Пьеса для фортепьяно в две руки
В этом смысле наш А.С.Пушкин очень покладист - он благосклонно взирает на всю пишущую братию, и дозволяет вволю резвиться на своих произведениях. И мы ему за это благодарны.
Сделал такое предисловие потому, что поступил подобным образом с произведением другого нашего классика - взял ноты "Баркаролы" П.И.Чайковского, и переложил их синтезированным компьютерным звуком.
Зачем я это сделал?
Чтобы испытать свою программу озвучивания ТРИО, вот здесь о ней подробно написано - http://www.proza.ru/2016/06/10/1302 и не только эта статья, но и много других, посвященных исследованию музыкального звука, находятся рядом с ней.
В общем, хотя исследовательский аспект, связанный с компьютерным синтезом звука мне более интересен, но и практику забывать не следует. А на практике-то что? Обнадёживают ли результаты? Мне показалось, что обнадёживают. Впрочем, по порядку.
То что я делаю, вовсе не повторение известных форм синтеза звука, хотя некие аналогии с МИДИ форматом, в плане сильного его упрощения, усмотреть можно. Но алгоритм "по-периодного" синтеза музыкального звука оригинален. Словом - сам придумал, сам и испытываю.
О начале того, что я придумал, можно прочесть в статье "Пианино на клавишах компьютера" - http://www.stihi.ru/2015/02/05/7964
Статья была опубликована полтора года назад, а сейчас я расскажу, что из этого получилось.
НАБИРАЕМ НОТНЫЙ ТЕКСТ В ПРОГРАММЕ "Пианола"
Итак, скачав ноты "Баркаролы" из интернета, я обращаюсь к программе Пианола два раза, и открываю два окна для строк текста левой и правой руки. А ноты располагаю снизу - так, как это показано на рисунке.
Нажимая на клавиши компьютера, в точности так, как на клавиши пианино (см. рисунок), извлекаю звук, и записываю названия клавиш в нотные строки - левую руку в левое окно, правую - в правое. Можно запустить, то что записал, и прослушать, а счётчик (на зелёном фоне) укажет число четвертей в проигранном фрагменте. И так записываю все строки и проверяю их на слух и на счёт. В одной и в другой руке результаты счёта должны совпадать.
Потом запоминаю то, что записал. Могу посмотреть, то, что запомнил - это обычный текстовый файл. Вот как выглядит запись первой части Баркаролы для правой руки -
{VEL 20000 }
1 {*0410| ~~ ~>^DEF# GAB-cdgf#g <<d>>^dAc B-E-C#E-DB-F#A }
2 {*0410| <G>>^DEF# GAB-cdgfg <<d>>^fe-f <<c>>^e-de- }
3 {*0410| B->^^^dcd cB-AG<B-7>A <G>^^^GAB- cde-fg/AB-c }
4 {*0410| /<F>>^FGB- <<E->>^E-FA <<D>>^\GAB- cde-f/GAB-c <<D>>^DEF# }
5 {*0410| <<g>>^dcB- <<f#>>^cB-A g>d>e-d<<c#de-dB-<G> ^<d7>DEF# }
6 {*0410| >GAB-cdgf#g <<d>>^dAc B-E-C#E-nDlB-F#A <<G>>^DEF# }
7 {*0410| >GAB-cdgfg <<d>>^fe-f <<c>>^e-de- <B->^^^dcd cB-AG<B-7>A G }
,,,
А вот так выглядит запись первой части для левой руки -
{VEL 20000 }
1 {*0210| Gdg^ Gdg^ GdgA G/GdC >D ^G ^G ^<D }
2 {*0210| >Ge-c#e-<<d> GdgA B-/FB-\G A/Ac\F# }
3 {*0210| Gdgc /Ddc#c >GB-GD\<G ^ //E-f<F }
4 {*0210| /Df<F> Cf<F> \B-/f<F> E-f<F> Df#<F#> }
5 {*0210| Dd<G> Dd<A> Dd<G> >D/gf#e-dcB-G }
6 {*0210| GdgA B-/Gd\c />D ^G ^G ^<D> \Ge-c#e-<<d>> }
7 {*0210| GdgA B-/FB-\G A/Ac\F# Gdgc /Ddc#c >G }
,,,
Узнаёте нотные значки? Да, это общепринятые нотные обозначения - CDEFGB для нот первой октавы и cdefg для нот второй октавы. Значки ab тоже понимаются.
