Клюв птенца...
Посв. Наталье Фёдоровне,
нашедшей птенца.
Клюв птенца экскаваторно тянется,
Цвет спины углубляется в синее,
Голова - по окружности странницей,
И другие, продольные линии.
И рука воспитателя тянется.
А вокруг детвора, все с глазищами
И сошедшимися в ласке пальцами.
А потом вместе ветку поищем мы.
С остановленным часто дыханием -
Где-то пусто гнездо преждевременно,
В нас его обнаруживать мания!
В свете веток осенних и в темени.
Вдруг хозяин нашёлся, и поползень
Отдан мальчику, нам неизвестному.
Дел полно, их весёлые полосы,
Интерес к интересу - к окрестному.
Всё сегодня с особым движением:
Паутина, которая порвана,
И мгновенное к ней отношение,
И пролётное пение ворона.
Настроенье небес листопадное.
На веранде - сбор новых гербариев,
Хорошо листья рядом раскладывать,
Пересчитывать их, жёлто-карие.
Грустно, видимо, строиться парами.
Вырастают из шалости шумные:
У традиции корни-то старые -
Скифы мы! Одновременно с гуннами!
Главный гунн-воспитатель старается,
Утишая ручей многоплановый
Дирижёрским порывом. И палицей -
Строгим голосом, поднятым заново...
26.08.16.
И буду уже собирать то, что произносят мои воспитанники, которым пока по три года, как раз период "Кризиса 3-х лет". Часто звучат "Нет", "Не хочу!", "Я сам!".
Среди детей - хорошо говорящие, говорящие хуже, и такие, которые пока только собираются заговорить, но языком жестов уже овладели.
Даша Шинкаренко. Умная девочка. И умелая. Присела к моему столу, взяла ножницы и лист бумаги, что-то вырезает.
- Какой лист взяла? - Задаю вопрос из другого конца комнаты.
Помахала им, улыбаясь - мол, вам ненужный.
Подошла за очками - очков на столе не вижу. "Где ж очки?". Даша кивает на футляр - "там, я положила".
Точно, уже в футляре. Ай, да Даша, ай, да молодец!
Ищу список сдавших деньги на кукольный театр...
Ой, а из списка Дашенька что-то своё вырезает!
Из кусочков мне пришлось полную картину складывать...
В группе появилась новая девочка, рыженькая Тася. Плакать стала ещё в раздевалке.
Во время утренней гимнастики перестала: происходящее отвлекло девочку. И всё последующее отвлекало - в группе, на прогулке. А стали в группу строиться - опять началось.
Дети обедают. Ариша Баранова:
- Не слышно чай пить!
Соня Абрамченко: "А я была в зоопарке! Видела там курицу тупую.".
Я: "Комары разлетались."
Соня: "Потому что голодные.".
Соня увлекается игрой с игрушками - щенком и мышкой.
- О, ведьма, привет! - приветствует мышку щенок.
...продолжение игры. Мышка - щенку:
- Не хочешь помогать? Надо!
Соне Абрамченко не спится. То один глаз блестит в мою сторону из натянутого на голову пододеяльника, то движением рук и ног выдаёт себя.
- Соня-я.
Приподымает голову. Убеждается, что я - приставучая, вздыхает и, чуть полежав, засыпает.
Иногда ворчунья. Задевать нельзя! А Никита вдруг плечом касается и часть Сониного стульчика занял! Может, она - соционический БАЛЬЗАК? Для интуитивно-логических интровертов БАЛЬЗАКОВ женского рода "характерен скептический настрой". Пишу это с улыбкой, конечно. Сонечка - представитель серьёзных людей.
Во время прогулки Сонечка встала на самый высокий пенёк и рассказала мне большое стихотворение про осень, а потом спела песенку. Настроение у Сонечки было прекрасным.
Дюймовочка! Алиса Сизикова. Тоненькая и прелестная, лёгкая как бабочка. Несколько раз было такое - увижу летящую ласточку и тут же вспомню Алису. Вот такая ассоциация появилась.
Чуканова Прасковья. Очень хорошо разговаривает! Отзывчивая на всё хорошее - охотно принимает участие в играх, чуть нерешительнее - в начале утренней гимнастики, но при небольшом усилии с моей стороны или со стороны Людмилы Викторовны скоро включается в неё. Ни с кем не ссорится, доброжелательная девочка, общаться с ней - одно удовольствие.
С трудом засыпает, то так ляжет, то этак, то снова по-другому. Хочется обратиться к ней понежнее, но имя "Прасковья" даёт мне только одну возможность - поиграть интонацией. Ребёнок засыпает, и я испытываю радость от достигнутого нами (достигнутого мною и Прасковьей).
- Мы были в гостях у бабы Тони. Папа мне сказал "Тиви-тиви", и я ему сказала "Тиви-тиви". Папа опять - "Тиви-тиви". Я - "Попугай какой-то"!
Округляет глаза.
-У меня есть сумка с быком! На него надо надавить и он песенку споёт. Да у меня два быка есть! Большой и маленький.
Дети показывают мне свои рисунки.
- Матьвей, это облако?
