Великая смута. 20. Дон
Наиболее "горячо" получается, если обратиться к финикийскому Адонису (Адону). Это юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. Отождествляется с греческим Дионисом (точнее, с критским Дивонисойо). Соответственно, отождествляется и с Иисусом Христом. Но я не могу сказать, насколько финикийский Адон сочетается с финикийским же Усоосом. Единственно, Адону посвящён город Библ (Гебал, выводящий нас на шумерского бога огня Гибила и Вавилон), а Усою посвящён Тир.
Усой созвучен с латышским богом лошадей Усиньшем (причём, austra (заря) и austrums (нем. "ист", рус. восток) и славянским Авсенем-Таусенем (кстати, лошадей овсом и кормят). А также... шумерский бог луны Син. Центральные места культа Сина находились в городе Ур, на юге Месопотамии, и в городе Харран на севере. Про Ур сказать ничего не могу. А вот "земля Харран имела торговые сношения с Тиром...", что косвенно подтверждает тождество Усоя с Сином (а ведь Иисус Христос тоже "сын", да и "синий" как все мальчики).
Нельзя обойти вниманием и реку Ладон, что в Аркадии на греческом Пелопоннесе. Кстати, Аркадия - единственная область Пелопоннеса, не подвергшаяся дорийскому завоеванию. Почему?..
Я бы разбила название Ладон на итальянский манер: Ла Дон. Кто такой Дон? Вроде нет бога такого! Тогда уместно вспомнить, что Тин (Тиния, Тинс) — божество этрусского пантеона, верховный бог неба, громовержец. Имя Тиния относится к пласту этрусских имен и происходит от этрусского tin, что означает день (это и в русском "день", а также "дно" и "динь-донн", но и "дунь").
Кстати, скандинавский бог грома и бури Тор очень даже может восходить к… финикийскому Тиру. Вот вам и Тирасполь на Днестре!
Что касается славян, то Ладону созвучна богиня Лада. Лада — по мнению некоторых исследователей (А. С. Фаминцын, Б. А. Рыбаков и его последователи), богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Большинство учёных, начиная с А. А. Потебни и Всеволода Миллера, считают Ладу плодом «кабинетной мифологии», научной фикцией. Видимо по нижеследующим соображениям:
"К наиболее старым письменным источникам, упоминающим Ладу, относятся польские церковные поучениия против язычества первой четверти XV века, опубликованные Станиславом Урбанчиком. Оставившие их церковники принимали за имена языческих богов припевы народных песен. Начало XV века: "Поляки еще и посейчас около зеленых святок чествуют своих божков: Alado, Gardzyna, lesse…"
1423 год (Ченстоховская рукопись Яна из Михочина): "…наши старики, старухи и девушки не молятся о том, чтобы стать достойными восприятия Святого Духа, но в эти три дня, когда надлежало бы предаваться размышлениям (Троицын день, Духов день…), сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а на пляски; не к богу взывать, но к дьяволу: Issaya, Lado, Hely, laya..."
1420-е годы: "Запрещаем также пляски и песни, в которых называются имена идолов: Lado, Ileli, lassa, Tya, проводимые во время зеленых святок, когда истинно познавшие Христа должны усердно просить Бога, чтобы им по примеру апостолов воспринять Дух Святой…»
В конце XV века Ян Длугош включил в свой пантеон польского Марса под именем бога Лада (Lyada). Матвей Меховский упомянул, что в честь богов поют «старинные песни Lada — Lada, Ileli — Ileli, Poleli, сопровождая их танцами». Но Меховский считал, что Лада — это античная Леда, мать Кастора и Полидевка. В XVII веке Иннокентий Гизель в своем «Синопсисе» в дополнение к рассказу «Повести временных лет» об идолах князя Владимира записал: «…Четвёртый идол — Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву — Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают…» Здесь Лада выступает сначала в мужском роде, а затем как мать Леля и Полеля.
Зачем я привела такой длинный текст? Обратите внимание, что помимо Ладо, присутствует и некий lesse, Issaya, lassa. Кто это? Почему стоит именно двойная буква С? Потому что от Усоос?
Верным спутником Лады учёными вплоть до середины XIX века считался Ослад. Оказалось, Ослад «появился» в XVI веке из-за ошибки в переводе Повести временных лет на латинский язык. Фразу из «Повести временных лет»: И нача къняжити Володимеръ въ Кыев; единъ, и постави кумиры на хълм; вън; двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а усъ златъ, и Хърса Дажьбога и Стрибога и С;марьгла и Мокошь, - С. Герберштейн перевел так: Volodimerus multa idola Kioviae institut: primus idolum Perun dictum capite argento, caetere lignea errant; alia, Uslad, Corsa, Dasva, Striba, Simaergla, Macosch vocabitur, образовав тем самым из «усъ злат» бога Услада.