Такты в строках записи я разделяю двумя пробелами, но это не обязательно.
Помимо знаков нот (с диезами и бемолями, следующими за этими знаками), в записи есть знаки продления и укорочения звучания нот, повышения и понижения звука на октаву, знаки пауз, легато, стаккато и проч.
Эти записи программа Пианола может прочесть, и с ними можно снова работать внутри программы.
Но Пианола может выдать результат в текстовый файл не только в виде записи нот, но и в виде партитур. В партитурах записаны частоты, и длительности звучания нот и пауз. Тоже делаем партитуры отдельно, для левой и правой руки.
ОЗВУЧИВАЕМ ПАРТИТУРЫ В ПРОГРАММЕ "ТРИО"
Получив партитуры в виде текстовых файлов, мы расставляем в них значки, которые указывают, каким инструментом и по какому сценарию следует исполнять партию, как громко, каким тембром, где помедленнее, где потише и проч. Прежде всего указываются аккорды.
Всё это называется партитурными назначениями, они подробно описаны здесь -
http://www.proza.ru/2016/06/19/581 и именно они определяют то, что результат будет не просто "ритмическими стукатушками" со звуком музыкального автомата, а будет звучать интересно.
Не думайте, что то, о чём я говорю, очень сложно. Всё примитивно до ужаса. Программа Пианола не делает ничего особенного, она только представляет последовательность нот, которую мы ввели, нажимая клавиши, в другой форме.
Взгляните на ноты на рисунке, правая рука. Начинается - целая пауза, половинная пауза, восьмая пауза, восьмая нота Ре и т.д.
Посмотрим на запись ~~~>^D это 3 половинные паузы, знак убыстрения темпа вдвое, пауза восьмая и нота Ре (тоже восьмая).
Посмотрим на партитуру правой руки (партитуры приведены ниже) -
L= 40000
L= 40000
L= 40000
L= 10000
F= 293.6600036621094 T1= 9800 T2= 199
вот они, четыре паузы, и нота Ре с частотой 293,66 Гц длительностью на 9800 семплов и с совсем маленькой паузой после ноты, длительностью в 199 семплов
Всё просто и понятно.
Если всё же Вам кажется, что организация синтеза звука слишком сложна, то загляните сюда - http://www.midi.ru/doc/35.htm и почувствуйте разницу.
Сделав партитурные назначения, мы обращаемся к программе ТРИО, и она озвучивает партитуры.
Результат можно прослушать здесь - http://yadi.sk/d/2ha3u4X8uhMMc
Хочу сказать, что в этом первом полноценном опыте я не очень хотел уйти от чёткой ритмики, более того, я хотел красоту этой ритмики продемонстрировать. Но и интересные нюансы вы в полученной записи услышите.
Звуковой файл можно записать не только в моно но и в стерео формате, направив звук от левой руки в левый динамик, а звук от правой руки - в правый. Результат получается ещё краше, видимо потому, что сильная и многочастотная интерференция звуков на одном динамике мешает ему звучать.
Стерео запись вот здесь - http://yadi.sk/d/gig0GTxx33LU92
Интересно обсудить такой фактор, влияющий на качество записи, как скорость раздачи семплов. Записи, на которые идут ссылки, я делал на скорости раздачи 32000 семпл/сек. Но я сделал и запись на скорости 44100 семпл/сек. На высоких октавах (в конце второй части Баркаролы) разница на слух ощутима - на скорости 44100 фортепьянный звук ощущается более глубоким, но и всё равно высокие обертоны создают характерный для компьютерной музыки звон, не характерный для фортепьяно.