Матвей радостно кивает.
- А у тебя, Прасковья?
- Cписок!
- Чего?
- Не знаю, но вот тут написано "Чуканова Прасковья".
- А на твоём рисунке что? - Спрашиваю Сонечку Однороб.
- Подарок! Маме!
- Какой, Сонечка?
- Никакой, просто подарок.
Ксюша тянет к моему лицу свой рисунок:
- Я напИсала!
- Что?
- Мама Ксюшу папа Ксюшу!
Алешков Матвей. Почти не говорит, но уже старается заговорить. Когда мы делаем утреннюю зарядку и звучит речёвка, глаза мальчика округляются, а губы приходят в движение. Кажется, что скоро заработает и весь артикуляционный аппарат.
Посылаю ему ногой мяч, и мальчик преображается - появляется что-то новое, ловкое в линии спины, в линии плеч! Мерещится, что передо мной маленький спортсмен.
Утром: "Здравствуй, Настя!"
Настя Масловская: "Нани, папа."
Делаем зарядку под речёвку "Хома-хомячок".
- Настя, повтори.
Настя: "Нани, папа!"
Учим стихотворение про ёжика.
- Настя, повторяй за мной...
- Нани, папа.
Вечером: "Настенька, идёт твой папа!"
Настя смеётся: "Нани, папа!"
Настенька отпрашивается: "Мо?" (можно домой?)
Водила детей в музыкальный зал на спектакль кукольного театра. Настя испугалась, плакала, судорожно обняла меня за шею. Но скоро уже робко смеялась и хлопала в ладоши.
Сегодня Настя играла "циклом" (мотоциклом).
И папа не понял, что просит Настя, а я поняла! Настя просит вернуть ей "О" (очки).
Миронова Рита, у которой заболела рука.
Мама Риты: "Ты с кем-то столкнулась?"
Рита: "Да, с землёй."
- Обнимай, Ритуля, игрушку, засыпай.
Заснуть не получается...
- Будешь вертеться, заберу игрушку.
- Не заберёшь! - обещает Рита.
- Конечно, не заберу. А спать будешь?
- Буду, - обещает она и это.
На улыбку ребёнка невозможно не отреагировать своей.
...Спит!!
Утро. Приходят в детский сад друг за другом дети. Рита выглядывает из группы в раздевалку, там раздевается Женя Комаров.
Рита о Жене:
- Женя уже почти пришёл.
- Мой - Женя Комаров! Женя Комаров - мой!
Мама:
- Что ела?
- Ничего.
- Как ничего? А чем кормили?
- Картошкой и курицей. Я картошку поела, а курица была несъедобной.
Рита кружится:
- Быстро крУжусь? И падаю, - смеётся Рита.
Я:
- Это нужно записать.
- И меня запишите, - настаивает Даша Севостьянова.
- И меня запишите! - Слышу синхронное дуэта Никиты и Сонечки Однороб.
На прогулке нашла микроскопического червячка и долго показывала мне и детям, как смешно ползал по её руке, бесстрашная. Дети с изумлением и восторгом наблюдали, как червячок изгибал своё тоненькое тело - начало и конец прижаты к руке, а середина поднимается волной. Вдруг червячок отрывал от руки и свою "голову", двигал ею так, словно, оглядывался.
Бежит из туалета и кричит: "Офигеть!"
Увидели зелёного кузнечика, поднявшегося по коре берёзы достаточно высоко. Вялый.
Повторяли за мной: "Потому что осень, замёрз, на солнышке греется, слабенький." Вдруг кузнечик отвалился от коры. Дети искали его в траве - не нашли.
- Где кузнечик? Где?! - громче всех искали Данил и Рита.
Присяжнюк Богдан, который пока привыкает к детскому саду.
- А моя мама придёт? А меня папа заберёт?
В глазах стоят слёзы. На моё "Конечно, Богданчик" вдруг отвечает смехом и говорит:
- И похвалит меня, скажет "Молодец", потому что я спал. Да?
Уже много раз Богдан назвал меня Еленой Геннадьевной. Назвалась своим именем, Богдан посмотрел на меня пристальнее, с удивлением. Часто присаживается рядом, предлагает: "Давай вместе посидим."
Богдан увидел в группе пылесос, пылесос ему не понравился.
На прогулке:
- А пылесоса больше нет? Его уже унесли?
Собираемся идти в группу:
- А пылесоса точно больше нет? Дай мне руку!
Людмила Викторовна: "Работай ложкой."
Богдан: "А я и работаю."
Бухтияров Данил. Смешной до невозможности. Его кроватка, шкафчик в раздевалке и вешалка для полотенца обозначены картинкой с осликом, что совпало с тем, как часто ведёт себя крепыш Данилка.
В песочнице протягивает мне лопатку и формочку:
- Сделай мне машину! Сделай! У меня нет сил.
- Чего у тебя нет?!
- Сил, - уточняет Данил.
Вечером открою книгу, Данил присаживается рядом первым.
И очень подвижный, и хороший у него ко всему познавательный интерес.
Магнит - для Михайлова Виталика! Вместе - страшная для меня смесь озорства.
