Отраженье

Есть древний дом.
Там зеркала
Темней озёр:
Их гладь дрожала;
Я засмотрелся в них,
Но мгла
Меня почти не отражала.

А после –
В мёртвой тишине –
Вдруг началось всего круженье
И в невозможной глубине
Совсем пропало отраженье.

Потом я шёл к себе,
Потом
Шёл от себя –
По льду, по краю;
Кричал:
– Где ж тот проклятый дом?
И отвечал:
– Отстань! Не знаю!..

И вспоминалось снова мне,
Как началось всего круженье
И в невозможной глубине
Моё пропало отраженье...

И вот уже не первый год
В наш новый век,
В моё жилище
Оно дороги не найдёт,
Да и, наверное, не ищет.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий Николаевич!

Ваше стихотворение напомнило мне похожий эпизод, когда я смотрел в другое старинное
зеркало – в Слободке Шелеховской (Деражнянского района Хмельницкой области), в музее-
усадьбе Анны Ахматовой: http://www.stihi.ru//go//i-sh.livejournal.com/196883.html

Не знаю, как это происходит, и не является ли это плодом фантазии, но глядя в
зеркало, в которое когда-то смотрелась юная Аня Горенко, я ощутил её живое
присутствие, настолько, что тоже перестал видеть своё отражение.

Случай, описанный Вами, может иметь однозначную религиозно-философскую трактовку в
буддийском стиле. Если бы мы захотели увидеть в зеркале свою глубочайшую внутреннюю
сущность, то увидели бы ровным счётом то, что Вы описали – полное отсутствие каких-бы
то ни было проявленных форм. Наше высшее, божественное "Я" имеет природу Абсолюта,
а Он (с точки зрения проявленных наружу признаков) равен нулю, вследствие полной
взаимной компенсации бесконечного числа противоположных признаков.

"И вот уже не первый год/ В наш новый век, В моё жилище
Оно дороги не найдёт/, Да и, наверное, не ищет".

Совершенно верно! Ни отражение нуль-мерного божественного "Я" (или искры Божьей), ни
само оно во все века не ищет способов проявиться наружу: во-первых, потому что это
невозможно, а во-вторых, потому что оно и так является вездесущим.

Дрожание глади зеркального озера, внезапно наступившая глубокая тишина (не мёртвая!),
кружение всего и исчезновение в невозможной глубине – всё это говорит о реальности
пережитого Вами спонтанного духовного опыта высокого уровня. (Поздравляю!..)
А о его значимости говорит скрытое и естественное стремление снова пережить его:
"Кричал: – Где ж тот проклятый дом?/ И отвечал: – Отстань! Не знаю!.."

Ещё одно чрезвычайно интересное и информативное место здесь:
"Потом я шёл к себе, Потом/ Шёл от себя – По льду, по краю;"

При внимательно прочтении становится заметно, что это не общие слова, а описание
технологии одного известного духовного упражнения, которое состоит в многократном
"переливании сознания" между собой и произвольным объектом, в данном случае – между
собой и своим отражением.

Опытные йоги могут нарисовать на стене точку и настолько отождествиться с ней (вдыхая
её в себя и выдыхая себя в неё), что начинают видеть себя из этой точки, что по сути
является внетелесным опытом. Примерно так же поступают опытные психологи, стараясь
"влезть в шкуру" своего собеседника (чтобы лучше понять его) и опытные поэты и
актёры, входящие в образ литературного или сценического персонажа.

Ещё одно специфическое наблюдение – "По льду, по краю;" – очень точно описывает
состояние, сопровождающее упражнения в концентрации (сужении сознания на объекте)
и медитации (которую можно считать антиподом концентрации, расширением сознания).

Поэтический опыт является разновидностью духовной практики – ровно настолько,
насколько в нём присутствует спонтанная практика сужения и расширения сознания,
то есть концентрации и медитации. Настоящими йогами поэтов делает не знание
малопонятных санскритских терминов, а УСИЛИЯ (совершаемые при сосредоточении)
и ВДОХНОВЕНИЕ, требующее не усилий, а их полного отсутствия.

Если бы я был буддистом, то не задумываясь назвал бы это стихотворение
"Зеркальной сутрой" Юрия Асмолова.

<<Сутра, она же сутта — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное
высказывание, афоризмы, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излагались
различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии>>.

С глубоким уважением, В.С.

