Эллада
А ну, как возвратится твой Тезей?
Выходит, что плевала против ветра —
кромешным адом обернется Элизей
кровосмешения, о чувственная Федра!
Дался тебе блаженный Ипполит —
в нем ипохондрия, безжизненность кадавра...
С попутным ветром покидает Крит
супруг твой, укротивший Минотавра.
Его спасла не Ариадны нить —
его любовь вела по Лабиринту...
Ее любовь... Умеешь ль ты любить —
увядшее подобье гиацинта?
Но поздно — первородный грех
неведом вам, язычникам. Эллада
любовных не чуждается утех —
но за измену наказует ядом.
Зачем во мне срослись — Эллады власть
с убийственной аскезой фарисея?
И не спасут меня — ни чувственная страсть,
ни Б-жий лик, ни посох Моисея...
Рецензии
В древней Элладе скорее осуждалось неслужение Афродите, чем порицались измены. Миф о Нарциссе один из таких примеров. Да и Ипполит был за это наказан Афродитой, которая и влюбила в него Федру. Таким образом, с Федры косвенно снимается обвинение за попытку измены мужу. А мать Федры, Пасифая, тоже не была наказана Миносом за её любовь к белому быку, от которого и родился Минотавр. Вся вина пала на Миноса, которого наказал за ослушание Посейдон, заставив воспылать неукротимой страстью к быку его жену. Ариадна из-за страсти пошла против воли собственного отца, что осуждается любой из поздних религий.
А вот насчёт противоречивых устремлений в характере человека очень хорошо написал, как Вы сами упомянули недавно, Иосиф Бродский в эссе "На стороне Кавафиса". Ведь и Кавафис, как человек находившийся в постоянных духовных поисках, был мучим противоречиями разного порядка, что видно на примере многих его произведений. Хотела бы выделить в связи с этим только одно - "Укрепление". О разрешении встающих перед человеком противоречий.
http://stihi.ru/2017/04/11/4020
Евгения Казанджиду 31.03.2021 23:54
Заявить о нарушении
Вы правы, уважаемая Евгения! Честно говоря, у меня плохо в этом смысле с "матчастью" - древнегреческую мифологию если и читал, то давно и очень поверхностно (хотя моя мама и преподавала историю древнего мира в средней школе )) Мне как-то проще разбираться в "авраамических" религиях, поскольку единобожие создаёт вполне ощутимую "вертикаль" (модное сегодня в России слово))), когда есть Бог, есть Его заповеди (инструкции) - и на их соболюдении\не соблюдении и строится довольно простая система взаимоотношений "человек по отношению к Всевышнему" и "человек по отношению к другим людям", т.е. то, что на сегодняшнем языке называется религией, моралью и нравствнностью. Самая известная парадигма раби Гиллеля гласит: "Не совершай по отношеню к другим того, чего ты бы не хотел, чтобы они совершали по отношению к тебе" отражает эту систему взаимоотношений. В случае Древней Эллады всё гораздо сложнее - помимо многочисленных богов с их характерами, требованиями к людям и капризами, существовали еще и полубоги (титаны, если я не ошибаюсь), человекобоги (богочеловеки) и просто люди. Я много раз пытался разобраться со всем этим, но так и не смог... Не смог даже просто запомнить. ((
Что же касается Кавафиса, то, как я понимаю (конечно, весьма упрощённо), его гомосексуальная ориентация и была причиной постоянных переживаний, метаний, раздвоенности и неуспокоенности... Безусловно, было и многое другое - постигнуть натуру любого человека очень сложно, а поэта - практически невозможно...
Михаил Моставлянский 01.04.2021 00:08
Заявить о нарушении