Определила для себя, что Данилка - соционический ЖУКОВ, сенсорик, логик и экстраверт. Хозяин пространства!
Часто залезает на колени - "Так хочу!". Любит быть первым. Предлагаю детям поиграть в "Волшебный мешочек" или собрать из частей картинку - спешит всех опередить. Иногда обижается, если играю не с ним.
Постоянно слышу от него: "Я сам!" или "Нет. Не хочу." Но скоро быстро заинтересовывается деятельностью, азартно в неё включается.
Иногда Данил произносит: "Евстественно."
Только что помогала Данилу надеть футболку и поправила носки.
Медлительный Тимоша смотрит без всякого выражения на собственный носок, который нужно надеть. Данил не выдерживает, берётся помогать:
- А ты так надень! Где пяточка - вот так...
Пытается натянуть носок на ногу Тимофея.
На прогулке. Слышит, что я, беседуя с детьми, произношу "божья коровка".
- Где божья коровка?! Где?! - оказывается он впереди всех.
У Данила трудный период - по-моему, кризис трёх лет в самом разгаре, смена настроений мешает, прежде всего, самому Данилке. На прогулке побегает, пошалит, но вот уже ищет мою руку, залезает на колени, настойчиво отстраняет рукой близко подошедшего ребёнка, ни с того ни с сего плаксив.
Данил и Виталик забежали в спальню. Увидела, что забрались на постель в обуви, пристыдила их.
Виталик, пребывая в полной уверенности, что по-настоящему испугает меня, чеканя слова, придав своему лицу уверенности и важности:
- Не приду к тебе в садик!
Данил тут же, с лёгким налётом неуверенности, повторяет за ним:
- И я не приду к тебе в садик!
В групповой комнате, только я присела, Данил залезает ко мне на колени. - Посидеть! Так хочу! Посиде-е-еть хочу!
Данил забрал у Витали машинку. Виталик орёт: "Он мою машинку забрал!"
- Данил, разве мы в нашей группе забираем друг у друга игрушки? - Говорю я. - Ты о волшебном слове "пожалуйста" позабыл?
Данилка уже с протянутой рукой, в которой - машинка, приближается к Виталику, не очень уверенно, но произносит:
- Дай, пожалуйста, машинку.
Виталик, после лёгкого замешательства, отдаёт ему машинку.
Михайлов Виталя.
Отнимает у Евы игрушечную кроватку. Ева голосит, но Виталю это не останавливает.
- Зачем же ты девочку обижаешь? Свою сестрёнку ты, наверняка, не обижаешь.
Во взгляде Виталика появляется лукавство: "Обижаю!"
Дети одеваются после сна, попыталась помочь Виталику надеть носок. Но он отстранился и заодно обрадовал:
- Меня папа учил, я сам!
С гордостью показывает карандашный рисунок, сделанный самостоятельно: "Для папы!"
- Мой папа очень высокий, он самый высокий и сильный!
Виталя принёс набор маленьких грузовых машин, и был окружён вниманием мальчиков. Сонечка Однороб пыталась примкнуть к группе играющих, но её оттесняли. В основном, машинки доставались Данилу. Вечером, уже на веранде, Виталя Данилу ни одной машинки не выделил. Данил рыдает. Прошу Виталика поделиться.
- Данил мне уже не друг, - объясняет мне Виталик.
Макар Лялин. С Виталиком Михайловым играют машинками.
Макар - Виталику: "Это твои проблемы."
Утром зашёл со слезами, когда успокоился, обжился в группе, пообещал больше не плакать.
- Я не буду плакать. Я ещё не понимал, а теперь подумал и понял, что плакать не надо. У меня нормальное настроение. А потом будет снег и будет Дед Мороз! Меня мама любит. Что ещё? (Задумался.) И нужно дружно играть!
Габидулин Арсений.
Поправил меня, когда называла его Арсюшей.
- Меня зовут Габидулин Арсений!
- А моя мама самая красивая!
Играл, играл с мальчиками, а потом сел в сторонке, отвернулся от детей.
- Арсений?
Не слышит, не видит, "ушёл в себя", "не здесь". И я на него засмотрелась. Понимаю, что устал ребёнок.
Из моего письма знакомой:
*Есть в моей группе мальчик Арсений, ему три с половиной года, а я почему-то смотрю на него и часто в голову приходит, что вырастит необыкновенно глубокий человек: такой у этого мальчика бывает взгляд. Голос громкий, мальчик самый высокий и похож на страусёнка, весёлый бывает - как все другие, но сядет в сторонке и смотрит уже - куда-то дальше... И я на него тогда засматриваюсь. Куда-то - дальше всех нас - смотрит.*
Только что пришло в голову, что Арсений - соционический РОБЕСПЬЕР.
Ева Крючек. Едва говорит.
- Ева, ложись. Вот, я тебя укрыла, закрывай глаза и засыпай скорее.
- Я маме кажу.
Стараюсь не показать, как мне смешно.
- Давай, я твоей маме расскажу, что ты детям спать мешаешь.
- Нет.
- А папе сказать?