Василий Слынько   04.09.2016 13:52     Заявить о нарушении
Мне было очень интересно и познавательно читать ваш комментарий. А слова "ВДОХНОВЕНИЕ, требующее не усилий, а их полного отсутствия" - афоризм, который многое вдруг открыл для меня. Раньше (давным-давно)вдохновение меня посещало часто-часто. Теперь - редко. Но это стихотворение мне продиктовало именно оно... Однажды мы из Курска выехали в полночь и, проехав уйму километров, страшно устав, посетили знаменитый музей. Потом, в другом городе, - другой музей. А ночью, (нам пошли навстречу: замечательные работники, наши хорошие знакомые, задержались) мы переступили порог ещё одного особняка. В прихожей было огромное зеркало Я посмотрелся в него и - голова кругом. И - пошли стихи. Правда, потом, когда готовил книгу, я их немного поправил и дополнил...
Извиняюсь за своё ненужное многословие.
Желаю Вдохновения!

Юрий Асмолов   04.09.2016 15:20   Заявить о нарушении
Большое спасибо за прекрасный отклик, Юрий Николаевич!..

Могу только поблагодарить за каждое Ваше слово, потому что (начиная с некоторого
момента) поэты (по большому счёту) не говорят ничего лишнего. Так и тут, все Ваши
формулировки выверены и отточены (уж простите за невольный подхалимаж). Таково
профессиональное заболевание литераторов!..

Мне кажется, эволюция поэтов в точности соответствует эволюции йогов – духовных
учеников, постепенно перерастающих в духовных учителей.

Одухотворённое стихосложение является разновидностью духовной практики. На стадии
ученичества вдохновение, призванное формировать и направлять ученика на его
духовном пути, приходит очень часто и напоминает грудное кормление каждые два часа
в младенчестве. Постепенно, по мере взросления, ребёнок начинает питаться реже –
ровно столько, сколько это необходимо для его роста.

В действительности, важны не стихи и не их количество, а лишь духовное развитие
поэта. Стихи – это, так сказать, побочный продукт его духовного роста, естественное
выражение его радости, любви и благодарности за беспричинную милость и бесконечную
любовь Главного Источника любого вдохновения. Душа поэта растёт и укрепляется в
лучах вдохновения, как растение в лучах солнца. Аналогичное питание получают все
люди, независимо от их специализации.

Если продолжить растительную аналогию, то важны не столько яблоки, сколько сама
яблоня. Она! является их источником. Но плодоношение не может и не должно быть
непрерывным. В жизни каждого человека вырабатывается свой творческий цикл, который
не обязательно совпадает с биологическим. "Любви все возрасты покорны". Так и
активное творческое плодоношение случается в самом разном возрасте. Не плодоносят
не только засохшие яблони, но и цветущие!.. А творческий цикл может составлять и
шесть, и семь лет, и более. Джидду Кришнамурти в 90 лет говорил так, что от его
слов шло ощущение весенней свежести.

Но растительная аналогия не исчерпывает всей сути духовной эволюции. Здесь
понадобится другое сравнение. В какой-то момент степень духовной зрелости поэта
(или йога) достигает такого значения, что он из потребителя вдохновения
превращается в его источник. Условно говоря, он сам становится солнцем, которое
больше не нуждается во внешнем источнике света и тепла, чтобы жить.

Соответственно, поэт больше не нуждается в стихосложении для своего дальнейшего
духовного развития, хотя с лёгкостью может не только вдохновлять других на шедевры,
но и создавать их в любом количестве. Так планеты, достигнув некоторой критической
массы, превращаются в звёзды. При этом плодоношение не прекращается, но переходит
на новый, более высокий уровень.

Поэтому лично я, например, никогда не грустил по поводу длительного отсутствия
новых стихов. Я хорошо понимаю, что количество боговдохновенных слов и даже слогов,
отпущенных на долю каждого поэта, строго регламентировано свыше. Если же Источник
вдохновения пожелает через кого-нибудь самовыразиться, то от этого будет совершенно
невозможно отвертеться!..

...Похоже, некоторые высказанные здесь мысли заслуживают отдельной публикации.

С глубоким уважением и благодарностью, В.С.

Василий Слынько   04.09.2016 17:25   Заявить о нарушении
"...Похоже, некоторые высказанные здесь мысли заслуживают отдельной публикации"... Похоже - да. А ещё... Я иногда пишу статьи-послесловия о полюбившихся книгах стихов, так вот: кажется, мне придётся цитировать некоторые мысли, высказанные в ваших богатых комментариях. И вы от этого беднее не станете, и статья, может быть, расцветёт... Впрочем, сейчас я пишу редко.. Но впереди зима, а зимой вьюги и метели могут заставить стать домоседом и тогда - чем чёрт не шутит - вдруг да засяду за прозу.
Всего самого доброго!

Юрий Асмолов   04.09.2016 18:44   Заявить о нарушении
Спасибо! Шлю встречные наилучшие пожелания!

С глубоким уважением, В.С.

Василий Слынько   04.09.2016 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.