В чем вред книг и чтения?
Кто, например, на полном серьезе оспорит так прочно заложенную в советское время в головы сегодняшних апологетов письма и буквы аксиому, что книги и их чтение – обязательное благо, а не что-то еще кроме?
Принято считать, что книги позволяют быстрее развиваться, расширяют горизонты, наделяют умом (интересно, но редко услышишь, чтобы кто-то когда-то говорил и о том, что книги наделяют еще и общепринятой глупостью и часто просто губят). Передают опыт предыдущих поколений, воспитывают настоящих граждан. И с этим действительно трудно поспорить.
Каких только афоризмов, пословиц и поговорок о чтении и книг не придумано о книгах: «Книги – корабли мысли», «Книга – луч солнца в царстве невежества», «Книги – лучшие друзья», а «Лучший подарок – это книга» и т.д. И почти все они – о пользе и благе книг и чтения.
Однако если в природе есть какое-то явление, то оно не может быть исключительно положительным или исключительно отрицательным, даже с точек зрения тенденциозных и непостоянных людей, судящих о нем: по природе вещей в нем должно присутствовать и первое, и второе. Интересно, а какой же вред от книг?
Давайте попробуем подумать критически, по нарастающей и, возможно, до абсурда (с точки зрении современного хомо социалис):
1) Однозначно, что не все книги хороши и полезны (расширяют горизонты, наделяют умом, воспитывают граждан и т.д.). Как раз большая часть книг – это популярное чтиво, пробуждающее и сеющее не «светлое, доброе, вечное», а «темное, злое и низменное». И часто совсем не очевидно сеющее – что еще хуже.
Возьмите почти любую сегодняшнюю мейнстрим-книженцию и вы обязательно обнаружите в ней must have-ингредиенты этой солянки: борьбу за власть, жажду денег, войну, смертоубийство, адюлтер, и т.п. (Что говорить о прочей pulp fiction, если даже такие горячо любимые каждым советским мальчишкой chefs d’oeuvres, как «Три мушкетера» не только о дружбе, доблести и славе, но и о том, как спать с чужими женами, исподтишка убивать представителей законной власти, участвовать в интригах на одной, а потом на другой стороне). Впрочем, с этим жанром все понятно – здесь никто спорить не станет, поэтому не будем на нем останавливаться.
2) Книга, какой бы замечательной она ни была - и если это не проверенная временем компиляция народной мудрости или пособие по постройке дома, это всего лишь чувства, мнения и мировоззрение (а значит и ошибки, и заблуждения и несварение желудка) ее автора – одного или пары человек. И если этот автор не сам бог или сын его единокровный с 10 Заповедями, то и к таким «библиям» стоит относиться критически и скептически, с осторожностью сопоставляя опыты и картинку мира автора со своими.
3) Большая увлеченность книгами с раннего возраста отрывает нас от реалий и заставляет жить в вымышленных мирах, часто формируя в нас высокие и добрые начала, но и часто совсем не подготавливая нас к реальной, суровой жизни, порой и вовсе делая нас нежизнеспособными. А когда нам приходится столкнуться с прозой жизни уже на собственном опыте, некоторые из нас по литературному примеру становятся и гетевскими Вертерами, и лондонскими Мартинами Иденами, или какими Акакиями Акакиевичами и людьми в футляре, способными сносить грубость и жестокость этого мира только таким образом.
4) Есть все же у некоторых философов - если внимательно вчитаться, и далеко не популярные мысли о чтении и книгах, столь насаждаемые авторами художественной литературы среди своих читателей, которым, конечно, выгодно, чтобы их литературные неврозы читали и принимали за истину. Одним из самых больших недостатков чтения они считают «жизнь, думание и действование» чужим умом – умом автора той или иной книги. По их мнению, истинный ум развивается не у тех, кто много читает – считывает чужие, пускай и не всегда глупые мысли, а у тех, кто много размышляет, независимо от того, что им в готовом виде предлагают книжные мыслители. Иными словами, умный – не тот, кто много читает, а тот, кто много размышляет. Ну, и иногда, редко, читает хорошие книги, а не то, что принято считать хорошими книгами.
5) У нас принято считать классиков художественной литературы, таких как Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Гоголь и им подобных, не столько неплохими авторами художественной (то есть, все же придуманной) литературы, сколько мыслителями и пророками. Мы на полном серьезе судим о русской душе по гоголевскому выдуманному от начала до конца сказочному Тарасе Бульбе с перевранными историческими событиями того времени, принимаем как медицинский анамнез душевные терзания князя Болконского, на три страницы рассуждающим о смыслах и тщете бытия у крутящегося под ногами ядра, вместо того, чтобы дать деру, вчитываемся в пространные бредни «убивцы» Раскольникова или совсем нереальные рассуждения братьев Карамазовых. И, кажется, просто не желаем понимать, что это художественный вымысел с авторским неврозом в полном его расцвете, навязываемым пока еще здоровому читателю…
Отсюда, кстати, у многих пока еще здоровых детей-школьников, как и всего здорового крестьянского люда явные насмешка и нелюбовь и к «свинцовой заднице русской души» Толстому, и к всего лишь неплохому детективописателю и душековырятелю своего времени Достоевскому, да и ко всем прочим. Читают они мало, живут реальной, а не вымышленной жизнью. Поэтому что они здоровее нас с вами, любителей и ценителей «настоящей литературы», так этим заболеванием гордящимися.
Свидетельство о публикации №116090109740
Дмитрий Зотов 07 04.10.2016 13:01 Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше мнение, Дмитрий.
Игорь Ткачев 21.02.2017 23:23 Заявить о нарушении