Ева смотрит на меня некоторое время и закрывает глаза.
- Ева, соберём мозаику?
Ещё не разобравшись в том, что говорю, Ева отвечает: "Я маме кажу".
Ева - мне: "Ты пишИшь? Ты пишИшь?" (ты пишешь?)
Соня Однороб. Нарисовала синим карандашом неправильные окружности. Очень довольна результатом.
- Это барашки. Я маме подарю.
Растопырила пальчики передо мной:
- Моя мама отращивает мне пальцы.
Понимаю,что имеет в виду ногти.
Камилла - везде, только по потолку не пробегала! Громкая. Особенно громкая - и многие дети закрывают уши руками. Цепная реакция.
Рассказала знакомой, что в группе есть девочка, которая скоро по потолку побежит.
Наташа, смеясь - мне:
- Ир, ей надо мальчика в пару найти, он её уравновешивать, отвлекать станет. Или задание какое-нибудь важное, не привязывать же её к стулу.
Я - Наташе:
- Громкое к стулу не привяжешь!
Не понимаем, что говорит. Что-то постоянно лепечет, но что именно, разобрать пока не получается. Соня Абрамченко принесла с улицы стёклышко, стала ковырять им пальчик - это увидела Людмила Викторовна, от неё - узнала я.
Мой возглас:
- Соня, что ты делаешь?
И вдруг слышу из-за спины чётко произнесённое Камилой:
- Соня, что ты делаешь?
Кочетов Никита. Всегда предупреждает, что спать не хочет. Предлагаем ему просто полежать. Засыпает одним из первых.
Хорошо говорит, хорошо запоминает, наблюдательный. Играем в игру "Чего не стало" (какого-то овоща или фрукта) - называет первым.
- А моя мама где?
- На работе.
- Нет, она уже идёт!
- А моя мама придёт?
- Придёт, Никитушка!
Никита очень доволен моим ответом, успокаивается, улыбается.
Прекрасно слышат Людмилу Викторовну, помощника воспитателя. Уронит слово - и доброжелательная, но веская, точная словесная инструкция Людмилы Викторовны воспринимается всеми и каждым. Сама себе завидую иногда: с таким цельным человеком работаю, большое облегчение в работе - мне в организации детей и, в первую очередь, польза детям.
Заговорю с Греченко Ксюшей - всегда улыбается. Приходит в детский сад первой, когда её вижу, кажется мне, что уже сама сделала шаг ей навстречу. Золотой среди золотых ребёнок.
Несколько дней Ксюша из-за болезни отсутствовала. Раннее утро, дети ещё не подошли. Слышу через открытое плач ребёнка. Подумала, что ещё не привык кто-то к детскому саду, кому-то посочувствовала... И тут заходит в мою группу Ксюшин папа с плачущей Ксюшей на руках! Вот те на! Хорошо, что Ксюшиного огорчения хватило ненадолго, уже успокоилась.
- Это мне мама купиа.
Мама Ксюши:
- Вчера Ксюша с мальчиком машинку не поделила.
Перечисляю:
- С Виталиком? С Данилом? С Арсением?
Ксюша:
- Нет, с Соней.
Мама:
- Так с мальчиком же.
Ксюша:
- Я?
Аркаша Кленовой утром сам разделся и переобулся, сам!!
Гришина Вероника.
- Онюшки (печенюшки).
- Ылять (гулять)!
Сидит на качели, зовёт меня:
- Тётя!
- Меня зовут "Ирина Львовна".
- Тё-ётя, - улыбается Вероника.
- Ирина Львовна.
- Ивова, - складывает Вероника моё имя.
А если сердится - резко садится на ковёр, смотрит строго, начинает снимать туфлю, чтобы в сердцах отбросить её в сторону.
Кусается! Покусала за день пятерых: такое настроение! Вот после моего вмешательства и летела в сторону её туфля.
Залезла ко мне на колени, начинает петь:
Маленькой ёлочке холодно зимой,
Из лесу ёлочку взяли мы домой...
Спела всю песню! Да как точно, правильно! Ай, да мама, ай, да молодец. Вероничка пела и смотрела на меня счастливыми глазёнками.
Прокудина Ариша.
На прогулке - мне: "Давай походим!"
Берёт меня за руку.
- Идём в лес! - Гуляем под берёзами, что растут у веранды. - Идём на веранду!
Пока гуляем и я пересчитываю в пути детей, к нам пристраиваются ещё несколько. Очень люблю такие прогулки: то муравьём полюбуемся, то муравьиной дорожкой на берёзе, то пауком и его паутиной, то листопадом, то червяком... и несколько человек-детей за руки держатся.
Предложение "Давай походим!" от Ариши поступает на каждой прогулке, и многократно - на каждой.
Вечером:
- Воспитателя, где моя ма-ма-а! Ну где моя мама? Давай смотреть в ту сторону! Почему она не идёт?! Она придёт?
- Придёт.
- Нет.
- Так не бывает.
- Нет, не придёт! А когда она придёт? Воспитателя...
- Ариша, меня зовут Ириной Львовной.
После репетиции обратилась ко мне по имени-отчеству.