Поэтому, возможно, следует ослабить обертонное сопровождение высоких нот в сценариях, хотя в натуральном звуке фортепьяно высокие обертоны присутствуют.
Вместе с тем следует сказать, что существующий сценарий удовлетворительно перекрывает своими средствами достаточно широкий диапазон звука фортепьяно. Но его, разумеется, можно и улучшать.
Проект развивается.
Осеннюю песнь П.И.Чайковского слушать здесь - http://yadi.sk/d/5HWAg0V-33LWiw
________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ. ФРАГМЕНТЫ ПАРТИТУРЫ
Привожу начальный фрагмент партитуры для правой руки (первая строка нотного текста) -
1 ================= TF.TXT VEL= 20000
R=8 H=1.8
L= 40000
L= 40000
L= 40000
L= 10000
F= 293.6600036621094 T1= 9800 T2= 199 t10000 >>
F= 329.6300048828125 T1= 9800 T2= 199 t6000 <
F= 369.989990234375 T1= 9800 T2= 199 <
F= 392 T1= 9800 T2= 199
F= 440 T1= 9800 T2= 199
F= 466.1600036621094 T1= 9800 T2= 199
F= 523.260009765625 T1= 9800 T2= 199
F= 587.3200073242188 T1= 9800 T2= 199
F= 784 T1= 9800 T2= 199
F= 739.97998046875 T1= 9800 T2= 199
F= 784 T1= 9800 T2= 199
F= 587.3200073242188 T1= 39200 T2= 799 t5000 >>
L= 10000
F= 587.3200073242188 T1= 9800 T2= 199 <<
G=/0-64
F= 440 T1= 9800 T2= 199
F= 523.260009765625 T1= 9800 T2= 199 g
G=/0-85
F= 466.1600036621094 T1= 9800 T2= 199
F= 311.1300048828125 T1= 9800 T2= 199 g
F= 277.1799926757812 T1= 9800 T2= 199
F= 311.1300048828125 T1= 9800 T2= 199
F= 293.6600036621094 T1= 9800 T2= 199
F= 466.1600036621094 T1= 9800 T2= 199
G=/0-6
F= 369.989990234375 T1= 9800 T2= 199
F= 440 T1= 9800 T2= 199 g
...
А вот начало партитуры для левой руки -
1 ================= TF1.TXT VEL= 20000
R=8 UDa=3.999 exo=1
F= 98 T1= 19600 T2= 399
F= 146.8300018310547 T1= 19600 T2= 399
G=/34
F= 196 T1= 39200 T2= 799
F= 98 T1= 19600 T2= 399 g
F= 146.8300018310547 T1= 19600 T2= 399
G=/34
F= 196 T1= 39200 T2= 799
F= 98 T1= 19600 T2= 399 g
F= 146.8300018310547 T1= 19600 T2= 399
G=/34
F= 196 T1= 19600 T2= 399 g
F= 110 T1= 19600 T2= 399
F= 98 T1= 19600 T2= 399
F= 196 T1= 19600 T2= 399
F= 293.6600036621094 T1= 19600 T2= 399
F= 130.8150024414062 T1= 19600 T2= 399 g
F= 146.8300018310547 T1= 9800 T2= 199
L= 10000 G=/3
F= 196 T1= 9800 T2= 199
L= 10000 G=/3
F= 196 T1= 9800 T2= 199 g
L= 10000
F= 146.8300018310547 T1= 19600 T2= 399
================ 2 сент. 2016
Свидетельство о публикации №116090209925
интересного вокруг,жаль не удастся многого коснуться пером стиха.А в отношении
музыки,загляните в мой стих "Дар".С уважением
Владимир Николаевич Лапшин 22.11.2017 22:40 Заявить о нарушении
Геннадий Маков 23.11.2017 06:59 Заявить о нарушении