Всё бы так! Но грамматика русского языка подводит нас к другому. Согласно мнению Трубачёва, праслав. *lada восходит к индоевропейскому корню *aldh- «выросший, зрелый», который дал в германском aldi- «человек». Таким образом, первичным значением славянского слова он считает «старший, муж, мужчина» (ср. упоминание лад — возлюбленных мужей — в «Слове о полку Игореве»). Перенесение этого слова на женщину — вторично.
В английском языке (англо-саксы?) «старый» - old, в немецком – alt. Но у ангичан есть такое понятие как Леди. Однако, этимология его уводит в сторону: от среднеангл. lavedi, далее от англосакс. hlаfdige (изначально: «[женщина,] месящая хлеб»). Пусть это останется на совести учёных. Дорийцы Спарты поклонялись не Клавдиги, а именно Леди! Конечно, это потому что жена царя Спарты Тиндарея была Леда (родила Елену). А может, потому что Лето (дорийская форма Лато, также Латона) — в древнегреческой мифологии —дочь титана Кея и Фебы, мать близнецов Аполлона и Артемиды, рождённых на острове Делос… В русском языке обращают на себя внимание «ладья, лодка», «люд, люди» и Люда-Людмила (которая возвращает нас к Милая людям). Женский вариант получается вроде как вторичным.
Дело в том, что в представлениях этрусков есть один интересный момент. Они верили, что умершему богу, чтобы возродиться, нужно сначала стать женщиной. Поэтому всех умерших мужчин в загробном мире встречает богиня. Получается, русский язык тоже поддерживает эту традицию. Вот и смерть с косой – тоже баба? Баба Яга? Хотя, коса у неё какая-то другая...
Греки, в отличие от этрусков, проводником считали мужчину. Харон («яркий») — перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком).
Ещё некоторые интересные моменты. Старый – это «стрый». Это и Стрибог. В древнерусском язычестве божество с не вполне ясными функциями — возможно бог ветров или связан с атмосферой. Сравните: латынь «старый» - veteris, французский vieux (вью; ср. с «ве-ять, сухо-вей»), литовский senas (про Сина уже сколько сказано), шотландский (гэльский) seann, эстонский vana, греческий palaiоs (Палес? Или «палить, жар»?), галисийский vello (Велес, ваал, греч. Хелиос-Илиос), нидерландский oud (Один?), итальянский vecchio (век? веко?), баскский zaharra (Книга Зоар, ивр. «Сэфер хa-Зohap» от ивр. Сияние (Харон?), основная и самая известная книга каббалистической литературы), датский, норвежский gammel, исландский, шведский gammal (буква гимель происходит от слова «гамаль» (ивр. верблюд), числовое значение 3; да и Гамлет не исландский дурак!). Арабский qadim (Кадм).
Предлагаю вернуться к тому, с чего начинали. Адон – финикийское «господин». Русское «госпо-дин» произошло от праслав. *gospodь. Гос-подь. Где Гос, там и Гусь (Гоготун)! Датский, норвежский, шведский «гусь» - гос! А –подь… Подага — западнославянское божество, идол которого стоял близ Любека (ободриты), в городе Плуне. По мнению Б. А. Рыбакова, Подага — один из эпитетов архаичного женского божества природы и земли: «подающая», «подательница благ», то есть женская ипостась Даждьбога. Мысль о близости Подаги к Дажьбогу впервые была высказана А. Ф. Гильфердингом, но он вкладывал иное содержание в имя богини — «Пожигающая», с чем едва ли следует соглашаться. Подумайте сами: если Лада (Марина Лазоревая, Огненная) – супруга громовержца Перуна, то почему Подага, женская ипостась Даждьбога, не может быть Пожигающей?
Говорят, Лада – кабинетная выдумка? А как же село Лада, что в Мордовии, основанное ещё до революции и совсем не учёными? Расположено при впадении речки Куря (Кура) в Инсар. Сравните: латынь «гусь» anser. Сам Инсар - правый приток реки Алатырь (алы – крылья). Есть также Лада — река в Польше, приток Танева. Есть ли смысл повторить «Тиния»? Есть также Лада — река в России и Латвии, протекает по территории Пыталовского района Псковской области. Устье реки находится в 54 км по правому берегу реки Утрои. Сама Утроя - левый приток Великой (старинное латышское название Удрая— «река выдр»). А я бы сказала, что Утро (от шумерского бога солнца Уту). Какая же это «выдумка»?
Помните о реке Ладон, что в Аркадии? Я думаю, она по имени титана Ладона так названа, которого после поражения в Титаномахии в дракона превратили. Очень он на угаритского змея Латану похож. Но нигде не сказано, что обоих воскресили… Только не верю я, что канули они в греческую Лету.
А закончить эту часть хочу такой головоломкой. То, что «ист» от утра произошёл теперь понятно. Но почему наш восток так похож на «вест»? Что там на западе, за Подагой? Какая весть? Что «она всё-таки вертится…»?
Свидетельство о публикации №116090400875