Кто-то у кого-то просит игрушку, а Ариша предлагает:
- А ты скажи "пожалуйста"!
Очень радует, что слово "пожалуйста" для детей, действительно, волшебное. Гасит конфликт, ребёнок ребёнку после него уступает игрушку.
Новохатько Настенька. Глубоко посаженные, но огромные глаза, глядит, как двумя яркими фонариками в тебя светит, наиприятнейший для моего слуха голос...
Ещё один соционический ЖУКОВ в нашей группе. Но детей тестировать соционика не советует, можно ошибиться. Однако, вижу в Настеньке ещё одну будущую и уверенную хозяйку принадлежащего ей пространства.
Четверик Миша. Принёс в детский сад игрушку "бетономешалку". В сонный час лёг, её к себе прижимая. После того, как уснул, я игрушку переложила "в ноги", на свёрнутый вчетверо пододеяльник (лето, жарко). Миша пока просыпается раньше обычного, но лежит тихонечко, молодец. Наблюдаю, как ногами старается пододеяльник с бетономешалкой поближе к себе притянуть... Получилось! Радостный Миша опять прижимает к себе слегка гремящую игрушку.
Вечер, смотрим мультик.
Миша Четверик: "А моя мама придёть?"
Богдан, Никита, Ариша Прокудина - тут же о том же.
И как волна на берег набежала - волна этого вопроса: все дети, друг за другом, его повторили.
Стоит одному задать - и все вопрос повторят. Мой утвердительный ответ каждого и, наконец, всех успокаивает.
Самостоятельная игровая деятельность детей после сна, всё шумнее и шумнее. Прошу всех сесть на стульчики и послушать тишину.
- Нет её? Испугалась, спряталась от нас. Но слышите, как тихо стало? Значит, тишина к нам вернулась! Пусть играет вместе с нами. Хорошо?
Снежана Дубченко очень искренне обещает: "Мы будем тихо играть!"
Укрываю Снежану, она приподнимает над подушкой голову:
- А меня любят? (Не механический вопрос, я вижу это по выражению её глаз.)
- Я люблю, и дети любят, твой брат, мама с папой - очень-очень, все тебя любят!
Видно, что мой неторопливый ответ расслабляет девочку.
День Рождения Улановой Настеньки. Дети по-очереди подходят к ней, чтобы поздравить. Настенька каждый раз поворачивает голову, насколько это возможно, в сторону, не смотрит на поздравляющего. Ходит в детский сад несколько дней и пока очень сильно стесняется.
Когда в игре "Каравай" участвовала настоящая именинница, мне показалось, что дети восприняли игру более заинтересованно.
Учили стихотворение:
Падают с ветки жёлтые монетки.
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотая дарит листья
Вам и нам, и всем подряд.
На прогулке дети с огромным удовольствием обсыпали друг друга и меня опавшими листьями, повторяя: "Листопад! Листопад!"
Рассказ о новом впечатлении!
Вечер, проводила последнего ребёнка Камиллу. Планов громадьё: доклеить, дописать, а "это" - начать. На подоконнике, на столе - папки, папки...
И вдруг летит ко мне голос - из колодца лестницы на второй этаж, ближе, ближе, и через игровую комнату - в спальню, где сижу в удивлении, уже обо всём позабыв и отдавшись впечатлению.
Выглянула из спальни и лицом к лицу с ночным сторожем встретилась.
- А я всегда в саду пою, звук летит! - заговорила со мной светловолосая женщина.
- Прекрасный у вас голос, прекрасно летит! - С радостью отвечаю. - А для меня споёте?
Смутившись, она не сразу петь начала. А потом - лился её очень красивый голос в "Ай, ручеёчек-ручеёк" и другие цыганские романсы, в песни Кристины Агилеры и Пресли... Ох, и широко разливался, поднявшись на нужную ему высоту! До полной темноты за окнами. Живой, сильный, заставлявший меня таять.
Потом мы обе заторопились, через пол-часа прощались на первом этаже, я бежала домой, а за спиной - детский сад оставался для меня необыкновенно наполненным тем, что случилось, и нашей радостью общения. И это было очень приятное чувство.
Удивительное - рядом! Спасибо ему за это!
Из моей переписки c человеком - знатоком страшных сказок Шарля Перро:
Написано мне:
*ночью надобно спать и копить силы для общения с трёхлетними башибузуками!*
Написано мной:
*а уже 5 часов утра, через два часа пойду на сказочную работу:). Она очень шумная, потому что проходит среди трёхлетних детей, которых много, и иногда пытается превратить хорошего взрослого человека... в "Людоеда", наверное:))). И тогда появляется громкий голос - людоедский, скорее всего:))). А до этого - он спал!:))) Шучу, конечно:), мой голос, к сожалению, тихий, и дети могут не расслышать:).
Помню, как среднюю дочь, ей как раз три года было, забирала в первый раз из садика. Воспитатель вышла вместе с ней в раздевалку и, как мне показалось, прокричала: "У вас очень хорошая девочка":))). (Примечание для тех, кто не знает, что :))) - это смех.)
...
