Мама, а в какой стране живут эти дети?

Лет десять назад я посоветовала одной знакомой показать дочке фильм «Фантазёры». На следующий день знакомая рассказала о реакции ребёнка на фильм. Весь фильм она смотрела не отрываясь. И только раз обернулась к матери с вопросом: «Мама, а в какой стране живут эти дети?» Дети говорили на русском языке, но ребёнок отчётливо понял, что живут (вернее, жили) они в другой стране. Этой страны уже нет. Увы!

Я родом из СССР. Детство маленьких героев фильма «Фантазёры» и моё детство проходили почти в одно время. Дух времени показан в фильме удивительно точно, нет никаких преувеличений, фантазий, приукрашательств. Всё так и было. Если бы я смогла передать дух того времени на картине, я бы нарисовала девочку в летнем сарафане, в сандалиях на босу ногу, с ободранными в зелёнке коленками, с бантом на голове и ключом на шее. Девочка смотрела бы на зрителей уверенно, глаза лучились бы счастьем и озорством…

В летние каникулы детвора носилась по городу, и у всех болтались ключи на шее. Родители работали, бабушки-дедушки - в деревне, мы предоставлены сами себе. Не было не только мобильных телефонов, но даже далеко не у всех были городские телефоны в квартирах – дети были безнадзорными, беспризорными... И что удивительно – улица нас ничему плохому не научила. Никакой грязи в отношениях «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – взрослый»… Сама атмосфера дома, улицы, города, страны была воспитующей для детей. Сейчас это называется социумом. Взрослые не вмешивались в наши ребячьи дела, но могли мимоходом дать дельный совет, «подставить плечо», если нужно… Однако мы решали свои проблемы (споры, ссоры) исключительно сами, без участия взрослых. И решали всегда на высокой ноте правосудия – по справедливости.

Дети той эпохи знали, что такое совесть, честь, правда, справедливость… Социум тренировал детей: делал детей сильными и ответственными, учил рисковать, решать проблемы самостоятельно, учил дружить и дорожить друзьями, быть честными и справедливыми…

Современных детей нынешний социум-душегуб такому не научит. Может быть, оттого у современных детей, живущих в достатке и в изоляции от социума, так много психических поломок? Родители уповают на детских психологов? Но разве они смогут сделать детей такими же здоровыми, весёлыми, озорными, любознательными, одержимыми жаждой деятельности, какими было дети нашего поколения?

Когда я смотрю на современных детишек – мне их жалко. Они видели мир, путешествовали там, где советский человек даже не мечтал побывать, они лакомились деликатесами, на них брендовые вещи, и однако… мне их жаль. В их глазах нет лучиков счастья и озорства. А глаза не врут.

В основу фильма «Фантазёры» легли рассказы замечательного детского писателя Николая Носова. Излишне повторять про педагогическую значимость этих рассказов для ребят. Я просто предлагаю вам окунуться вместе с ребёнком в атмосферу тех лет! И вы получите невероятное наслаждение! Почувствуйте разницу социумов!

Ныне многие призывают вернуть советское образование, однако одними учебниками современных детей не переделать. Надо прежде вернуть в общество атмосферу высокой нравственности, духовного здоровья и счастливого детства.

Николай Носов. Киноцитата из фильма "Фантазёры":
https://vk.com/public158669918?w=wall-158669918_69


Рецензии