Элегия. Этот парк над Десной

Этот парк над Десной -
заповедник диковин премногих...
Вас встречает олень у аллей
и поломанным гипсовым рогом
указует туда,
где к верхам по извилистой лестнице
древний Нилов родник
эхом в стену соборную плещется,
отражаясь и заполняя собой
парк над Десной.

Вздрогнет гипсовый глаз,
и - гляди - в предвечернем покое
отразится в зрачке налегке
средь нарциссов и жёлтых левкоев
песнопевец Боян,
что посажен на тумбу чугунную...
Приварили к перстам его бронзовым
гусли бесструнные,
для престижа определив на постой
в парк над Десной.

Грозен бронзовый взор,
так как зрак - с перспективой обратной.
Это - зрительный нерв вперегрев
воспаляется в летнем театре:
на подмостках концерт
бесконечно на струнах и клавишах
там дают мертвецы...
Чуть подвинется тень - и на краешек
гость присядет, не проявляясь ничем -
только абрис в луче...

Такова вот судьба!
Потому с напряжённым спокойствием
дни бросают монетки в фонтан,
как нежданно заезжие гости.
... Вкус дымка сигарет...
промельк птиц, вроде б, - явные знаки мне:
мол, закончен сеанс,
когда вдруг приоткрылся изнанкою
на минуту (не мнилось ни духом, ни сном)
парк над Десной.
                13.08.2004


Рецензии
Сколько уже раз перечитывал этот необычайно ёмкий, полный самыми разными смыслами, стих, дорогой Павел, а вот за отзыв на него решил взяться лишь вчера, после особенного вникания в его прекрасные, но очень не простые строки, несущие в себе такие же образы и символы. С первой строфы перед внимательным читателем проходят в своём, заданном Вашим удивительным талантом, почти сказочном чередовании те абсолютно одушевлённые картины, несущие в себе этот: "...заповедник диковин премногих...", где, начиная с этого оленя с "...поломанным гипсовым рогом...", который здесь явно не случаен, ведь он "...указует туда, где к верхам по извилистой лестнице/ древний Нилов родник/ эхом в стену соборную плещется,/ отражаясь и заполняя собой / парк над Десной." - во всей этой второй части строфы, так изумительно красиво звучит особая глубокая мелодика, вытекающая из прекрасной длинной рифмовки: " лестнице" - "плещется", ну просто - скрипичный ключ, открывающий особые сказочные ноты, которые несут уже далее по всему стиху эту чарующую музыку Вашего стиха! Куда вполне органично вплывает бронзовый "песнопевец Баян", продолжающий этот замечательный - песенно-образный ряд "...в предвечернем покое..." - "средь нарциссов и жёлтых левкоев..." и чудесный рефрен - "парк над Десной"! И здесь, в переходе от второй к третьей строфе, стихотворные строки особенно раскаляются - усиливается автрский посыл и, даже один раз, для усиления смысла, прерывается рефрен, подчёркивая: "только абрис в луче..." - появление невидимого гостя... и стих перетекает в заключительную строфу, где ты понимаешь - здесь идёт само невидимое течение времени - издревле втекая в наши дни...- великолепно, Павел! Стих завораживает совершенно!
Прекрасного Вам вдохновения и далее!

С глубоким душевным восторгом,
Герман

Герман Всегод   17.02.2020 09:04     Заявить о нарушении
Дорогой Герман, Вы можете услышать это стихотворение, как и многие другие в музыкальном и вокальном исполнении, если наберёте в поисковике "Песни Геннадия Соболева". В 2007 году мы с ним записали двойной диск. Гена к тому, что он прекрасный поэт, является ещё и таким же композитором, мультимузыкантом, аранжировщиком и вокалистом. Запись студийная.
С дружеским расположением и благодарностью,
Павел

Павел Прагин   17.02.2020 11:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.