А башибузуки сегодня рисовали - "наливали воду в свои аквариумы" и сами вымокли (в синей краске:))). Ой, что было! Мы с няней еле наших художников отмыли, но одежда местами пострадала, а у некоторых - даже шеи, а ещё показалось, что некоторые синюю краску ели и пили!:))) А родители рады: дети делом занимаются!:)))*
Вторая часть.
Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они стоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии...нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...
Антон Чехов
Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью.
Антон Чехов
Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят её причинять, - они уже люди.
Жан Лабрюйер
Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.
Оскар Уальд
Быть добрым — не свойство характера, а талант, который надо упражнять и который теряется, если не держать его в форме.
Ана Бландиана
Человек привыкает ко всему, но ребенок еще не привык быть человеком...
Ольга Флярковская
Итак, я продолжаю.
На свете нет ничего более интересного, чем люди.
Среди людей нет никого более интересного, чем дети.
Рита.
- Ты, Рита, будешь бабкой, будешь деду Арсению помогать Репку тянуть.
Рита полна энтузиазма, побежала к Арсению.
- Подожди, Рита. Ты же старенькая, вперевалочку ходишь.
- Да, - соглашается она, - сейчас!
Вернулась к стульчику, от него пошла "как бабушка".
Ариша Прокудина. Ест глазами.
- Ты, Ариша, внучкой будешь.
Срывается с места, уже за бабку Риту держится.
Матвей - тихо лает: "Ав-ав". Он - Жучка!
Ариша Баранова "лапкой умывается", сначала круглыми глазами на меня смотрела, когда предложила ей действия кошечки показать (перед тем, как кошку внучка позвала), теперь - "умывается"...
Соня Однороб очень довольна тем, что её игрушечная мышка для инсценировки сказки пригодилась.
На занятии ФЭМП (развитие элементарных математических представлений).
Дети - в осеннем лесу во время листопада. Вместо обычных листьев летят на них сказочные - жёлтые и красные геометрические фигуры. Предлагаю собрать их в четыре корзинки, в каждую - "листья" одного вида. Некоторые дети (Вероника, Данил, Настя Масловская...) донесли смятые настолько, что уже и порваны. Когда успели сделать их "не листьями"? За секунды!
На занятии по развитию речи сами сделали аквариум. После поставила его на полочку в живом уголке.
Данил сел около аквариума и долго разглядывал рыбку, первое время старался других детей к аквариуму не подпускать. Покрикивал: "Я здесь сижу!".
Беру из рук Вероники конверт для диска, а конверт и во рту уже побывал, мокрый!
- Жевала?
- Да.
- А зачем?
Приподняла плечи, мол "не знаю".
Подниму с ковра носовой платочек - Вероника кричит: "Мой! Мой!". Спешит ко мне, рукой на второй руке рукав оттягивая. Пристрою платочек в рукаве и прошу больше не терять.
- Да! - отвечает согласная Вероника.
...
- Вероника, чей платочек? - опять...
Теперь я стойкий борец с вредной привычкой.
Даша Ш., Соня О., Ксюша, Ева, Вероника - часто что-то во рту потеряют и с помощью пальца ищут.
Найти не успевают, потому что я - тут как тут.
Предлагаю детям опознать тёплые штанишки. Им не до штанишек, нет хозяиНА. Выяснилось почему - в какой-то момент допроса нашлась хозяйКА! Соня Абрамченко.
Как мы гуляем.
Перед прогулкой отправляю всех нужное дело сделать...
- Все сходили?
- Да-а-а...
Виталик, сопротивляясь, тянет: "Я не хочу-у!!".
- Надо, Виталик, на улице сходить уже не получится.
- Не хочу-у...
Сходил.
На улице, в середине прогулки подходит: "Я хочу."
- Чего?
- Ирина Львовна, я в туалет хочу.
Начинаем самое необходимое расстёгивать и стягивать...
- Что зимой делать будем, Виталик?
Вспоминая об умении наших ребят разыграться как следует, вспомнила и о "Свистопопселе", который является выражением невеликанского счастья (по Стивену Спилбергу). Есть что-то общее - в этом слове и в делах наших детей. Дела, надо признать, часто не совпадают с моим здравомыслием, и... поди пойми - то-ли сердят, то-ли смешат меня (великана-умника - в розовой стране малышей-глупышей).
Слышу и вижу много чудесного.
Рекомендую для семейного просмотра фильм Стивена Спилберга "Большой и добрый великан". "Ваше Хваличество", "Слушайте меня, даже если не верите своим ушам", "царапульки совести", "золотой светлогрёзик", "солнечные счастливни", "очаг, где готовится еда намного вкуснее прежней" и много-много другого - это в нём.
Женя Комаров.
- Я выспался и выспался, потом ещё поспал и пришёл в детский сад.
Уланова Настя. В раздевалке. Плачет, натягивает колготки и повторяет:
- Я учусь. Я учусь.
Камилла стала спокойнее, много играет, подходит что-то рассказать, спокойно беседуем. Справляется с заданиями, которые предлагаем детям на занятиях. Мы с Ольгой Сергеевной радуемся.
