Некоторые мысли Григория Ефимыча

Олег Платонов в своей книге «Григорий Распутин и «дети дьявола» пишет: «Конфликт Распутина с определенной частью духовенства возник уже давно и носил принципиальный характер. Распутин считал, что если уж ты духовное лицо, то должен отдавать служению Богу всю душу. А получается так, говорил Распутин, человеку урядником надо быть, а он в священники пошел. Читает молитвы, как топором рубит, то есть механически. Вот эту механическую, формальную сторону служения Богу он и не принимал. И такая его притязательность восстанавливала против него священников, для которых Церковь была только организацией, дававшей им службу и деньги на пропитание... ‘Впрочем, - оговаривался он, - мы не к духовенству идем, а в храм Божий! Ну да нужно подумать – худой, да батюшка. У нас искушение, а у него шурин на балах, а теща-то у него кокетничала, а жена много денег на платья извела, и гостей-то у него предстоит много к завтраку. А всё же почитать его нужно! Он есть Батюшка – наш молитвенник’.

  Не всем священникам понравится такая правда, некоторые и на свой счет примут.
Впрочем, и епископам достается от Распутина. В настоящее время, считает он, хоть все епископы и грамотны, и пышную службу соблюдают, но нищеты духа, в том смысле, как об этом говорил Христос, у них нет. Пышные богослужения – хорошо, а нищета духа – выше.

‘А почему теперь, - спрашивает Распутин, - уходят в разные вероисповедания? Потому что в храме духа нет, а буквы много – и храм пуст. А в настоящее время, когда Иоанн Кронштадский служил, то в храме дух нищеты был, и тысячи шли к нему за пищей духовной’».

Много ли изменилось в жизни Церкви земной и в нравах священства и монашества за последние сто лет? С прискорбием приходится признать, что не изменилось ничего. Всё, сказанное Распутиным сто лет назад, один к одному относится и к сегодняшнему дню. Удивительно ли, что духовенство (за редчайшим исключением) как прежде, так и нынче ненавидит Распутина лютой ненавистью? Но это лишь одна сторона вопроса. Другая – касается тяжелого положения большинства сегодняшних прихожан, стоящих перед выбором: в какой храм, к какому батюшке идти на службу, на исповедь, к причастию? Хоть все мы и понимаем умом, что идем в Храм не к священнику, а к Богу, но всё же и личность священника в храме сбросить со счетов никак нельзя. У одного нет голоса, и его вовсе не слышно, не слышно службы; другой начнет говорить проповедь, а он косноязычен или двух слов связать не может; к третьему встанешь на исповедь и столкнешься с полным равнодушием и безучастием. Конечно, всё понятно, священство не спускается к нам с небес, а приходит из нашей же с вами среды, в целом безбожной и алчной, но нам от этого не легче. Священник есть посредник между нами и Богом, это его роль и предназначение и в храме, и в жизни. И это своё предназначение мало кто, увы, способен и хочет выполнять. Видимо, так было всегда, во все времена, так остаётся и сегодня. А может быть, дело обстоит гораздо проще: по грехам нашим мы и пастырей получаем тех, которых заслужили?


Рецензии