Речь Богдана Хмельницкого
— Паны полковники, есаулы, все Войско Запорожское и все православные христиане!
Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлоб-ляющих все христианство нашего восточного православия.
Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гоните-лями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помя-нулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе госу-даря из четырех, кого хотите: первый царь — турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый — есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — басурман: всем вам из-вестно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснений; крымский хан - тоже басурман, которого мы, по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианин великий государь — восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Это великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной Церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений не презревши, теперь милостивое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царской мило-стию своею прислать изволил. Если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его великой царской руки, благотишайшего пристанища не обрящем. Если же кто с нами не согласен, то куда хочет — вольная дорога.
Тут весь народ завопил:
— Волим под царя восточного православного! Лучше в своей благочестивой вере умереть, нежели ненавистнику Христову, поганцу достаться! Потом полковник переяславский Тетеря, ходя в кругу, спрашивал нас на все стороны:
— Все ли так соизволите?
— Все единодушно, — раздался ответ.
Гетман стал опять говорить:
— Будь так, да Господь Бог наш укрепит нас под его царскою крепкою рукою!
Народ на это завопил единодушно:
— Боже, утверди! Боже укрепи!
Чтоб мы вовеки все едино были!"
Свидетельство о публикации №116082906303
На вопрос "что такое дружба народов",армянское радио отвечает:"Дружба народов-это когда армяне объединяются с грузинами,абхазцами и мегрелами и идут бить азербайджанцев".
Так и здесь Хмельницкий видит смысл объединения с русскими,чтоб по-хрущевски показать кузькину мать "неверным" туркам,но,как известно,сам Хмельницкий вступал из-за выгоды в коалицию против России даже вопреки интересам православия.
К тому же,глядя со своей колокольни,я не могу впечатлиться от призыва человека,учинившего кровавые еврейские погромы.Поэтому,если выбирать между "патриотом" Хмельницким и "предателем" Мазепой,я,безусловно,выберу Мазепу,который даже для Пушкина был интересной фигурой и источником вдохновения.
По иронии судьбы,слова "богдан"("богед") на иврите означают "предатель",а иврит - это смысловой язык,первая форма общения человечества.
Графман Леонид Давидович 11.11.2018 10:28 Заявить о нарушении
Александр Королёв-Иван 11.11.2018 18:50 Заявить о нарушении