Соня Однороб, Даша Севостьянова, Вероника - взялись за руки и стали водить хоровод, водить с удовольствием! Самостоятельное объединение детей для игры - результат того игрового опыта, который дети приобрели в детском саду! Ура!
Алисочка Сизикова. Утром, когда папа отрывал от себя Дюймовочку, она висела на нём, похожая на обезьянку, расплакалась. Трудный момент расставания. Ребёнок - весь выражение мысли:
"Вы отдаёте меня в детский сад, а я не хочу с вами расставаться. Вы уговариваете меня, задариваете обещаниями и подарками, а мне всё равно страшно. Вы говорите, что там такие же девочки и мальчики и что они не плачут. Я верю вам, но всё равно плачу, потому что я не такая, как они, а они не такие, как я. Я так хочу домой, в мой единственный, главный мир, где вы и я - одно целое, мне плохо без вас. Вы самые главные и нужные, любимые люди на свете."
А потом я обнимаю Алисочку, Илюшку, Тимошу, Аркашу... Дети быстро успокаиваются, начинают играть, и много хорошего, интересного для них, происходит за день. Но утром - повторяется, некоторые дети пока ещё остро переживают разлуку.
Данилка. Болел, первый день в детском саду. Когда расставались, тянул - не отпрашивался. Мама настаивала: "Отпрашивайся.". Ожидая, я присела перед ним на корточки, Данил повернулся ко мне и... вытянув губы трубочкой, качнулся в мою сторону, поцеловал. Как же это приятно и дорого.
Прасковья. Каждый день играет с самой большой куклой. Подносит ко мне и старается осторожно переложить в мои руки.
- Она уснула... - ждёт моих действий. Покачиваю, поглаживаю.
- Она проснулась, глаза открыла, - уже убеждает меня Прасковья. - А я её покормлю.
Матвей и Илья - молчуны, ещё плохо разговаривают, и тихо. Но вместе они - шалуны. Глаза - счастливые, то один друга догоняет, то другой, смеются очень громко!
Слово "пожалуйста" - по-прежнему волшебное. Работает! Магическое слово.
То в одну машину вцепятся, то фонарик сразу всем нужен... Но как же хорошо, что есть волшебное слово!
Виталик баловался на физкультурном занятии. Пожаловалась папе. Виталик папе объяснял: "В группе бегать нельзя, а бегать очень хочется!"
На следующий день во всём помогал. А я периодически напоминала, что в физкультурном зале сама посоветую, когда уже - пора побежать! Легко и быстро! Виталик, соглашаясь, кивал.
Дашенька Севостьянова. Одеваясь после сна, умудряется две ноги в одну штанину юбочки-шортиков засунуть. Когда объясняла, она слушала, смешно округляя глаза.
- Вот так? Вот так? - спрашивала.
День рождения Вероники. Очень быстро встали в хоровод, взялись за руки. Ещё совсем недавно построение в хоровод вызывало трудность. Подросли.
Не у всех получается произносить:
"Я люблю, конечно, всех,
Ну а (Женю, например) больше всех!"
Показывают рукой.
В этот раз играли долго: детям нравилось выбирать и быть выбранными.
Когда ели конфеты, Соня Однороб, Соня Абрамченко, Женя отложили конфеты для мам.
Данилка попросил ещё и тоже отложил.
Очень любят играть геометрическими фигурами. Уже правильно называют круг, треугольник, квадрат. Просят достать с полки коробочку, в которой хранятся (как вариант - гетрические, например, фигуры), и окружают стол. Собирают гусениц, елочки, снеговика, кораблики, грузовые машины, башенки, цветы.
Сделали из высушенных листьев панно "Осенний лес и птичка". С большим интересом раскрашивали листья гуашью.
Ариша Прокудина приближается, прыгая на двух ногах, радостно сообщает:
- Папа - на нашей машине! Мы - на нём! (Имеет в виду, что на его машине). А на улице снег!
Машенька Безгодова. Долго болела, после большого перерыва пришла в детский сад. Когда заходит в группу, делает робкие шаги, в глазах могут быть слёзы.
Сегодня спокойная, улыбается, взгляд - навстречу.
Великолепно выполнила задание - нарисовала траву. Самый красивый рисунок - у Маши.
Арсений кашляет. Ариша Прокудина:
- Ну зачем пришёл в детский садик с кашлем?! Ну зачем?!
Арсений и Ариша Прокудина рассматривают рекламный буклет нового магазина "Три кота", который лежит на моём столе.
Ариша тычет пальчиком: "А я люблю вот это!"
Арсений: "А я люблю сосиску."
Настя Уланова. Долго листала книгу с картинками. Подошла рассказать, что видела.
Много жестикулировала, была очень эмоциональной. Я мало поняла, но любовалась милым, очаровательным, вдруг раскованным ребёнком.
Настя чётко произносит: "Надо ещё почитать.", уходит к столу, на котором лежит та самая книга.
Опять открыла её, продолжила рассматривать картинки.
На рисунке Богдана трава - везде, на земле и на небе.
Я говорю Богдану: "Наверное, сильный ветер поднял траву так высоко."
