой, в свой мир мятежный,
В осенние зашоренные будни,
И если жизнь пойдёт дорогой трудной,
Ты будешь помнить –
лето неизбежно.
3/5
Шум воды сливается при встрече. При встрече с кем? фраза "энергией питает лежебоку" выбивается из общей картины. Во всём стихотворении автор обращается к ЛГ на ты и вдруг какая-то левая лежебока. Слишком много частиц "как" и "так"
А идея интересная: про каждый летний месяц рассказать в отдельной строфе.
------
16. "Грустное"
Боль Угрюм-реки в глазах твоих, ни любви, ни страсти нет в помине.
Он любить не сможет за двоих - не добыть огня без искр в камине.
Не сужу, пытаюсь понимать. Возраст жмёт, как новые ботинки.
Все подружки замужем и мать протоптала к церкви все тропинки.
А тут он! Не принц, но не урод, не любовь, но и не отторженье…
Не пропойца, не игрок, не жмот, но внутри тебя сидят сомненья.
Сколько можно быть всегда одной? Детские коляски ранят душу.
"Сорок… Может шанс последний твой, - плачет мать, - дочь, где отыщешь лучше?"
Платье в пол и белая фата!.. Боль внутри, в глазах тоска немая…
Ты всё та же, но уже не та, стала ты теперь совсем другая.
Дальше что? Тут трудно предсказать и долой слепые пересуды!
Но, как прежде в тихой церкви мать молится для дочери о чуде…
2/3
всё написано от второго лица, а третья строчка почему-то от первого. Запуталась в местоимениях, в первом четверостишии упоминается некто он, а в последующем появляется другой он и речь уже о нём. Чтобы произведение выглядело целостным нужно этого избегать. Уж если он, то один он во всём стихотворении. Пропущена запятая в 4 строчке и в последней - после слова прежде. Слово может тоже должно выделяться запятыми.
Несколько слов вставлено в качестве ритмических заплаток. И рифма совсем простая. 3 за художественность ставлю только за "жмёт как новые ботинки".
------
17. "Нежданное препятствие"
Я - породистый кобель,
Вывел на прогулку "папу".
Вон стоит и глушит хмель.
...Не люблю пивной я запах.
Лето, поле - красота.
Разогнался я по травке,
А простор какой - верста,
Ни единой нет канавки.
Дует свежий ветерок,
Шерсть играет и лоснится,
А эмоций-то - поток.
И ведь это всё не снится.
Вдруг на что-то наскочил.
Боль пронзила сразу лапы.
Взмыл я ввысь, что было сил,
Зарычал: "На помощь папа!"
Спину выгнул, дыбом шерсть.
(Зверь какой-то под ногами)
Папа, мой - пенсионер,
На мой лай бежит прыжками.
Подбежал и сразу в смех -
Говорит: "Да это ёжик!"
Больно мне, не до потех.
Он смеётся: "Щит надёжен".
3/3
Не лучше ли будет - сразу боль пронзила лапы? Вон, то, это всё - ритмические заплатки. Шерсть-пенсионер, понятно, что подбирали рифму по буквосочетанию -ер, но звук ш очень капризный и требует шипящего звука. В результате звучит как очень слабая рифма. Ну и половина других рифм тоже простенькая. Пунктуация : Папа мой, пенсионер, - так будет правильно.
------
18. "Марк Шагал"
Творение он знал "в перворастворе":
Едины были краски и слова,
Быки и рыбы, музыка и море –
Раздоры не способны создавать.
Мудры глаза у рыб и у русалок,
Волы стихами мыслят. Каждый вхож
В величье полноты. Никто не жалок -
Для любящего взгляда всяк хорош.
Летают мысли, и летают рыбы.
А воздух и не воздух – это песнь
О том, какими люди быть могли бы,
А может, каковы они и есть.
Умеет цвет задеть не зренье – совесть,
Очистить память, детством озарив.
Бушует краснота – богатство крови,
А рядом синь – спокойствия разлив.
Как солнце, как восторг, сияет жёлтый.
Зелёный – мудрость, фиолет - мечта.
Камнями распрей разум не расколот,
А значит, так естественно – летать…
Ничем не разорвать защиту круга:
В яйце, в овале жизнь заключена.
Не насмотреться парам друг на друга:
В душе душа – и каждая полна.
Да как забыть возможно эту силу?
Ну что ж, припомним, всё отдав всему,
Чтоб вновь струя любви внутри забила!
А коль не выйдет, спросим – почему?..
4/5
Жёлтый - расколот рифма не очень из-за звука ж, аналогично как я писала в комментариях к предыдущему произведению. Ещё 2-3 однородные рифмы.
Величье – ещё куда ни шло, но зренье - совсем уж неудобное сокращение слова.
Свидетельство о публикации №116090800180
Вера Степанова Та Самая 10.09.2016 02:59 Заявить о нарушении