Богдан кивает: согласен.
Когда после дневного сна дети начинают одеваться, при моём приближении Настя Уланова всегда повторяет: "Я сама."
Сегодня Ева Крючек без помощи взрослого надела колготки, ребёнок был счастлив.
Одеваясь, Богдан повторял: "А ты мне поможешь? Поможешь?"
Как же был счастлив, когда сам надел колготки и шорты, сам обулся!
После занятия ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) "Длинный-короткий" Богдан делает вывод: "А в детском саду - весело.".
После этого занятия Настя Уланова рассказала, как её папа ходит на работу по длинной дороге. Радостно от того, что содержание занятия отложилось в ребёнке.
Рабочий день Людмилы Викторовны закончился, она попрощалась с детьми, ушла.
Богдан:
- А почему Людмила Викторовна ушла? Она устала гоняться за нашими детками?
Рита:
- Ирина Львовна!
- Что, Рита?
- Ничто.
Я:
- Это запишу.
Рита:
- ЗаписАй!
Камилла взяла уточку.
Рита:
- Это моя.
Я:
- Ты принесла и детскому саду подарила?
Рита согласна, кивает.
Я:
- Теперь уточка - общая?
Рита, кивая:
- Моя.
Никита показывает бульдозер.
- У меня таких много, но они потерялись.
- Ты потерял?
- Нет, мы с Лёвой (с котом).
- Лёва твоими машинками играет?
- Нет, я играю, а Лёва - со мной.
Смотрим мультфильм про кота Леопольда.
Ариша Прокудина:
- Тут подлый трус спит?
Ариша Прокудина:
- Нарисуй мне грузовую машину и легкУю.
Рисую легковую.
Ариша:
- Ну, ты даёшь!
Данил играет в рыцаря, в руке - "меч" (брусок из строительного материала). Матвей тоже взял "меч".
Я:
- И Матвей рыцарь? У него тоже меч.
Данил (с чувством большого превосходства):
- Да он у него ма-а-аленький!
Настя Масловская построила из строительного материала дорожку и ходит по ней, разведя руки в стороны (для сохранения равновесия).
Пригодился опыт, приобретённый на физкультурном занятии.
После обеда напоминаю:
- Что нужно сказать?
Ариша Прокудина:
- Я икнула.
Ариша П. Кашляет.
- В следующий раз к врачу, и второй раз (загибает пальцы), и второй раз, и опять всё время!
Рита взяла точилку и поточила карандаш.
- Вот я самая большая молодец!
На музыкальном занятии дети были мышатами, а я кошкой. Когда кошка проснулась, мышатам нужно было убежать в норки (сесть на стульчики), но часть детей убежала к стене, возле которой стульчики не стояли, остальные дети, как один, полезли под стульчики. И не поместились под ними, их попы в ряд выглядели очень смешно.
Мы с Еленой Валерьевной извлекли детей, объяснили, сделали вторую попытку - Виталик опять нырнул под стул, застрял, половина детей повторила всё, что сделал Виталик.
В понедельник - всего восемь детей, после завтрака пришла бабушка за Илюшей, чтобы показать его участковому педиатру.
Миша Четверик:
- Осталось семь дете-ей.
- Ты и до семи считать умеешь?
- Да-а, и до восьми-и.
Миша Ч. перенес поближе ко мне девять динозавров, которыми играет. Я пишу, Миша расставил их передо мной на столе:
- Динозабры! Они тебя не укусят. Смотри, как много динозабров!
"Привет" - говорит мне жёлтый динозаБр голосом Миши.
Вспомнила, как мой внук рассказывал мне, когда был в Мишином возрасте:
"Смотри! Это след динозабра!".
Дети играют в "Магазин". Рита:
- Я тоже хочу продавЕцом!
После моей подсказки, поправляет себя:
- Продавцом.
Когда Даша Шинкаренко взяла лист бумаги для рисования, вся стопка оказалась на полу. Даша задала резонный вопрос: "И что за бардак такой?".
Показываю детям открытки с изображением насекомых, дети видят больших кузнечика, муху, жуков... Размер сбивает их с толку, мешает узнаванию. Да и не всех насекомых знают "в лицо".
Даша Севостьянова, глядя на кузнечика:
- Это Кеша.
- Какой Кеша?
- Попугайчик.
- Ариша (Ариша Прокудина), не толкайся.
- А я не толкУюсь.
Даша Севостьянова.
- А у меня киса есть.
- Настоящая или игрушечная?
- Настоящая.
- Как её зовут?
- Доча.
- Какого она цвета?
- Жирная. И кусается.
Даша Шинкаренко.
Утром, расставаясь с мамой, плакала. Мама ушла, Даша успокоилась.
Вечером:
- Не будешь завтра плакать?
- Буду.
- Зачем?
- Хочу и буду.
Илюша. Пока шевелит губами, шелестит отдельные слоги, говорит глазами. А тут (дети - за столом, спрашиваю: "Все поели?") вдруг произносит: "Я тоже."
Некоторое время смотрим друг на друга, переваривая событие.
Свидетельство о публикации №116082700790